ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЖЕНСКОМ ВОЛЕЙБОЛЕ 5
1.1. Технико-тактическая подготовка 6
1.2. Физическая подготовка 14
1.3. Психологическая подготовка 18
1.4. Травматизм и заболевания 23
1.5. Скоростно-силовая подготовка 28
1.6. Влияние тренировочных воздействий с
индивидуальным подходом 32
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследований 35
2.2. Методы исследования 36
Глава 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ В ВОЛЕЙБОЛЕ 38
3.1. Особенности развития ловкости в волейболе 38
3.2. Анализ физической подготовленности
волейболистов на основе метода наблюдения 46
3.3. Повышение уровня развития ловкости в женском волейболе по средствам внедрения комплекса специальных упражнений 51
Заключение 58
Библиографический список литературы 62
Волейбол - является весьма эффективным средством для укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанный на беге, прыжках, метаниях. Современные медико-биологические и социологические исследования показывают, что регулярные занятия волейболом вызывают значительное морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания.
Актуальность:
Игра в волейбол одна из захватывающих, увлекательных, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приёмы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогает в нравственном воспитании детей и подростков. В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни, приобретается привычка к самостоятельным занятием спортом. Волейбол командная игра, которая дисциплинирует, воспитывает чувство коллективизма, волю, целеустремленность.
Современный этап развития женского волейбола характеризуется динамичной игрой с высокими скоростями перемещений, с большим объемом прыжков, требует гибкости, скоростно-силовой подготовленности, хорошей прыгучести и прыжковой выносливости, а также концентрации внимания. Это определяет важность приспособленности растущего женского организма к нагрузкам современного волейбола.
Объект исследования: тренировочный процесс в волейболе.
Предмет исследования: внедрение в тренировочный процесс волейболисток комплекса специальных физических упражнений для повышения уровня развития ловкости.
Цель исследования: доказать эффективность разработанного комплекса специальных физических упражнений, направленного на повышение уровня развития ловкости волейболисток 13-17 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и выявить особенности построения тренировочного процесса в волейболе.
2. Выявить содержание СФП и ОФП в тренировочном процессе по волейболу.
3. Разработать комплекс специальных физических упражнений, направленный на повышение уровня развития ловкости волейболисток.
Гипотеза: предполагается, что использование комплекса специальных физических упражнений, направленных на повышение уровня развития ловкости волейболисток, создаст объективные предпосылки для повышения соревновательной надежности игроков..
Научная новизна: экспериментальным путем доказано, что применение разработанного комплекса специальных физических упражнений, позволяет повысить уровень развития ловкости у волейболисток 13-17 лет.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы тренерами по волейболу в практике спортивной тренировки на этапе начальной подготовки и спортивного совершенствования.
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Специфическими особенностями игры в волейбол является высокая динамичность игровой деятельности, непредсказуемость двигательных действий противника, выполнение сравнительно небольшого количества технических приемов в быстро изменяющейся ситуации, готовность спортсменов к взаимозаменяемости, а также выполнению игровых функций других игроков команды.
Овладение техникой и тактикой игры, приобретение специальных знаний осуществляется в процессе технико-тактической подготовки, ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно- тренировочного процесса. При нынешнем развитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только в результате правильной всесторонней технической подготовленности игроков, для чего необходимо в равной степени владеть всеми известными приёмами и всеми способами их выполнения.
В волейболе для максимальной концентрации сил игрока, анализа технико-тактических действий необходимо сосредоточенное внимание. Неожиданные раздражители нарушают сосредоточенность внимания, отвлекая от основной деятельности и препятствуя ее успешному выполнению. Большие требования в то же время предъявляется к распределению внимания для успешного выполнения нескольких видов деятельности, принятия правильных тактических решений, глубокого предвидения динамики изменяющейся игровой ситуации.
Высокий уровень физической подготовленности - одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок.
Физические качества условно делятся на общие и специальные. Общие - сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. На развитой базе общефизических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещений и сложных реакций, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.
