ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие произвольности в психологии 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития 17
1.3. Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 27
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
2.1. Паспорт проекта «Развитие произвольного поведения детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития» 46
2.2. Описание этапов реализации проекта развития произвольного поведения
дошкольников с задержкой психического развития 50
2.3. Анализ результатов реализации проекта развития произвольного
поведения дошкольников с задержкой психического развития 58
2.4. Методические рекомендации по развитию произвольного поведения
дошкольников с задержкой психического развития 61
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Понятие произвольности в психологии 7
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития 17
1.3. Особенности двигательной активности детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития 27
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 46
2.1. Паспорт проекта «Развитие произвольного поведения детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития» 46
2.2. Описание этапов реализации проекта развития произвольного поведения
дошкольников с задержкой психического развития 50
2.3. Анализ результатов реализации проекта развития произвольного
поведения дошкольников с задержкой психического развития 58
2.4. Методические рекомендации по развитию произвольного поведения
дошкольников с задержкой психического развития 61
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Дошкольное детство является важнейшим этапом в развитии ребёнка, определяющим специфику его дальнейшего формирования как личности. При этом, становление главных психических новообразований происходит в процессе осуществления ребёнком различных видов деятельности, о чём подробно писали многие известные учёные, среди которых А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.К. Абульханова-Славская и другие [1; 27]. Одним из таких новообразований, как отмечают Я.З. Неверович и Е.В. Терентьева, является произвольное поведение, способность контролировать свои действия [33; 47]. Такой характер поведения, в свою очередь, делает возможным дальнейшее становление познавательных процессов и овладение новыми видами деятельности, на что указывают Я.С. Васина, Ю.М. Васина, Т.Д. Красова и Е.В. Парфенова [4; 21; 36].
Как пишут Т.Н. Анекова и А.В. Хилова, проблемой развития произвольного поведения у детей занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых Л.Ф. Обухова, Г.М. Бреслав, В.М. Холмогорова и Е.И. Рогов [3]. В своих работах они подчёркивали, что эффективным средством развития такого поведения у ребёнка может выступать игра. Другие учёные, будь то Л.И. Божович, Г.Р. Хузеева, Е.О. Смирнова или И.В. Дубровина, отмечали, что произвольный характер поведения является важнейшей составляющей готовности ребёнка к школьному обучению [12; 48]. В то же время Л.С. Выготский утверждал, что развитие произвольности является одной из главных характеристик дошкольного возраста [8].
Вместе с тем, в настоящее время специалисты, среди которых Т.А. Морозова и Е.Р. Руденко, отмечают увеличение количества детей с задержкой психического развития, поступающих в дошкольные 3
образовательные учреждения, для которых, как пишут Е.А. Князева, Е.В. Короткова и другие, особенно характерна недостаточность регуляторных функций психики, что в свою очередь, как уже было отмечено, существенно затрудняет для них процесс обучения [17; 19; 32; 41].
В то же время, помимо недоразвития внимания, памяти, речи и других высших психических функций, отмечаемого для данной категории детей, ребёнку с задержкой психического развития нередко присущи и дефициты в двигательной сфере, среди которых, к примеру, снижение мышечного тонуса, нарушения в крупной и мелкой моторике, координации и т. д.
При этом, по замечаниям множества исследователей, важнейшим инструментом преодоления недостатков развития, различных нарушений в становлении высших психических функций у детей дошкольного возраста, имеющих названный диагноз, является целенаправленное систематическое воздействие средствами физического воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в человеческом организме система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения, располагает чрезвычайно многочисленными связями со всеми структурами центральной нервной системы, принимает активное участие в их деятельности и, что особенно важно, оказывает существенное влияние на развитие функций головного мозга. Именно поэтому, как отмечают учёные, сенсомоторное развитие является фундаментом психического развития ребёнка в целом и выступает той основой, над которой надстраивается вся совокупность высших психических функций. На основании всего вышесказанного можно заключить, что на сегодняшний день проблема развития произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, средствами специально организуемой двигательной (физической) активности является достаточно актуальной.
