ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ
ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1. Стрессоустойчивость как предмет психологического анализа.. 6
1.2. Факторы, определяющие стрессоустойчивость сотрудников
организации 12
1.3. Эмоциональный интеллект: понятие, характеристики 17
1.4. Роль эмоционального интеллекта в повышении
стрессоустойчивости сотрудников образовательной организации 27
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 35
2.1. Особенности эмоционального интеллекта сотрудников с
разным уровнем стрессоустойчивости 35
2.2. Программа повышения эмоционального интеллекта
сотрудников 42
2.3. Оценка изменений стрессоустойчивости в результате
апробации программы 48
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, ускоренного темпа жизни и нехватки времени повышается интенсивность эмоциональных нагрузок, а неумение человека с этим справляться приводит к повышению уровня стресса. Сотрудники, подверженные сильному, продолжительному стрессу теряют способность воспринимать и усваивать большое количество информации, снижается концентрация внимания, теряется критичность мышления во время принятия важных решений.
В связи со сказанным актуализируются требования, предъявляемые к уровню профессионализма работников, обусловливается необходимость формирования активной, здоровой, конкурентоспособной личности профессионала и гражданина. Однако полноценное решение данной задачи представляется затруднительным без организации целенаправленных усилий по развитию ряда индивидуальных психологических особенностей человека, среди которых особое место занимает стрессоустойчивость.
Одним из ресурсов поддержания оптимального функционального состояния профессионала являются развитые способности к эмоциональной осведомленности, эмпатии, идентификации эмоций и саморегуляции. Эмоциональный интеллект не только выступает фактором успешности решения профессиональных задач, но и оказывает непосредственное влияние на формирование у сотрудников стрессоустойчивости.
В современной научной литературе проблему стрессоустойчивости разрабатывали такие ученые, как Л.М. Аболин, Л.А. Баранов, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, М.Ю. Денисов, А.Ю. Маленова,Л.А. Китаев-Смык, Л.В. Куликов, А.В. Либина, А.В. Либин, А.А. Реан, С.В. Субботин и др.
В работах Л.И. Анцыферовой, Л.Г. Дикой устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, с характером временной перспективы, организацией своей деятельности. Проблеме влияния личностного фактора в преодолении стресса посвящены исследования Б.И. Медведева, В.Э. Мильмана, В.Д. Небылицына, Г.С. Никифорова и др.
Одним из ресурсов, определяющих стрессоустойчивость, является способность к управлению и пониманию своих эмоций, а также умение определять эмоции других людей. В отечественной и зарубежной науке существует несколько концепций эмоционального интеллекта (Р. Бар-Он, Д. Гоулдман, Д.В. Люсин, П. Майер, Дж. Сэловей и др.). Данный феномен в своих работах обсуждают И.Н. Андреева, А.Р. Комарова, И.Н. Мещерякова, Д.В. Ушаков.
Однако исследований, раскрывающих вопросы повышения стрессоустойчивости сотрудников через развитие эмоционального интеллекта, относительно немного. С.Ю. Визитова разработала технологию повышения стрессоустойчивости педагогов, включив в нее тренинг по актуализации эмоций. Ю.К. Вольвич исследовала стрессоустойчивость сотрудников организаций различных сфер деятельности и доказала, что одним из ресурсов устойчивости к стрессу является способность к управлению эмоциями. Г.С. Корытова рассмотрела проблему эмоционального выгорания педагогов, назвав одной из причин частые стрессы, и предложила психокоррекционную программу [39].
Цель: разработать и апробировать программу развития эмоционального интеллекта сотрудников образовательной организации как условие повышения их стрессоустойчивости.
Объект: стрессоустойчивость сотрудников организации.
Предмет: повышение стрессоустойчивости сотрудников через развитие эмоционального интеллекта.
Проектная идея: развитие уровня эмоционального интеллекта способствует повышению уровня стрессоустойчивости, так как высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудников организации снижает восприимчивость к стрессу за счёт умения верно распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта.
