Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Работа №169188

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие произвольности в психологии 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития 17
1.3. Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 27
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
2.1. Паспорт проекта «Развитие произвольного поведения детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития» 46
2.2. Описание этапов реализации проекта развития произвольного поведения
дошкольников с задержкой психического развития 50
2.3. Анализ результатов реализации проекта развития произвольного
поведения дошкольников с задержкой психического развития 58
2.4. Методические рекомендации по развитию произвольного поведения
дошкольников с задержкой психического развития 61
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 76


Дошкольное детство является важнейшим этапом в развитии ребёнка, определяющим специфику его дальнейшего формирования как личности. При этом, становление главных психических новообразований происходит в процессе осуществления ребёнком различных видов деятельности, о чём подробно писали многие известные учёные, среди которых А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.К. Абульханова-Славская и другие [1; 27]. Одним из таких новообразований, как отмечают Я.З. Неверович и Е.В. Терентьева, является произвольное поведение, способность контролировать свои действия [33; 47]. Такой характер поведения, в свою очередь, делает возможным дальнейшее становление познавательных процессов и овладение новыми видами деятельности, на что указывают Я.С. Васина, Ю.М. Васина, Т.Д. Красова и Е.В. Парфенова [4; 21; 36].
Как пишут Т.Н. Анекова и А.В. Хилова, проблемой развития произвольного поведения у детей занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых Л.Ф. Обухова, Г.М. Бреслав, В.М. Холмогорова и Е.И. Рогов [3]. В своих работах они подчёркивали, что эффективным средством развития такого поведения у ребёнка может выступать игра. Другие учёные, будь то Л.И. Божович, Г.Р. Хузеева, Е.О. Смирнова или И.В. Дубровина, отмечали, что произвольный характер поведения является важнейшей составляющей готовности ребёнка к школьному обучению [12; 48]. В то же время Л.С. Выготский утверждал, что развитие произвольности является одной из главных характеристик дошкольного возраста [8].
Вместе с тем, в настоящее время специалисты, среди которых Т.А. Морозова и Е.Р. Руденко, отмечают увеличение количества детей с задержкой психического развития, поступающих в дошкольные 3
образовательные учреждения, для которых, как пишут Е.А. Князева, Е.В. Короткова и другие, особенно характерна недостаточность регуляторных функций психики, что в свою очередь, как уже было отмечено, существенно затрудняет для них процесс обучения [17; 19; 32; 41].
В то же время, помимо недоразвития внимания, памяти, речи и других высших психических функций, отмечаемого для данной категории детей, ребёнку с задержкой психического развития нередко присущи и дефициты в двигательной сфере, среди которых, к примеру, снижение мышечного тонуса, нарушения в крупной и мелкой моторике, координации и т. д.
При этом, по замечаниям множества исследователей, важнейшим инструментом преодоления недостатков развития, различных нарушений в становлении высших психических функций у детей дошкольного возраста, имеющих названный диагноз, является целенаправленное систематическое воздействие средствами физического воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в человеческом организме система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения, располагает чрезвычайно многочисленными связями со всеми структурами центральной нервной системы, принимает активное участие в их деятельности и, что особенно важно, оказывает существенное влияние на развитие функций головного мозга. Именно поэтому, как отмечают учёные, сенсомоторное развитие является фундаментом психического развития ребёнка в целом и выступает той основой, над которой надстраивается вся совокупность высших психических функций. На основании всего вышесказанного можно заключить, что на сегодняшний день проблема развития произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, средствами специально организуемой двигательной (физической) активности является достаточно актуальной.
В связи с этим было предпринято данное проектное исследование, целью которого стало развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В связи с поставленной целью задачами данной работы стали:
1. Изучение подходов к пониманию феномена произвольности в научной литературе;
2. Исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Теоретический анализ особенностей двигательной активности дошкольников, имеющих названное нарушение;
4. Разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие произвольного поведения у данной категории детей;
5. Анализ эффективности проведённых мероприятий.
Противоречие между необходимостью в достаточном уровне произвольности психических процессов в целом и поведения в частности, являющимся для дошкольника важнейшим критерием успешной адаптации, обучения и развития, и отсутствием такового у детей с задержкой психического развития, а также следующая отсюда проблема условий и способов развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста стали фундаментом данного исследования.
Объектом исследования стало произвольное поведение, предметом - произвольное поведение дошкольников с задержкой психического развития. Среди методов, применявшихся в процессе исследования:
- анализ научных источников по проблеме исследования;
- опрос;
- наблюдение;
- методы количественной обработки данных.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: формированию произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, будет способствовать систематическая, целенаправленная двигательная активность, специально организуемая взрослым и осуществляющаяся совместно с ним.
