Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты изучения обыкновенных дробей слабослышащими обучающимися 7
1.1. Обыкновенные дроби как предмет изучения в курсе математики
основной школы 7
1.2. Особенности слабослышащих обучающихся 14
1.3. Особенности системы обучения слабослышащих обучающихся 25
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Методические аспекты реализации системно-деятельностного подхода при изучении обыкновенных дробей слабослышащими обучающимися 32
2.1 Проектирование содержательного компонента методики реализации системно-деятельностного подхода при изучении обыкновенных дробей слабослышащими учащимися 32
2.2. Проектирование технологического компонента методики о реализации системно-деятельностного подхода при изучении обыкновенных дробей слабослышащими учащимися 50
2.3 Описание организации и результатов экспериментальной работы 57
Выводы по главе 2 68
Заключение 69
Список использованных источников 72
Приложение А. Технологические карты уроков по теме «Основное свойство дроби» 75
Приложение Б. Технологическая карта урока по теме «Сокращение дробей» 85
Приложение В. Диагностические работы 93
Актуальность исследования. Ключевым объектом социальной адаптации и интеграции лиц со слуховой недостаточностью в среде слышащих можно обозначить наличие их межличностного взаимодействия. Это предполагает умение избирать слабослышащими обучающимися подходящие способы коммуникации со слышащими. Социальная интеграция для учащихся имеющих частичные нарушения слухового анализатора должна восприниматься как конечная цель специально -коррекционного обучения в школе, которая будет направлена на их включение в полноценную жизнь общества.
Ограниченность словарного запаса, а также недостаточное развитие понятийного и дискуссионного мышления обусловлены выбором методов преподавания в школах на основе инновационных подходов, которые должны учитывать особенности их усвоения слабослышащим учащимся. По данным исследований в сфере обучения математике у этой категории обучающихся возникают существенные сложности в усвоении математического и терминологического материала.
Курс общей математики в коррекционной школе является квалитативно новым этапом по отношению к курсу математики в общих средних школах и характеризуется усовершенствования уровня обучения, направленным на формирование пространственного воображения, применение обобщений и дедуктивных заключений при обучении.
О специфике обучения учащихся имеющих различную степень снижения слуха говорится лишь в специализированных работах, которые чаще всего рассматривают практический опыт преподавателей. Вопросы преподавания курса математики слабослышащим ученикам разрабатываются не так обширно. В большинстве случаев разрабатываются методики преподавания исключительно отдельных тем из курса математики.
В работе Бедаревой А.С. [56] исследуется формирование пространственных представлений у слабослышащих учащихся, но в ней не приводится методика обучения. Однако в этих исследованиях не уделяется должного внимания выработке коммуникативных возможностей неслышащих учащихся, развитие их математической речи в рамках обучения. А также не развивается специальное обучение для слабослышащих детей.
Исследование трудностей и психологических особенностей выпускников спецшкол показывает, что средний уровень подготовки у них достаточно низкий. У них есть свои специфические проблемы и сложности в обучении, с которыми редко можно столкнуться в обычной средней школе. С данной категорией учеников нужно работать в первую очередь с помощью таких форм и методов преподнесения материала, которые были бы максимально визуализированы и использовались элементы коррекционной работы.
Кроме того, использование информационных технологий позволяет сделать обучение более доступным для каждого ученика, а также создать индивидуальный учебный план.
Необходимо отметить, что имеющийся уровень подготовки слабослышащих учащихся по математике отличается от уровня подготовки слышащих обучающихся. Методика преподавания математики для учащихся со слуховой недостаточностью не разработана. Поэтому следует использовать специальную методическую систему преподавания математике, которая служила бы инструментом для повышения, как общего уровня развития, так и математической адаптации таких учащихся.
Следовательно, актуальность нашего исследования обозначается как необходимость разрешения данных противоречий:
• между существующими требованиями к подготовке школьников и низким реальным уровнем подготовки учащихся с нарушениями слуха;
• между необходимостью учета специфики усвоения математики слабослышащими учащимися и недостатком разработок и специальных методик преподавание математики, которые учитывали бы эти особенности.
Проблема исследования заключается в поиске и разработке результативных методических решений по реализации системнодеятельностного подхода на уроках математики в 6 классе.
В рамках данной проблемы была сформулирована тема исследования: «Методика изучения обыкновенных дробей слабослышащими обучающимися»
Объект исследования: процесс обучения учащихся с частичными нарушениями слухового анализатора в коррекционной школе при условии реализации требований системно-деятельностного подхода.
Предмет исследования: методика реализации системно-деятельностного подхода в организации обучения по теме «Обыкновенные дроби» учащихся с дефектами слуха.
Цель исследования: разработать содержательный и технологический компоненты методики реализации системно-деятельностного подхода по теме «Обыкновенные дроби» слабослышащими обучающимися.
Гипотеза исследования: реализацию системно-деятельностного подхода в ходе обучения можно считать результативной, если:
• в процессе обучения учащихся с нарушениями будут созданы специальные дидактические условия;
• будет реализована совокупность специальных заданий;
• организация обучения будет происходить на основе специально отобранных методов и технологий обучения, слабослышащих обучающихся.
В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой были обозначены задачи нашего исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы охарактеризовать обыкновенные дроби как предмет изучения в курсе преподавания математики основной школы.
2. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы дать характеристику особенностям обучения, слабослышащих учащихся.
3. Выделить и обосновать дидактические условия изучения темы «Обыкновенные дроби» в контексте требований системнодеятельностного подхода слабослышащими учащимися.
4. Разработать специальные рекомендации по проектированию содержательного и технологического компонентов.
5. Изучить результаты экспериментальной работы и ее эффективность, проведенной в рамках исследования.
Опытно-экспериментальная база: КГБОУ «Ачинская школа No3» города Ачинска, Красноярского края.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка. В работе приведены таблицы, рисунки, приложения.
В результате теоретического анализа, методической и психологопедагогической литературы были описаны и охарактеризованы особенности обучения слабослышащих обучающихся в условиях реализации системно - деятельностного подхода. В роли основных образовательных результатов неслышащих учащихся в условиях современных требований являются предметные, метапредметные и личностные.
В течение теоретического исследования нами были выявлены основные трудности и проблемы, которые возникают у слабослышащих школьников обучения математике. Также, стоит отметить, что учебный процесс опирающийся на образное мышление формирует более глубокое понимание и закрепление основных математических терминов и понятий. Обозначены основные принципы преподавания математики для слабослышащих учащихся (индивидуализации, коммуникативности, наглядности), а также на их основании осуществлен поиск и теоретически сформированы пути, способствующие повышению степени математической подготовки данной категории школьников. В ходе нашего теоретического исследования были выделены дидактические условия обучения математике в аспекте требований системно-деятельностного подхода: применение различных интерактивных методов, форм и приемов обучения; применения средств и ресурсов визуализации, современных ИКТ; необходимость включения в содержание обучения практико-ориентированных задач; внедрение в содержание методики индивидуальных, разноуровневых, проектных, а также творческих заданий по математике.
Основываясь на результатах теоретического исследования, нами были разработаны рекомендации по проектированию содержательного и технологического компонентов обучения предмету математики обучающихся с различной степенью снижения слуха в 6 классе. Разработан специальный комплекс заданий, который ориентирован на индивидуальные особенности слабослышащих учащихся и их достижения образовательных результатов в условиях применения СДП. Определены организационные формы и методы, а также методические рекомендации обучения по данной теме.
Для выявления эффективности разработанных нами рекомендаций была проведена опытно-экспериментальная работа в КГБОУ «Ачинская школа №3» города Ачинска, Красноярского края. На первом этапе (констатирующем) данной работы была проведена диагностическая работа для проверки предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. На втором этапе (формирующем) исследования нами были проведены уроки математики по теме «Обыкновенные дроби» в 6 классе, которые были организованы с использованием соответствующего содержания и реализацией специальных методик, форм и технологий, целью которых было формирование образовательных результатов в условиях реализации специальных требований системно-деятельностного подхода. На третьем этапе (контролирующем) эксперимента была также проведена проверочная работа, в результате которой был определен текущий уровень предметных, метапредметные и личностных результатов.
По результатам общего и сравнительного анализа, констатирующего и контролирующего этапов, можно сделать вывод о небольшом росте показателей. Исходя из этого, мы считаем, что поставленные цели нашего исследования достигнуты.
Таким образом, все поставленные задачи были успешно решены, гипотеза получила теоретическое и практическое доказательство, цель нашего исследования достигнута.
Практическую ценность данного исследования можно обозначить в том, что разработанные нами рекомендации можно применять при проектировании и организации уроков математики в специальных (коррекционных) школах. Данная работа может быть полезной для учителей математики при разработке и организации уроков, внеурочной деятельности, которые будут направлены на формирование метапредметных умений слабослышащих обучающихся школьников.
1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учебн. заведений /Под науч. ред. Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
2. Балбуцкая А.А. Интересное о дробях // Старт в науке. - 2017. - № 5-2.
3. Бедарева А. С. Особенности формирования пространственных
представлений у слабослышащих детей / А. С. Бедарева. —:
непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 255257.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько М., 1995. - 128 с.
5. Богданова Т.Г. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха / Т. Г. Богданова, Ю. Е. Щурова // Вопросы психологии. 2009. №2. — С. 46—55.
6. Боскис P. M. Глухие и слабослышащие дети /P. M. Боскис. - М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
7. Брадис В.М. Методика преподавания математики в средней школе / В.М. Брадис; Под ред. А.И. Маркушевича. - 2-е изд. - М.: Гос. учеб. - пед. изд-во м-ва просвещения РСФСР, 1951. - С. 116-148.
8. Выгодский М.Я. «Арифметика и алгебра в Древнем мире», - М.: Наука, 1967.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов — М., 1996. -542 с.
10. Депман И.Я. История арифметики. - М.: Просвещение, 1965. - 415 с.
11. Дьячков А.Н. Дидактика школ глухих. М., 1968. Ч. I. 7. Методика преподавания арифметики в школе глухонемых: - М Просвещение, 1953.
12. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
13. Зикеев А.Г. Повышение эффективности обучения глухих школьников: Сб. науч. тр. / А.Г. Зикеев и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1986. 176 с.
14. Коровина К.Г. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / Под ред. И.М. Гилевич, К.Г. Коровина // Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986. -160 с.4.
15. Кукушкина, О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе / О.И. Кукушкина // Дефектология. — 1994. №6. — С. 59-62....30