ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ЧЕРЛИДИНГЕ 5
1.1 Черлидинг - новый вид спорта в России и Мире 5
1.2 Влияние черлидинга на физическое развитие детей... 8
1.3 Черлидинг в общеобразовательных
школах 11
1.4 Соблюдение техники безопасности на занятиях по
черлидингу 13
1.5 Черлидинг как вид спорта 19
1.6 Теория физического воспитания 22
1.7 Адаптация организма к физическим
нагрузкам 30
1.8 Психологическая подготовка 32
ГЛАВА2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 40
2.1 Организация исследований 40
2.2 Методы исследований 41
ГЛАВА3 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА В ЧЕРЛИДИНГЕ 43
3.1 Анализ особенностей тренировочного процесса в
черлидинге методом анкетирования 43
3.2 Выявление основных аспектов тренировочного
процесса в черлидинге и недостатков в его организации методом наблюдения 45
3.3 Повышение физической подготовленности
спортсменов-черлидеров 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Актуальность исследования: в современном спорте, постоянно возрастающие требования к тренировочной и соревновательной деятельности, а это значит, что и система подготовки спортсменов должна меняться. Поэтому актуальными являются вопросы своевременного использования мероприятий, стимулирующих и повышающих подготовленность спортсменов.
Объект исследования: процесс повышения функциональных
возможностей детей школьного возраста, занимающихся черлидингом.
Предмет исследования: физическое развитие функциональных
возможностей детей школьного возраста занимающихся черлидингом.
Цель исследования: внедрение комплекса упражнений по черлидингу для повышения уровня функциональных возможностей детей школьного возраста и оценка его эффективности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по вопросам: «основные методы
подготовки спортсменов», «Физическая подготовка спортсменов», «Индивидуально-психологическая подготовка», «Проблемы в
тренировочном процессе черлидинга». Определить необходимость поиска средств и методов подготовки спортсменов
2. Подобрать комплекс упражнений по черлидингу повышающий физическую подготовленность спортсменов - черлидеров.
3.Оценить эффективность комплекса упражнений в педагогическом эксперименте, с помощью оценки уровня физической подготовленности, по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование нашего комплекса упражнений в тренировочном процессе будет способствовать повышению функциональных возможностей занимающихся.
Научная новизна: впервые в тренировочный процесс девочек, занимающихся черлидингом 12-14 лет, в центре экстремальных видов спорта «Спортекс» мы внедрили комплекс упражнений. Подобранный, специально на развитие силовых качеств и общей выносливости.
Черлидинг относительно молодой вид спорта, а исторические корни черлидинга относят нас в США.
Датой зарождения черлидинга считается - 2 ноября 1898, а уже через 50 лет получает широкое распространение в мире. Спустя еще 50 лет в 2001 году в Токио состоялся первый чемпионат мира по черлидингу [1; 5].
Черлидинг - это сложнокоординационный и эмоциональный вид спорта, в котором спортсмены выполняют под музыку комплекс упражнений, содержащий элементы гимнастики, акробатики, хореографии и спортивных танцев. [33]
Черлидинг является отличным способом развития физических и психологических качеств. Этот вид спорта - учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств [24].
Широкое разнообразие дисциплин в черлидинге и его доступность дает возможность проявить себя любому спортсмену. Это привлекают к занятиям различный контингент занимающихся: возрастной, медицинский, на любой стадии физической подготовленности. Средства черлидинга соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского и мужского организма [25].
Основные цели:
- привлечение молодёжи к здоровому образу жизни и к участию в спортивных соревнованиях. Содействие физическому, культурному и духовному развитию;
- расширение возможностей детей в выборе своего жизненного пути, достижение личного успеха;
- создание благоприятных предпосылок для раскрытия потенциальных возможностей.
Черлидинг - как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Его средства: элементы гимнастики, акробатики, танцы, яркие атрибуты - программы, где можно кричать, эмоционально выражать свои чувства используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях [25].
Черлидинг со спортивной направленностью. Его основными целями являются:
- соревнования команд по программам, подготовленным по специальным правилам;
- работа со спортивными командами, клубами, федерациями.
Черлидинг, как вид спорта предъявляет значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся.
В современном спорте, постоянно возрастающие требования к тренировочной и соревновательной деятельности, а это значит, что и система подготовки спортсменов должна меняться. Поэтому актуальными являются вопросы своевременного использования мероприятий, стимулирующих и повышающих подготовленность спортсменов.
