ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Проблема переживаний в психологии 6
1.2. Отношение родителей к особенностям ребенка с ограниченными
возможностями здоровья как психолого-педагогическая проблема 23
1.3. Содержание переживаний родителей в связи с особенностями
ребенка с ограниченными возможностями здоровья 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ 39
2.1. Процедура исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Актуальность исследования. В настоящее время в мире живёт огромное количество семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, являются наиболее уязвимыми категориями граждан. Родители детей с ОВЗ испытывают множество проблем, встающих перед ними при воспитании ребёнка. Каждый возрастной период привносит в жизнь родителей новые сложности.
Рождение в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья влечёт за собой кардинальные изменения жизни родителей. Рождение больного ребёнка разрушает цели родителей и построенные планы, изменяет их представление о своей роли и месте в жизни.
В данной ситуации одним из важнейших направлений исследований является изучение особенностей переживаний родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями. Определение проблемного поля позволяет повысить эффективность психологической помощи и поддержки семей с ребёнком с ОВЗ. Выше изложенное определило актуальность нашего исследования.
Объект исследования: родители, воспитывающие детей с ОВЗ.
Предмет исследования: переживания родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.
Цель исследования: изучить переживания родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.
Гипотеза исследования: анализ высказываний на форумах родителей детей с ОВЗ отражает состояние хронического стресса родителей, проявляющийся, в том числе, в семантической категории, которая может отражать фазы стрессового состояния.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть отношение родителей к особенностям ребенка с ОВЗ.
2. Проанализировать переживания родителей в связи с особенностями ребенка с ОВЗ.
3. Провести контент-анализ переживаний родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ.
4. Обобщить полученные данные.
Методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- контент-анализ сообщений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, на форумах;
- синтез;
- классификация;
- обобщение;
- систематизация.
Теоретико-методологической базой исследования стали работы Л.И. Акатова, А.М. Аратюнян, Е.Я. Диденко, М.О. Егоровой, Л.Г. Забориной, С.В. Калининой, И.Ю. Левченко, Е.И. Мизгаровой, Е.В. Нищаковой, В.В. Ткачёвой, Т.И. Шульги и др.
Практическая значимость исследования заключается в изучении и систематизации психологических переживаний родителей детей с ОВЗ. Глубокое изучение психологических переживаний родителей детей с ОВЗ позволяет разрабатывать более эффективные программы психологического сопровождения этих семей и психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Этапы исследования:
1 этап - были определены основные подходы к концепции исследования, сделан анализ педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме, определены методологические и методические подходы к проблеме исследования. На первом этапе был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования.
2 этап - был разработан методический аппарат исследования. На втором этапе была уточнена гипотеза.
3 этап - проведение контент-анализа особенностей переживаний родителей с ОВЗ. На текущем этапе были обобщены результаты эмпирического исследования, оформлен библиографический список, подготовлены научно-методические рекомендации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Важным фактором полноценного развития ребенка с ОВЗ является психологическое здоровье его родителей. Данная категория родителей крайне нуждается в квалифицированной психологической поддержке, однако часто работа специалистов с родителями ограничивается консультацией по поводу особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам работы мы можем видеть многообразие родительских переживаний, которые возникают с рождением ребенка с ОВЗ. Главными являются внутриличностные переживания родителя в связи со сложившейся ситуацией. Это сильные деструктивные чувства и эмоции, которые могут приводить к депрессии и отрицательно сказываться не только на родителе, но и на ребенке и психологическом климате в семье в целом.
В нашем исследовании мы выявили взаимосвязь фаз стрессового состояния с элементами семантического поля, которые отражают данные фазы и остроту их протекания (по количеству употребляемых элементов семантического поля). Четвертой фазой является принятие, помощь, в достижении которой может оказать психолог, зная сущность переживаний родителей данной категории и протекания первых трех фаз.
Работа показала важность дальнейшего исследования данной проблемы в режиме реального взаимодействия с родителями детей с ОВЗ и последующей разработке программы по психологической поддержке данной категории родителей.