Игровая соревновательная деятельность волейболисток есть совокупность игровых ситуаций с различным уровнем психоэмоциональной напряженности, где эффективность тактико-технических действий напрямую зависит от психологических качеств личности.
Нервно психическое напряжение волейболист испытывает из -за сбивающих факторов субъективного характера, а именно негативных проявлений собственной психики.
Регулярно проводимые занятия волейболом благоприятно отражаются на функциональном состоянии сердца девочек-подростков.
Главное внимание в скоростно-силовой подготовке спортсменок- волейболисток направлено на развитие специфических качеств, необходимых в волейболе - прыгучесть и ударные, бросковые движения верхними конечностями.
Индивидуализация является одной из форм управления, в основе которой лежит учет особенностей и возможностей конкретных спортсменов при планировании нагрузок в различных структурах тренировочного процесса.
Эффективность деятельности в современном волейболе во многом зависит от развития специальных для деятельности психических качеств и жизненных проявлений индивидуальных различий спортсменов.
По результатам проведенного нами анкетирования, большинство респондентов занимаются волейболом на протяжении 2-5 лет (47%), 3 раза в неделю (54%), что говорит о хорошей спортивной форме спортсменов. У большинства опрошенных волейболистов (68%) продолжительность тренировочного занятия составляет от 1 часа до 2 часов.
По результатам анкетирования мы видим, что 47% уделяют развитию ловкости 15-20 минут. Ловкости нужно уделять немало времени, так как это неотъемлемая часть при приеме и перемещении на площадке. 38% респондентов считают, что все игроки волейбольной команды должны обладать таким физическим качеством, как ловкость, с чем мы полностью согласны, ведь волейбол является сложно-координационной видом спорта.
Для игры в волейбол необходимы три степени ловкости (точность, точность в быстроте, точность в быстроте при переменных условиях). С этим согласны 36% опрошенных. 32% респондентов при выполнении упражнений на ловкость, наиболее часто используют способность перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. По мнению респондентов (59%) наиболее благоприятный период для развития ловкости от 10 лет и старше.
По результатам педагогического наблюдения в ОФП на развитие ловкости уделяется недостаточное количество времени (48%) по сравнению с другими физическими качествами (быстрота - 67%, сила - 65%). По нашему мнению, нужно больше времени уделять на развитие ловкости, т.к. это решающая предпосылка для качественного освоения и совершенствования техники игры, ловкий спортсмен быстро приспосабливается к постоянно меняющимся условиям в соревнованиях и выбирает наиболее эффективные средства ведения игры.
В тренировочном процессе волейболистов в качестве СФП используются упражнения на взрывную силу - 52%, быстроту перемещений - 63%, скоростную прыжковую игровую деятельность - 64%, акробатическую и прыжковую ловкость -55%, на основе чего формируются специфические двигательные действия в волейболе.
Так же при подготовке волейболистов в тренировочном процессе использовались ОРУ из других видов спорта: кроссовый бег - 23%, гимнастические упражнения и акробатика - 28%, спортивные и подвижные игры - 57%, упражнения с отягощением - 42%.
В контрольной группе по итогам проведения педагогического эксперимента прирост результатов в 3 контрольных упражнениях оказался недостоверным.
В экспериментальной группе достоверный прирост результатов оказался в 3 контрольных упражнениях. В двух контрольных испытаниях данные были высокой значимости, в одном случае средней значимости, что говорит об эффективности составленного комплекса упражнений.
1. Станкевич Б. Я. Состояние, проблемы и перспективные направления
научных исследований в волейболе.- М.: Педагоыка, психолоыя та медико- бюлоычш проблеми фхзичного виховання i спорту. - 2013. - № 12 - С. 77-81. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html. (дата обращения 15.06.2017).
2. Сиротинина Р. Л. Педагогические условия, необходимые для
формирования скоростно-силовых качеств у студенток-волейболисток. Орловский государственный институт искусств и культуры. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. a-formirovaniya-skorostno-silovyh-kachestv-u-studentok-voleybolistok (дата
обращения 15.06.2017).
