Повышение адаптационных возможностей обучающихся 9 классов (14-15 лет) через развитие общей выносливости
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 7
1.1 Изменения организма подростка в онтогенезе и влияние физической
культуры на его функциональное развитие 7
1.2 Особенности развития физических качеств у детей 14-15 лет 18
1.3 Особенности развития адаптационных возможностей обучающихся
среднего школьного возраста 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Методы исследования 35
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 45
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ 7
1.1 Изменения организма подростка в онтогенезе и влияние физической
культуры на его функциональное развитие 7
1.2 Особенности развития физических качеств у детей 14-15 лет 18
1.3 Особенности развития адаптационных возможностей обучающихся
среднего школьного возраста 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Методы исследования 35
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 45
Наиболее важным компонентом, характеризующим здоровье человека, является физическая составляющая, которая отражает жизнеспособность всех физиологических систем человека. Неправильный образ жизни, наследственные заболевания и другие негативные факторы зачастую являются причинами возникновения патологических заболеваний населения уже на ранней стадии развития. Вопросы укрепления и сохранения здоровья детей и подростков на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания ученых. Школьники представляют собой специфическую социальную группу, которую объединяет один возраст, особые условиями жизни, манера поведения, нормы культуры и жизненные ценности [33]. Подрастающая молодежь подвержена воздействию огромного числа потенциально опасных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья детей и приводят к длительному напряжению приспособительных физиологических механизмов. Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни [34].
Здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [10; 19]
Особенности современного учебного процесса в школе и свойства молодого организма оказывают предельно допустимые психические, моральные и физические нагрузки на все функциональные системы организма.
Анализ научной литературы, затрагивающий вопросы здоровья учеников, свидетельствует, что за период обучения в школе здоровье детей не только не улучшается, а зачастую ухудшается [28].
В современном обществе наблюдаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. В соответствии с данными официальной статистики ухудшается с каждым годом состояние детского здоровья в России. Сохранение и укрепление здоровья детского населения страны является многоаспектной и многоэтапной проблемой [10].
Известно, что физическое развитие и морфофункциональные показатели являются важнейшими показателями здоровья растущего организма. Одним из факторов обеспечения здоровья школьников является уровень двигательной активности. Компонентами двигательной активности принято считать движения, выполняемые в обычной жизни, школьные занятия физической культурой и занятия физической культурой в секциях, спортивных школах [25].
В настоящее время многие люди не любят заниматься физической культурой. Это связано с нехваткой информации о том, как физические нагрузки влияют на организм человека и чем они могут быть полезны.
Физическая культура оказывает благотворное влияние на все функции организма, развивает человека не только физически, но и психологически [8].
Проблема выявления нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы при адаптации к учебным и физическим нагрузкам остается одной из основных при оценке уровня здоровья подрастающего поколения. Вегетативная нервная система (ВНС) играет ключевую роль в осуществлении срочной и долговременной адаптации организма к факторам внешней среды, в связи, с чем показатели состояния регуляторных механизмов могут выступать в качестве информативных критериев оценки уровня здоровья.
Именно в подростковом возрасте отмечается рост нарушений со стороны вегетативной нервной системы. По данным специалистов Фадеевой Анастасии Юрьевны и Кудря Ольги Николаевны, вегетативные дисфункции встречаются у 70-85% школьников подросткового возраста. Многочисленные исследования показывают, что физические нагрузки благотворно влияют на организм детей и подростков, способствуя морфологическому и функциональному созреванию отделов вегетативной нервной системы, и в целом, укреплению здоровья. Однако отсутствие врачебного контроля, форсирование нагрузок, нерациональное сочетание периодов работы и отдыха могут отрицательно повлиять на здоровье юных спортсменов.
В связи с этим, необходимо понимать, когда занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, а когда лимитируют развитие вегетативной нервной системы [32].
Объект исследования: учебный процесс на уроках физической культуры у мальчиков 9 классов (14-15 лет).
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие общей выносливости и повышение адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет).
Цель исследования: повышение адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет) посредством упражнений направленных на развитие общей выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по средствам, методам и методикам повышения адаптационных возможностей и развития общей выносливости;
2. Изучить и освоить метод исследования вегетативной нервной системы;
3. Разработать и определить результативность комплекса упражнений, направленного на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости;
Гипотеза: предполагается, что реализация разработанного комплекса упражнений в учебный процесс по физической культуре повысит уровень адаптационных возможностей и общей выносливости мальчиков 9 классов (14-15 лет), если:
на теоретическом уровне:
- будут изучены и отобраны наиболее результативные методы и методики повышения адаптационных возможностей и развития общей выносливости обучающихся 9 классов (14-15 лет);
- разработан комплекс упражнений направленный на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости
на эмпирическом уровне:
- освоены и применены в учебном процессе на уроках физической культуры у мальчиков 9 классов (14-15 лет) методы исследования вегетативной нервной системы;
- апробирован комплекс упражнений направленный на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости
Методы исследования: теоретические - анализ научно-методической литературы; эмпирические - контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки информации (Т-критерий Стьюдента) и метод вариабельности сердечного ритма.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа представлена на 61 страницах печатного текста и включает в себя: введение, три главы, выводы и списка используемых источников (37 источника).
Здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [10; 19]
Особенности современного учебного процесса в школе и свойства молодого организма оказывают предельно допустимые психические, моральные и физические нагрузки на все функциональные системы организма.
