ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАССОВОГО СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 6
1.1. Характеристика текущего состояния
массового спорта в районе 7
1.2. Основные направления развития массового спорта
на территории Красноярского края 12
1.3. Региональные особенности развития массового спорта
на территории Красноярского края 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Организация исследований 26
2.2. Методы исследований 27
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ КОМАНДЫ БИРИЛЮССКОГО РАЙОНА К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО 33
3.1. Анализ результатов опроса
населения Бирилюсского района 33
3.2. Анализ результатов тестирования
комплекса ГТО в Бириллюском районе 37
3.3 Использование метода ЭКГ-контроля при подготовке к сдаче нормативов ГТО 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность: развитие массовой физической культуры и спорта в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако в начале XXI века сфера физической культуры и спорта столкнулась с рядом проблем: ухудшение здоровья людей; необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва.
Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Концепции федеральной целевой программы «развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».
В концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом. Развитие физической культуры и спорта Красноярского края является составной частью социально¬экономической политики исполнительных и законодательных органов власти региона.
Целевые ориентиры деятельности в регионе направлены на: эффективное использование возможностей отрасли в формировании у населения ценностей здорового образа жизни; вовлечение жителей Красноярского края в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями.
В целях совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО).
В настоящее время в государственной политике много внимания уделяется здоровью населения, а в особенности здоровью подрастающего поколения. Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», является помощь в осуществлении политики повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Цель и задачи комплекса ГТО являются исключительно положительными и направленными на пользу улучшения жизни как каждого взятого в отдельности гражданина, так и населения в целом.
Актуальность магистерской диссертации обусловлена необходимостью совершенствования системы подготовки населения к сдаче нормативов ГТО.
Объект исследования: система физической культуры и спорта в Бирилюсском районе Красноярского края.
Предмет исследования: подготовка сборной команды Бирилюсского района к сдаче нормативов ГТО.
Цель: улучшить качество подготовки команды Сборной Бирилюсского района по многоборью ВФСК ГТО к сдаче нормативов.
Задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты развития массового спорта на территории Красноярского края.
2. Проанализировать текущее состояние развития массового спорта в Бирилюсском районе.
3. Провести анализ развития массового спорта в районе, выявить возможные проблемы и сформулировать возможные пути их решения.
4. Проанализировать результаты тестирования комплекса ГТО в Бирилюсском районе за 2017 и 2018 год.
5. Разработать комплекс учебно-тренировочных занятий, направленный на подготовку к сдаче нормативов ГТО и проверить его эффективность используя метод ЭКГ-контроля.
Гипотеза исследования: подготовка сборной команды Бирилюсского района по многоборью ВФСК ГТО к сдаче нормативов будет наиболее эффективной, если в ходе подготовки команды использовать метод ЭКГ - контроля, который позволяет регулировать уровень физической нагрузки и утомление спортсменов и вносить соответствующие коррективы в построение учебно-тренировочного процесса.
Научная новизна: при подготовке сборной Бирилюсского района мы использовали метод ЭКГ-контроля.
1. Рассмотрены основные аспекты развития массового спорта на территории Красноярского края. Основная стратегия развития физической культуры и массового спорта в Красноярском крае осуществлялась в указанный 4-х летний период путем формирования сети спортивных клубов по месту жительства граждан. По состоянию на 1 июля 2014 года в Красноярском крае действует 427 таких спортивных клуба, 270 из них созданы при государственной поддержке. В спортивных клубах по месту жительства занимается 7,1 % от общей численности населения Красноярского края, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Для того, чтобы процесс создания сети спортивных клубов по месту жительства граждан носил комплексный характер, создан специализированный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с адресом www.sportclub24.ru, ежегодно проводится спартакиада «Мой спортивный двор», курсы повышения квалификации, семинары для работников спортивных клубов, краевые смотры-конкурсы среди специалистов и организаций, осуществляющих физкультурно-спортивную работу по месту жительства граждан.
