ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РАДИКАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1990-Х ГГ. И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
ГЛАВА I. Уровень и условия жизни населения 13
1.1. Социальная сфера 13
1.2 Духовная сфера и досуг 31
1.3 Свидетельства очевидцев 42
ГЛАВА II. Интерпретация темы на уроках истории и обществознания 50
2.1 Характеристика учебников 50
2.2 Использование кейс-технологии (кейс-стадии) на уроках истории и
обществознания при изучении темы 58
2.3 Использование метода дебатов на уроках истории и обществознания
при изучении повседневной жизни российского общества 66
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 82
ГЛАВА I. Уровень и условия жизни населения 13
1.1. Социальная сфера 13
1.2 Духовная сфера и досуг 31
1.3 Свидетельства очевидцев 42
ГЛАВА II. Интерпретация темы на уроках истории и обществознания 50
2.1 Характеристика учебников 50
2.2 Использование кейс-технологии (кейс-стадии) на уроках истории и
обществознания при изучении темы 58
2.3 Использование метода дебатов на уроках истории и обществознания
при изучении повседневной жизни российского общества 66
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложения 82
Актуальность темы. Изучение повседневности является актуальным направлением в науке и учебной практике, поскольку уровень жизни населения, его динамика и развитие в ту или иную сторону, в конечном счете, является ярчайшим индикатором уровня развития общества и государства в целом. Динамичные показатели развития или же стагнации показателей разных сторон жизни населения позволяют, на мой взгляд, осуществлять мониторинг протекающих в обществе процессов, а также прогнозировать вектор дальнейшего развития общества. Проблемы уровня жизни в учебном курсе истории Отечества и зарубежных стран является неотъемлемой частью общеобразовательной школьной программы, и это является наиболее правильным решением, поскольку способствует развитию многих навыков, в том числе критического мышления у обучающихся.
Степень изученности темы. К большому сожалению, уровень развития общества в целом и его повседневная жизнь в частности на изучаемом нами отрезке времени слабо представлены в рамках школьной программы старших классов. По большей же части, как это ни странно звучит, задачу формирования мнения об эпохе 1990-х гг. негласно взяли на себя СМИ. Они яро культивируют имеющиеся стереотипы и занимаются либо специфической романтизацией того времени, либо очернительством, часто предоставляя весьма ложные данные. Упомянутая романтизация проводится через создание образа так называемых «лихих 90-х», опуская все наиболее важные аспекты, касающиеся повседневности, и возводя в Абсолют лишь развитие бандитизма и вседозволенности. Однако это предельное упрощение сути 90-х гг. Политическая и социально-экономическая трансформация российского общества в 90-х годах привела к краху и распаду прежней идеологии, всех институтов власти, также произошел резкий разворот в общепринятых ранее ценностных ориентирах и нормах, которые складывались при советской власти на протяжении долгих лет. В итоге общество оказалось в состоянии глубочайшего кризиса, которое способствовало маргинализации, алкоголизации, наркоманизации и общего желания убежать от удручающей действительности, от своего незавидного положения. Все эти критические маркеры, как нигде, отражались на повседневности общества. Это позволяет нам с уверенностью говорить о необходимости изучения данной проблематики в большей мере, чем это происходит на данный момент. К сожалению, в школьной программе она недостаточно представлена, Но повседневность получила научное освещение экономистами, социологами, философами и представителями других общественных наук. Более того, в исторической науке повседневность становится в последние годы одним из ведущих направлений изучения отечественного и зарубежного прошлого. Многие работы были учтены при написании данной ВКР.
Прежде всего, хотелось бы отметить знаковый в изучении данного направления журнал «История повседневности», издающийся с 2016 г. Он продолжил традиции тематической серии «Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина» Т. 4 История (2008 - 2015 гг.), и является единственным российским рецензируемым научным журналом, посвященным вопросам истории повседневности и микроистории. Однако в данном научном журнале мало уделяется внимания исследуемому в ВКР периоду.
Также хочется отметить работы Бобкова В.Н, посвященные внутренним и международным аспектам неравенства уровня жизни в России в период капиталистических трансформаций. В его работе находится существенный пласт статистических данных и графиков, позволяющий акцентированно извлекать необходимую информацию.
Большой вклад в изучение российской повседневности внесла Хухарева О.Н. В её работе о динамике ценностных ориентаций россиян рассматривается трансформация ценностей населения в постсоветскую эпоху. Примечательно, что в процессе исследования она выделила 3 этапа трансформации ценностей и привязала их к определенным временным 3 отрезкам.
Хотелось бы отметить работу Суринова А. Е. «Социально-экономическая ситуация в 1992-2000 гг., воздействие на население России». Это исчерпывающая статья доктора экономических наук, где собран колоссальный пласт статистических данных о рассматриваемом периоде.
Еще одна работа - статья Е.Э. Джагиновой «Повседневная жизнь в России 1990-1994 гг.». В ней очень подробно расписаны варианты проведения досуга в реалиях тех лет, подкрепленные статистическими данными.