3. Шарафеева А. Б. Физическая подготовка волейболистов.
Методические рекомендации. - Томск. 2008. - 54 с. Сайт «Спорт»
[Электронный ресурс]. -URL:
кйрУАрогОзи.шАйез/йеГаик/Шез/хранилище/Образование/Студенту/Шарафеева%20А.Б.%20Физ.%20подготовка%20волейболистов.р4Г(дата обращения 15.06.2017).
4. Луткова Н. В., Соломенина С., Макаров Ю. М. Регрессионная модель показателей эффективности игровых действий в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности у волейболисток 16-18 лет. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/egressionnaya-model-pokazateley-effektivnosti-igrovyh-deystviy-v-situatsiyah-s-razlichnoy-stepenyu-psihoemotsionalnoy(дата обращения 15.06.2017).
5. Строшкова Н. Т. Отбор юных волейболисток на основе поэтапного
контроля видов подготовленности. Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/otbor-yunyh-voleybolistok-na-osnove-poetapnogo-kontrolya-vidov-podgotovlennosti(дата обращения 15.06.2017).
6. Марков К. К., Николаева О. О. Совершенствование качеств внимания игроков в современном волейболе. ФГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL: https:ZZelibrary.ru/item.asp?id=18929976(дата обращения 15.06.2017).
7. Хамзина А. Р., Теплова Л. Г. Особенности развития скоростно-силовых качеств у спортсменок-волейболисток. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=2016164(дата обращения 15.06.2017).
8. Айрапетьянц Л. Р. Обучение приемам волейбола с созданием
ситуации произвольного выбора способа их выполнения. Узбекский государственный институт физической культуры. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obuchenie-
priemam-voleybola-s-sozdaniem-situatsii-proizvolnogo-vybora-sposoba-ih-vypolneniya(дата обращения 15.06.2017).
9. Кадышева Н. В. Специфика применения методов проблемного
обучения в женских спортивных командах. ФФКиС НГПУ им.К.Минина г. Нижний Новгород. Международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 с 165-168. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsifika-primeneniya-metodov-
problemnogo-obucheniya-v-zhenskih-sportivnyh-komandah(дата обращения 15.06.2017).
10. Эртман Ю. Н., Гераськин А. А. Соревновательная надежность как основа выделения нового амплуа в современном волейболе. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск. Омский научный вестник № 4 2014.- С. 141-144. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:https: ZZcyberleninka.ruZarticleZvZsorevnovatelnaya-nadezhnost-kak-osnova-vydeleniya-novogo-amplua-v-sovremennom-voleybole (дата обращения 15.06.2017).
11. Чичило М. А. Методика индивидуализации тренировочного
процесса студенток-воллейболисток на этапе базовай подготовки. Дальневосточная государственная академия физической культуры Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/metodiki-individualizatsii-trenirovochnogo-protsessa-studentok-voleybolistok-na-etape-bazovoy-podgotovki(дата обращения 15.06.2017).
12. Иванов А. О.. Анализ особенностей тренировки волейболисток в
подростковом возрасте. Вестник югорского государственного университета 2016. - С. 170-173 Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс].-URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-osobennostey-trenirovki-voleybolistok-v-podro stkovom-vozraste(дата обращения 15.06.2017).
13. Кудряшов Е. В. Характеристика параметров объема и
интенсивности тренировочных нагрузок в волейболе. Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2 2015, с. 74-78 Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:https: //cyberleninka.ru/article/v/harakteristika-parametrov-obema-i-intensivnosti-trenirovochnyh-nagruzok-v-voleybole (дата обращения
15.06.2017).
14. Лобанов А. А, Демидкина И. А., Шиховцов Ю. В. Тактика защиты в
волейболе: анализ результатов педагогических наблюдений за
соревновательной деятельностью волейболисток-мастеров. Кафедра физического воспитания Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Самара. Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2009, № 2. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/v/taktika-zaschity-v-voleybole-analiz-rezultatov-
pedagogicheskih-nablyudeniy-za-sorevnovatelnoy-deyatelnostyu-voleybolistok- masterov(дата обращения 15.06.2017).