В связи с этим было предпринято данное проектное исследование, целью которого стало развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В связи с поставленной целью задачами данной работы стали:
1. Изучение подходов к пониманию феномена произвольности в научной литературе;
2. Исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Теоретический анализ особенностей двигательной активности дошкольников, имеющих названное нарушение;
4. Разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие произвольного поведения у данной категории детей;
5. Анализ эффективности проведённых мероприятий.
Противоречие между необходимостью в достаточном уровне произвольности психических процессов в целом и поведения в частности, являющимся для дошкольника важнейшим критерием успешной адаптации, обучения и развития, и отсутствием такового у детей с задержкой психического развития, а также следующая отсюда проблема условий и способов развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста стали фундаментом данного исследования.
Объектом исследования стало произвольное поведение, предметом - произвольное поведение дошкольников с задержкой психического развития. Среди методов, применявшихся в процессе исследования:
- анализ научных источников по проблеме исследования;
- опрос;
- наблюдение;
- методы количественной обработки данных.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: формированию произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, будет способствовать систематическая, целенаправленная двигательная активность, специально организуемая взрослым и осуществляющаяся совместно с ним.
Теоретико-методологической основой представленного проектного исследования стали основные положения работ Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, посвящённых проблеме произвольности в психологии, а также особенностям дошкольного возраста.
Исследование было проведено на базе детского центра коррекции и развития, его выборку составили пятеро детей в возрасте от 4 до 5 лет, имеющих задержку психического развития, и их родители.
Практическая значимость данного исследования заключается разработке и апробации программы развития произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Содержание представленного исследования включает введение, первую и вторую главы, делящиеся, в свою очередь, на три и четыре параграфа соответственно, заключение, список источников и литературы, а также перечень приложений.
Как пишут Т.Н. Анекова и А.В. Хилова, проблемой развития произвольного поведения у детей занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых Л.Ф. Обухова, Г.М. Бреслав, В.М. Холмогорова и Е.И. Рогов [3]. В своих работах они подчёркивали, что эффективным средством развития такого поведения у ребёнка может выступать игра. Другие учёные, будь то Л.И. Божович, Г.Р. Хузеева, Е.О. Смирнова или И.В. Дубровина, отмечали, что произвольный характер поведения является важнейшей составляющей готовности ребёнка к школьному обучению [12; 48]. В то же время Л.С. Выготский утверждал, что развитие произвольности является одной из главных характеристик дошкольного возраста [8].
Вместе с тем, в настоящее время специалисты, среди которых Т.А. Морозова и Е.Р. Руденко, отмечают увеличение количества детей с задержкой психического развития, поступающих в дошкольные 3
образовательные учреждения, для которых, как пишут Е.А. Князева, Е.В. Короткова и другие, особенно характерна недостаточность регуляторных функций психики, что в свою очередь, как уже было отмечено, существенно затрудняет для них процесс обучения [17; 19; 32; 41].
В то же время, помимо недоразвития внимания, памяти, речи и других высших психических функций, отмечаемого для данной категории детей, ребёнку с задержкой психического развития нередко присущи и дефициты в двигательной сфере, среди которых, к примеру, снижение мышечного тонуса, нарушения в крупной и мелкой моторике, координации и т. д.
При этом, по замечаниям множества исследователей, важнейшим инструментом преодоления недостатков развития, различных нарушений в становлении высших психических функций у детей дошкольного возраста, имеющих названный диагноз, является целенаправленное систематическое воздействие средствами физического воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в человеческом организме система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения, располагает чрезвычайно многочисленными связями со всеми структурами центральной нервной системы, принимает активное участие в их деятельности и, что особенно важно, оказывает существенное влияние на развитие функций головного мозга. Именно поэтому, как отмечают учёные, сенсомоторное развитие является фундаментом психического развития ребёнка в целом и выступает той основой, над которой надстраивается вся совокупность высших психических функций. На основании всего вышесказанного можно заключить, что на сегодняшний день проблема развития произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, средствами специально организуемой двигательной (физической) активности является достаточно актуальной.