Несомненно, к числу самых основательных относится работа доктора исторических наук Пушкаревой Натальи Львовны «Очерк истории общественного быта 1990-2015: взгляд историка повседневности». Для нас было важно, что в статье представлен очерк истории изменений в укладе жизни россиян после развала социалистической системы.
На написание данной работы, как и в целом на выбор этой, на наш взгляд, наиболее актуальной темы, особенно в текущем временном отрезке нашей истории, повлияло учебное пособие Славиной Л.Н. «История современной России Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы)». Данное пособие является результатом многолетних исследований процессов и явлений, характерных для эпохи 1990-х. Каждый из параграфов в этом пособии, раскрывает различные стороны жизни в России, начиная от внешней политики, общественно¬политической жизни, экономических преобразований, федеративных и межнациональных отношений, рассмотрения повседневности российского общества и его духовного пространства, культуры России и заканчивая социокультурной и нравственно-психологической трансформацией российского социума в целом. Использовав данное пособие, мы смогли комплексно проанализировать протекавшие в стране процессы, определить предпосылки их возникновения и бесспорную значимость всех процессов и преобразований, а также их влияние на современную ситуацию в Российской Федерации, что, на наш взгляд, является краеугольным фактором значимости выбранной темы. Таким образом получили представление об исторических условиях, в которых протекали изучаемые нами процессы, и об определявших их факторах.
Нужно отметить и статью Р.Г. Пихои «О периодизации системного кризиса Советского Союза». Статья является достаточно емкой и может послужить отправной точкой для понимания процессов, происходивших во время масштабных преобразований эпохи 90-х, в том числе, в рамках изучения повседневной жизни.
При написании методической части работы учитывалось учебное пособие Полат Е.С. и М.Ю. Бухаркиной «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования». Оно знакомит читателя с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания.
Само понятие современной педагогической технологии во многом выстроено работами Лариной В.П., Ходыревой Е.А., Окунева А.А., которым уделялось большое внимание в процессе работы над темой. Также хотелось бы особо отметить учебное пособие Матвеевой Т.Е. «Педагогические технологии для реализации ФГОС». Большое влияние на работу, как и на методику преподавания в целом, оказали труды Бутенко А.В., Ходос Е.А. «Критическое мышление: метод, теория, практика», Громова О. К. «Критическое мышление - как это по-русски?». В вопросе составления примеров уроков по выбранным технологиям работа опирается на учебное пособие Ворошиловой Н.В. и Толмачевой А.В. «Современные технологии обучения истории и обществознанию» и их личные рекомендации. В их учебном пособии подробно описывается сущность и ключевые характеристики выбранных педагогических технологий, история их возникновения и развития, а также преимущества и сложности применения. Приводятся методические рекомендации для эффективного использования этих технологий на уроках истории и обществознания. Также, большой пласт необходимых знаний о технике дебатов был приобретен с помощью труда Светенко Т.В. «Путеводитель по дебатам».
В методической части работы также проводился анализ учебников по отечественной истории и обществознанию в целью выяснения характера освещения нашей темы или же части исторических процессов, затрагиваемых в данной ВКР. Стоит отметить учебник Боголюбова Л.Н. по обществознанию 11 класса, в нем прослеживаются некоторые затрагиваемые нами в данной работе аспекты. С позиции анализа учебников по отечественной истории хотелось бы отметить учебник В.Р. Мединского и А.В. Торкунова «История России 11 класс». Данный учебник наиболее целостно соответствует действующим требованиям ФГОС ООО. Особенно примечательным является факт наличия в нем параграфов, посвященным повседневности, в том числе изучаемого нами периода 1990-х, тогда как в других альтернативных учебниках вовсе не уделяется внимание повседневности. По данному учебнику существует множество мнений на данный момент, однако мы не будем позиционировать какое-либо отношение к нему, ведь наша главная задача проанализировать наличие в нем необходимых для нас элементов истории, в рамках нашего исследования.
Объектом исследования в настоящей работе является повседневность Российского общества в тяжелейших условиях преобразований 1990-х и возможности ее интерпретации в учебном процессе в старшей школе. В работе рассматривается городское население, уровень и образ жизни которого значительно отличается от сельского населения.
Предмет исследования достаточно сложный и многоаспектный: во-первых, изучаются преобразования в основных четырех сферах общественной жизни. Это изменения в социальной сфере (социальное обслуживание; образование; здравоохранение; пенсионный фонд; жилищно¬коммунальное хозяйство), в экономической сфере (уровень безработицы; экономическое состояние; доходы населения; расходы и формирование общества массового потребления), в политическая сфере (безопасность; законность; уровень гражданских свобод; уровень отношений человек-государство и др.), в духовной сфере (непосредственно повседневная жизнь; свободное время россиян; духовные и культурные ценности; СМИ и др.) Во- вторых, рассматриваются приёмы и методы интерпретации вопросов темы повседневности на уроках истории и обществознания в старших классах школы.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить, определить и реконструировать основные тенденции развития главных сфер повседневности российского общества в условиях кардинальных преобразований исследуемого периода, а также создать понятную, интересную и, самое главное, актуальную стратегию и приемы освещения темы в учебном процессе, найти средства, методы, способы и инструменты для интерпретации темы повседневности в школьной программе, в рамках специфики смены поколений и растущей актуальности данного направления изучения истории в условиях современных сложнейших реалий.
