Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение адаптационных возможностей обучающихся 9 классов (14-15 лет) через развитие общей выносливости

Работа №169182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2024
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 7
1.1 Изменения организма подростка в онтогенезе и влияние физической
культуры на его функциональное развитие 7
1.2 Особенности развития физических качеств у детей 14-15 лет 18
1.3 Особенности развития адаптационных возможностей обучающихся
среднего школьного возраста 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Методы исследования 35
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 45


Наиболее важным компонентом, характеризующим здоровье человека, является физическая составляющая, которая отражает жизнеспособность всех физиологических систем человека. Неправильный образ жизни, наследственные заболевания и другие негативные факторы зачастую являются причинами возникновения патологических заболеваний населения уже на ранней стадии развития. Вопросы укрепления и сохранения здоровья детей и подростков на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания ученых. Школьники представляют собой специфическую социальную группу, которую объединяет один возраст, особые условиями жизни, манера поведения, нормы культуры и жизненные ценности [33]. Подрастающая молодежь подвержена воздействию огромного числа потенциально опасных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья детей и приводят к длительному напряжению приспособительных физиологических механизмов. Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни [34].
Здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [10; 19]
Особенности современного учебного процесса в школе и свойства молодого организма оказывают предельно допустимые психические, моральные и физические нагрузки на все функциональные системы организма.
Анализ научной литературы, затрагивающий вопросы здоровья учеников, свидетельствует, что за период обучения в школе здоровье детей не только не улучшается, а зачастую ухудшается [28].
В современном обществе наблюдаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. В соответствии с данными официальной статистики ухудшается с каждым годом состояние детского здоровья в России. Сохранение и укрепление здоровья детского населения страны является многоаспектной и многоэтапной проблемой [10].
Известно, что физическое развитие и морфофункциональные показатели являются важнейшими показателями здоровья растущего организма. Одним из факторов обеспечения здоровья школьников является уровень двигательной активности. Компонентами двигательной активности принято считать движения, выполняемые в обычной жизни, школьные занятия физической культурой и занятия физической культурой в секциях, спортивных школах [25].
В настоящее время многие люди не любят заниматься физической культурой. Это связано с нехваткой информации о том, как физические нагрузки влияют на организм человека и чем они могут быть полезны.
Физическая культура оказывает благотворное влияние на все функции организма, развивает человека не только физически, но и психологически [8].
Проблема выявления нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы при адаптации к учебным и физическим нагрузкам остается одной из основных при оценке уровня здоровья подрастающего поколения. Вегетативная нервная система (ВНС) играет ключевую роль в осуществлении срочной и долговременной адаптации организма к факторам внешней среды, в связи, с чем показатели состояния регуляторных механизмов могут выступать в качестве информативных критериев оценки уровня здоровья.
Именно в подростковом возрасте отмечается рост нарушений со стороны вегетативной нервной системы. По данным специалистов Фадеевой Анастасии Юрьевны и Кудря Ольги Николаевны, вегетативные дисфункции встречаются у 70-85% школьников подросткового возраста. Многочисленные исследования показывают, что физические нагрузки благотворно влияют на организм детей и подростков, способствуя морфологическому и функциональному созреванию отделов вегетативной нервной системы, и в целом, укреплению здоровья. Однако отсутствие врачебного контроля, форсирование нагрузок, нерациональное сочетание периодов работы и отдыха могут отрицательно повлиять на здоровье юных спортсменов.
В связи с этим, необходимо понимать, когда занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, а когда лимитируют развитие вегетативной нервной системы [32].
Объект исследования: учебный процесс на уроках физической культуры у мальчиков 9 классов (14-15 лет).
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие общей выносливости и повышение адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет).
Цель исследования: повышение адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет) посредством упражнений направленных на развитие общей выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по средствам, методам и методикам повышения адаптационных возможностей и развития общей выносливости;
2. Изучить и освоить метод исследования вегетативной нервной системы;
3. Разработать и определить результативность комплекса упражнений, направленного на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости;
Гипотеза: предполагается, что реализация разработанного комплекса упражнений в учебный процесс по физической культуре повысит уровень адаптационных возможностей и общей выносливости мальчиков 9 классов (14-15 лет), если:
на теоретическом уровне:
- будут изучены и отобраны наиболее результативные методы и методики повышения адаптационных возможностей и развития общей выносливости обучающихся 9 классов (14-15 лет);
- разработан комплекс упражнений направленный на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости
на эмпирическом уровне:
- освоены и применены в учебном процессе на уроках физической культуры у мальчиков 9 классов (14-15 лет) методы исследования вегетативной нервной системы;
- апробирован комплекс упражнений направленный на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости
Методы исследования: теоретические - анализ научно-методической литературы; эмпирические - контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки информации (Т-критерий Стьюдента) и метод вариабельности сердечного ритма.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа представлена на 61 страницах печатного текста и включает в себя: введение, три главы, выводы и списка используемых источников (37 источника).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе результатов педагогического эксперимента, констатируем, что реализация разработанного комплекса упражнений в учебном процессе по физической культуре повысил уровень общей выносливости и адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет). Исходя из анализа результатов, полученных в педагогическом эксперименте, были выделены следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы подтверждает актуальность проблемы повышения адаптационных возможностей и общей выносливости у мальчиков 9 классов (14-15 лет), а также то, что данная проблема требует дальнейшего изучения;
2. Изученный и освоенный метод исследования вегетативной нервной системы позволил оценить уровень адаптационных возможностей в начале и в конце эксперимента;
3. В процессе анализа многих комплексов упражнения на развития общей выносливости, был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие общей выносливости и адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет). Разработанный комплекс упражнений, продемонстрировал свою результативность в учебном процессе. Это подтверждается статистически достоверными результатами, таких как: бег на 1000 метров, SI, ИВР, %HF и %VLF.