В связи с этим было предпринято данное проектное исследование, целью которого стало развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В связи с поставленной целью задачами данной работы стали:
1. Изучение подходов к пониманию феномена произвольности в научной литературе;
2. Исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
3. Теоретический анализ особенностей двигательной активности дошкольников, имеющих названное нарушение;
4. Разработка комплекса мероприятий, направленных на развитие произвольного поведения у данной категории детей;
5. Анализ эффективности проведённых мероприятий.
Противоречие между необходимостью в достаточном уровне произвольности психических процессов в целом и поведения в частности, являющимся для дошкольника важнейшим критерием успешной адаптации, обучения и развития, и отсутствием такового у детей с задержкой психического развития, а также следующая отсюда проблема условий и способов развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста стали фундаментом данного исследования.
Объектом исследования стало произвольное поведение, предметом - произвольное поведение дошкольников с задержкой психического развития. Среди методов, применявшихся в процессе исследования:
- анализ научных источников по проблеме исследования;
- опрос;
- наблюдение;
- методы количественной обработки данных.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: формированию произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, будет способствовать систематическая, целенаправленная двигательная активность, специально организуемая взрослым и осуществляющаяся совместно с ним.
Теоретико-методологической основой представленного проектного исследования стали основные положения работ Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, посвящённых проблеме произвольности в психологии, а также особенностям дошкольного возраста.
Исследование было проведено на базе детского центра коррекции и развития, его выборку составили пятеро детей в возрасте от 4 до 5 лет, имеющих задержку психического развития, и их родители.
Практическая значимость данного исследования заключается разработке и апробации программы развития произвольного поведения детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
Содержание представленного исследования включает введение, первую и вторую главы, делящиеся, в свою очередь, на три и четыре параграфа соответственно, заключение, список источников и литературы, а также перечень приложений.
По замечаниям учёных развитие произвольного поведения является одной из важнейших характеристик дошкольного детства. Вместе с тем, в настоящее время исследователи отмечают увеличение числа детей с ЗПР (задержкой психического развития), поступающих в дошкольные образовательные учреждения. Важно подчеркнуть, что для таких детей особенно характерна недостаточность регуляторных функций психики, что существенно затрудняет для них процесс обучения, усвоение новых знаний и навыков.
Кроме недостаточного развития высших психических функций, отмечаемого для данной категории детей, ребёнку с задержкой психического развития нередко присущи и дефициты в двигательной сфере, среди которых, к примеру, снижение мышечного тонуса, нарушения в крупной и мелкой моторике, координации.
При этом, как уже неоднократно было замечено выше, важнейшим инструментом преодоления недостатков развития, различных нарушений в становлении высших психических функций у детей дошкольного возраста, имеющих названный диагноз, является регулярное целенаправленное физическое воспитание.
В рамках данной работы была подготовлена и апробирована программа развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. При этом, основное содержание этой программы было представлено именно двигательными упражнениями.
На основании результатов диагностики до и после проведения занятий с детьми была показана эффективность названной программы: у детей улучшились навыки ориентации на указательные жесты, выполнения действий по образцу и речевых инструкций, что на основании определения произвольного поведения, взятого за основное в рамках данной работы, позволяет говорить о совершенствовании у них названной характеристики
Кроме недостаточного развития высших психических функций, отмечаемого для данной категории детей, ребёнку с задержкой психического развития нередко присущи и дефициты в двигательной сфере, среди которых, к примеру, снижение мышечного тонуса, нарушения в крупной и мелкой моторике, координации.
При этом, как уже неоднократно было замечено выше, важнейшим инструментом преодоления недостатков развития, различных нарушений в становлении высших психических функций у детей дошкольного возраста, имеющих названный диагноз, является регулярное целенаправленное физическое воспитание.
В рамках данной работы была подготовлена и апробирована программа развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. При этом, основное содержание этой программы было представлено именно двигательными упражнениями.
На основании результатов диагностики до и после проведения занятий с детьми была показана эффективность названной программы: у детей улучшились навыки ориентации на указательные жесты, выполнения действий по образцу и речевых инструкций, что на основании определения произвольного поведения, взятого за основное в рамках данной работы, позволяет говорить о совершенствовании у них названной характеристики
Подобные работы
- Особенности психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Использование информационных технологий в подготовке детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительное изучение сформированности моторики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В
УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023