Теоретико-методологической основой представленного проектного исследования стали основные положения работ Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, посвящённых проблеме произвольности в психологии, а также особенностям дошкольного возраста.
Исследование было проведено на базе детского центра коррекции и развития, его выборку составили пятеро детей в возрасте от 4 до 5 лет, имеющих задержку психического развития, и их родители.
Практическая значимость данного исследования заключается разработке и апробации программы развития произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Содержание представленного исследования включает введение, первую и вторую главы, делящиеся, в свою очередь, на три и четыре параграфа соответственно, заключение, список источников и литературы, а также перечень приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По замечаниям учёных развитие произвольного поведения является одной из важнейших характеристик дошкольного детства. Вместе с тем, в настоящее время исследователи отмечают увеличение числа детей с ЗПР (задержкой психического развития), поступающих в дошкольные образовательные учреждения. Важно подчеркнуть, что для таких детей особенно характерна недостаточность регуляторных функций психики, что существенно затрудняет для них процесс обучения, усвоение новых знаний и навыков.
Кроме недостаточного развития высших психических функций, отмечаемого для данной категории детей, ребёнку с задержкой психического развития нередко присущи и дефициты в двигательной сфере, среди которых, к примеру, снижение мышечного тонуса, нарушения в крупной и мелкой моторике, координации.
При этом, как уже неоднократно было замечено выше, важнейшим инструментом преодоления недостатков развития, различных нарушений в становлении высших психических функций у детей дошкольного возраста, имеющих названный диагноз, является регулярное целенаправленное физическое воспитание.
В рамках данной работы была подготовлена и апробирована программа развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. При этом, основное содержание этой программы было представлено именно двигательными упражнениями.
На основании результатов диагностики до и после проведения занятий с детьми была показана эффективность названной программы: у детей улучшились навыки ориентации на указательные жесты, выполнения действий по образцу и речевых инструкций, что на основании определения произвольного поведения, взятого за основное в рамках данной работы, позволяет говорить о совершенствовании у них названной характеристики


1. Абульханова-Славская А.К. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: Т.2. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания. М., 1980. 354 с.
3. Анекова Т.Н., Хилова А. В. Проблема произвольного поведения детей с задержкой психического развития // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 1. С. 60-61.
4. Васина Я.С., Васина Ю.М. Диагностика развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Проблемы теории и практики современной психологии. 2020. С. 49-51.
5. Власова С.В. Психолого-педагогические аспекты сопровождения развития произвольности поведения в период подготовки дошкольников к школе: дис. Сибирский федеральный университет, 2018.
6. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. М., 2004.
7. Воронова В.В. Исследование произвольности в дошкольном возрасте: дис, 2018.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.6. Научное наследство. М., 1984. 400 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2. Проблемы обшей психологии. М., 1982.
10. Дюсембаева Ж.А. Особенности работы с младшими школьниками с задержкой психического развития по формированию произвольного поведения // Современные проблемы воспитания, профориентация и организация досуга детей и молодежи. 2018.
11. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений у детей дошкольного возраста. М., 1960. 340 с.
12.Захарова И.В. К вопросу о формирование произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы развития современной науки» (г. Уфа, 1 декабря 2015 г.). Уфа, 2015. С. 182.
13.Зобнина Т.В. Воля в структуре процесса самоуправления // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 5 (49). С. 510-518.
14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. 167 с.
15. Ивлева А.Н. Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2020. № 3 (99). С. 60-69.
16. Киримова К.В. Развитие двигательных функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Ростов-на- Дону, 2017. 71 с.
17. Князева Е.А., Шипова Л.В. Двигательное развитие и физическая подготовленность старших дошкольников с задержкой психического развития // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 10 (6). С. 473 - 476.
18. Колюх О.А., Утегенова М.С. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста // Технологии социальной работы с различными группами населения. 2017. С. 60-68.
19. Короткова Е.В., Григорьев Д.В. Особенности поведения и взаимоотношений с окружающими детей с ЗПР // Царскосельские чтения. 2017. С. 329-332.
20. Котырло В.К. К вопросу о генезисе произвольности психических процессов // Материалы IV научной конференции «Проблемы психологии воли» (г. Рязань, 1974). Рязань, 1974. С. 87-94.
21. Красова Т.Д. Изучение влияния игры на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2018. № 4. С. 26-34.
22. Крылова З.Р., Тулкубаева Е.В., Чугунова Ю.А. Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма. 2019. С. 454-456.
23. Кулькова А.А. Специфика развития регуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО // Проблемы педагогики. 2021. № 1 (52). С. 47-50.