Заданная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Изучить и провести анализ основных компонентов повседневной жизни России в рамках радикальных преобразований 1990-х.
2. Найти пути, формы, средства и методы презентации темы повседневности на уроках в старшей школе, используя современные подходы к обучению.
Хронологические рамки работы - 1991-1999 гг. Нижняя грань определена прекращением существования Союза Советских Социалистических Республик 26 декабря 1991 года и началом радикальных изменений в жизни российского общества. Верхняя грань - конец 1999 г. - досрочный уход в отставку Б.Н. Ельцина, приход нового руководства и корректировка курса развития России.
Территориальные рамки - Российская Федерация в границах до 2014 г. Рассматривается преимущественно городская местность.
Методологическая основа исследования. Работа базируется на теории, принципах, подходах и методах, характерных для современного исторического исследования. Для оценки сущности описываемых процессов используется теория модернизации. На её основе изучается степень модернизации различных сторон повседневной жизни россиян в конкретном процессе развития или стагнации их уровня жизни, а также условий, в которых протекают данные процессы. Исследовательскую базу работы составляет принцип историзма (рассматривается, от чего к чему пришли те или иные процессы, реформы и изменения, которые в свою очередь непосредственно влияли на повседневную жизнь). Применяется системный подход, позволяющий рассматривать разные стороны повседневности во взаимосвязи и взаимозависимости, а также их связи с преобразованиями в других сферах жизни государства, определить, определяется насколько все они органично вписываются в общий исторический контекст. Сравнительный подход позволил нам выявить уровень и масштабы количественных и качественных изменений процессов, произошедших за изучаемый период.
Характеристика источников. В основе работы лежат несколько групп источников. Это:
1. Нормативные правовые акты, директивные документы и прочие материалы госорганов. Они выступают своеобразным «стержнем», который определял большинство инициатив в изменениях уровня жизни населения России и регулировали течение процессов. На их основе осуществлялись все преобразования, вызывавшие изменения в финансовом, материальном, социальном и прочих сторонах жизни россиян.
2. Статистика Росстата, опубликованная в соответствующих сборниках: «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Социально- экономические показатели», «Социальное положение и уровень жизни населения» и т д. Эта статистика, прежде всего, ценна как индикатор или же как интерпретационный маркер динамики развития уровня жизни, изменений в ней в разные стороны. Благодаря данным статистики мы имеем возможность прослеживать и анализировать, как именно менялась ситуация от года к году, а также путем несложных сопоставлений понимать, как те или иные нововведения в законотворческой, экономической и других сферах отражались на статистических данных, указанных Росстатом.
3. Результаты социальных/социологических исследований, опубликованные в специальных сборниках, а также извлеченные из работ социологов в качестве вторичного источника. Помимо работы «Социологии российского кризиса» Здравомыслова А.Г., можно выделить и работу Бобкова В. Н., и Вередюк О. В. - «Неравенство уровня жизни населения в России». Конечно же очень полезной оказалась статья Джагиновой Е.Э. «Повседневная жизнь в России 1990-1994 гг.», где оказалось большое количество искомой для нас статистической информации, касающейся именно повседневного быта людей.
4. Четвертую группу источников составили материалы СМИ (печатных и электронных). В основной своей массе эти источники извлечены из интернета. Чаще всего они использовались для поиска какой-либо «нишевой» информации с целью анализа и сопоставления с другими источниками. Можно выделить некоторые из них - архив информационного портала CNews за 2004 год, где удалось найти информацию о скандале, связанном с сетью мобильной связи «Евросеть». Российское издание Hollywood reporter, откуда была почерпнута статься Татьяны Маркиной «С чего начинались сериалы в новой России» для последующего изучения. Портал РИА новости, где, например, в статье Алексея Аликина и Дмитрия Ермакова был проанализирован феномен игровой приставки «Денди». Это лишь краткий перечень примеров.
5. Использовались также художественные произведения (литература, кинофильмы, музыка и т д.), которые позволили нам яснее оценить атмосферу изменения жизни страны в 90-х годах. Для изучения и преподавания данной темы художественные произведения - самый впечатляющий источник.
6. Особой группой источников выступают материалы собственного исследования. Это результаты опросов респондентов, их воспоминаний о пережитом периоде и их повседневной жизни. Результаты были систематизированы и прописаны на анонимной основе. Полученный опыт позволил нам глубже погрузиться в изучаемый период, а также получить из первых уст бесценный материал и благодаря очевидцам событий, глубже и нагляднее оценить и представить выявленные маркеры и аспекты, характерные для изучаемого периода.
