РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ, В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 15
1.1. Теоретические основы изучения чувствительности 15
1.2. Психологические особенности развития эмоциональной сферы
высокочувствительных подростков 30
1.3. Специфика индивидуального консультирования высокочувствительных
подростков 46
Выводы по Главе 1 60
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 63
2.1. Методическая организация исследования 63
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 74
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 96
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента и их обсуждение 124
Выводы по Главе II 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 137
ПРИЛОЖЕНИЯ
Высокочувствительные люди - это люди, которые рождаются со способностью замечать больше в окружающей их среде и глубоко размышлять обо всем, прежде чем действовать, чем те, кто замечает меньше и действует быстро и импульсивно. Их легко выводят из строя слишком большой объем поступающей одновременно информации. Они пытаются избежать этого и потому часто кажутся застенчивыми, стеснительными или занудными. Когда им не удается избежать чрезмерных раздражителей, они производят впечатление «слишком чувствительных» или «легко расстраивающихся».
Высказываются мнения, что высокая чувствительность- вариант темперамента, врожденная черта, которой обладают около 15-20 % детей, что в равной мере относится и к мальчикам, и к девочкам. Более того, тот же самый процент чувствительных особей обнаружен у всех видов, которые были исследованы. С эволюционной точки зрения, человеческие группы получают огромные преимущества от присутствия меньшинства, которое рассуждает, прежде чем действовать. Оно раньше замечает потенциальную опасность, и другие могут броситься на борьбу с ней. Чувствительные люди задумываются также и о последствиях и часто настаивают на том, чтобы другие остановились, представили, что может случиться, и выработали лучшую стратегию. Очевидно, что два эти типа лучше всего работают в команде. Традиционно из чувствительных людей выходили ученые, советники, теологи, историки, правоведы, доктора, няни, учителя и художники.
Когда психологи начали изучать темперамент, им было легко описывать действия и чувства активных детей, за которыми они наблюдали в лаборатории или в школе, и труднее - тех, кто сидел в углу комнаты или молчал. Можно сказать, что это отличие в уровне активности было легче всего заметить - во всех культурах наблюдается такое различие в людях, - но его труднее всего описать. Поэтому исследователи склонны были заключать, что тихони - скромные, пугливые, асоциальные или заторможенные.
То, как мы назовем это свойство, имеет значение. Термины говорят нам, с чем мы имеем дело, и влияют на то, как воспринимают детей окружающие и как дети воспринимают сами себя. Определяя это свойство как чувствительность, нам открываются его сильные стороны, мы видим, что среди успешных людей много чувствительных, говорим об этом свойстве более корректно.
В своём научном исследовании, для описания проблем, с которыми сталкиваются люди с высокой чувствительностью, я опираюсь на теорию сенсорной интеграции, разработанную Энн Джин Айрес.
Э.Д. Айрес выделяет нетипичную чувствительность (гиперчувствительность) вызванную нарушением сенсорной модуляции. Э.Д. Айрес определяла модуляцию как регуляцию ЦНС своей собственной активности. Люди с нарушениями модуляции сенсорных ощущений ведут себя так, будто амплитуда их реакций больше или меньше, чем у большинства других людей. Гиперчувствительные люди сильно реагируют на раздражители, которые нейротипичные люди даже не замечают.
Терапия, разработанная Э.Д. Айрес- это ветвь эрготерапии, дисциплины, в которой поведение человека рассматривается с нейробиологической точки зрения. Терапия, ориентированная на развитие сенсорной интеграции, пытается помочь ребёнку справляться с проблемами повседневной жизни, повышая эффективность работы мозга. Оборудование для терапии, основанной на сенсорной интеграции, разработано специально для того, чтобы вовлекать детей в игры, которые дают им нужные ощущения и тем самым организуют развивающийся мозг.
Все исследования терапии, которые были проведены в первые годы после того, как теория Э.Д. Айрес была опубликована, подвергались справедливой критике за различные недочеты, связанные с планированием экспериментов.