Целью нашей работы было внедрение комплекса упражнений по черлидингу для повышения уровня физического развития детей школьного возраста и оценка его эффективности.
Мы проанализировали литературу по вопросам: «основные методы подготовки спортсменов», «Физическая подготовка спортсменов», «Индивидуально-психологическая подготовка», «Проблемы в тренировочном процессе черлидинга». Определили необходимость поиска средств и методов подготовки спортсменов
Так же внедрили комплекс упражнений, повышающий подготовленность и общую выносливость у черлидеров.
Оценили его эффективность в педагогическом эксперименте.
Мы предположили, что использование комплекса упражнений в тренировочном процессе будет способствовать разностороннему (гармоничному) развитию занимающихся.
Мы провели эксперимент, в котором приняли участие только девушки 12-14 лет. Участники эксперимента были разделены на две группы по 10 человек: контрольная и экспериментальная группа. Контрольная группа тренировалась по своему классическому учебно-тренировочному плану, а в план экспериментальной группы были внесены изменения. Изменения были направлены на повышение общей физической подготовки, общей выносливости спортсменов.
Комплекс упражнений проводился в спортивном зале. Упражнения имели узкую специфическую направленность:
- преимущественное развитие качеств, более специфических для черлидинга;
- избирательное развитие мышечных групп, которые в большей степени участвуют в основных черлидинговых движениях. В начале и в конце эксперимента были применены контрольные упражнения
Однако результаты контрольных нормативов показали, что наша разработанная методика, не эффективна. Экспериментальную группу сравнили с контрольной, хоть у экспериментальной группы показатели улучшились, но, оказалось, что это незначительно.
1. Тимофеева О. В. Черлидинг как новая форма двигательной активности //Омский научный вестник. - 2008. - № 5 72с.
2. Патрушева Л. В. Исследование физического развития и подготовленности студенток, занимающихся в секции черлидинга //Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3.
3. Янович Ю. А. Эффективность физического воспитания
студентов в секции черлидинга, 2013 7с.
4. Коростелева Т. С. Популяризация вида спорта «черлидинг» в г. Томске. - национальный исследовательский томский политехнический университет (Томск) конференция: физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения Коростелева Т. С/Томск 2015. - 23с.
5. Савенко М. А., Сокарева Г. В. Черлидинг для студентов, как самостоятельная спортивная дисциплина Сокарева Г. В //неделя науки СПБПУ. - С. 17.
6. Денисова И.К. Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) «Черлидинг-танцевальный спорт»/ Денисова И.К. - 2014. - 73с.
7. Борисенко Н. В. «Черлидинг»: методические указания по дисциплине «Физическое воспитание» (для практических и самостоятельных занятий студентов всех образовательных программ Университета) / Борисенко Н. В. - 2017.
8. Калуцкая Н. А. Использование черлидинга на уроках физической культуры школьников старших классов: дис. - Сибирский федеральный университет / Калуцкая Н. А - 2016.
9. Гайнутдинова Ю. М. Методика применения черлидинга в системе дополнительного образования подростков //д 68 Дополнительное образование России / Гайнутдинова Ю. М. - 2016 - 12с.
10. Никифорова О. Н. Батанова О. А. Исследование координационных способностей студенток занимающихся черлидингом //научно-практический журнал / Никифорова О. Н. - 2016-Т. 50. - 102с.
11. Михайленко Т. В. Совершенствование гибкости у студенток в процессе занятий черлидингом //Издано по рекомендации редакционно-издательского отдела Тихоокеанского государственного медицинского университета / Михайленко Т. В. 2012 - С. 178.
12. Самохина Е. А. Методика отбора в детские команды по черлидингу //Царскосельские чтения. - 2010. - №. XIV.
13. Мищенко В.А. Чирлидинг в системе физического воспитания студентов / В.А. Мищенко, Е.С. Айвазова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 342-345.
14. Кузнецов В. Д., Шляхов Ю. В. Особенности подготовки микс команд по черлидингу в условиях ВУЗА //ББК 75 я 441 А 43. - 2010. - №. 3. - С. 201.
15. Бачинская Н. В., Федоряка А. В. Характеристика соревновательных нагрузок в черлидинге //ББК 75 я 441 А 43. - С. 33...70