7. Источниками в нашей ВКР, безусловно, являются школьные учебники по истории и обществознанию. Они были охарактеризованы выше, так как выступают одновременно и литературой и источником - такова специфика данной ВКР.
Новизна исследования. Тема данной выпускной квалификационной работы в специализированной литературе методического и исторического характера не раскрыта в достаточной мере, хотя, на наш субъективный взгляд, в текущих реалиях современности существует определенного рода запрос общества на изучение данной проблематики. Поэтому новизна данной работы заключается в сборе дополнительной, необходимой для более углубленного изучения, информации, в ее последующем анализе, в попытке комплексно раскрыть тему для последующего транслирования ее на уроках в школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Степень изученности темы. К большому сожалению, уровень развития общества в целом и его повседневная жизнь в частности на изучаемом нами отрезке времени слабо представлены в рамках школьной программы старших классов. По большей же части, как это ни странно звучит, задачу формирования мнения об эпохе 1990-х гг. негласно взяли на себя СМИ. Они яро культивируют имеющиеся стереотипы и занимаются либо специфической романтизацией того времени, либо очернительством, часто предоставляя весьма ложные данные. Упомянутая романтизация проводится через создание образа так называемых «лихих 90-х», опуская все наиболее важные аспекты, касающиеся повседневности, и возводя в Абсолют лишь развитие бандитизма и вседозволенности. Однако это предельное упрощение сути 90-х гг. Политическая и социально-экономическая трансформация российского общества в 90-х годах привела к краху и распаду прежней идеологии, всех институтов власти, также произошел резкий разворот в общепринятых ранее ценностных ориентирах и нормах, которые складывались при советской власти на протяжении долгих лет. В итоге общество оказалось в состоянии глубочайшего кризиса, которое способствовало маргинализации, алкоголизации, наркоманизации и общего желания убежать от удручающей действительности, от своего незавидного положения. Все эти критические маркеры, как нигде, отражались на повседневности общества. Это позволяет нам с уверенностью говорить о необходимости изучения данной проблематики в большей мере, чем это происходит на данный момент. К сожалению, в школьной программе она недостаточно представлена, Но повседневность получила научное освещение экономистами, социологами, философами и представителями других общественных наук. Более того, в исторической науке повседневность становится в последние годы одним из ведущих направлений изучения отечественного и зарубежного прошлого. Многие работы были учтены при написании данной ВКР.
Прежде всего, хотелось бы отметить знаковый в изучении данного направления журнал «История повседневности», издающийся с 2016 г. Он продолжил традиции тематической серии «Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина» Т. 4 История (2008 - 2015 гг.), и является единственным российским рецензируемым научным журналом, посвященным вопросам истории повседневности и микроистории. Однако в данном научном журнале мало уделяется внимания исследуемому в ВКР периоду.
Также хочется отметить работы Бобкова В.Н, посвященные внутренним и международным аспектам неравенства уровня жизни в России в период капиталистических трансформаций. В его работе находится существенный пласт статистических данных и графиков, позволяющий акцентированно извлекать необходимую информацию.
Большой вклад в изучение российской повседневности внесла Хухарева О.Н. В её работе о динамике ценностных ориентаций россиян рассматривается трансформация ценностей населения в постсоветскую эпоху. Примечательно, что в процессе исследования она выделила 3 этапа трансформации ценностей и привязала их к определенным временным 3 отрезкам.
Хотелось бы отметить работу Суринова А. Е. «Социально-экономическая ситуация в 1992-2000 гг., воздействие на население России». Это исчерпывающая статья доктора экономических наук, где собран колоссальный пласт статистических данных о рассматриваемом периоде.
Еще одна работа - статья Е.Э. Джагиновой «Повседневная жизнь в России 1990-1994 гг.». В ней очень подробно расписаны варианты проведения досуга в реалиях тех лет, подкрепленные статистическими данными.
Несомненно, к числу самых основательных относится работа доктора исторических наук Пушкаревой Натальи Львовны «Очерк истории общественного быта 1990-2015: взгляд историка повседневности». Для нас было важно, что в статье представлен очерк истории изменений в укладе жизни россиян после развала социалистической системы.
На написание данной работы, как и в целом на выбор этой, на наш взгляд, наиболее актуальной темы, особенно в текущем временном отрезке нашей истории, повлияло учебное пособие Славиной Л.Н. «История современной России Ч.1. Российская Федерация в период радикальной трансформации (1990-е годы)». Данное пособие является результатом многолетних исследований процессов и явлений, характерных для эпохи 1990-х. Каждый из параграфов в этом пособии, раскрывает различные стороны жизни в России, начиная от внешней политики, общественно¬политической жизни, экономических преобразований, федеративных и межнациональных отношений, рассмотрения повседневности российского общества и его духовного пространства, культуры России и заканчивая социокультурной и нравственно-психологической трансформацией российского социума в целом. Использовав данное пособие, мы смогли комплексно проанализировать протекавшие в стране процессы, определить предпосылки их возникновения и бесспорную значимость всех процессов и преобразований, а также их влияние на современную ситуацию в Российской Федерации, что, на наш взгляд, является краеугольным фактором значимости выбранной темы. Таким образом получили представление об исторических условиях, в которых протекали изучаемые нами процессы, и об определявших их факторах.