Хотя те или иные результаты в каждом конкретном случае вполне реальны, они не могут получить своего подтверждения в экспериментальном исследовании. Возможно, терапия оказывается эффективна благодаря теоретическому анализу нарушений сенсорной интеграции, что позволяет клиенту и его близким переосмыслить моторные и поведенческие проблемы в тех понятиях, которые лежат в основе теории сенсорной интеграции. Изменение понятий, в которых анализируется поведение, оказывается полезным, так как дает основу для разработки различных стратегий работы с высокочувствительными детьми. При этом улучшение поведения, формирование навыков и изменение отношений часто приписывается проводимой терапии, а не тем изменениям, которые возникли благодаря беседам со специалистом. Но исследований роли консультирования не проводилось ни в одном из исследований эффективности терапии.
Проблема исследования базируется на наличии сенсорно-интегративных нарушений у высокочувствительного ребёнка, являющихся предпосылкой возникновения определенных проблем. Накапливающийся опыт постоянных неудач может вызвать ощущение безнадежности и неуспешности, привести к боязни и избеганию сложных задач, сокращению числа значимых видов деятельности и низкой степени удовлетворенности качеством жизни. Напротив, если накопленный человеком опыт позволяет сформировать чувство глубокой уверенности в собственных силах, то решение проблем, обусловленных сенсорно-интегративными нарушениями, может способствовать развитию самодисциплины, решительности, надежды, характера и следовательно, насыщенной, активной жизни и высокому уровню удовлетворенности ее качеством. Рост адаптационного потенциала личности увеличит вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследования: повышение адаптационного потенциала высокочувствительных подростков в процессе индивидуального консультирования.
Цель научного исследования - выявить актуальный уровень и разработать программу индивидуального консультирования высокочувствительных подростков с целью повышения их адаптационного потенциала.
Объект исследования -процесс повышения адаптационного потенциала высокочувствительных подростков.
Предмет исследования - индивидуальное консультирование, как средство повышения адаптационного потенциала высокочувствительных подростков.
В связи с указанными целью, объектом и предметом, выдвигается следующая рабочая гипотеза: она состоит в предположении о том, что индивидуальное консультирование высокочувствительных подростков способствует развитию адаптационного потенциала, что проявляется в повышении их нервно-психической устойчивости, улучшении самооценки личности, ощущении социальной поддержки и снижении уровня конфликтности.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности высокочувствительных подростков и определить целесообразность применения арт-терапевтических приемов в индивидуальном консультировании с целью повышения их адаптационного потенциала.
3. Изучить и описать актуальный уровень адаптационного потенциала высокочувствительных подростков.
4. Разработать и апробировать программу индивидуальных консультаций, направленных на развитие адаптационного потенциала высокочувствительных подростков.
5. Проанализировать результаты индивидуального консультирования и определить его влияние на нервно-психическую устойчивость, самооценку личности, ощущение социальной поддержки и уровень конфликтности у высокочувствительных подростков.
6. Проверить гипотезу исследования с помощью методов математической статистики.
Теоретическая и методологическая основа: научные труды зарубежных и отечественных авторов по теме научного исследования, отображенные в библиографическом списке.
Научная новизна исследования: описана специфика индивидуального консультирования высокочувствительных подростков, заключающаяся в применении сказкотерапии, способствующей развитию их адаптационного потенциала.
Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, позволили выявить у высокочувствительных подростков неустойчивую и заниженную самооценку и ощущение недостаточности социальной поддержки. Полученные результаты могут стать важной информацией для родителей, воспитывающих высокочувствительных подростков, а также для работающих с ними специалистов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы повышения адаптационного потенциала высокочувствительных подростков в процессе индивидуального консультирования. Перевод на русский язык и модификация оригинального опросника-шкалы чувствительности для детей и подростков от 8 лет (Highly Sensitive Child, HSC) позволит применять его в работе психологам для определения высокой чувствительности у русскоязычных детей и подростков .
Методы исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической и тематической литературы.
2. Эмпирические - тестирование, наблюдение, беседа, эксперимент (индивидуальное консультирование, арт-терапия).
3. Статистические - методы математической обработки данных.
Эмпирическая база исследования. Эксперимент проводился посредством индивидуального консультирования в частном порядке. В нем принимали участие высокочувствительные подростки в возрасте от 10 до 14 лет, в количестве 3 человек.
Апробация результатов исследования. Представленные в работе результаты нашли отражение в сборнике конференции «Наука, общество, личность: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире» [22] и в сборнике конференции «Наука XXI века: вызовы, становление, развитие» [21].