15. Романина Е. В., Хорева Ю. А. Влияние сбивающих факторов на
тренировочную и соревновательную деятельность волейболистов. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва. Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 10 2014 с. 204-207. Сайт «Киберленинка»
[Электронный ресурс].-URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-
sbivayuschih-faktorov-na-trenirovochnuyu-i-sorevnovatelnuyu-deyatelnost-voleybolistov(дата обращения 15.06.2017).
16. Савицкая Г. В. Общая и специальная физическая подготовка волейболистов в учебном и тренировочном процессе. Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, 2009. Сайт «Венек» [Электронный ресурс]. -URL:http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2009/Savickaja.pdf(дата обращения 15.06.2017).
17. Марков К. К., Николаева О. О. Экспериментальные исследования
совершенствования психомоторных качеств игроков современном волейболе. ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Красноярск. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/sostoyanie-problemy-i-perspektivnye-napravleniya-nauchnyh-issledovaniy-v-voleybole(дата обращения 15.06.2017).
18. Мезенцева Н. В., Булатова Д. В., Соболев С. В. Психолого¬
педагогические аспекты управления женской волейбольной командой в предсоревновательном периоде. Вестник бурятского государственного университета 13/2012 с. 128-134. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologo-pedagogicheskie-
aspekty-upravleniya-zhenskoy-voleybolnoy-komandoy-v-predsorevnovatelnom-periode(дата обращения 15.06.2017).
19. Колпакова Т. В., Казакова Г. Н., Синдеева Л. В., Николаева Л. В. Морфофункциональный статус волейболисток высшей лиги. ФГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», Красноярск. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/v/morfofunktsionalnoe-sostoyanie-studentov-yunosheskogo-vozrasta-na-rubezhe-xx-xxi-vekov(дата обращения 15.06.2017).
20 Петракова Л. С. Соблюдение процесса индивидуализации подготовки квалифицированных волейболисток с учетом особенностей выполняемого амплуа в команде. Сибирский государственный университетфизической культуры и спорта, г. Омск, 2013.- с. 194-197. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/metodiki-individualizatsii-trenirovochnogo-protsessa-studentok-voleybolistok-na-etape-bazovoy-podgotovki(дата обращения 15.06.2017).
21. Князева М. Н. Применение подвижных игр для развития координационных способностей юных волейболистов 11—12 лет. с.130
Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25347875(дата обращения 15.06.2017).
22. Годунова Н. И., Буйлова Л. А., Ежова А. В., Маркина В. Б., Ирхина Е. Н. Совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками в волейболе. с. 304. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25347915(дата обращения 15.06.2017).
23. Прокопьев Н. Я., Чачина М. А. Функциональное состояние девочек- подростков 15-16 лет, занимающихся волейболом в годичном цикле тренировочного процесса. Институт физической культуры Тюменского государственного университета, Тюмень. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25426369(дата обращения 15.06.2017).
24. Прокопьев Н. Я., Ярыгина Я. В. Физическая подготовленность девочек-подростков 15-16 лет, занимающихся волейболом, в годичном цикле тренировочного процесса. Рязанский государственный медицинский
университет им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZv/dinamika-
vozrastnyh-izmeneniy-fizicheskoy-rabotosposobnosti-devushek- 15-18-let-g-tyumen-v-mnogoletnem-trenirovochnom-protsesse-zanyatiy(дата обращения 15.06.2017).
25. Лелекова А. С. Теоретические аспекты методики отбора детей в
спортивную секцию по волейболу на начальном этапе тренировочного процесса. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:
https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=26668897(дата обращения 15.06.2017).
26. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Спортивная тренировка (теория начала ХХ1 века). Монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016.- 278 с. (дата обращения 15.06.2017).
