ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОСНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОРЦОВ 6
1.1. Функциональная подготовка и особенности ее
организации в тренировочном процессе борцов греко¬римского стиля 7
1.2. Основные показатели, характеризующие функциональную подготовленность
борцов 14
1.3. Средства и методы повышения специальной
работоспособности борцов 18
1.4. Методы исследований функциональной подготовки
борцов 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Организация исследований 26
2.2. Методы исследований 26
ВЫВОДЫ 52
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Актуальность. Греко-римская борьба пережила множество поколений, с момента её рождения прошли века. Она изменялась с течением времени: менялись правила, придумывались новые приёмы, но основная её суть осталась неизменной с древних лет. А суть состоит в том, чтобы бороться, демонстрировать мужскую силу, спортивное мастерство, отдавать все силы в борьбе и идти к своей цели. Конечно же, с изменением правил борьбы изменялась и тактика борцов, а, соответственно, менялась и форма подготовки спортсменов, бывало, что правила менялись кардинально, но «борцовский мир» каждый раз выходил из ситуации, меняя тренировочный процесс, подстраивался под эти правила.
Тема работы является актуальной, так как в выступлениях российских борцов греко-римского стиля последнее время наблюдается некоторая нестабильность, что связано, скорее всего, с недостатками в подготовке спортсменов, не отражающих современные подходы к соревновательному процессу борцов греко-римского стиля. В настоящее время, в соответствии с особенностями современных правил соревнований, при построении плана схватки следует учитывать такие моменты, как ориентация на зрелищную борьбу; стремление к более высокой оценке и выполнения последнего действия; принуждение противника к отступлению; ведение боя, позволяющее избежать отхода назад даже при подготовке атаки, т. к. отход расценивается как пассивность; необходимость атаковать часто и ритмично, выполняя эффектные броски.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных борцов греко-римского стиля.
Предмет исследования: специальная работоспособность юных борцов греко-римского стиля.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности использования в учебно-тренировочном процессе комплекса упражнений для повышения специальной работоспособности юных борцов греко-римского стиля.
Задачи исследования:
1. Выявить на основе анализа литературных источников основные показатели, характеризующие функциональную подготовленность борцов, особенности их функциональной подготовки, средства и методы повышения работоспособности.
2. Выявить особенности построения тренировочных занятий, направленных на формирование функциональной подготовленности спортсменов.
3. Выявить уровень функциональной подготовленности и работоспособность борцов греко-римского стиля в соревновательных условиях.
4. Разработать комплекс специальных упражнений и проверить в педагогическом эксперименте его эффективность для повышения работоспособности юных борцов греко-римского стиля.
Гипотеза исследования: мы предположили, что использование разработанного нами комплекса специальных упражнений в тренировочном процессе по греко-римской борьбе будет способствовать повышению специальной работоспособности.
Научная новизна: состоит в том, что мы ввели комплекс упражнений для повышения специальной работоспособности в СДЮШОР г. Красноярска по греко-римской борьбе. Данный комплекс позволил спортсменам эффективно применять разработанные упражнения в учебно-тренировочных схватках, а так же в соревновательной деятельности, независимо от часто меняющихся правил соревнований.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что нами разработан комплекс упражнений:
1.Отработка бросков в парах, в течение 10 минут, последняя минута бросков выполнялась на скорость каждый по 30 сек.
2. Броски манекена в течение 3 минут, с интервалом отдыха 1 минута (3-5 серии). Спортсмены могли выполнять любой бросок.
3. Игровая тренировка ("Регби", "Эстафеты"). Упражнения применялись для повышения интереса и разнообразия в тренировочном процессе, т.к. раньше не был включен в данной группе.
4. Броски манекена прогибом в течение 3 минут, с интервалом отдыха 1 минута (7-9 серий). Выполнялся только бросок прогибом.
5. Борцовские схватки в течение 20 минут, с интервалами отдыха. Спортсмены могли меняться партнерами во время отдыха, борьба проходила 3-5 мин., затем отдых 30 сек. и борцовские схватки продолжались.
Данные упражнения позволили повысить работоспособность в тренировочном процессе борцов греко-римского стиля, а так же качество и количество эффективных действии.