Нужно отметить и статью Р.Г. Пихои «О периодизации системного кризиса Советского Союза». Статья является достаточно емкой и может послужить отправной точкой для понимания процессов, происходивших во время масштабных преобразований эпохи 90-х, в том числе, в рамках изучения повседневной жизни.
При написании методической части работы учитывалось учебное пособие Полат Е.С. и М.Ю. Бухаркиной «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования». Оно знакомит читателя с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания.
Само понятие современной педагогической технологии во многом выстроено работами Лариной В.П., Ходыревой Е.А., Окунева А.А., которым уделялось большое внимание в процессе работы над темой. Также хотелось бы особо отметить учебное пособие Матвеевой Т.Е. «Педагогические технологии для реализации ФГОС». Большое влияние на работу, как и на методику преподавания в целом, оказали труды Бутенко А.В., Ходос Е.А. «Критическое мышление: метод, теория, практика», Громова О. К. «Критическое мышление - как это по-русски?». В вопросе составления примеров уроков по выбранным технологиям работа опирается на учебное пособие Ворошиловой Н.В. и Толмачевой А.В. «Современные технологии обучения истории и обществознанию» и их личные рекомендации. В их учебном пособии подробно описывается сущность и ключевые характеристики выбранных педагогических технологий, история их возникновения и развития, а также преимущества и сложности применения. Приводятся методические рекомендации для эффективного использования этих технологий на уроках истории и обществознания. Также, большой пласт необходимых знаний о технике дебатов был приобретен с помощью труда Светенко Т.В. «Путеводитель по дебатам».
В методической части работы также проводился анализ учебников по отечественной истории и обществознанию в целью выяснения характера освещения нашей темы или же части исторических процессов, затрагиваемых в данной ВКР. Стоит отметить учебник Боголюбова Л.Н. по обществознанию 11 класса, в нем прослеживаются некоторые затрагиваемые нами в данной работе аспекты. С позиции анализа учебников по отечественной истории хотелось бы отметить учебник В.Р. Мединского и А.В. Торкунова «История России 11 класс». Данный учебник наиболее целостно соответствует действующим требованиям ФГОС ООО. Особенно примечательным является факт наличия в нем параграфов, посвященным повседневности, в том числе изучаемого нами периода 1990-х, тогда как в других альтернативных учебниках вовсе не уделяется внимание повседневности. По данному учебнику существует множество мнений на данный момент, однако мы не будем позиционировать какое-либо отношение к нему, ведь наша главная задача проанализировать наличие в нем необходимых для нас элементов истории, в рамках нашего исследования.
Объектом исследования в настоящей работе является повседневность Российского общества в тяжелейших условиях преобразований 1990-х и возможности ее интерпретации в учебном процессе в старшей школе. В работе рассматривается городское население, уровень и образ жизни которого значительно отличается от сельского населения.
Предмет исследования достаточно сложный и многоаспектный: во-первых, изучаются преобразования в основных четырех сферах общественной жизни. Это изменения в социальной сфере (социальное обслуживание; образование; здравоохранение; пенсионный фонд; жилищно¬коммунальное хозяйство), в экономической сфере (уровень безработицы; экономическое состояние; доходы населения; расходы и формирование общества массового потребления), в политическая сфере (безопасность; законность; уровень гражданских свобод; уровень отношений человек-государство и др.), в духовной сфере (непосредственно повседневная жизнь; свободное время россиян; духовные и культурные ценности; СМИ и др.) Во- вторых, рассматриваются приёмы и методы интерпретации вопросов темы повседневности на уроках истории и обществознания в старших классах школы.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить, определить и реконструировать основные тенденции развития главных сфер повседневности российского общества в условиях кардинальных преобразований исследуемого периода, а также создать понятную, интересную и, самое главное, актуальную стратегию и приемы освещения темы в учебном процессе, найти средства, методы, способы и инструменты для интерпретации темы повседневности в школьной программе, в рамках специфики смены поколений и растущей актуальности данного направления изучения истории в условиях современных сложнейших реалий.
Заданная цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Изучить и провести анализ основных компонентов повседневной жизни России в рамках радикальных преобразований 1990-х.
2. Найти пути, формы, средства и методы презентации темы повседневности на уроках в старшей школе, используя современные подходы к обучению.
Хронологические рамки работы - 1991-1999 гг. Нижняя грань определена прекращением существования Союза Советских Социалистических Республик 26 декабря 1991 года и началом радикальных изменений в жизни российского общества. Верхняя грань - конец 1999 г. - досрочный уход в отставку Б.Н. Ельцина, приход нового руководства и корректировка курса развития России.
Территориальные рамки - Российская Федерация в границах до 2014 г. Рассматривается преимущественно городская местность.