27. Чачина М. А., Прокопьев Н. Я., Колунин Е. Т. Динамика возрастных изменений физической работоспособности девушек 15-18 лет в многолетнем тренировочном процессе занятий волейболом. Тюменскийгосударственный университет, г. Тюмень. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=21577597(дата обращения 15.06.2017).
28. Мариничев Н. А. Муравьев А. В. Новожилова С. В.
Биомеханические аспекты использования лечебно-профилактического комплекса в тренировочном процессе юных волейболисток. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZbiomehanicheskie-aspekty-ispolzovaniya-lechebno-profilakticheskogo-kompleksa-v-trenirovochnom-protsesse-yunyh-voleybolistok(дата обращения 15.06.2017).
29. Петров И. А., Скляров В. М. Особенности организации учебно¬
тренировочных занятий волейболистов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Волгоградская государственная академия физической культуры . Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZosobennosti-metodiki-podgotovki-metateley-s-porazheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata(дата обращения 15.06.2017).
30. Карпина Е. В., Солодовник Е. М. Наиболее часто встречающиеся
травмы у волейболисток. Петрозаводский государственный университет. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:
https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=25864196(дата обращения 15.06.2017).
31. Мельникова Т. И., Морозов О. Г., Морозова Л. В. Стретчинг как средство профилактики травматизма у волейболистов. Северо-Западныйинститут управления - филиал РАНХиГС Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=24331821(дата обращения 15.06.2017).
32. Габибов А. Б. Психологическая подготовка в волейболе (Стресс и
стрессовые ситуации, контроль эмоций) Учебно-методическое пособие. Донской государственный аграрный университет, пос. Персиановский. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:
https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=26047276(дата обращения 15.06.2017).
33. Данилова Г. Р., Данилов И. А. Обучение технике волейбола с использованием футбольных элементов в учебно-тренировочном процессе юных волейболисток. Поволжская государственная академия физическойкультуры, спорта и туризма. Сайт «Либрари» [Электронный ресурс]. -URL: https:ZZelibrary.ruZitem.asp?id=25313275(дата обращения 15.06.2017).
34. Медведева Л. Е., Грушко А. И., Грушко Н. В. Психологические аспекты употребления допинга в спорте. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:http:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZpsihologicheskie-aspekty-upotrebleniya-dopinga-v-sporte#ixzz4RUNnTvC2(дата обращения 15.06.2017).
35. Заколодная Е. Е. Применение метода педагогических ситуаций в
воспитании нравственно-волевых качеств спортсменов-студентов. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZprimenenie-metoda-pedagogicheskih-situatsiy-v-vospitanii-nravstvenno-volevyh-kachestv-sportsmenov-studentov#ixzz4RURBaIgv (дата обращения 15.06.2017).
36. Селезнева О. В. Начальное обучение техническим приемам
волейбола высокорослых девочек, приступивших к занятиям в 13-14 лет. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/nachalnoe-obuchenie-tehnicheskim-priemam-voleybola-vysokoroslyh-devochek-pristupivshih-k-zanyatiyam-v-13-14-let#ixzz4RUVI2iYC(дата обращения 15.06.2017).
37. Сластенина Т. А. Начальный этап в обучении технике игры в
волейбол. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/nachalnyy-etap-v-obuchenii-tehnike-igry-v-voleybol#ixzz4RUZ9S5rC (дата обращения 15.06.2017).
38. Пашкова Н. В. Обучение двигательным действиям в волейболе на
основе теории учебной деятельности. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka.ru/article/nZobuchenie-dvigatelnym-
deystviyam-v-voleybole-na-osnove-teorii-uchebnoy-deyatelnosti#ixzz4RUvx1H3k(дата обращения 15.06.2017).
39. Доржиева О. С., Галимов Г. Я., Багадаев А. В. Техническая
подготовка юных волейболистов с использованием средств классической аэробики. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskaya-podgotovka-yunyh-voleybolistov-s-ispolzovaniem-sredstv-klassicheskoy-aerobiki#ixzz4RV 1 SkBdH(дата обращения 15.06.2017).