1. Установлено что, к каждому борцу нужен свой индивидуальный подход, особенно перед соревновательным периодом. Главной целью любого борца является удачное выступление на соревнованиях различного ранга. Именно в соревновательной деятельности спортсмены должны показать весь свой функциональный арсенал и физическую мощь, но всё это возможно только лишь при их отличной психологической подготовленности. Именно она способствует максимальному использованию потенциальных возможностей спортсмена для повышения эффективности и надежности его соревновательной деятельности. Таким образом, прослеживается взаимосвязь и важность всех видов подготовленности борцов, которую они должны реализовать в тренировочной и соревновательной деятельности.
2. В результате проведения анкетирования мы выявили что, функциональная подготовка борцов занимает в их тренировочном процессе не первое место, уровень развития функциональной подготовленности у большинства спортсменов средний или выше среднего. Респонденты очень редко применяют педагогический контроль в тренировочном процессе. Таким образом, получается, что у опрошенных нами спортсменов недостаточный уровень развития функциональной подготовленности, что в соревновательных схватках им не удается показать в полном объеме свой тактико-технический арсенал и выиграть у противника. Для его совершенствования они используют такие средства как бег, работа в тренажерном зале и отработка приемов на ковре.
3. Результаты педагогического наблюдения показывают, что борьба стала более активной и борцы оказались готовым к новым правилам функционально, стали совершать больше технико-тактических действий увеличилась эффективность, борьба стала более разнообразной, и самое важное более интенсивной, борьба стала более разнообразной и не в последнюю очередь это связанно с функциональной подготовкой борцов которым по новым правилам еще придется только приспособится и повысить уровень работоспособности.
4. Специальный план тренировок помог участникам экспериментальной группы, так как у них наблюдается меньшее количество ошибок по отношению к контрольной группе во время учебно¬тренировочных схваток, а также, в общем, повысилось количество проведения технико-тактических действий и их эффективность.
5. У участников экспериментальной группы 1) в 6-минутный беговом тесте Купера, увеличилось расстояния на дистанции с 11.63±0.13 до 14.71±0.23 (различия достоверны) 2) по результатом степ-теста показатели увеличились с 63.6±64.9 до 65,3±1.84 3) в тесте А.Г. Бурындина - броски борцовского манекена прогибом в течение трех минут по схеме: 4 броска за 40 секунд,20 секунд - спурт увеличилось количество проведённых бросков с 12.1±1.29 до 14.2±0.4 (различия достоверны) 4) в сокращенном варианте теста П.А. Рожкова с соавторами (1982) - 2 периода по 3 минуты по той же схеме с минутным перерывом между периода количество проведённых бросков также увеличилось с 23.7±1.36 до 27.±0.3(различия достоверны)
1. Шепилов А. А., Климин В. П. Выносливость борцов - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 128с.
2. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984. - 250с.
3. Новиков А.А. Проблемы специальной выносливости в
спортивной борьбе // Научно-методические проблемы спортивных единоборств. Теория и практика физической культуры - .1999.- С. 50-51.
4. Александров Н. Влияние общей выносливости на результативность схватки // Спортивные единоборства: взгляд в теорию: Материалы региональной научно-практической конференции, зима 2003г. (Выпуск №9).- Красноярск: ИСЕ им. И.Ярыгина, ИПК «Платина», 2004. с 12-14.
5. Каражанов Б.К, Сариев К.С, Шиян В.В. Влияние специальной выносливости дзюдоистов на проявление технико-тактического мастерства в условиях, моделирующих соревновательную деятельность // Теория и практика физической культуры - 1993. - № 11 - С. 22-23.
6. Миндиашвили Д.Г, Завьялов А.И. Учебник тренера по борьбе. Красноярск. Издательство КПГУ. 1995. 213 с: ил.
7. Тимофеев В.И. Теоретические основы профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта: Учеб.пособие. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006. - 162 с.
8. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузне-цов. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -480 с.
9. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред.проф. Ю.Ф. Курамшина. — 2-е изд., испр. — М: Советский спорт, 2004. - 464 с.
10. Борьба вольная; Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва.
— М. Советский спорт, 2008. — 216с.
11. Баландин В. И. Функциональная готовность спортсменов и методы ее диагностики: Метод.реком. - Л., 1992. - 26 с.
12. Панков В.А. Специальная физическая подготовка в видах спортивных единоборств // Теория и практика физической культуры. - 2004.