Анализ научной литературы, затрагивающий вопросы здоровья учеников, свидетельствует, что за период обучения в школе здоровье детей не только не улучшается, а зачастую ухудшается [28].
В современном обществе наблюдаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. В соответствии с данными официальной статистики ухудшается с каждым годом состояние детского здоровья в России. Сохранение и укрепление здоровья детского населения страны является многоаспектной и многоэтапной проблемой [10].
Известно, что физическое развитие и морфофункциональные показатели являются важнейшими показателями здоровья растущего организма. Одним из факторов обеспечения здоровья школьников является уровень двигательной активности. Компонентами двигательной активности принято считать движения, выполняемые в обычной жизни, школьные занятия физической культурой и занятия физической культурой в секциях, спортивных школах [25].
В настоящее время многие люди не любят заниматься физической культурой. Это связано с нехваткой информации о том, как физические нагрузки влияют на организм человека и чем они могут быть полезны.
Физическая культура оказывает благотворное влияние на все функции организма, развивает человека не только физически, но и психологически [8].
Проблема выявления нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы при адаптации к учебным и физическим нагрузкам остается одной из основных при оценке уровня здоровья подрастающего поколения. Вегетативная нервная система (ВНС) играет ключевую роль в осуществлении срочной и долговременной адаптации организма к факторам внешней среды, в связи, с чем показатели состояния регуляторных механизмов могут выступать в качестве информативных критериев оценки уровня здоровья.
Именно в подростковом возрасте отмечается рост нарушений со стороны вегетативной нервной системы. По данным специалистов Фадеевой Анастасии Юрьевны и Кудря Ольги Николаевны, вегетативные дисфункции встречаются у 70-85% школьников подросткового возраста. Многочисленные исследования показывают, что физические нагрузки благотворно влияют на организм детей и подростков, способствуя морфологическому и функциональному созреванию отделов вегетативной нервной системы, и в целом, укреплению здоровья. Однако отсутствие врачебного контроля, форсирование нагрузок, нерациональное сочетание периодов работы и отдыха могут отрицательно повлиять на здоровье юных спортсменов.
В связи с этим, необходимо понимать, когда занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья, а когда лимитируют развитие вегетативной нервной системы [32].
Объект исследования: учебный процесс на уроках физической культуры у мальчиков 9 классов (14-15 лет).
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие общей выносливости и повышение адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет).
Цель исследования: повышение адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет) посредством упражнений направленных на развитие общей выносливости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по средствам, методам и методикам повышения адаптационных возможностей и развития общей выносливости;
2. Изучить и освоить метод исследования вегетативной нервной системы;
3. Разработать и определить результативность комплекса упражнений, направленного на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости;
Гипотеза: предполагается, что реализация разработанного комплекса упражнений в учебный процесс по физической культуре повысит уровень адаптационных возможностей и общей выносливости мальчиков 9 классов (14-15 лет), если:
на теоретическом уровне:
- будут изучены и отобраны наиболее результативные методы и методики повышения адаптационных возможностей и развития общей выносливости обучающихся 9 классов (14-15 лет);
- разработан комплекс упражнений направленный на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости
на эмпирическом уровне:
- освоены и применены в учебном процессе на уроках физической культуры у мальчиков 9 классов (14-15 лет) методы исследования вегетативной нервной системы;
- апробирован комплекс упражнений направленный на повышение адаптационных возможностей и общей выносливости
Методы исследования: теоретические - анализ научно-методической литературы; эмпирические - контрольное тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки информации (Т-критерий Стьюдента) и метод вариабельности сердечного ритма.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа представлена на 61 страницах печатного текста и включает в себя: введение, три главы, выводы и списка используемых источников (37 источника).
На основе результатов педагогического эксперимента, констатируем, что реализация разработанного комплекса упражнений в учебном процессе по физической культуре повысил уровень общей выносливости и адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет). Исходя из анализа результатов, полученных в педагогическом эксперименте, были выделены следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы подтверждает актуальность проблемы повышения адаптационных возможностей и общей выносливости у мальчиков 9 классов (14-15 лет), а также то, что данная проблема требует дальнейшего изучения;
2. Изученный и освоенный метод исследования вегетативной нервной системы позволил оценить уровень адаптационных возможностей в начале и в конце эксперимента;
3. В процессе анализа многих комплексов упражнения на развития общей выносливости, был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие общей выносливости и адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет). Разработанный комплекс упражнений, продемонстрировал свою результативность в учебном процессе. Это подтверждается статистически достоверными результатами, таких как: бег на 1000 метров, SI, ИВР, %HF и %VLF.
1. Анализ научно-методической литературы подтверждает актуальность проблемы повышения адаптационных возможностей и общей выносливости у мальчиков 9 классов (14-15 лет), а также то, что данная проблема требует дальнейшего изучения;
2. Изученный и освоенный метод исследования вегетативной нервной системы позволил оценить уровень адаптационных возможностей в начале и в конце эксперимента;
3. В процессе анализа многих комплексов упражнения на развития общей выносливости, был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие общей выносливости и адаптационных возможностей мальчиков 9 классов (14-15 лет). Разработанный комплекс упражнений, продемонстрировал свою результативность в учебном процессе. Это подтверждается статистически достоверными результатами, таких как: бег на 1000 метров, SI, ИВР, %HF и %VLF.