1. Акатов Л.И. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе семейных отношений // Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2004. С. 256-288.
2. Арутюнян А.М. Проблемы семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. С. 41-43.
3. Бажук О.В. Социально-педагогическое сопровождение семей,
воспитывающих детей-инвалидов, в процессе социальной интеграции в условиях социально-психологической службы «LIFE». Омск:
Полиграфический центр КАН, 2015. 53 с.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и
ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 2(27).
С. 113-123.
5. Бондырева С.К. Переживание (психология, социология, семантика): учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. 160 с.
6. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. 472 с.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001. 150 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: Изд-во МГУ, 1985. 200 с.
9. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М.: Смысл, 2005. 191 с.
10. Вяткин Б.А. О системном анализе психических состояний // Новые исследования в психологии. 1987. № 1. С. 3-7.
11. Гринина Е.С. Отношение младших школьников с интеллектуальным недоразвитием к представителям ближайшего социального окружения // Молодой учёный. 2015. № 2-6(17). С. 371-374.
12. Диденко Е.Я. Проблема организации психологической помощи
семьям, воспитывающим детей с сенсорными нарушениями // Психология и педагогика: методы и проблемы практического применения. 2008. №11-1. С. 56-62.
13. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2015. 105 с.
14. Евтеева Н.В. Поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, в условиях Хабаровского краевого центра помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития // Наука и образование: современные тренды. 2015. №1(7). С. 297-333.
15. Егорова М.О. Услуга «Организация группы поддержки для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья». М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. 57 с.
16. Жигорева М.В. Роль семьи в системе коррекционно -педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии // Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006. С. 146-153.
17. Заборина Л.Г. Изучение состояния психологической напряженности и эмоциональных переживаний у родителей, воспитывающих детей- инвалидов // Сибирский психологический журнал. 2007. №26. С. 136-140.
18. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2002. 464 с.
19. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.
20. Калинина С.В. Повышение реабилитационного потенциала семьи, имеющей детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе ресурсного подхода // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2016. №5. С.47-50.
21. Левин П. Исцеление от травмы: уроки природы // Московский психотерапевтический журнал. 2003. №1. С. 23-25.
22. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. М., 2008. 44 с.
23. Лысенко И.Н. Особенности психотерапии родителей детей- инвалидов// Развитие профессионализма. 2016. №1. С. 198-199.
24. Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания. Райская птичка. О важном. Львов: Инициатива, 2005. 352 с.
25. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2006. 235 с.
26. Мизгарова Е.И. Проблемы организации комплексного сопровождения родителей, воспитывающих ребенка-инвалида // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. 2015. С. 349-351.
27. Миронова Е.С. Психологические факторы неготовности к материнству: автореф. дисс. к.псх.н. Уфа, 2011. 68 с.
28. Нищакова Е.В. Психологическая помощь родителям в воспитании «особых» детей // Психологическая помощь родителям. 2015. №4. С. 38-42.
29. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994. 234 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
31. Селютина Н.В. Сравнительное исследование некоторых особенностей эмоциональной сферы у детей 6-7 лет с нарушениями в развитии // Вестник Университета Академии Образования. 2007. №3. С. 28¬36.
32. Скрицкая Т.В. Особенности психологического реагирования и системы ценностных ориентаций женщин в период беременности. Новосибирск: ИГПУ, 2002. 62 с.
33. Словарь психолога-практика. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 976 с.
34. Ткачёва В.В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М., 2014. 160с.
35. Ткачёва В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2006. 318 с.
36. Токарева И.Ф. Психологические особенности родителей детей- инвалидов // Развитие профессионализма. 2015. №3(55). С. 50-67.
37. Федосеева О.А. Проблемы родителей, имеющих ребёнка с
ограниченными возможностями // Молодой учёный. 2013. № 9.
38. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 . 240 с.
39. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. №2. С. 22-36.
40. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006. 392 с.
41. Шульга Т.И. Технология помощи при сопровождении замещающих семей, воспитывающих детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ: монография. М.: Федеральный институт развития образования. 2016. 172 с.