- № 4. - С. 50-52.
13. Панков В.А. Современные технологии оптимизации тренировочного процесса в спорте высших достижений// Теория и практика физической культуры. - 2001. - №8. - С. 49-50.
14. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-3.
15. Басик Т.В. Способ оценки специальной выносливости таэквондистов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №1. - С. 28-29.
16. Павлов С.В. Система комплексного контроля состояния спортивной подготовленности единоборцев в процессе соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №6. - С. 28-30.
17. Синайский М.М. Результат многолетних исследований физической работоспособности и коэффициента эффективности локомоторной координации у спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №2. - С. 41-42.
18. Петров А.Б. Сравнительный анализ динамики прогностической значимости параметров подготовленности на разных этапах подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №9. - С. 30-32.
19. Сорванов А.В. Поиск способов измерения специальной выносливости // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №3. - С. 49-53.
20. Блах В.Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №5. - С. 30-32.
21. Кахабришвили З.Г. Использование специфических тестов для оценки функционального состояния борцов дзюдо // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №2. - С. 36-37.
22. Шулика Ю.А. Психолго-педагогические проблемы повышения специальной выносливости в единоборствах // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №8. - С. 35-36.
23. Корженевский А.Н. Диагностика тренированности борцов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №2. - С. 28-32.
24. Карелин А.А. Структурно-функциональная модель интегральной подготовленности борца высокой квалификации // Теория и практика физической культуры. -2006. - №10. - С. 36-38.
25. Рузиев А.А. Проблемы повышения специальной выносливости высококвалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры. -2001. - №8. - С. 37-38.
26. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
27. Педагогические методы контроля за физической
подготовленностью спортсменов: методические рекомендации для стдентов- заочников. - Омск: ОГИФК, 1990. - 14 с.
28. Греко-римская борьба: Учебное пособие / Под общ.ред. А.Г. Семенова и М.В. Прохоровой. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. - 314 с.
29. Блеер, А.Н. Как повысить соревновательную надежность высококвалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - N 2. - С. 53-54.
30. Данько Г.В. Особенности контроля за состоянием специальной работоспособности борцов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям // Теория и практика физической культуры 2004. - №3. - С. 3¬8
31. Корженевский А.Н. Диагностика тренированности борцов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №2. - С.28-32.
32. Малинский И. Реализация анаэробного гликолитического потенциала как фактор специальной работоспособности квалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №6. - С. 45-56.
33. Огарь Г.О., Ласица В.И. Оптимизация подготовки квалифицированных борцов путем совершенствования методики специальной физической подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №3. - С.84-86
34. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учеб. Пособие. В 4-х кн. Кн. 2. - М.: Советский спорт,1998. - 280с.
35. Иванов И. И. Греко-римская борьба: учебник издано в 2004 г.
36. Рыбалко Б.М. Влияние структуры тренировочных средств на уровень развития специальной выносливости // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №5. - С.21-23.
37. Дахновский В.С. Особенности построения процесса тренировки юных борцов греко-римского стиля // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №2. - С. 2-7.
38. Табаков С.Е. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №7. - С.23-26
39. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать/ Н.Г. Озолин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. - 864 с: ил. - (Про-фессия—тренер).
40. Квашук П.В. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2009.
41. Миндиашвили Д.Г. Спортивная тренировка в системе
подготовки спортсмена. //Спортивная борьба. Ежегодник. - М., Физкультура и спорт.,1989.- 192с
42. Курников С.Н. Конфликтное взаимодействие борцов в схватке при различных стратегиях в греко-римской борьбе // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №2. - С.22-26.
43. Олзоев К.С., Геселевич В.А. Показатели стиля спортивной деятельности борца //Спортивная борьба: Ежегодник.- М.,1983.- С.59-60.
44. Мунтян В.С. Интегральная специальная подготовка как фактор повышения уровня подготовленности спортсменов // теория и практика физической культуры. - 2009. - №1. - С.101-109.
45. Коллектив авторов под общ. Ред. Ю.А. Шулики / Греко-римская борьба: учебник для СДЮШОР, спорт.факультетовпед. инст., техникумов физкультуры и училищ Олимпийского резерва / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте».- Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.-800 с.