Методологическая основа исследования. Работа базируется на теории, принципах, подходах и методах, характерных для современного исторического исследования. Для оценки сущности описываемых процессов используется теория модернизации. На её основе изучается степень модернизации различных сторон повседневной жизни россиян в конкретном процессе развития или стагнации их уровня жизни, а также условий, в которых протекают данные процессы. Исследовательскую базу работы составляет принцип историзма (рассматривается, от чего к чему пришли те или иные процессы, реформы и изменения, которые в свою очередь непосредственно влияли на повседневную жизнь). Применяется системный подход, позволяющий рассматривать разные стороны повседневности во взаимосвязи и взаимозависимости, а также их связи с преобразованиями в других сферах жизни государства, определить, определяется насколько все они органично вписываются в общий исторический контекст. Сравнительный подход позволил нам выявить уровень и масштабы количественных и качественных изменений процессов, произошедших за изучаемый период.
Характеристика источников. В основе работы лежат несколько групп источников. Это:
1. Нормативные правовые акты, директивные документы и прочие материалы госорганов. Они выступают своеобразным «стержнем», который определял большинство инициатив в изменениях уровня жизни населения России и регулировали течение процессов. На их основе осуществлялись все преобразования, вызывавшие изменения в финансовом, материальном, социальном и прочих сторонах жизни россиян.
2. Статистика Росстата, опубликованная в соответствующих сборниках: «Российский статистический ежегодник», «Регионы России. Социально- экономические показатели», «Социальное положение и уровень жизни населения» и т д. Эта статистика, прежде всего, ценна как индикатор или же как интерпретационный маркер динамики развития уровня жизни, изменений в ней в разные стороны. Благодаря данным статистики мы имеем возможность прослеживать и анализировать, как именно менялась ситуация от года к году, а также путем несложных сопоставлений понимать, как те или иные нововведения в законотворческой, экономической и других сферах отражались на статистических данных, указанных Росстатом.
3. Результаты социальных/социологических исследований, опубликованные в специальных сборниках, а также извлеченные из работ социологов в качестве вторичного источника. Помимо работы «Социологии российского кризиса» Здравомыслова А.Г., можно выделить и работу Бобкова В. Н., и Вередюк О. В. - «Неравенство уровня жизни населения в России». Конечно же очень полезной оказалась статья Джагиновой Е.Э. «Повседневная жизнь в России 1990-1994 гг.», где оказалось большое количество искомой для нас статистической информации, касающейся именно повседневного быта людей.
4. Четвертую группу источников составили материалы СМИ (печатных и электронных). В основной своей массе эти источники извлечены из интернета. Чаще всего они использовались для поиска какой-либо «нишевой» информации с целью анализа и сопоставления с другими источниками. Можно выделить некоторые из них - архив информационного портала CNews за 2004 год, где удалось найти информацию о скандале, связанном с сетью мобильной связи «Евросеть». Российское издание Hollywood reporter, откуда была почерпнута статься Татьяны Маркиной «С чего начинались сериалы в новой России» для последующего изучения. Портал РИА новости, где, например, в статье Алексея Аликина и Дмитрия Ермакова был проанализирован феномен игровой приставки «Денди». Это лишь краткий перечень примеров.
5. Использовались также художественные произведения (литература, кинофильмы, музыка и т д.), которые позволили нам яснее оценить атмосферу изменения жизни страны в 90-х годах. Для изучения и преподавания данной темы художественные произведения - самый впечатляющий источник.
6. Особой группой источников выступают материалы собственного исследования. Это результаты опросов респондентов, их воспоминаний о пережитом периоде и их повседневной жизни. Результаты были систематизированы и прописаны на анонимной основе. Полученный опыт позволил нам глубже погрузиться в изучаемый период, а также получить из первых уст бесценный материал и благодаря очевидцам событий, глубже и нагляднее оценить и представить выявленные маркеры и аспекты, характерные для изучаемого периода.
7. Источниками в нашей ВКР, безусловно, являются школьные учебники по истории и обществознанию. Они были охарактеризованы выше, так как выступают одновременно и литературой и источником - такова специфика данной ВКР.
Новизна исследования. Тема данной выпускной квалификационной работы в специализированной литературе методического и исторического характера не раскрыта в достаточной мере, хотя, на наш субъективный взгляд, в текущих реалиях современности существует определенного рода запрос общества на изучение данной проблематики. Поэтому новизна данной работы заключается в сборе дополнительной, необходимой для более углубленного изучения, информации, в ее последующем анализе, в попытке комплексно раскрыть тему для последующего транслирования ее на уроках в школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
1990-е гг. ознаменовались для России масштабными преобразованиями в политической, экономической, духовной сферах и, конечно же, в изучаемой нами социальной сфере, с которой напрямую связана повседневность. Произошел распад СССР, образовалось новое государство - Российская Федерация, с новой идеологией, иными стандартами и ценностями.
