Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №169158

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения особенностей мотивации детей старшего школьного возраста 7
1.1 Учебная мотивация как психологическая категория 7
1.2. Учебная деятельность и субъект учебной деятельности в старшем школьном возрасте 12
1.3 Мотивация учебной деятельности старших школьников 22
Выводы по I главе 26
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации у детей в старшем школьном возрасте 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2 Анализ и описание результатов эмпирического исследования 34
Выводы по II главе 45
Заключение 47
Список литературы 50


Актуальность проблемы. Проблема изучения и развития учебной мотивации является одной из самых важных в организации педагогического процесса, учебной деятельности, так как без учебной мотивации не бывает и успешной учебной деятельности - ведь мотивация входит в структуру этой деятельности. Изучение учебной мотивации является одной из ключевых в психологии и педагогике, к тому же в теоретическом плане в настоящее время во многих вопросах не достигнуто единого мнения о мотивации, и часто теоретические и практические исследования значительно отличаются друг от друга, или даже противоречат друг другу. При этом считается, что мотивация является движущей силой человеческого поведения, личностного развития, и, следовательно, в организации учебной деятельности мотивация является очень важным элементом.
В практическом плане трудность изучения мотивов и мотивации заключается, по крайней мере, в нескольких аспектах. Например, возрастные особенности развития личности, налагают свой отпечаток на организацию изучения мотивации в старшем школьном возрасте, когда основная трудность заключается в том, что в это время происходят глубокие преобразования в мотивационно-потребностной сфере у детей, и получаемые результаты изучения мотивации, могут очень быстро потерять свою актуальность в каждом конкретном случае из-за высокого темпа развития учащихся.
Также большое влияние на учебную мотивацию старших школьников начинает оказывать постепенно изменяющаяся новая «социальная ситуация развития», где, по мнению Л.С. Выгодского, исходным моментом для изменения мотивационной сферы выступает новая уникальная, характерная только для этого возраста, система отношений между ребенком и средой, которая также очень динамична. Именно в этом возрасте происходит превращение ребенка старшего школьного возраста в субъекта учебной деятельности, причем полностью самостоятельного.
Исследование основывается на работах, посвященных проблеме мотивации учебной деятельности. Так, Л.И. Божович рассматривала развитие разных групп мотивов на протяжении старшего школьного возраста, Е.П. Ильин рассматривал мотивацию как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное психологическое образование, которое должен построить сам субъект. А.Н. Леонтьев, рассматривал сдвиг мотива на цель как основной механизм развития новых форм деятельности - в том числе и учебной, когда учение становится мотивом...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования проблемы, было установлено, что мотивация учения рассматривается как многофазный сложный и многокомпонентный процесс, в котором задействованы различные составляющие: волевые, когнитивные, эмоциональные.
Учебная деятельность рассматривается как деятельность, ориентированная на усвоение накопленных человечеством знаний науки и опыта культуры, это совокупность результатов достижений в учебе, процесс решения учебных задач, процесс изменения школьника в ходе изменения школьной жизни, а также деятельность как таковая, включающая отношение к обучению и практические учебные действия. Учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, которыми могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебной деятельности.
В старшем подростковом возрасте происходят значительные изменения в мотивации, она получает направленность на будущую учебно-профессиональную сферу, носит он уже осознанный или плановый характер. В старшем школьном возрасте возникает потребность совершенствования и развития своей учебной деятельности, что проявляется в стремлением к самообразованию и выходу за пределы программы школы. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы научного познания. Мотив самообразовательной деятельности в этом возрасте связан с «далеко идущими» целями направленные на дальнейший выбор в профессии. Мотивация учения проявляется так же и в целях, которые учащиеся преследуют в учебной деятельности: познавательные, учебно-познавательные, социальные и цели самообразования. В этом возрасте закрепляются так же и широкие социальные мотивы гражданского долга, отдачи обществу. Социальные позиционные мотивы становятся более действенными и дифференцированными, за счет расширения деловых контактов ребенка старшего школьного возраста со сверстниками и учителем.
Проведенное эмпирическое исследование особенностей учебной мотивации детей старшего школьного возраста, позволило выяснить, у учащихся, которые только перешли в старшую школу, и у тех, кто заканчивает обучение в старшей школе, структура учебных мотивов различается...


1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии старшеклассника. // Современные психологические проблемы высшей школы. - СПб., 2004. - Выпуск
2. -С.89-91.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.Прогресс, 2006.-267с.
3. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2004. - С.122.
4. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. - М., 2002. - 376 с.
5. Джемс У. Психология. М., 1991.
6. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М.: Наука, 2004.-368с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000
8. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988
9. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
10. Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. Инст.]. - М.: Наука, 2006.-368с.
11. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы
формирования личности. [Уч. пособие для пед. Инст.]. - М.:
Акварель, 2006. - 175 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. - 502 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Прогресс, 2003. - 304с.
14. Мудрик A.B. Современный старшеклассник. М., 1981.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Наука, 2003. - 325с...44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