Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты повышения конкурентоспособности 6
1.1. Сущность и содержание понятий конкуренция и конкурентоспособность 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации и критерии ее
оценки 15
Глава 2. Анализ рыночного состояния ООО «АвиаСити Билет» и возможности повышения конкурентоспособности 28
2.1. Общая характеристика ООО «АвиаСити Билет» 28
2.2. Оценка текущего состояния организации. SWOT- анализ ООО «АвиаСити
Билет» 30
2.3. Анализ внешней среды ООО «АвиаСити Билет» 41
Глава 3. Разработка комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности 46
3.1. Выбор и обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности
ООО «АвиаСити Билет» 46
3.2. Программа мероприятий по повышению конкурентоспособности фирмы ООО
«АвиаСити Билет» 50
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 56
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Вопрос конкурентоспособности является одной из основных, если не ключевой составляющей современного руководителя хозяйствующего субъекта. Тенденции развития рынка 21 века диктуют предпринимателям условия отличные от привычных: к примеру, маркетинговые и рекламные возможности современной экономики, вступившей в эпоху диджитализации (цифровая экономика), с несоизмеримым больше, чем базовые и порой примитивные методы предыдущих поколений. В 19 веке рекламная деятельность любого предприятия сводилась максимум к раздаче листовок и статьям в прессе, а сегодня разнообразие путей получения фидбэка поражает своей многогранностью: интернет, телевидение, СМИ.
Важно учитывать, что повышение конкурентоспособности распространяется на все уровни экономики: продукции, предприятий, любых отраслей региона и страны. Любая фирма существует в условиях постоянного взаимодействия с различными системами и факторами, влияющими на эффективность её деятельности. Однако именно ее способность конкурировать в своей сфере деятельности обуславливает ее успешность.
Внешняя и внутренняя составляющие деятельности подвергаются постоянному анализу. Это позволяет бизнесу определить свои сильные и слабые стороны для повышения эффективности ведения деятельности. Необходимость этого обуславливается невозможностью фирмы воспользоваться внешними возможностями без наличия внутреннего потенциала. Очевидно также и определение своих слабостей - наименее уязвимые фирмы, как правило, являются наиболее конкурентоспособными.
Учитывая конъектуру рынка 21 века, предприятия, стремящиеся к сохранению и усилению своих позиций на рынке, вынуждены постоянно развивать технологии и оборудование, заниматься мониторингом рынка путём проведения маркетинговых исследований, а также проводить скаутинг конкурентов для определения их слабых сторон, которые можно будет использовать для достижения конкурентного преимущества. Особняком стоит повышение собственной конкурентоспособности путём определения основных направлений развития.
Актуальность темы обусловлена тем, что повышение конкурентоспособности позволит стабильно развиваться на рынке услуг и повышать доходность бизнеса.
Темой выпускной квалификационной работы является: «Повышение конкурентоспособности организации в сфере услуг».
Объектом исследования является - ООО «АвиаСити Билет».
Предмет исследования - конкурентоспособность ООО «АвиаСити Билет».
Целью работы является разработка и обоснование комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «АвиаСити Билет».
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- Изучить теоретические и методологические аспекты
конкурентоспособности организации.
- Провести анализ рыночного состояния фирмы ООО «АвиаСити Билет» и оценить текущее состояние.
- Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО «АвиаСити Билет» на рынке услуг в конкретной отрасли.
- Дать оценку эффективности предложенных мероприятий.
Методика исследования основана на сборе информации ООО «АвиаСити Билет» и ее конкурентах. Изучение внешней и внутренней среды фирмы.
В ходе работы проработана и изучена специальная литература, статьи и материалы. Структура выпускной квалификационной работы определена целью и предметом исследования. Выпускная квалификационная работа написана на 66 листах, содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников.
На сегодняшний день концепция рыночной экономики подразумевает постоянную борьбу за клиента и повышения доходности бизнеса. Не сумев вести равную борьбу с конкурентами, отставая по этим показателям, фирма рискует большими экономическими потерями, ведущими к потере имеющейся доли рынка и банкротству.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами и конъектурой рынка на первое место для любой фирмы встает работа по повышению конкурентоспособности. Комплекс мероприятий, проводимых для улучшения деятельности фирмы по этим показателям, становятся определяющими и ключевыми в условиях современной рыночной экономики.
На наш взгляд важной задачей являлось проанализировать рынок услуг, а также выявить наилучшие способы повышения конкурентоспособности, которые фирма может применить для борьбы за клиента и повышения доходности. Для этого был проведен сравнительно-сопоставительный анализ деятельности исследуемой фирмы и фирм конкурентов, а также изучен ассортимент предоставляемых услуг на предмет наибольшей доходности и перспективы реализации в условиях имеющегося рынка.
Для теоретической части работы была использована научная литература, описывающая понятия и методологию, необходимые для проведения анализа. Аналитическая часть работы была построена на сравнительно-сопоставительном анализе деятельности исследуемой фирмы и ее конкурентов. Выбор исследуемого сегмента рынка был обусловлен высокой конкуренцией и перспективностью деятельности бизнеса в этом направлении. В третьей части исследования были проведены расчёты с целью выявления экономической эффективности предложенных способов повышения конкурентоспособности.
В процессе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
- были изучены теоретические и методологические аспекты конкурентоспособности организации, на которой базируется вся практическая составляющая;
- проанализировали рыночное состояние фирмы ООО «АвиаСити Билет» и оценили текущее состояние;
- разработали комплекс мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности ООО «АвиаСити Билет» на рынке услуг в конкретной отрасли.