2. Проведен анализ развития массового спорта в районе и выявлены возможные проблемы и сформулированы пути решения проблем. Направлением государственной политики Красноярского края в области спорта является государственная поддержка спортсменов, тренеров Красноярского края в рамках реализации статьи 13 Закона Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5566 «О физической культуре и спорте в Красноярском крае», в соответствии с которой производится вознаграждение спортсменам не младше 14 лет, представляющим Красноярский край и выступающим на официальных спортивных соревнованиях в составе спортивных сборных команд Российской Федерации или Красноярского края, тренерам (группам, бригадам тренеров), подготовившим соответствующего спортсмена (группу спортсменов, спортивную команду), представляющих Красноярский край, а также устанавливается пожизненное ежемесячное пособие чемпионам и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, а также их тренерам, имеющим место жительства на территории Красноярского края, в том числе на момент завоевания указанных званий.
3. В результате проведения анкетирования нами была выявлена интенсивность занятий спортом среди жителей, и нами были получены следующие результаты:
1) интенсивность занятий спортом у большинства жителей района составляет 3-4 раза в неделю;
2) также было установлено, что большинство респондентов предпочитают игровые виды спорта - 37%;
3) 51% респондентов занимаются физической культурой и спортом на территории спортивной школы;
4) было установлено, что 70% респондентов принимают участия в соревнованиях и массовых спортивных праздниках организуемых на территории Бириллюского района.
4. Проведя анализ сдачи нормативов ГТО в Бириллюском районе за 2017 год, нами были сделаны следующие выводы. Количество женщин принявших участие в тестировании составило 70, из них 11 сдали нормативы и получили золотой знак, 19 женщин сдали норматив на серебряный знак, 13 на бронзовый знак, и 27 не справились со сдачей нормативов ГТО. Среди мужчин были получены следующие результаты: 14 мужчины справились с нормативами и получили золотой знак, 23 сдали норматив и получили серебряный знак, 15 сдали норматив на бронзовый значок. 36 мужчин не справились с нормативами ГТО. В 2018 году количество участников принявших участие в сдаче нормативов увеличилось и составило 237 человек (из них 114 женщин и 123 мужчины). Количество женщин сдавших норматив на золотой значок составило 27, на серебряный значок - 34, бронзовый значок - 23. Количество женщин, не справившихся с нормативами составило 30. Среди мужчин были получены следующие результаты: золотой значок получили 29 человек, серебряный значок - 37 и бронзовый значок - 24. Не справились с нормативами ГТО 33 человека.
5. Нами был составлен план учебно-тренировочных занятий, рассчитанный на 10 занятий. Первая часть учебно-тренировочного занятия проводилась на стадионе. Данная часть тренировки состояла из трех частей: разминка, основная часть и заключительная часть. В первую часть занятия входили в основном специально-беговые упражнения, бег на скорость и упражнения, направленные на совершенствование техники метания мяча. После проведения заданий на стадионе участники экспериментальной группы отправлялись в тренажерный зал. В содержание учебно-тренировочного занятия в тренажерном зале нами были включены основные и дополнительные упражнения на развитие силовых способностей. К основным упражнения относятся подтягивание на перекладине и сгибание разгибание рук в упоре лежа. К дополнительным упражнениям: поднимание туловища из положения лежа на спине, комплекс упражнений на руки с резиной, гиперэкстенизия (упражнение с тренажером для укрепления мышц спины). Также в ходе проведения экспериментальной работы по подготовке команды Бирилюсского района по многоборью ВФСК ГТО 2019 мы использовали метод ЭКГ контроля, с помощью кардиофлешки «ECG Dongle». ЭКГ регистрировалось до и после учебно-тренировочного занятия, после чего определяется степень утомления ребенка, используя таблицу классификации изменений электрокардиограммы при мышечной нагрузке у здорового человека.
6. Статистическая обработка результатов исследования в контрольной группе показала, что прирост результатов во всех контрольных нормативах не достоверен. Значит процесс подготовки к сдаче нормативов многоборья ВФСК ГТО в 2018 году велась не должным образом. И команда «Сборная Бирилюсского района по многоборью ВФСК ГТО 2018 год» заняла в общем итоге 29 место. В экспериментальной группе, в которой мы использовали, разработанный нами комплекс тренировок и использовали метод ЭКГ - контроля. В 5 контрольных нормативов из 7 произошел достоверный прирост результатов. В контрольных нормативах «Стрельба из электронного оружия из положения сидя с упором локтей о стол 10 метров» и «Бег на 60 метров» прирост результатов не достоверен. В остальных контрольных нормативах прирост результатов оказался достоверен. По итогам проведения соревнований по многоборью ВФСК ГТО 2019, сборная Бирилюсского района заняла 8 место.