2. Выделить роль эмоционального интеллекта в повышении стрессоустойчивости.
3. Разработать программу по развитию эмоционального интеллекта.
4. Выявить изменения уровня стрессоустойчивости сотрудников после проведения программы.
В процессе работы были использованы следующие методы и методики.
Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение социально-психологической литературы.
Эмпирические методы - опросные методы (Опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (ЭМИН), тест на определение стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой).
Методы количественной и качественной обработки данных: сравнительный анализ с помощью стандартизированного критерия, корреляционный анализ с помощью критерия Спирмена.
Работа проводилась с сотрудниками Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « общеобразовательная школа».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 источников, и приложения.
Рассмотрение основных концепций изучения стрессоустойчивости позволило выделить ряд подходов в понимании данного феномена. Несмотря на множество проведенных разнообразных и разносторонних исследований стрессоустойчивости, нет ясности в понимании сущности данного феномена, и большинство авторов в качестве синонима употребляют термин «эмоциональная устойчивость».
Изучение основных теоретических подходов зарубежных ученых к изучению эмоционального интеллекта позволяет говорить о существовании трех наиболее известных подходов к изучению эмоционального интеллекта: модель способностей (П. Майера и Дж. Саловей), модель эмоциональных компетенций (Д. Гоулман), эмоциональный интеллект - эмоционально-социальный интеллект (Р. Бар-Он). Отечественные ученые подходят к пониманию эмоционального интеллекта как к способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими (И.Н. Андреева, Е.П. Ильин, Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков), совокупности свойств личности, которые обеспечивают осознание, принятие и регуляцию собственных состояний и чувств, так и чувств других людей (С.П. Деревянко, М.А. Манойлова).
Изучение роли эмоционального интеллекта в повышении стрессоустойчивости показало наличие положительной связи: высокий уровень стрессоустойчивости соотносится с более высокими уровнями составляющих эмоционального интеллекта. Данные основания легли в основу разработки программы развития эмоционального интеллекта педагогов образовательной организации.
Первичная диагностика эмоционального интеллекта показала, что педагоги затрудняются в идентификации эмоций, им сложно контролировать интенсивность эмоций и их внешнее выражение, трудно понять причины, вызвавшие конкретную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Сопоставление уровня эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости показало, что они связаны положительно. В связи с этим эмоциональный интеллект может быть рассмотрен как ресурс для совладания со стрессовыми ситуациями.
С целью развития эмоционального интеллекта педагогов разработана Программа, целью которой является расширение представлений о важности и значимости эмоций в жизни человека, отработка способности прогнозировать возникновение эмоций и их последствия, способности контролировать интенсивность эмоций, способности к выбору эффективных методов управления своими эмоциями, способности эффективного управления эмоциями других людей, повышение уровня компонентов эмоционального интеллекта педагогов.
После проведения программы была проведена повторная диагностика. Оценка изменений показала положительную динамику в идентификации и понимании собственных эмоций других людей педагогами, способности контролировать интенсивность эмоций и их внешнее выражение, понимают причины, вызвавшие конкретную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Изменения в эмоциональном интеллекте соотносятся с изменениями и стрессоустойчивости. Она также изменилась: педагоги стали оценивать иначе свое состояние, появилась уверенность в том, что они смогут справиться со стрессом с помощью осознанных действий, что характеризует повышение ее уровня.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод об эффективности разработанной и реализованной программы развития эмоционального интеллекта. Таким образом, нашла подтверждение проектная идея о том, что развитие уровня эмоционального интеллекта способствует повышению уровня стрессоустойчивости, так как высокий уровень эмоционального интеллекта сотрудников организации снижает восприимчивость к стрессу за счёт умения верно распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими. Следовательно, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Алексеева М.А. Значение эмоционального интеллекта для развития профессиональных компетенций начинающих педагогов // Современные научные взгляды в эпоху глобальных трансформаций: проблемы, новые векторы развития: Материалы XLII Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16 декабря 2021 года. Ростов-на-Дону: ООО «Издательство ВВМ, 2021. С. 480-483.
