Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II- III УРОВНЯ

Работа №169137

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3- 9
Глава 1. Теоретические основы изучения диалогической речи
1.1. Теоретический анализ понятия диалогическая речь 10-20
1.2. Общие закономерности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста 20- 30
1.3. Проявление нарушений диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР II-III уровня 30 - 37
1.4. Анализ существующих методик, направленных на развитие и коррекцию
диалогической речи детей 37 - 48
Глава2. Экспериментальное изучение сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием с ОНР II-III уровня
2.1.Организация исследования и диагностический комплекс для проведения
констатирующего эксперимента 49- 57
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57 - 69
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР II-III уровня 69 - 87
Заключение 88-92
Список литературы 93 - 100
Приложения 101-104


Актуальность исследования.
ФГОС ДОУ от 17 октября 2013 года в части содержания программы дошкольного образования выделяет речевое развитие детей, как одно из важных направлений развития дошкольника. Данное направление определяет владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря и так далее.
В современных нормативно-правовых документах, регламентирующих образование дошкольников с ТНР, в частности, в «Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной определено, что одним из основных направлений логопедической работы в старшем дошкольном возрасте является речевое развитие ребенка: самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); правильно произносит все звуки, замечает ошибки звукопроизношения; грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения; владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового,предметного, социального и игрового опыта детей; использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические исинонимические отношения [84].
На сегодняшний выдвигаются новые требования к подготовке детей к школе. ФГОС НОО с изменениями от 18 мая 2015 года направлен на преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего образования и в части содержания требований к усвоению образовательных программ начального общего образования содержит следующие требования: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог и т.д.
Общее недоразвитие речи - несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов. Анализ речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи подробно рассмотрен в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н.Ефименковой, Л.С. Волковой, Н.С.Жуковой и др.
У детей с общим недоразвитием речи отстает от нормы формирование связно! речи [24,68].
Подлинное усвоение грамматического строя речи осуществляется в диалогическом общении со взрослым и со сверстниками, где диалог является актуальной для дошкольников социальной ситуацией развития и развивается в процессе игры, ведущего вида деятельности дошкольников [4].
Общение возникает ранее других психических процессов и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формируя личность в целом [28, 41, 70].Диалогическая речь является основным средством общения и представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка.
Задержка проявления речевого общения, наличие бедного словарного запаса, несформированность речевых навыков (оформления языковых явлений) у дошкольников оказывает влияние на построение взаимоотношений ребенка с окружающими, на формирование самооценки и самосознания ребенка. Несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников.О.А. Слинько, исследуя особенности развития дошкольников с ОНР, выяснила, что несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников[57].
Актуальность исследования на научно-методическом уровне.Диалог, является видом речевого общения, в котором проявляются и существуют межлично стные отношения. Он является первой ступенью к овладению ребенком связной монологической речью.Осваивая связную речь ребенок учится мыслить, а обучаясьмыслить он, в свою очередь, также совершенствует речь.Подлинное усвоение грамматического строя речи осуществляется в диалогическом общении со взрослым и со сверстниками.
Таким образом, дефицит диалогического общения отражается на развитии связной речи дошкольника, на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации.
Связность диалога определяется умением ребенка задавать вопросы и отвечать на них. В.В.Казаковская определила, что вопросы ребенка являются своего рода показателем степени развития его системно-языковых и диалогических навыков. Задавать вопросы сложнее, чем ответвечать на них.
Основы понятия диалогическая речь заложены в трудах талантливых лингвистов Л.П. Якубинский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, М.М. Бахтин...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашей работы явилось - выявить проявления и уровни сформированности диалогической речи старших дошкольников с ОНР II-III уровня, составить методические рекомендации по формированию диалогической речи данной категории детей.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решены задачи.
Анализируя литературу по проблеме исследования, в рамках решения первой задачи,мы определили, что диалог - это вид речевого общения, протекающий при непосредственном общении, как минимум двух собеседников, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Это путь к взаимопониманию, совместным мыслям, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности. Данный вид речевого общения является первой ступенью к овладению ребенком связной монологической речью. Связность диалога определяется навыками и умениями двух собеседников задавать вопросы и отвечать на них.
Зарождение диалога происходит еще в довербальный период и первоначально осуществляется в рамках диалогического взаимодействия ребенок-взрослый, далее он развивается и реализуется в ходе свободного общения с ровесниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. Нарушение протекания основных этапов становления диалога могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задержка проявления речевого общения, наличие бедного словарного запаса, нарушение речевых навыков (оформления языковых явлений) у дошкольников оказывает влияние на построение взаимоотношений ребенка с окружающими, на формирование самооценки и самосознания ребенка. Несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников.
У детей с общим недоразвитием речи дефицит диалогического общения отражается на развитии связной речи дошкольника, овладении им письмом и чтением на способности детей к обучению и полноценной социальной адаптации.
Проведенный анализ обзора логопедических методик по формированию диалогической речи, позволил сделать следующие выводы: игра выступает важным компонентом для мотивации детей к речевой деятельности, а также позволяет скрыть свою обучающую направленность, снижает психические и физические перегрузки; использование разнообразных вспомогательных средств при обучении, которые помогают усвоению речевых навыков (оформления языковых явлений) (Т.А. Ткаченко); при обучении важно проводить работу поэтапно, с учетом сложности: от осознания мотива задания, формирования интереса к его выполнению, от осознания его содержания, освоения действий, переноса действия в умственный план к окончательному становлению умственного действия (П. Я. Гальперин).
В рамках решения второй задачи разработан диагностический комплекс обследования диалогической речи старших дошкольников с ОНР II-III уровня. При составлении диагностического комплекса нами была использована методика психолингвистического исследования нарушений устной речи дошкольников Р.Е. Лалаевой, а также диагностическая карта развития диалогической речи детей дошкольного возраста, предложенная О. А. Бизиковой. Авторский вклад заключался в разработке единой бальной шкалы оценки сформированности диалогической речи дошкольников с ОНР, а также подборе стимульного материала, соответствующего возрастным и речевым особенностям детей.
Диагностический комплекс состоит из двух блоков: первый блок направлен на изучение коммуникативной составляющей диалогической речи;второй блок направлен на изучение речевых диалогических умений (умений отвечать на вопросы и задавать вопросы).
В рамках решения третей задачи на базе Муниципального дошкольного бюджетного учреждения № 73 комбинированного вида г.Красноярска организован констатирующий эксперимент с целью экспериментально изучить у старших дошкольников с ОНР 11-111уровня уровень сформированности диалогической речи. В экспериментальном исследовании принимали участие 14 детей(имеющих уровень речевого развития ОНР II-III уровня),из них 5 девочек и 9 мальчиков, возраст двенадцати детей 6 лет и два ребенка в возрасте 5,5 лет.
На основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, проведен количественный и качественный анализ результатов показателей уровня сформированности диалогической речи детей с общим недоразвитием речи II-III уровня. Который показал, что большинство дошкольников с ОНР II-III уровня - 64 % (9 человек) - продемонстрировали уровень сформированности диалогической речи ниже среднего, 36 % (5 человек) показали средний уровень. Ни один ребенок из экспериментальной группы не показал высокий и низкий уровень сформированности диалогической речи...