В сфере экономики происходил переход от планово-командной экономической системы к рыночной экономике. Он тяжело сказался на социальной сфере общества и на повседневной жизни россиян. Вероятно, это можно объяснить непродуманностью реформ кабинета Е. Т. Г айдара, а также тем, что изменения в экономике не учитывали реальных потребностей и возможностей людей, поставленных в буквальном смысле слов на грань выживания. Гиперинфляция, падение покупательной способности рубля резко понизили уровень жизни населения. Этому способствовало резкий рост безработицы, так как многие промышленные предприятия закрывались, не в силах удержаться на плаву в сложившихся экономических условиях. На тех же предприятиях, которые продолжали функционировать, наблюдались многомесячные задержки заработной платы, либо вообще ее невыплата долгими месяцами.
В тех условиях для того, чтобы выжить значительная часть россиян обратилась к торговле, тем более что был принят указ о свободной торговле и разрешена частная предпринимательская деятельность. Эта самая торговля во многом «спасала» людей от голода и всеобщей депрессии в обществе.
В российском обществе появились новые, маргинальные слои населения - нищие, беспризорники и лица без определенного места жительства. Подобного явления в таких масштабах не было в СССР, его появление было связано с нестабильной экономической ситуацией в стране, низким уровнем жизни населения и его низкой грамотностью в вопросах экономики.
Изменения затронули и сферу культуры, где на первый план выступили произведения массовой культуры, как отечественные, так и зарубежные. Они стали очень востребованными, поскольку были понятны большей части населения. Происходила коммерциализация культуры, что типично для рыночной экономики, а, значит, и для капитализма в целом. Оценка этого весьма противоречива, как и оценка замещения культурной идентичности.
Под воздействием всех этих преобразований повседневная жизнь большинства россиян складывалась тяжелейшим образом. В ней было мало притязаний на «высокое», основной целью граждан было выжить и приспособиться к чуть ли не каждодневным изменениям и вызовам времени. Но, несмотря на тяжелейшие условия, как мы выяснили, было много и светлых моментов как в культурной и духовной сфере, так и в нишевой обыденности. Многие из увлечений и занятий дожили до наших дней и стали обычной практикой. Некоторые даже возведены в некий культурный феномен.
В современной старшей школе период 1990-х гг. на уроках истории изучается в 11 классе. В ходе работы над исследованием данной темы был проведен анализ современных школьных учебников по истории России. Он показал, что реформы 1990-х гг. рассмотрены в них достаточно подробно, но повседневная жизнь российского общества того периода почти не освещена.
Масштабные реформы 1990-х гг. также имеют тесную связь с предметом «Обществознание», поскольку именно на обществознании ученики знакомятся с основными понятиями экономики, в том числе рыночной. Раздел «Экономика» представлен в учебниках по обществознанию за 8 и 11 классы. Их анализ показал, что по разделу «Экономика» дан достаточно полный материал, но только в учебнике Л. Н. Боголюбова «Обществознание. 11 класс» он соотнесен с экономическими реформами, проводившимися в России в 1990 - е гг. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Нужно обязательно показывать связь между реформами и ситуацией в социальной сфере.
Изучение повседневной жизни российского общества в период масштабных преобразований 1990-х гг. представляется необходимым в свете того, что, во-первых, отсутствие внимания к этой теме приведет к появлению пробела в знаниях школьников. Повседневная жизнь российского общества - это неотъемлемая часть истории, позволяющая понять, как реформы отражались на жизни простых людей. Во-вторых, реальность 1990-х гг. имеет тесную связь с современной Россией. Именно те преобразования положили начало рыночной экономике, в которой живет современной общество. Нередко приходится слышать жалобы наших современников на низкие зарплаты, тяжелые условия труда, низкий уровень жизни. Изучение повседневной жизни российского общества поможет понять, что современный исторический период не настолько тяжел, как его представляют наши соотечественники. Были периоды, когда людям просто выживали.
При изучении темы «Повседневная жизнь российского общества в условиях радикальных преобразований 1990-х гг.» целесообразно использовать такие инновационные методы обучения, как метод кейс- стадии и метод дебатов. Это поможет ученикам гораздо лучше усвоить изучаемый материал, проникнуться особенностями изучаемой эпохи, взглянуть на жизнь российского общества того времени глазами ее современников. Кроме того, данные методы способствуют развитию у школьников навыков формулирования собственной точки зрения, подбора аргументов в ее защиту, умения отстаивать собственную точку зрения, выслушивать оппонента, приобретать навыки работы в коллективе. Поэтому во второй главе разработаны примерные технологические карты уроков по теме «Повседневная жизнь российского общества в условиях масштабных преобразований 1990-х гг.» с использованием технологий кейс-стадии и дебатов. Более того, прикладной характер критического мышления позволяет ученикам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он взаимодействует вне школы. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только в повседневной жизни, но и в образовательном процессе, поскольку поможет справиться с большим количеством разнообразной информации.