Несмотря на то, что высокая чувствительность может сопровождаться рядом проблем, таких как повышенная тревожность и напряжение, низкая самооценка, с коммуникацией, уязвимость к негативным воздействиям, она также может быть связана с глубоким восприятием и пониманием окружающего мира. Более того, учитывая возможность высокочувствительных подростков быть более восприимчивыми к благоприятным воздействиям, важность грамотного и эффективного подхода к их психологическому консультированию ещё более возрастает.
В контексте изучаемой проблемы особый интерес у нас вызвали исследования в области арт-терапии, ориентированной на выявление возможностей искусства в преодолении тревожности, агрессивности, коммуникативных затруднений, в развитии личностного потенциала, способностей к самопознанию и самореализации. Для работы нами была выбрана сказкотерапия - молодое, многообещающее и прогрессивное течение в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет подросткам стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Сказкотерапия ориентирована напрямую на излечение и поддержку клиента. Специалист формирует условия, в которых клиент, сочиняя, разыгрывая, продолжая сказку, обретает решения собственных жизненных проблем и трудностей. Сочинение сказки позволяет рассмотреть одно и то же событие под разными углами и исследовать разные варианты поведения.
Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили выявить у высокочувствительных подростков неустойчивую и заниженную самооценку и ощущение недостаточности социальной поддержки. Эти результаты легли в основу программы индивидуального консультирования высокочувствительных подростков с применением сказкотерапии, направленную на повышение их адаптационного потенциала.
Динамика изменений у участников консультативного процесса показала, что реализованная программа способствовала росту самооценки, созданию ощущения социальной поддержки, созданию позитивной установки на принятие и понимание своей высокой чувствительности, обучению навыкам творческого самовыражения, техникам самоконтроля, что позволило повысить уровень адаптационного потенциала у высокочувствительных подростков.
Анализ проведенной работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении у высокочувствительных подростков неустойчивой и заниженной самооценки и ощущении недостаточности социальной поддержки, что дает основу для консультативной работы с применением сказкотерапии, способствующей развитию их адаптационного потенциала.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации программы повышения адаптационного потенциала высокочувствительных подростков в процессе индивидуального консультирования, а также в переводе на русский язык и модификации оригинального опросника-шкалы чувствительности для детей и подростков от 8 лет (Highly Sensitive Child, HSC) [59].
Материалы исследования могут быть использованы практикующими психологами в работе с высокочувствительными подростками, а также с родителями, воспитывающими высокочувствительных детей, с целью понимания и принятия их высокой чувствительности.
1. Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре].-4-е изд.- М.:Теревинф, 2016.-272 с. ISBN 978-5-4212-0371-1., с.71.
2. Афанасьева С.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «АДАПТАЦИЯ»,
«СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ» И
«ДЕЗАДАПТАЦИЯ» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №11-2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/harakteristika-ponyatiy- adaptatsiya-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-i-dezadaptatsiya (дата
обращения: 13.02.2023).
3. Банди, Анита. Сенсорная интеграция:теория и практика/ Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; пер. [с англ.] и науч. Ред. Д.В. Ермолаева. -М.:Теревинф, 2017.-768 с. ISBN 978-5-4212-0411-4.
4. Воглер К. Путешествие писателя: Мифологические структуры в литературе и кино. - Альпина Паблишер, 2015.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - Москва :
Директ-Медиа, 2008. - Тома 3-4. - 953 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81393 (дата обращения:
26.11.2021). - ISBN 978-5-4460-2077-5. - Текст : электронный.
6. Гершуни Г. В. О связи чувствительности анализатора с характером осуществляемых реакций у человека //Проблемы физиол. оптики. - 1958. - Т. 12. - С. 79-81.
7. Дебора Макнамара: Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых.- Ресурс, 2020 г. 312 с.- ISBN: 978-5-6040292-8-2.
8. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. - 2011.
9. Ершова Регина Вячеславовна, Ярмоц Екатерина Викторовна, Корягина Татьяна Максимовна, Шляхта Дмитрий Александрович, Тарноу Юджин Операционализация шкалы чувствительности (Highly sensitive Person Scale) на
российской выборке // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZoperatsionalizatsiya-shkaly-
chuvstvitelnosti-highly-sensitive-person-scale-na-rossiyskoy-vyborke (дата
обращения: 21.05.2023).
10. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. - Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
11. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. - Москва : Прайм-Еврознак, 2010. - 672 с.)
12. Изард, К.Е. Эмоции человека : [Пер. с англ.] / Кэррол Е. Изард; Под ред. Л. Я. Гозмана, М. С. Егоровой. - Москва : Изд-во МГУ, 1980. - 439 с. : ил.; 22 см.; ISBN В пер. (В пер.)
13. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие/ Улла Кислиег, под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр] ].-4-е изд.-М.:Теревинф, 2014.-240 с. ISBN 978-5-4212-0189-2.
14. Козьяков, Р. В. Методы и методики диагностики эмоций : методическое пособие / Р. В. Козьяков. - Москва : Директ-Медиа, 2013. - 162 с. - Режим доступа: по подписке. - URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210483 (дата обращения:
19.11.2021). - ISBN 978-5-4458-3387-1. - DOI 10.23681/210483. - Текст : электронный.
15. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии — СПб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»), ISBN 5-318-00710-4.
16. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд //М.: Изд-во МГУ.
- 1972.
17. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения / Б. Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -2011. - № 9.
- С. 64-93.
18. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии— СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-94723-559-5.
19. Макарова, К. В. Психология человека : учебное пособие / К. В. Макарова, О. А. Таллина. - Москва : Прометей, 2011. - 160 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105801(дата обращения: 19.11.2021). - ISBN 978-5-4263-0029-3. - Текст : электронный.
20. Маклаков Анатолий Геннадьевич, Сидорова Александра
Александровна Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-adaptatsionnogo-
potentsiala-lichnosti-i-ego-razvitie-v-protsesse-obucheniya-v-vuze (дата
обращения: 03.11.2023).
21. Маняпова Ю. И. ПРИМЕНЕНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В
ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ВЫСОКО¬
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ПОДРОСТКОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА //НАУКА XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ, СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. - 2023. - С. 26-34.
22. Маняпова Ю. И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ВЫСОКОЧУВСТВИТЕЛЬНЫМИ ПОДРОСТКАМИ //НАУКА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. - 2023. - С. 101-107.
23. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и
эмпирические исследования : учебное пособие : [16+] / О. Н. Молчанова. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 392 с. : табл., граф., схем. - (Библиотека психолога). - Режим доступа: по подписке. - URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79361 (дата обращения:
27.02.2023). - Библиогр.: с. 343-360. - ISBN 978-5-9765-0945-0. - Текст : электронный.
24. Моросанова, В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека: науч. изд. / В. И. Моросанова. - Москва : Наука, 2012. - 519 с.
25. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий: Сборник работ. - Наука, 1976.
26. Ньюфелд, Матэ: Не упускайте своих детей. Почему родители должны быть важнее, чем ровесники.- Ресурс, 2018 г. 448 с.- ISBN: 978-5-6042435-2-7.
27. Петрановская, Людмила Владимировна. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка/ Людмила Петрановкая.-Москва: Издательство АСТ, 2018.-288 с. -ISBN 978-5-17-094095-0 (Библиотека Петрановской) -ISBN 978-5-17-084861¬4 (Вопрос-ответ (Близкие люди)).
28. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена- корреспондента РАО А. А. Реана- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. -432 с.- (Серия «Психологическая энциклопедия»). ISBN 5-93878-087-X.
29. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. - Москва : Вече, 2011. - 560 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II.- М.: Педагогика, 1989.- 328 с.- (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР) ISBN 5-7155- 0180-6(Т.2) -ISBN 5-7155-0112-1.
31. Салменкова, М. В. Специфика формирования мотивационно-личностных аспектов деятельности человека / М. В. Салменкова // . - 2021. - № 4-1. - С. 387-392. - EDN LWOWCV.
32. Сидоров-Дорсо А. В. Синестезия естественного развития в рамках
теории о способностях: анализ современных исследований // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinesteziya-
estestvennogo-razvitiya-v-ramkah-teorii-o-sposobnostyah-analiz-sovremennyh- issledovaniy (дата обращения: 18.05.2023).
33. Сих А., Белл А. М. Взгляд на поведенческую экологию от поведенческих синдромов // Достижения в изучении поведения. - 2008. - Т. 38. - С. 227-281.
34. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное здоровье подростка : риски и
возможности [Текст] : монография / Л. В. Тарабакина. - М. : МПГУ, 2017. - 194 с. - ISBN 978-5-4263-0518-2. - URL:
https://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=27327(дата обращения 11.05.2023.
35. Титов, В. А. Психофизиология : учебное пособие / В. А. Титов. - Москва: А-Приор, 2007. - 176 с. - (Конспект лекций). - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56306(дата обращения: 19.11.2021). - ISBN 978-5-384-00059-4. - Текст : электронный.
36. Усенко, А. Б. Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования /А. Б. Усенко, К. А. Кузьмина // Психологические исследования. - 2012. - № 24. -С. 6. - URL: http://psystudy.ru
37. Эйрон Э. Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире / Э. Эйрон - «Издательство Ресурс», 2002.-234 с. ISBN 978-5-905392-16-0.
38. Эльконин Д. Б. Э-53 Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). ISBN 5-7155-0035-4.
39. Якиманская, И. С. Психологическое консультирование : учебное пособие / И. С. Якиманская, Н. Н. Биктина. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2015. - 230 с. : табл. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364901(дата обращения: 26.11.2021). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-7410-1253-6. - Текст : электронный.
40. Ярмоц Е.В. Чувствительность в структуре психических свойств
личности: дис. канд. псх. наук.- М., 2020.- Режим доступа:
http://dissovet.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=62&mod=dis&dis id=2993
41. A holistic approach to learning disabilities. Thorofare, NJ: C. B. Slack. 1980.
42. Acevedo B, Aron E, Pospos S, Jessen D. The functional highly sensitive brain: a review of the brain circuits underlying sensory processing sensitivity and seemingly related disorders. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2018 Apr 19;373(1744):20170161. doi: 10.1098/rstb.2017.0161. PMID: 29483346; PMCID: PMC5832686.
43. American Journal of Audiology, 5, 41-54. 1996.
44. American Journal of Occupational Therapy, 36, 571-578. 1982.
45. Ayres, A.J. Sensory integration and the child. Los Angeles: Western Psychological Services. 1979. 11 c.
46. Ayres, Journal of Learning Disabilities, 11, 18-29. 1978.
47. Benham, 2006; Evers, Rasche, Schabracq, 2008; Hofmann, Bitran, 2007.
48. Dandelions, tulips and orchids: evidence for the existence of low-sensitive, medium-sensitive and high-sensitive individuals | Translational Psychiatry www.nature.com>articles/s41398-017-0090-6.
49. Developmental Medicine & Child Neurology. 1999, 41, 608-615.
50. Dunn, W. Sensory profile. San Antonio: The Psychological Corporation. 1999.
51. Infants and Young Children, 9, 23-25. 1997, Sensory profile. San Antonio: The Psychological Corporation. 1999.
52. Journal of Learning Disabilities, 5, 338-343. 1972.
53. Manual of physical therapy techniques. New York: Churchill Livingstone. 1989.
54. Marks, 1978; Ramachandran, Hubbard, 2001; Cytowic, 2002.
55. McIntosh, D.N., и др., Developmental Medicine & Child Neurology. 1999.
56. Parham D.L., & Mailloux, Z. Sensory integration. St Louis:Mosby. 1996.
57. Physical and Occupational Therapy in Pediatrics, 12, 1-36. 1992.
58. Pickering, A.D., & Gray, J.A. (1999). The neuroscience of personality. Handbook of personality: Theory and research, 2, 277—299.
59. Pluess M. et al. Environmental sensitivity in children: Development of the Highly Sensitive Child Scale and identification of sensitivity groups //Developmental psychology. - 2018. - Т. 54. - №. 1. - С. 51.
60. Random House College Dictionary. Revised edition. New York: Random House. 1975.
61. Royeen, C. B., & Lane, S. j. Sensory integration: Theory and practice. Philadelphia:F. A. Davis. 1991.
62. Sensory Integration Newsletter, 14, 2-10. 1986.
63. Sensory Integration Special Interest Section Quarterly, 23, 1-4. 2000.
64. Tactile defensiveness, Sargent College, Boston University, 1987.
65. Weyn S. et al. Psychometric properties of the Highly Sensitive Child scale across developmental stage, gender, and country //Current Psychology. - 2021. - Т. 40. - С. 3309-3325.