1. Анненков, В.Н. Основные показатели развития физической культуры и спорта в волгоградской области: реальность и перспектива / В.Н. Анненков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №10.
- С. 121-125.
2. Абрамович, Д.В. Материально-техническая база, как важнейший элемент в развитии физической культуры и массового спорта (на примере г. Иркутска) / Д.В. Абрамович // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №3. - С. 71-75.
3. Баразгова, Е.С. Массовый спорт: институциональный и неоинституциональный подходы / Е.С. Баразгова // Воспроы управления 2016. - №2. - С. 121-125.
4. Близневский, А.Ю. Применение программно-целевого метода в управлении развитием физической культуры и спорта в красноярском крае / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -
2015. - №4. - С. 92-95.
5. Близневксий А.Ю. Организационный механизм программно-целевого управления региональной системой физической культуры и спорта / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №12. - С. 105-110.
6. Близневский, А.Ю. Информационно-аналитический подход к совершенствованию управления развитием региональной системы физической культуры и спорта / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №10. - С. 91-95.
7. Близневский, А.Ю. Оптимизация структуры регионального управленческого органа физкультурно-спортивной отрасли в красноярском крае / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №8. - С. 78-83.
8. Близневксий, А.Ю. Система нормативно-правовой документации федерального уровня для управления физкультурно-спортивной отраслью / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - №10. - С. 83-85.
9. Близневский, А.Ю. Программно-целевое управление развитием физической культуры и спорта в пространстве Красноярского края / А.Ю. Близневский. - Автореферат дисс. ... доктора педагогических наук. - Санкт- Петербург, 2015. - 41 с.
10. Близневский, А.Ю. Программно-целевое управление развитием сферы физической культуры и спорта в пространстве красноярского края/ А.Ю. Близневский. - диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2015. - 310 с.
11. Близневский, А.Ю. Современная нормативноправовая база сферы физической культуры и спорта / А.Ю. Близневский // Омский научный вестник. - 2011. - №8. - С. 87-93.
12. Близневский, А.Ю. Роль всероссийских массовых акций для развития физкультурно-оздоровительного движения в муниципальных образованиях субъектов РФ / А.Ю. Близневский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2012. - №10. - С. 71-75.
13. Бекетов, Ж.Т. Административно-правовые аспекты
государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта / Ж.Т. Бекетов // Труды института государства и права Российской академии наук. - 2011. - №11. - С. 92-96.
14. Борок, И.Г. Тенденции развития современного массового и профессионального спорта / И.Г. Борок //Theoriesand Problems of Political Studies. - 2018. - №6. - С. 82-88.
15. Волкова, И.В. Проблемы приобщения к физической культуре в условиях городской среды / И.В. Волкова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - №5. - С. 91-95
16. Ганин П.А. Проблемы развития массового спорта в России / П.А. Ганин // Омский научный вестник. - 2015. - №10. - С. 105-110.
17. Гущина, А.В. Направления развития физической культуры и спорта в г. Красноярске в условиях подготовки к проведению зимней универсиады / А.В. Гущина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - №10. - С. 71-75.
18. Грязева, Е.Д. Государственное управление развитием физической культуры и спорта / Е.Д. Грязева // Известия Тульского государственного университета. - 2012. - №1. - С. 82-87.
19. Гуськов, У.И. Государство и спорт / У.И. Гуськов. - М.: Рагот, 2015. 174 с
20. Жолдак, В.И. Основы менеджмента спорта / В.И. Жолдак. - Чита: Из - во Тюменгос ин-та, 2017. 127 с
21. Замятина, М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России / М.Р. Замятина // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108-110.
22. Изаак С.И. Целевые показатели реализации стратегии развития физической культуры и спорта в российской федерации на период до 2020 года / С.И. Изаак // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 65-69.
23. Корольков, В.В. Правовые основы физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / В.В. Корольков. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2012. - 79 с.