2. Амельченко М.М. Повышение уровня стрессоустойчивости педагогов посредством проведения тренинга «ресурсы стрессоустойчивости» // Векторы психологии - 2020: Психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде: международная научно-практическая конференция, Гомель, 25 июня 2020 года. Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. С. 356-359.
3. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ- Петербург, 2012. 288 с.
4. Анохин П.К. Эмоции / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер // Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. С. 34-48.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. №1. С. 3-18.
6. Бохан Т.Г. Психология стресса: системный подход: учебное пособие. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 140 с.
7. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект: самое важное. М.: АСТ, 2008. 187 с.
8. Бреслав Г.В. Психология эмоций: учебное пособие. М.: Академия, 2017. 544 с.
9. Бычкова В.С., Мелконян Ж.А. Самооценка стрессоустойчивости личности // Вестник научных конференций. 2019. № 3-3(43). С. 44-46.
10. Веккер Л.М. Психические процессы. М.: Смысл, 2015. 223 с.
11. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учебное пособие. Чебоксары, 2008. 308 с.
12. Визитова С.Ю. Психологические особенности стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения: дис. ... канд. псих. наук. Елец, 2012. 197 с.
13. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 496 с.
14. Вольвич Ю.К. Психологические ресурсы устойчивости личности к стрессу в организациях разных сфер и видов деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Краснодар, 2018. 25 с.
15. Воропай Д.Ю., Павлова Е.В. Взаимосвязь стрессоустойчивости и саморегуляции учителей школы // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 97-103.
16. Вундт В. Введение в психологию. М.: Академический проект, 2012. 172 с.
17. Выготский Л.С. Психология. СПб.: Питер, 2009. 126 с.
18. Гагиева З.А. Способность к саморегуляции как условие успешной педагогической деятельности // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3(5). С. 11-13.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ: Астрель, 2011. 478 с.
20. Гринберг Д.С. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. 495 с.
21. Гуляева С.Р. Стрессоустойчивость как фактор успешной
профессиональной деятельности личности // Личность как субъект управленческой деятельности: Посвящен 80-летию Пятигорского государственного университета. Пятигорск: Пятигорский
государственный лингвистический университет, 2019. С. 81-85.
22. Гуриева С.Д. Психология межэтнических отношений: автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2010. 47 с.
23. Гусева А.Ю. Эмоциональный интеллект и стресс в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений // Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития: сборник статей Международной научно¬практической конференции, Ижевск, 17 мая 2021 года. Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2021. С. 198-200.
24. Дементий Л.И., Дружинина Ю.А. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 1. С. 23-27.
25. Деревянко С.П. Методика тренинга эмоционального интеллекта как инструмента повышения психологического благополучия виктимной личности // Балканское научное обозрение. 2019. № 1. С. 74-77.
26. Диянов Р.Т., Искакова Д.М., Шутенова С.С. Эмоциональный интеллект: феномен // Актуальные проблемы современности. 2020. № 4(30). С. 127-130.
27. Дутчина О.Б., Александрова Т.И. Позитивная «Я-концепция» как фактор развития стрессоустойчивости личности педагога // Национальное здоровье. 2022. № 1. С. 94-96.
28. Егоров Д.А., Егорова О.И. Пути развития профессиональной стрессоустойчивости преподавателя учреждения высшего образования // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2020. № 1(39). С. 218¬222.
29. Забара И.В., Твердоступ К.Г. Ценностные ориентации педагогов с различным уровнем стрессоустойчивости // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-2. С. 326-330.
30. Зенькович А.А. Формирование стрессоустойчивости // Вестник научных конференций. 2019. № 2-1(42). С. 44-48.
31. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с.
32. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2007. 783с.
33. Казаринова Н.В., Пашковский Е.А Социальные коммуникации в профессиональной среде: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. 75 с.
стрессоустойчивости // Мечниковские чтения-2020: Материалы 93-й Всероссийской научно-практической студенческой конференции с международным участием, г. Санкт-Петербург, 29-30 апреля 2020 года. СПб.: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2020. С. 398-399.
35. Камышникова Л.Д. Структура эмоционального интеллекта в контексте социальных ситуаций: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 20 с.
36. Кирилов К.С. Тренинг как социально-психологическое средство повышения стрессоустойчивости сотрудников организации // Молодой ученый. 2021. № 26(368). С. 312-315.
37. Кламбовская Ю.П., Смагина И.А., Хорошайло Н.Н. Организация взаимодействия педагогов и руководителей образовательного учреждения для повышения стрессоустойчивости в межаттестационный период // Актуальные вопросы развития профессионализма педагога в современных условиях: Материалы международной электронной научно¬практической конференции, в 4-х томах, Донецк, 01-31 октября 2019 года. Донецк: Истоки, 2019. С. 59-63.
38. Комарова А.И. Культурно-психологические особенности взаимосвязи ценностей и эмоционального интеллекта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2011. 25 с.
39. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. ... докт. псих. наук. Иркутск, 2007. 49 с.
40. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б., Никитина А.А. Эмоциональный интеллект в структуре профессиональной компетентности современного педагога // Современные научные исследования: теория, методология, практика: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 13 июня 2019 года. Уфа: ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2019. С. 90-99.
41. Кукулите Т.Г., Сокол А.В. Стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект личности как фактор успешной профессиональной деятельности // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века: сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции, Санкт- Петербург, 15-16 ноября 2018 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2018. С. 492-498.
42. Куликова Т. И. Компетентность в управлении временем и стрессоустойчивость современного учителя // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 1-2. С. 172-177.
43. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы. М.: Медицина, 1966. 338 с.
44. Лебеденко М.С. Изучение взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и показателями эмоционального интеллекта // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2020. № 4. С. 129-135.
45. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2004. С. 29-36.
46. Наймушина Л.М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы. 2020. № 4. С. 63-70.
47. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии // Психологический журнал.1997.Т. 18.№ 5.С. 20-30.
48. Пирожкова В.О. Социальный и эмоциональный интеллект как ресурсы преодоления стресса субъектами командной и индивидуальной деятельности : автореф. дис. ... канд. псих. наук. Краснодар, 2021. 25 с.
49. Приходченко Е.И., Приходченко В.В., Приходченко О.В. Саморегуляция в преодолении стрессовых ситуаций как профессионально-необходимое качество специалиста // Вестник Академии гражданской защиты. 2020. №4(24). С. 92-96.
50. Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. СПб.: Питер, 2007. 496 с.
51. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3-26.
52. Романова Е.Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1. С. 150-152.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 720 с.
54. Саидов З.А., Ярычев Н.У., Локтионова И.А. Эмоциональный интеллект как составляющая коммуникативной компетентности педагога // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2(87). С. 240-243.
55. Селье Г. Стресс без дистресса / общ. ред. Е.М. Крепса. М.: Прогресс, 1982. 124 с.
56. Синельникова Е.С. Эмоциональный интеллект как фактор взаимодействия в конфликте: кросс-культурный аспект: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2015. 24 с.
57. Снегирева Т.В., Солонская С.В. Взаимосвязь педагогического стиля с уровнем стрессоустойчивости // Polish Journal of Science. 2021. № 45¬3(45). С. 53-58.
58. Совмиз З.Р. Психологические ресурсы личности как субъекта преодоления стресса в условиях командной деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Краснодар, 2017. 26 с.
59. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: сомнения, надежды и перспективы // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд- во ИП РАН, 2009. С. 11-30.
60. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.