ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ
ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1. Стрессоустойчивость как предмет психологического анализа.. 6
1.2. Факторы, определяющие стрессоустойчивость сотрудников
организации 12
1.3. Эмоциональный интеллект: понятие, характеристики 17
1.4. Роль эмоционального интеллекта в повышении
стрессоустойчивости сотрудников образовательной организации 27
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 35
2.1. Особенности эмоционального интеллекта сотрудников с
разным уровнем стрессоустойчивости 35
2.2. Программа повышения эмоционального интеллекта
сотрудников 42
2.3. Оценка изменений стрессоустойчивости в результате
апробации программы 48
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ
ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1. Стрессоустойчивость как предмет психологического анализа.. 6
1.2. Факторы, определяющие стрессоустойчивость сотрудников
организации 12
1.3. Эмоциональный интеллект: понятие, характеристики 17
1.4. Роль эмоционального интеллекта в повышении
стрессоустойчивости сотрудников образовательной организации 27
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 35
2.1. Особенности эмоционального интеллекта сотрудников с
разным уровнем стрессоустойчивости 35
2.2. Программа повышения эмоционального интеллекта
сотрудников 42
2.3. Оценка изменений стрессоустойчивости в результате
апробации программы 48
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, ускоренного темпа жизни и нехватки времени повышается интенсивность эмоциональных нагрузок, а неумение человека с этим справляться приводит к повышению уровня стресса. Сотрудники, подверженные сильному, продолжительному стрессу теряют способность воспринимать и усваивать большое количество информации, снижается концентрация внимания, теряется критичность мышления во время принятия важных решений.
В связи со сказанным актуализируются требования, предъявляемые к уровню профессионализма работников, обусловливается необходимость формирования активной, здоровой, конкурентоспособной личности профессионала и гражданина. Однако полноценное решение данной задачи представляется затруднительным без организации целенаправленных усилий по развитию ряда индивидуальных психологических особенностей человека, среди которых особое место занимает стрессоустойчивость.
Одним из ресурсов поддержания оптимального функционального состояния профессионала являются развитые способности к эмоциональной осведомленности, эмпатии, идентификации эмоций и саморегуляции. Эмоциональный интеллект не только выступает фактором успешности решения профессиональных задач, но и оказывает непосредственное влияние на формирование у сотрудников стрессоустойчивости.
В современной научной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые, как Л.М. Аболин, Л.А. Баранов, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, А.Ю. Маленова,Л.А. Китаев-Смык, Л.В. Куликов, А.В. Либина, А.В. Либин, А.А. Реан, С.В. Субботин и др.
В работах Л.И. Анцыферовой, Л.Г. Дикой устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. Проблеме влияния личностного фактора в преодолении стресса посвящены исследования Б.И. Медведева, В.Э. Мильмана, В.Д. Небылицына, Г.С. Никифорова и др.
Одним из ресурсов, определяющих стрессоустойчивость, является способность к управлению и пониманию своих эмоций, а также умение определять эмоции других людей. В отечественной и зарубежной науке существует несколько концепций эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он, Д. Гоулдман, Д.В. Люсин, П. Майер, Дж. Сэловей и др.). Данный феномен в своих работах обсуждают И.Н. Андреева, А.Р. Комарова, И.Н. Мещерякова, Д.В. Ушаков.
Однако исследований, раскрывающих вопросы повышения стрессоустойчивости сотрудников через развитие эмоционального интеллекта, относительно немного. С.Ю. Визитова разработала технологию повышения стрессоустойчивости педагогов, включив в нее тренинг по актуализации эмоций. Ю.К. Вольвич исследовала стрессоустойчивость сотрудников организаций различных сфер деятельности и доказала, что одним из ресурсов устойчивости к стрессу является способность к управлению эмоциями. Г.С. Корытова рассмотрела проблему эмоционального выгорания педагогов, назвав одной из причин частые стрессы, и предложила психокоррекционную программу [39].
Цель: разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта сотрудников образовательной организации как условие повышения их стрессоустойчивости.
Объект: стрессоустойчивость сотрудников организации.
Предмет: повышение стрессоустойчивости сотрудников через развитие эмоционального интеллекта.
Проектная идея: развитие уровня эмоционального интеллекта способствует повышению уровня стрессоустойчивости, так как высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудников организации снижает восприимчивость к стрессу за счёт умения верно распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
2. Выделить роль эмоционального интеллекта в повышении стрессоустойчивости.
3. Разработать программу по развитию эмоционального интеллекта.
4. Выявить изменения уровня стрессоустойчивости сотрудников после проведения программы.
В процессе работы были использованы следующие методы и методики.
Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение социально-психологической литературы.
Эмпирические методы - опросные методы (Опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (ЭМИН), тест на определение стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой).
Методы количественной и качественной обработки данных: сравнительный анализ с помощью стандартизированного критерия, корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена.