24. Лаужикас Й. Некоторые черты воли у детей с временной задержкой развития // Материалы VII научной сессии по дефектологии (г. Москва, 1975). М., 1975. С. 390-391.
25. Лебединская К.С., Марковская И.Ф., Растягайлова Л.И. Клинико-нейропсихологическое исследование задержки психического развития // Проблемы медицинской психологии. СПб, 1976. С. 217-218.
26. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985. 167 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 328 с.
28. Лисина М.И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные // Докл. АПН РСФСР. 1957. № 1 С. 26-31.
29. Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением темпа развития // Дети с отклонениями в развитии. 1966. С. 76-111.
30. Мамбетова А.Э. Проблема психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития в психолого-педагогических исследованиях // Аллея науки. 2020. № 2. С. 664-667.
31. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1991.
32. Морозова Т.А. К Вопросу о коррекции поведения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции «Образование, наука, культура: традиции и современность» (г. Анапа, 1-2 марта 2018 г.). Анапа, 2018. С. 68.
33. Неверович Я.З. Развитие воли у дошкольников и психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
34. Нетяга В.Е., Могучева А.В. Проблемы развития двигательной активности дошкольников с задержкой психического развития / /Сфера знаний: вопросы продуктивного взаимодействия наук в XXI веке. 2018. С. 150-156.
35. Обносов В.Н. Особенности проявления задержки психического развития в дошкольном возрасте // Проблемы и перспективы профессионального образования и трудоустройства лиц с ОВЗ. 2018. С. 44-47.
36. Парфенова Е.В. Вопрос формирования произвольной регуляции поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Педагогика, психология, общество: теория и практика. 2019. С. 185-187.
37. Пескова Л.И. Развитие произвольности в детском возрасте // Неврологический вестник. 2013. № 1. С. 45-48.
38. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 329 с.
39. Попова С.В., Терехова Л.В. Формирование произвольного поведения дошкольников с ЗПР // Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. 2019. С. 172-177.
40. Радченко Е.О. Развитие произвольности у старших дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры: дис. 2017.
41. Руденко Е.Р. Формирование двигательных качеств детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого-педагогические аспекты. 2019. С. 104-106.
42. Сафаров И.С. Понятие о технике двигательных произвольных действий в физической культуре // Scientific progress. 2021. №. 4. С. 195-199.
43. Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. М., 1980. С. 13-21.
44. Селиванов В. И. Избранные психологические труды. Рязань, 1992. 587 с.
45. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947. 647 с.
46. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. Воронеж, 1998. 234 с.
47. Терентьева Е.В. Формирование волевой готовности к школе у детей 6-7 лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.
48. Толстых Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика,
индивидуальность // Cultural-Historical Psychology. 2019. №. 2.
49. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 2000.
50. Фалунина Е.В., Загарских Д.А. Развитие речи и познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Материалы XIII межвузовской научной конференции «Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири» (г. Братск, 21 апреля 2014 г.). Братск, 2014. С. 202-204.
51. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» //
Документы. URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745(дата обращения: 17.05.2022).
52. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» // URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102054607(дата обращения: 17.05.2022).
53.Черенева Е.А. Проблема воли и произвольности в психологии // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 39-43.
54.Чумакова Ж.В. Когнитивный элемент волевой регуляции с позиции психологии рефлексии // самоопределение личности. Новые подходы и технологии. 2005. С. 131-132.
55.Шульта Т.И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993. 186 с.
56.Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965. С. 54-61.
57. Янакина Н.С., Свириденко И.А. Исследование особенностей
двигательной активности детей с ЗПР // Bonum Initium. 2021. № 13. С. 260-266.
58. Янакина Н.С., Свириденко И.А. Коррекционная работа по
формированию двигательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами здоровьесберегающих технологий // Современное образование: актуальные вопросы теории и практики. 2021. С. 122-126.
59. Янакина Н.С., Свириденко И.А. Организация двигательной активности детей с задержкой психического развития // Bonum Initium. 2020. № 11. С. 155-160.
60. Ramautar J.R., Slagter H.A., Kok A., Ridderinkhof K.R. Probability effects in the stop-signal paradigm: the insula and the significance of failed inhibition // Brain Res. 2006. Vol. 1105. P. 143-154.
61. Rothbart M.K. Temperament, development, and personality // Current Directions in Psychological Science. 2007. Vol. 16. P. 207-212.
62. Verbruggen F., Logan G.D. Automatic and controlled response inhibition: associative learning in the go/no-go and stop-signal paradigms // Journal of Experimental Psychology: General. 2008. Vol. 137(4). P. 649-672.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