24. Концепции развития физической культуры и массового спорта в Красноярском крае на период до 2020 г.
25. Кудинова, В.А. Комплексная оценка показателей развития физической культуры и спорта в российской федерации на региональном уровне / В.А. Кудинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №4. - С. 67-71.
26. Лазарев, Е.А. Особенности физкультурно-спортивной инфраструктуры крупного города (на примере Новосибирска) / Е.А. Лазарев // Творчество и современность. - 2019. - №5. - С. 91-95.
27. Макогончук, В.А. Комплекс ГТО как средство развития массового спорта в Красноярском крае / В.А. Макогончук // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма. - 2018. - №1. - 246-249
28. Мустаева, Е.Н. Нормативно-правовое обеспечение развития физической культуры и спорта среди молодежи Российской федерации / Е.Н. Мустаева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -
2016. - №2. - С. 67-72.
29. Паспорт государственной программы Красноярского края «Развитие физической культуры и спорта»
30. Перова, Е.И. Анализ динамики основных показателей развития физической культуры и массового спорта в российской федерации / Е.И. Перова // Вестник спортивной науки. - 2013. - №7. - С. 88-93.
31. Проект Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года Проект от 23.06.2016
32. Путалова, И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта / И.Б. Путалова. - Омск, 2016. 137 с.
33. Ратушная, Я.Ю. Законодательная база проведения государственной политики в области развития физической культуры и спорта (1991 2007 гг. ) / Я.Ю. Ратушная // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №6. - С. 121-125.
34. Самыгин, С.И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России / С.И. Самыгин // Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - №12. - С. 145-149.
35. Савенкова, Е.А. Экспертная методика выбора критериев оценки развития физической культуры и спорта в субъектах РФ / Е.А. Савенкова // Вестник спортивной науки. - 2010. - №12. - С. 67-72.
36. Савенкова, Е.А. Аналитические соотношения для факторов, определяющих развития физической культуры и спорта в регионах Российской Федерации / Е.А. Савенкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №10. - С. 111-115.
37. Сергеев, А.А. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России / А.А. Сергеев // Интерактивная наука. - 2016. - №6. - С. 88-93.
38. Система муниципального управления : учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова. - СПб. : Лидер, 2016. - 293 с.
39. Тиосова, Т.Н. Пути развития физической культуры и спорта в современной России / Т.Н. Тиосова // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - №11. - С. 159-162.
40. Тимофеев, А.Е. Мониторинг основных показателей развития физической культуры и спорта в Российской Федерации / А.Е. Тимофеев // Экономика и общество. - 2018. - №2. - С. 145-149.
41. Тит, А.И. Сравнительные показатели развития физической культуры и спорта в восточной Сибири / А.И. Тит // Теория и практика физической культуры спорта. - 2010. - №12. - С. 110-115.
42. Тумасян, А.В. Конституционно-правовые основы физической культуры и спорта в России / А.В. Тумасян // Теория и практика физической культуры. - 2018. - №9. - С. 61-67.
43. Тюриков, Р.А. Управление массовыми спортивными практиками . - дисс, канд., соц, наук Москва, 2017
44. Федотова, И.В. Основные приоритеты государственной политики по развитию физической культуры и спорта в Красноярском крае (учебно-методические материалы) / И.В. Федотов. - Красноярск, 2014. - 26 с.
45. Федоренко, А.М. Роль органов исполнительной власти в развитии физической культуры и спорта / А.М. Федоренко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №5. - С. 91-95.
46. Фетисов, В.А. О критериях и показателях развития физической культуры и спорта в зарубежных странах / В.А. Фетисов. - М. : Советский спорт, 2015. - 70 с.
47. Филиппов, С.С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом / С.С. Филиппов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №2. - С. 87-93.
48. Филиппов, С.С. Программно-целевое управление развитием сферы физической культуры и спорта на региональном уровне / С.С. Филиппов. - Монография. - Красноярск, 2016. - 125 с.
49. Физическая культура студента : учебник / под ред. В.И. Ильинича. - М. :Гардарики, 2012. - 428 с.
50. Якубов, Ю.Д. Основные проблемы региональной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации / Ю.Д. Якубов // Ученые записки Казанского университета. - 2014. - №4. - С. 93-97.