1. Sharma H. Heart rate extraction from PPG signals using variational mode decomposition //Biocybernetics and Biomedical Engineering. - 2019. - Т. 39. - №. 1. - С. 75-86.
2. Баевский Р.М. и др. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) //Вестник аритмологии. - 2001. - Т. 24. - №. 6. - С. 86.
3. Бережковская, Е.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 357 с.
4. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.
5. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). — URL:https://www.gto.ru/(дата обращения: 12.04.2024).
6. Григорьева, Е. В. Г83 Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для вузов / Е. В. Григорьева, В. П. Мальцев, Н. А. Белоусова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 182 с.
7. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология: учебник для
вузов / А. О. Дробинская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2024. — 421 с.
8. Ермакова Е. Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность человека и их взаимосвязь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №. 10-1. - С. 44-46.
9. Ерохин А. Н. и др. Двигательная активность и функциональное состояние вегетативной нервной системы //Человек. Спорт. Медицина. - 2005. - Т. 1. - №. 4 (44). - С. 341-343.
10. Зорина, И. Г. Здоровье Школьников / И. Г. Зорина, В. В. Макарова; Южно-Уральский государственный медицинский университет. - Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Полиграф-мастер", 2019. - 248 с.
11. Ипатов А. В. Педагогика: Учебное пособие / А.В. Ипатов. - Санкт- Петербург: РГГМУ, 2023. - 156 с.
12. Кужугет А. А., Трусей И. В., Адольф В. А. Количественная и качественная обработка данных в педагогических исследованиях сферы физической культуры, спорта и здоровья. - 2022.
13. Кужугет А. А., Трусей И. В., Кирко В. И. Морфофункциональные показатели подростков, проживающих в городской и сельской местности севера Красноярского края //Журнал медико-биологических исследований. -
2021. - Т. 9. - №. 3. - С. 285-294.
14. Кужугет А. А., Черепанова А. И., Нугаев А. Р. Наставничество первокурсников-спортсменов как фактор их успешной адаптации к условиям вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2024. - 67(1). - С. 43-50.
15. Лях В. И. Л98 Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В. И. Ляха. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 9(е изд. — М.: Просвещение, 2021. — 104 с.
16. Лях В. И. Физическая культура. Методические рекомендации. 8—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — М.: Просвещение, 2021. — 4-е изд. — 239 с.: ил.
17. Матвеев А.П. Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразоват. организаций / А.П. Матвеев. — 8-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2019. — 160 с.
18. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля. - 4-е изд. - М.: Спорт, 2021. - 520 с.
19. Министерство здравоохранения Российской Федерации: официальный сайт. - URL: https://er.minzdrav.gov.ru/ schema/234_1 дата обращения: 10.04.2024.
20. Мониторинг физической подготовленности: учебно-методическое пособие для студентов Института физической культуры и спорта / Авт.- сост. С.С. Павленкович.- Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2019. - 51 с.
21. Нагаева Т. А. Физическое развитие детей и подростков: учебное пособие / Т. А. Нагаева, Н. И. Басарева, Д. А. Пономарева. - Томск, 2011. - 101 с.
22. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3¬е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 575 с.
23. Пугачев Р. В., Кужугет А. А. Динамика показателя стресс индекса
Баевского обучающихся 1-2 курсов института физической культуры спорта и здоровья имени И.С. Ярыгина // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования : Материалы Международной научно-практической
конференции, Ульяновск, 22 ноября 2023 года. - Ульяновск: УлГПУ, 2023. - С. 588-591
24. Пугачев Р.В. Характеристика показателей спектрального анализа ритма сердца студентов-спортсменов Oianicteristics of the spectral heart rhythm analysis //Редакционная коллегия. - 2023.
25. Пустозеров А. И., Макунина О. А. Влияние физической культуры на состояние здоровья учащихся старших профильных классов //Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2020. - Т. 5. - №. 4. - С. 113-118.
26. Разновская С. В. Интерес к занятиям физической культурой как основа общего развития и физической подготовленности учащихся младших классов //Современный ученый. - 2020. - С. 23.
27. Сарыг, С. К. Вариабельность ритма сердца у студентов Тувинского государственного университета: монография / С.К. Сарыг - Кызыл: Издательство ТувГУ, 2020 - 140 с.
28. Сизова Н. Н., Исмагилова Ю. Д. Анализ состояния здоровья современных школьников // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №. 5-3 (95). - С. 133-137.
29. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная С60 [Текст]: учебник. - 10-е издание. - М.: Спорт,
2022. — 624 с.: ил. ISBN 978-5-907225-83-1.
30. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж. К.Холодов, В.С.Кузнецов. — 11-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 496 с.
31. Тимофеева Е. П. и др. Состояние вегетативной нервной системы у подростков 15-17 лет //Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2016. - Т. 61. - №. 4. - С. 82-87.
32. Фадеева А. Ю., Кудря О. Н. Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей 11 -16 лет при занятиях спортом //Современные вопросы биомедицины. - 2021. - Т. 5. - №. 2 (15). - С. 267-275.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ №287 Минпроса РФ от 31.05.2021
34. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329 - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
35. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
36. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко.
— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 457 с.
37. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология; учебник и практикум для вузов / Т. Е. Шапошникова, В. А. Шапошников, В. А. Корчуганов. — 2-е изд., испр. и дон. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 218 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