ПРОЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II- III УРОВНЯ
|
Введение 3- 9
Глава 1. Теоретические основы изучения диалогической речи
1.1. Теоретический анализ понятия диалогическая речь 10-20
1.2. Общие закономерности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста 20- 30
1.3. Проявление нарушений диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР II-III уровня 30 - 37
1.4. Анализ существующих методик, направленных на развитие и коррекцию
диалогической речи детей 37 - 48
Глава2. Экспериментальное изучение сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием с ОНР II-III уровня
2.1.Организация исследования и диагностический комплекс для проведения
констатирующего эксперимента 49- 57
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57 - 69
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР II-III уровня 69 - 87
Заключение 88-92
Список литературы 93 - 100
Приложения 101-104
Глава 1. Теоретические основы изучения диалогической речи
1.1. Теоретический анализ понятия диалогическая речь 10-20
1.2. Общие закономерности развития диалогической речи у детей дошкольного
возраста 20- 30
1.3. Проявление нарушений диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР II-III уровня 30 - 37
1.4. Анализ существующих методик, направленных на развитие и коррекцию
диалогической речи детей 37 - 48
Глава2. Экспериментальное изучение сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием с ОНР II-III уровня
2.1.Организация исследования и диагностический комплекс для проведения
констатирующего эксперимента 49- 57
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 57 - 69
2.3 Методические рекомендации по развитию диалогической речи старших дошкольников с ОНР II-III уровня 69 - 87
Заключение 88-92
Список литературы 93 - 100
Приложения 101-104
Актуальность исследования.
ФГОС ДОУ от 17 октября 2013 года в части содержания программы дошкольного образования выделяет речевое развитие детей, как одно из важных направлений развития дошкольника. Данное направление определяет владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря и так далее.
В современных нормативно-правовых документах, регламентирующих образование дошкольников с ТНР, в частности, в «Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной определено, что одним из основных направлений логопедической работы в старшем дошкольном возрасте является речевое развитие ребенка: самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); правильно произносит все звуки, замечает ошибки звукопроизношения; грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения; владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового,предметного, социального и игрового опыта детей; использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические исинонимические отношения [84].
На сегодняшний выдвигаются новые требования к подготовке детей к школе. ФГОС НОО с изменениями от 18 мая 2015 года направлен на преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего образования и в части содержания требований к усвоению образовательных программ начального общего образования содержит следующие требования: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог и т.д.
Общее недоразвитие речи - несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов. Анализ речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи подробно рассмотрен в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н.Ефименковой, Л.С. Волковой, Н.С.Жуковой и др.
У детей с общим недоразвитием речи отстает от нормы формирование связно! речи [24,68].
Подлинное усвоение грамматического строя речи осуществляется в диалогическом общении со взрослым и со сверстниками, где диалог является актуальной для дошкольников социальной ситуацией развития и развивается в процессе игры, ведущего вида деятельности дошкольников [4].
Общение возникает ранее других психических процессов и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формируя личность в целом [28, 41, 70].Диалогическая речь является основным средством общения и представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка.
Задержка проявления речевого общения, наличие бедного словарного запаса, несформированность речевых навыков (оформления языковых явлений) у дошкольников оказывает влияние на построение взаимоотношений ребенка с окружающими, на формирование самооценки и самосознания ребенка. Несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников.О.А. Слинько, исследуя особенности развития дошкольников с ОНР, выяснила, что несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников[57].
Актуальность исследования на научно-методическом уровне.Диалог, является видом речевого общения, в котором проявляются и существуют межлично стные отношения. Он является первой ступенью к овладению ребенком связной монологической речью.Осваивая связную речь ребенок учится мыслить, а обучаясьмыслить он, в свою очередь, также совершенствует речь.Подлинное усвоение грамматического строя речи осуществляется в диалогическом общении со взрослым и со сверстниками.