Работа проводилась с сотрудниками Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « общеобразовательная школа».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 источников, и приложения.
В связи со сказанным актуализируются требования, предъявляемые к уровню профессионализма работников, обусловливается необходимость формирования активной, здоровой, конкурентоспособной личности профессионала и гражданина. Однако полноценное решение данной задачи представляется затруднительным без организации целенаправленных усилий по развитию ряда индивидуальных психологических особенностей человека, среди которых особое место занимает стрессоустойчивость.
Одним из ресурсов поддержания оптимального функционального состояния профессионала являются развитые способности к эмоциональной осведомленности, эмпатии, идентификации эмоций и саморегуляции. Эмоциональный интеллект не только выступает фактором успешности решения профессиональных задач, но и оказывает непосредственное влияние на формирование у сотрудников стрессоустойчивости.
В современной научной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые, как Л.М. Аболин, Л.А. Баранов, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, А.Ю. Маленова,Л.А. Китаев-Смык, Л.В. Куликов, А.В. Либина, А.В. Либин, А.А. Реан, С.В. Субботин и др.
В работах Л.И. Анцыферовой, Л.Г. Дикой устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. Проблеме влияния личностного фактора в преодолении стресса посвящены исследования Б.И. Медведева, В.Э. Мильмана, В.Д. Небылицына, Г.С. Никифорова и др.
Одним из ресурсов, определяющих стрессоустойчивость, является способность к управлению и пониманию своих эмоций, а также умение определять эмоции других людей. В отечественной и зарубежной науке существует несколько концепций эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он, Д. Гоулдман, Д.В. Люсин, П. Майер, Дж. Сэловей и др.). Данный феномен в своих работах обсуждают И.Н. Андреева, А.Р. Комарова, И.Н. Мещерякова, Д.В. Ушаков.
Однако исследований, раскрывающих вопросы повышения стрессоустойчивости сотрудников через развитие эмоционального интеллекта, относительно немного. С.Ю. Визитова разработала технологию повышения стрессоустойчивости педагогов, включив в нее тренинг по актуализации эмоций. Ю.К. Вольвич исследовала стрессоустойчивость сотрудников организаций различных сфер деятельности и доказала, что одним из ресурсов устойчивости к стрессу является способность к управлению эмоциями. Г.С. Корытова рассмотрела проблему эмоционального выгорания педагогов, назвав одной из причин частые стрессы, и предложила психокоррекционную программу [39].
Цель: разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта сотрудников образовательной организации как условие повышения их стрессоустойчивости.
Объект: стрессоустойчивость сотрудников организации.
Предмет: повышение стрессоустойчивости сотрудников через развитие эмоционального интеллекта.
Проектная идея: развитие уровня эмоционального интеллекта способствует повышению уровня стрессоустойчивости, так как высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудников организации снижает восприимчивость к стрессу за счёт умения верно распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
2. Выделить роль эмоционального интеллекта в повышении стрессоустойчивости.
3. Разработать программу по развитию эмоционального интеллекта.
4. Выявить изменения уровня стрессоустойчивости сотрудников после проведения программы.
В процессе работы были использованы следующие методы и методики.
Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение социально-психологической литературы.
Эмпирические методы - опросные методы (Опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (ЭМИН), тест на определение стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой).
Методы количественной и качественной обработки данных: сравнительный анализ с помощью стандартизированного критерия, корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена.
Работа проводилась с сотрудниками Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « общеобразовательная школа».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 источников, и приложения.
Рассмотрение основных концепций изучения стрессоустойчивости позволило выделить ряд подходов в понимании данного феномена. Несмотря на множество проведенных разнообразных и разносторонних исследований стрессоустойчивости, нет ясности в понимании сущности данного феномена, и большинство авторов в качестве синонима употребляют термин «эмоциональная устойчивость».
Изучение основных теоретических подходов зарубежных ученых к изучению эмоционального интеллекта позволяет говорить о существовании трех наиболее известных подходов к изучению эмоционального интеллекта: модель способностей (П. Майера и Дж. Саловей), модель эмоциональных компетенций (Д. Гоулман), эмоциональный интеллект - эмоционально-социальный интеллект (Р. Бар-Он). Отечественные ученые подходят к пониманию эмоционального интеллекта как к способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (И.Н. Андреева, Е.П. Ильин, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков), совокупности свойств личности, которые обеспечивают осознание, принятие и регуляцию собственных состояний и чувств, так и чувств других людей (С.П. Деревянко, М.А. Манойлова).
Изучение роли эмоционального интеллекта в повышении стрессоустойчивости показало наличие положительной связи: высокий уровень стрессоустойчивости соотносится с более высокими уровнями составляющих эмоционального интеллекта. Данные основания легли в основу разработки программы развития эмоционального интеллекта педагогов образовательной организации.