46. Мищенко В.С. Реактивные свойства кардиореспираторной системы как отражение адаптации к напряженной физической тренировке в спорте: монография / В.С. Мищенко, Е.Н. Лысенко, В.Е. Виноградов. - Киев: Науковийсвгг, 2007. - 351 с.
47. Шишков Д.В. Беговая подготовка борцов греко-римского стиля с учетом современных концепций биоэнергетики мышечной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №3. - С.36-38.
48. Касатов П. Методика оценки функциональных возможностей мышц пояса верхних конечностей у борцов // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №4. - С.50-53.
49. Раднагуруев Б.Б. Исследование влияния термовоздействий на отдельные функциональные показатели, в зависимости от длительности процедуры на этапе непосредственной подготовки ксоревнования по вольной борьбе // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №3. - С.25-29.
50. Ласица В.И. Оптимизация подготовки квалифицированных борцов путем совершенствования методики специальной физической подготовки // теория и практика физической культуры. - 2009. - №3. - С. 84¬86.
51. Шулика Ю.А. Ранняя специализация, массовость и спортивное долголетие как проблемы в организации многолетней подготовки по спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №3. - С.17-19.
52. Акопян А. О. Формирование методики подготовки борцов греко-римского стиля в новых условиях соревновательной деятельности // теория и практика физической культуры. - 2006. - №2. - С. 21-23.
53. Панков В.А. Использование монитора сердечного ритма для контроля за эффективностью подготовки борцов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №2. - С.2-4.
54. Мунтян В.С. Интегральная специальная подготовка как фактор повышения уровня подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №1. - С.101-109.
55. Мутаева И.Ш. Влияние занятий борьбой дзюдо на функциональное состояние организма мальчиков 10-12 лет // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №2. - С. 30-33.
56. Комаровская Н.В. Изменение параметров сердечного цикла у борцов высокой квалификации под влиянием различных физических нагрузок. - Физиологическая характеристика борьбы, К.1988.
57. Нечаева Г.И. Клинико-функциональная оценка медикаментозной коррекции гемодинамики и обменных процессов у борцов греко-римского стиля // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №6. - С. 32-34.
58. Баландин В.И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки // теория и практика физической культуры. - 1997. - №4. - С. 22¬26.
59. Юхно Ю.А., Закорко И.П., Журавель А.В., Логвиненко Ю.В.
Совершенствование специальной силовой подготовки
высококвалифицированных борцов греко-римского стиля на основе анализа состава технических действий, используемых в соревновательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 64-70.
60. Криволапчук И.А. Оздоровительные эффекты физических упражнений и их место в системе средств оптимизации функционального состояния человека // теория и практика физической культуры. - 2004. - №5. - С. 8-14.
61. Агаджанян М. Г. Кардиологические показатели, отражающие долговременную и срочную адаптацию борцов к нагрузкам // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №2. - С. 5-8.
62. Логинов А. Структура и особенности функциональной подготовленности юношей-спортсменов. - Московская государственная академия физической культуры, 2005.
63. Ибрагимов И.Ф. Функциональные показатели деятельности сердца детей и подростков занимающихся греко-римской борьбой // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №5. - С. 58-60.
64. Щуров В.А. Функциональные характеристики и структурные свойства мышц нижних конечностей у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №1. - С. 40-42.
65. Хорьяков В.А. Оценка функциональных состояний спортсменов при нагрузках до отказа по показателям сердечного ритма // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №2. - С. 109-111.
66. Лысенко Е.Н. Ключевые направления оценки реализации функциональных возможностей спортсменов в процессе спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2007 . - № 2. - С. 36-46.
67. Сулоев Е.П. Сравнительная информативность показателей функционального состояния организма спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №9 . - С. 25-26.
68. Кугаевский С.А. Котляр С.Н. Определение функциональных возможностей у шорттрековиков с помощью специального тестирования // Теория и практика физической кульутуры. - 2005. - №7. - С. 28-33.
69. Мельник Ю. Оценка компонентов функциональной подготовленности для дифференциации тренировочного процесса // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №5. - С. 31-35.
70. Кудашов В. Теоретические и практические аспекты проблемы функциональной подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №4. - С. 34-39.
71. Шамардин А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов: учебное пособие. - М.: Мир и образование, 2010. - 272 с.