- дали оценку эффективности предложенных мероприятий.
Основным результатом нашей работы мы считаем выявление наиболее удачных способов повышение конкурентоспособности. Ими стали следующие комплексы мероприятий:
Стать ближе к потребителям и повысить гибкость рыночной деятельности организации:
- сайт с поисковым модулем;
- оптимизация графика работы.
Донести информацию о деятельности организации до потенциальных потребителей, повысить узнаваемость фирмы на рынке:
- рекламная политика;
- связи с общественностью;
- внедрения кодекса корпоративной этики.
Следует отметить, что на наш взгляд, наиболее удачным способом повышение конкурентоспособности является оптимизация графика работы. Это обуславливается тем, что согласно нашим расчётам, данный способ является наименее затратным и может стать наиболее эффективным в борьбе за клиента и повышения доходности фирмы.
Подводя итог нашему исследованию, мы хотели бы отметить, что проблема конкурентоспособности является наиболее актуальной в сфере деятельности исследуемой фирмы и рыночной экономики в целом. Решение этой проблемы является неоднозначным, потому что вовлекает в себя множество факторов, однако предложенные нами комплексы мероприятий на наш взгляд должны способствовать повышению эффективности в борьбе за клиента.
1. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / О.И. Аверина, В.В. Давыдова, Н.И. Лушенкова. - М.: КноРус, 2017. - 432 с.
2. Александров, О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
3. Анучин А.А. Конкурентоспособность стран и регионов. Учебное пособие. / А.А Анучин, О.Н. Беленов - Москва: Изд-во «КноРус», 2016. - 141с.
4. Артемьева О.А. Финансовый маркетинг: теория и практика: учебник для магистров / О.А. Артемьева [и др.]; под общ. ред. С.В. Карповой. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 424 с.
5. Архипов Л.С. Конкуренция как основа экономики: концептуальные под-ходы к исследованию роли конкуренции : монография / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 104 с.
6. Бараненко С.П. Финансовый менеджмент / С.П. Бараненко и др. - М.: Российская академия предпринимательства, 2015. - 304 с.
7. Баронин С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2016. - 160 с.
8. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. В 2-х т. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - М.: Омега - Л, Эльга, 2017. - 1330 с.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2017. - 320 с.
10. Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. - Санкт- Петербург: Питер Пресс, 2017. - 600 с.
11. Гончаров В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. - Минск : Современная школа, 2016. - 635 с.
12. Дафт Р.Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Р.Л. Дафт. - Санкт- Петербург: Питер; Питер Пресс, 2017. - 863 с.
13. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин.
- Н. Новг.: НИМБ, 2018. - 320 с.
14. Зиновьев В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - Москва: Дашков и К°, 2016. - 477 с.
15. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2016. - 452 с.
16. Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмента / В.В. Ковалев.
- М.: Проспект, 2017. - 544 с.
17. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2015). - М. : Юрист, 2015. - 48 с.
18. Крымов, С. М. Стратегический менеджмент / С.М. Крымов. - М.: Academia, 2017. - 208 с.
19. Курлыкова, А. В. Стратегический менеджмент / А.В. Курлыкова. - М.: Инфра-М, РИОР, 2017. - 176 c.
20. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент / Д. Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б. Хьюстон. - М.: Проспект, 2017. - 336 c.
21. Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2015. - 194 с.
22. Панов, А. И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 244 c.
23. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, А.С. Максименко, С.В. Панасенко. - М.: КноРус, 2016. - 496 c.
24. Пашенцев, Е. Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая
коммуникация / Е.Н. Пашенцев. - М.: Международный центр социально¬
политических исследований и консалтинга, 2017. - 396 c.
25. Рогова, Е. М. Финансовый менеджмент. Учебник / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. - М.: Юрайт, 2016. - 544 c.
26. Ромашова, И. Б. Финансовый менеджмент. Основные темы. Деловые игры / И.Б. Ромашова. - М.: КноРус, 2017. - 336 c.
27. Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве : университетская серия - учебник / Ю. Б. Рубин - М. : Синергия, 2018. - 912 с.
28. Уитмор Жаклин Деловой этикет. Основы этикета, которые помогут вам добиться успеха в бизнесе / Жаклин Уитмор. - М.: Добрая книга, 2016. - 224 с.
29. Шимко, П.Д. Международный финансовый менеджмент. Учебник и практикум / П.Д. Шимко. - М.: Юрайт, 2018. - 171 с.
30. Черников, А. В. Конкурентоспособность предприятия: понятие и этапы развития / А.В. Черников. - М.: Синергия, 2017. - 934 с.
31. Самая эффективная реклама для малого бизнеса - какую выбрать [Электронный ресурс] : URL: https://bvi-en.ru/samaya-effektivnaya-reklama-dlya-malogo-biznesa-kakuyu-vybrat/ (дата обращения 26.05.2019).
32. Срок окупаемости: формула и методы расчета [Электронный ресурс] :
URL : http://businessmens.ru/article/srok-okupaemosti-formula-i-metody-rascheta-
primer (дата обращения 26.05.2019).
33. ТВК [Электронный ресурс] Прайс на размещение рекламы на телеканале ТВК / URL :https://tvk6.ru/advertisers/price.pdf (дата обращения 26.05.2019).
34. Электронный журнал «Выбирай» [Электронный ресурс] : Прайслист журнала «Выбирай» / URL :http://www.pobeda86.ru/price-adv/prajslist-zhurnala-vybiraj/ (дата обращения 26.05.2019).