40. Гераськин А. А., Иванова Л. М., Бабушкин Е. Г. Опыт
формирования основ индивидуального стиля деятельности у нападающих волейболистов. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-formirovaniya-osnov-individualnogo-stilya-deyatelnosti-u-napadayuschih-voleybolistov#ixzz4RV7hHilj(дата обращения 15.06.2017).
41. Зюбанова И. А., Усков В. А., Капилевич Л. В. Методика обучения
волейболистов выполнению нападающего удара прямой рукой. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-voleybolistov-vypolneniyu-napadayuschego-udara-pryamoy-rukoy#ixzz4RVajCSe8(дата обращения 15.06.2017).
42. Славнова М. Ю. Методические условия реализации блочно¬
модульной системы подготовки волейболистов. Омский научный вестник № 6 (102) /2011. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-usloviya-realizatsii-blochno-modulnoy-sistemy-podgotovki-voleybolistov#ixzz4RVgRnySS(дата обращения 15.06.2017).
43. Клещев Ю., Фурманов А., Юный волейболист. Сайт «Либрари»
[Электронный ресурс]. -URL: http://obukhov-
volley.org.ua/Library/Клещев%20Ю. ,%20Фурманов%20А.%20Юный%20волейболист.%20Учебник 1985.doc(дата обращения 15.06.2017).
44. Шиховцов Ю. В., Николаева И. В., Кудинова Ю. В. Технические
устройства для исследования защитных действий в волейболе. Ученыезаписки университета им. П.Ф. Лесгафта № 1 (131) / 2016. Сайт
«Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/tehnicheskie-ustroystva-dlya-issledovaniya-zaschitnyh-deystviy-v-voleybole#ixzz4Rae6a9bI(дата обращения 15.06.2017).
45. Гетманова Т. В. Теоретическое обоснование содержания процесса
специальной физической подготовки студенток-волейболисток массовых разрядов в зависимости от типа телосложения. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-
obosnovanie-soderzhaniya-protsessa-spetsialnoy-fizicheskoy-podgotovki-studentok-voleybolistok-massovyh-razryadov-v#ixzz4Rffg4BPr(дата обращения 15.06.2017).
46. Пельменев В. К., Гавраш Т. Г. Технология использования фитнес-
программ в спортивной подготовке волейболисток массовых разрядов. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tehnologiya-ispolzovaniya-fitnes-programm-v-sportivnoy-podgotovke-voleybolistok-massovyh-razryadov#ixzz4Rfl9nwil (дата
обращения 15.06.2017).
47. Артамонова Т. В., Шевченко Т. А. Повышение уровня специальной подготовленности юных волейболисток на основе гендерно дифференцированного подхода. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/povyshenie-urovnya-spetsialnoy-podgotovlennosti-yunyh-voleybolistok-na-osnove-genderno-differentsirovannogo-podhoda#ixzz4RgRjBli8(дата обращения 15.06.2017).
48. Федосеева О. Ю., Жуков Р. С. Совершенствование методики
воспитания физических качеств волейболистов 16-18 лет. Сайт
«Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovershenstvovanie-metodiki-vospitaniya-fizicheskih-kachestv-voleybolistov- 16-18-let#ixzz4RgVeuJwg(дата обращения 15.06.2017).
49. Богдановская Н. В., Маликов Н. В., Святодух А. Н., Кузнецов А. А.,
Попов С. Н. Особенности функционального состояния и физической подготовленности спортсменов и спортсменок 18-20 лет на этапе подготовки к соревновательной деятельности. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-funktsionalnogo-
sostoyaniya-i-fizicheskoy-podgotovlennosti-sportsmenov-i-sportsmenok-18-20-let-na-etape-podgotovki-k#ixzz4RgbW 1 ymv(дата обращения 15.06.2017).