1. Агаева, И. Б. Курсовая и выпускная квалификационная работы как формы организации самостоятельной работы студента : учебное пособие / И. Б. Агаева, Г. А. Проглядова. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип.- М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева.- М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : книга длявоспитателейдетского сада / А. Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез. - 1999. - 222 с.
5. Арушанова, А.Г.Истоки диалога.Книга для воспитателей. Дурова Н.В/ А.Г Арушанова, Е. С. Рычагова, Н. В. Дурова, Р. А. Иванкова. - МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2003.-220 с.
6. Базжина, Т. В. Диалог на начальном этапе языкового развития / Т. В. Базжина // Детская речь: Лингвистический аспект. - 1992. - С. 57-66.
7. Баранова Э. Учимся задавать вопросы / Э. Баранова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12. - С. 12-20.
8. Беккер, К.-П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. - М.: Медицина,
1981. - 288 с.
9. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А Бизикова. -М.: Скрипторий 2003, 2008. -136 с.
10. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: автореф. дис. ... канд. педагог. наук : 13.00.07 / Бизикова Ольга Анатольевна. - Екатеренбург, 2007. - 23 с.
11. Бизикова, О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраст а в пределениях, таблицах и схемах / О. А. Бизикова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-т., 2014. - 93 с.
12. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
13. Брюховских, Л. А. Диагностические методики для выявления особенностей диалогоической речи у ошкольников с общим недоразвитием речи II уровня // Л. А. Брюховских // Логопед в детском саду. - 2016. - № 1. - С. 3-6.
14. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников : Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С. С. Бычкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
15. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 93 с...86


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