В сфере экономики происходил переход от планово-командной экономической системы к рыночной экономике. Он тяжело сказался на социальной сфере общества и на повседневной жизни россиян. Вероятно, это можно объяснить непродуманностью реформ кабинета Е. Т. Г айдара, а также тем, что изменения в экономике не учитывали реальных потребностей и возможностей людей, поставленных в буквальном смысле слов на грань выживания. Гиперинфляция, падение покупательной способности рубля резко понизили уровень жизни населения. Этому способствовало резкий рост безработицы, так как многие промышленные предприятия закрывались, не в силах удержаться на плаву в сложившихся экономических условиях. На тех же предприятиях, которые продолжали функционировать, наблюдались многомесячные задержки заработной платы, либо вообще ее невыплата долгими месяцами.
В тех условиях для того, чтобы выжить значительная часть россиян обратилась к торговле, тем более что был принят указ о свободной торговле и разрешена частная предпринимательская деятельность. Эта самая торговля во многом «спасала» людей от голода и всеобщей депрессии в обществе.
В российском обществе появились новые, маргинальные слои населения - нищие, беспризорники и лица без определенного места жительства. Подобного явления в таких масштабах не было в СССР, его появление было связано с нестабильной экономической ситуацией в стране, низким уровнем жизни населения и его низкой грамотностью в вопросах экономики.
Изменения затронули и сферу культуры, где на первый план выступили произведения массовой культуры, как отечественные, так и зарубежные. Они стали очень востребованными, поскольку были понятны большей части населения. Происходила коммерциализация культуры, что типично для рыночной экономики, а, значит, и для капитализма в целом. Оценка этого весьма противоречива, как и оценка замещения культурной идентичности.
Под воздействием всех этих преобразований повседневная жизнь большинства россиян складывалась тяжелейшим образом. В ней было мало притязаний на «высокое», основной целью граждан было выжить и приспособиться к чуть ли не каждодневным изменениям и вызовам времени. Но, несмотря на тяжелейшие условия, как мы выяснили, было много и светлых моментов как в культурной и духовной сфере, так и в нишевой обыденности. Многие из увлечений и занятий дожили до наших дней и стали обычной практикой. Некоторые даже возведены в некий культурный феномен.
В современной старшей школе период 1990-х гг. на уроках истории изучается в 11 классе. В ходе работы над исследованием данной темы был проведен анализ современных школьных учебников по истории России. Он показал, что реформы 1990-х гг. рассмотрены в них достаточно подробно, но повседневная жизнь российского общества того периода почти не освещена.
Масштабные реформы 1990-х гг. также имеют тесную связь с предметом «Обществознание», поскольку именно на обществознании ученики знакомятся с основными понятиями экономики, в том числе рыночной. Раздел «Экономика» представлен в учебниках по обществознанию за 8 и 11 классы. Их анализ показал, что по разделу «Экономика» дан достаточно полный материал, но только в учебнике Л. Н. Боголюбова «Обществознание. 11 класс» он соотнесен с экономическими реформами, проводившимися в России в 1990 - е гг. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Нужно обязательно показывать связь между реформами и ситуацией в социальной сфере.
Изучение повседневной жизни российского общества в период масштабных преобразований 1990-х гг. представляется необходимым в свете того, что, во-первых, отсутствие внимания к этой теме приведет к появлению пробела в знаниях школьников. Повседневная жизнь российского общества - это неотъемлемая часть истории, позволяющая понять, как реформы отражались на жизни простых людей. Во-вторых, реальность 1990-х гг. имеет тесную связь с современной Россией. Именно те преобразования положили начало рыночной экономике, в которой живет современной общество. Нередко приходится слышать жалобы наших современников на низкие зарплаты, тяжелые условия труда, низкий уровень жизни. Изучение повседневной жизни российского общества поможет понять, что современный исторический период не настолько тяжел, как его представляют наши соотечественники. Были периоды, когда людям просто выживали.
При изучении темы «Повседневная жизнь российского общества в условиях радикальных преобразований 1990-х гг.» целесообразно использовать такие инновационные методы обучения, как метод кейс- стадии и метод дебатов. Это поможет ученикам гораздо лучше усвоить изучаемый материал, проникнуться особенностями изучаемой эпохи, взглянуть на жизнь российского общества того времени глазами ее современников. Кроме того, данные методы способствуют развитию у школьников навыков формулирования собственной точки зрения, подбора аргументов в ее защиту, умения отстаивать собственную точку зрения, выслушивать оппонента, приобретать навыки работы в коллективе. Поэтому во второй главе разработаны примерные технологические карты уроков по теме «Повседневная жизнь российского общества в условиях масштабных преобразований 1990-х гг.» с использованием технологий кейс-стадии и дебатов. Более того, прикладной характер критического мышления позволяет ученикам проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники, с которыми он взаимодействует вне школы. Критическое мышление учит проверять и перепроверять фактическую информацию. Такое умение будет полезно не только в повседневной жизни, но и в образовательном процессе, поскольку поможет справиться с большим количеством разнообразной информации.
Подобные работы
- Повседневная жизнь россиян в 2000-х годах и её интерпретация на уроках истории и обществознания в старшей школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - ПОВСЕДНЕВНОСТЬ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1990-х -НАЧАЛЕ 2000-х гг. И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024