50. Кудряшов Е. В. Формирование уровня развития силовых качеств у
волейболисток различной квалификации. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http: ZZcyberl eninka.ru/articl eZn/formirovanie -
urovnya-razvitiya-silovyh-kachestv-u-voleybolistok-razlichnoy-kvalifikatsii#ixzz4RgkGnYWK(дата обращения 15.06.2017).
51. Кудряшов Е В., Фазлеев М. Т., Сырчиков А. С., Корепанова Ю. А.
Моделирование технической подготовленности волейболисток массовых разрядов. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/modelirovanie-tehnicheskoy-podgotovlennosti-voleybolistok-massovyh-razryadov#ixzz4Rr9rNNVy (дата обращения
15.06.2017).
52. Новожилова С. В. Повышение эффективности обучения технике игры в волейбол на основе реализации специфических координационных способностей. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/povyshenie-effektivnosti-obucheniya-tehnike-igry-v-voleybol-na-osnove-realizatsii-spetsificheskih-koordinatsionnyh-sposobnostey#ixzz4RrDZz0AN(дата обращения 15.06.2017).
53. Гераськин А. А., Эртман Ю. Н. Совершенствование точности
выполнения верхних прямых подач квалифицированными волейболистками с применением технических средств. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -UR http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/sovershenstvovanie-tochnosti-
wpolneniya-verhnih-pryamyh-podach-kvalifitsirovannymi-voleybolistkami-s-primeneniem-tehnicheskih#ixzz4RrGzdCg2(дата обращения 15.06.2017).
54. Стех М., Скробецки Ю., Ожеховська М. Оценка осанки тела
квалифицированных волейболисток. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/otsenka-osanki-tela-
kvalifitsirovannyh-voleybolistok#ixzz4RrKYXvm2 (дата обращения
15.06.2017).
55. Пимахин Е. А. Техника и методика программированного обучения
юных волейболисток подаче мяча и нападающему удару. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tehnika-i-metodika-programmirovannogo-obucheniya-yunyh-voleybolistok-podache-myacha-i-napadayuschemu-udaru#ixzz4RrNEPQY5(дата обращения 15.06.2017).
56. Воронов Н. А. Особенности изменения реакции сердечного ритма
при активизации тренировочного процесса у юных волейболисток. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-izmeneniya-reaktsii-serdechnogo-ritma-pri-aktivizatsii-trenirovochnogo-protsessa-u-yunyh-voleybolistok#ixzz4RrQ4KzOO(дата обращения 15.06.2017).
57. Макаров Ю. М., Луткова Н. В., Соломенина К. С. Дифференциация психоэмоциональной напряженности игровых ситуаций в соревновательной деятельности квалифицированных волейболисток. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/differentsiatsiya-psihoemotsionalnoy-napryazhennosti-igrovyh-situatsiy-v-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-kvalifitsirovannyh#ixzz4Rre99VTN(дата обращения 15.06.2017).
58. Аврамова Н. В., Фунина Е. Е., Фролов Е. В. Повышение
эффективности соревновательной деятельности квалифицированных волейболисток. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/povyshenie-effektivnosti-sorevnovatelnoy-deyatelnosti-kvalifitsirovannyh-voleybolistok#ixzz4Rri9behW(дата обращения 15.06.2017).
59. Аврамова Н. В. Разработка модели основных направлений
совершенствования технической подготовки волейболисток 15-17 лет. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/razrabotka-modeli-osnovnyh-napravleniy-sovershenstvovaniya-tehnicheskoy-podgotovki-voleybolistok-15-17-let#ixzz4RsCzeHEH(дата обращения 15.06.2017).
60 Тинюков А. Б., Назаренко Л. Д. Управление движениями
волейболисток 17-20 лет. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/upravlenie-dvizheniyami-voleybolistok-17-
20-let#ixzz4RsFFVTxF(дата обращения 15.06.2017).
61 Труш А. Е. Тренировка волейболисток высокой квалификации и факторы, обуславливающие спортивные результаты в волейболе. Сайт
«Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/trenirovka-voleybolistok-vysokoy-kvalifikatsii-i-faktory-obuslavlivayuschie-sportivnye-rezultaty-v-voleybole#ixzz4RsKh1MMj(дата обращения 15.06.2017).