Первичная диагностика эмоционального интеллекта показала, что педагоги затрудняются в идентификации эмоций, им сложно контролировать интенсивность эмоций и их внешнее выражение, трудно понять причины, вызвавшие конкретную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Сопоставление уровня эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости показало, что они связаны положительно. В связи с этим эмоциональный интеллект может быть рассмотрен как ресурс для совладания со стрессовыми ситуациями.
С целью развития эмоционального интеллекта педагогов разработана Программа, целью которой является расширение представлений о важности и значимости эмоций в жизни человека, отработка способности прогнозировать возникновение эмоций и их последствия, способности контролировать интенсивность эмоций, способности к выбору эффективных методов управления своими эмоциями, способности эффективного управления эмоциями других людей, повышение уровня компонентов эмоционального интеллекта педагогов.
После проведения программы была проведена повторная диагностика. Оценка изменений показала положительную динамику в идентификации и понимании собственных эмоций других людей педагогами, способности контролировать интенсивность эмоций и их внешнее выражение, понимают причины, вызвавшие конкретную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Изменения в эмоциональном интеллекте соотносятся с изменениями и стрессоустойчивости. Она также изменилась: педагоги стали оценивать иначе свое состояние, появилась уверенность в том, что они смогут справиться со стрессом с помощью осознанных действий, что характеризует повышение ее уровня.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной программы развития эмоционального интеллекта. Таким образом, нашла подтверждение проектная идея о том, что развитие уровня эмоционального интеллекта способствует повышению уровня стрессоустойчивости, так как высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудников организации снижает восприимчивость к стрессу за счёт умения верно распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими. Следовательно, цель работы достигнута, задачи решены.
Изучение основных теоретических подходов зарубежных ученых к изучению эмоционального интеллекта позволяет говорить о существовании трех наиболее известных подходов к изучению эмоционального интеллекта: модель способностей (П. Майера и Дж. Саловей), модель эмоциональных компетенций (Д. Гоулман), эмоциональный интеллект - эмоционально-социальный интеллект (Р. Бар-Он). Отечественные ученые подходят к пониманию эмоционального интеллекта как к способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (И.Н. Андреева, Е.П. Ильин, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков), совокупности свойств личности, которые обеспечивают осознание, принятие и регуляцию собственных состояний и чувств, так и чувств других людей (С.П. Деревянко, М.А. Манойлова).
Изучение роли эмоционального интеллекта в повышении стрессоустойчивости показало наличие положительной связи: высокий уровень стрессоустойчивости соотносится с более высокими уровнями составляющих эмоционального интеллекта. Данные основания легли в основу разработки программы развития эмоционального интеллекта педагогов образовательной организации.
Первичная диагностика эмоционального интеллекта показала, что педагоги затрудняются в идентификации эмоций, им сложно контролировать интенсивность эмоций и их внешнее выражение, трудно понять причины, вызвавшие конкретную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Сопоставление уровня эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости показало, что они связаны положительно. В связи с этим эмоциональный интеллект может быть рассмотрен как ресурс для совладания со стрессовыми ситуациями.
С целью развития эмоционального интеллекта педагогов разработана Программа, целью которой является расширение представлений о важности и значимости эмоций в жизни человека, отработка способности прогнозировать возникновение эмоций и их последствия, способности контролировать интенсивность эмоций, способности к выбору эффективных методов управления своими эмоциями, способности эффективного управления эмоциями других людей, повышение уровня компонентов эмоционального интеллекта педагогов.
После проведения программы была проведена повторная диагностика. Оценка изменений показала положительную динамику в идентификации и понимании собственных эмоций других людей педагогами, способности контролировать интенсивность эмоций и их внешнее выражение, понимают причины, вызвавшие конкретную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Изменения в эмоциональном интеллекте соотносятся с изменениями и стрессоустойчивости. Она также изменилась: педагоги стали оценивать иначе свое состояние, появилась уверенность в том, что они смогут справиться со стрессом с помощью осознанных действий, что характеризует повышение ее уровня.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной программы развития эмоционального интеллекта. Таким образом, нашла подтверждение проектная идея о том, что развитие уровня эмоционального интеллекта способствует повышению уровня стрессоустойчивости, так как высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудников организации снижает восприимчивость к стрессу за счёт умения верно распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими. Следовательно, цель работы достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Взаимосвязь эмоционального интеллекта со стратегиями совладающего поведения у сотрудников бизнес - организации (Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ТЕНДЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - Исследование взаимосвязи нервно-психической устойчивости (НПУ) и копинг-стратегий у сотрудников сферы общественного питания
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Проявление эмоционального выгорания у представителей различных специальностей IT-индустрии (Российский Университет Дружбы Народов)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая готовность к риску и поведение в ситуации неопределенности у руководителей-лидеров
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА
СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2021