62. Даценко С. С., Дмитренко Л. А. Скоростно-силовая подготовка
блокирующих игроков в волейболе в командах девушек 1 разряда. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/skorostno-silovaya-podgotovka-blokiruyuschih-igrokov-v-voleybole-v-komandah-devushek-1 -razryada#ixzz4RsS7Bm1 V (дата обращения 15.06.2017).
63. Минязев Р. С., Кузьмин Е. Б. Спортивная мотивация как
психологическая подготовка юных волейболистов. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/sportivnayamotivatsiyakakpsihologicheskayapodgotovkayunyhvoleybolistov#ixzz4RsUx4Z 1 m(дата обращения 15.06.2017).
64. Ежова А. В., Крюкова О. Н., Плотникова И. Е., Гревцева И. И.
Повышение надежности психологической подготовки юных волейболистов. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL:
http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/povvshenie-nadezhnosti-psihologicheskoy-podgotovki-yunyh-voleybolistov#ixzz4RsYQ5cv1(дата обращения 15.06.2017).
65. Каширин В. А., Назаренко Л. Д. Программирование двигательных
действий волейболисток 15-17 лет. Сайт «Киберленинка»
[Электронный ресурс]. -URL:http: ZZcyberleninka.ruZarticleZn/pro grammirovanie -dvigatelnyh-deystviy-voleybolistok-15-17-let#ixzz4Rsc95fYi(дата обращения 15.06.2017).
66 Аюшеев В. В. Занятия физической культурой как эффективное средство повышения профессиональной устойчивости преподавателей вуза (на примере волейбола). Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/zanyatiya-fizicheskoy-kulturoy-kak-effektivnoe-sredstvo-povysheniya-professionalnoy-ustoychivosti-prepodavateley-vuza-na- primere#ixzz4RynXwnPv(дата обращения 15.06.2017).
67. Артамонова Т. В., Артамонова Т. А. Повышение уровня
специальной подготовленности юных волейболисток на основе гендерно дифференцированного подхода. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-spetsialnoy-
podgotovlennosti-yunyh-voleybolistok-na-osnove-genderno-differentsirovannogo-podhoda#ixzz4Ryt 1 cmch(дата обращения 15.06.2017).
68. Шивринская С. Е., Алексина Ю. Ю. Особенности влияния занятий волейболом на формирование копингповедения девочек младшего подросткового возраста. Череповецкий государственный университет г. Череповец. Сайт «Киберленинка» [Электронный ресурс]. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vliyaniya-zanyatiy-voleybolom-na-formirovanie-kopingpovedeniya-devochek-mladshego-podrostkovogo-vozrasta#ixzz4RyujNavl(дата обращения 15.06.2017).
69. Скоростная подготовка волейболистов. Двигательно-координационные способности. Сайт «Студбукс» [Электронный ресурс]. - URL:
http://studbooks.net/715460/turizm/skorostnaya podgotovka voleybolistov dvigatelno koordinatsionnye sposobnosti(дата обращения 15.06.2017).
70. Богдановская Н. В., Маликов Н. В., Святодух А. Н., Кузнецов А. А.,
Попов С. Н. Особенности сосудистых реакций у спортсменов и спортсменок 18-20 лет на различных этапах тренировочного и соревновательного процессов. Запорожский национальный университет. Сайт
«Либрари» [Электронный ресурс]. -URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sosudistyh-reaktsiy-u-sportsmenov-i-sportsmenok-18-20-let-na-razlichnyh-etapah-trenirovochnogo-i-sorevnovatelnogo-protsessov#ixzz4RyyJBDoI(дата обращения 15.06.2017).
71. Завьялов А. И., Чернов Л. Я. Волейбол для специального учебного отделения ВУЗА. Учебное пособие. - Красноярск: КГПУ, 2000. - 155с.: ил. (дата обращения 15.06.2017).