Таким образом, дефицит диалогического общения отражается на развитии связной речи дошкольника, на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации.
Связность диалога определяется умением ребенка задавать вопросы и отвечать на них. В.В.Казаковская определила, что вопросы ребенка являются своего рода показателем степени развития его системно-языковых и диалогических навыков. Задавать вопросы сложнее, чем ответвечать на них.
Основы понятия диалогическая речь заложены в трудах талантливых лингвистов Л.П. Якубинский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, М.М. Бахтин...
ФГОС ДОУ от 17 октября 2013 года в части содержания программы дошкольного образования выделяет речевое развитие детей, как одно из важных направлений развития дошкольника. Данное направление определяет владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; обогащение активного словаря и так далее.
В современных нормативно-правовых документах, регламентирующих образование дошкольников с ТНР, в частности, в «Примерной адаптированной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной определено, что одним из основных направлений логопедической работы в старшем дошкольном возрасте является речевое развитие ребенка: самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует); правильно произносит все звуки, замечает ошибки звукопроизношения; грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения; владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового,предметного, социального и игрового опыта детей; использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические исинонимические отношения [84].
На сегодняшний выдвигаются новые требования к подготовке детей к школе. ФГОС НОО с изменениями от 18 мая 2015 года направлен на преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего образования и в части содержания требований к усвоению образовательных программ начального общего образования содержит следующие требования: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог и т.д.
Общее недоразвитие речи - несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов. Анализ речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи подробно рассмотрен в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н.Ефименковой, Л.С. Волковой, Н.С.Жуковой и др.
У детей с общим недоразвитием речи отстает от нормы формирование связно! речи [24,68].
Подлинное усвоение грамматического строя речи осуществляется в диалогическом общении со взрослым и со сверстниками, где диалог является актуальной для дошкольников социальной ситуацией развития и развивается в процессе игры, ведущего вида деятельности дошкольников [4].
Общение возникает ранее других психических процессов и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формируя личность в целом [28, 41, 70].Диалогическая речь является основным средством общения и представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка.
Задержка проявления речевого общения, наличие бедного словарного запаса, несформированность речевых навыков (оформления языковых явлений) у дошкольников оказывает влияние на построение взаимоотношений ребенка с окружающими, на формирование самооценки и самосознания ребенка. Несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников.О.А. Слинько, исследуя особенности развития дошкольников с ОНР, выяснила, что несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников[57].
Актуальность исследования на научно-методическом уровне.Диалог, является видом речевого общения, в котором проявляются и существуют межлично стные отношения. Он является первой ступенью к овладению ребенком связной монологической речью.Осваивая связную речь ребенок учится мыслить, а обучаясьмыслить он, в свою очередь, также совершенствует речь.Подлинное усвоение грамматического строя речи осуществляется в диалогическом общении со взрослым и со сверстниками.
Таким образом, дефицит диалогического общения отражается на развитии связной речи дошкольника, на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации.
Связность диалога определяется умением ребенка задавать вопросы и отвечать на них. В.В.Казаковская определила, что вопросы ребенка являются своего рода показателем степени развития его системно-языковых и диалогических навыков. Задавать вопросы сложнее, чем ответвечать на них.
Основы понятия диалогическая речь заложены в трудах талантливых лингвистов Л.П. Якубинский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, М.М. Бахтин...
Целью нашей работы явилось - выявить проявления и уровни сформированности диалогической речи старших дошкольников с ОНР II-III уровня, составить методические рекомендации по формированию диалогической речи данной категории детей.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решены задачи.
Анализируя литературу по проблеме исследования, в рамках решения первой задачи,мы определили, что диалог - это вид речевого общения, протекающий при непосредственном общении, как минимум двух собеседников, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Это путь к взаимопониманию, совместным мыслям, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности. Данный вид речевого общения является первой ступенью к овладению ребенком связной монологической речью. Связность диалога определяется навыками и умениями двух собеседников задавать вопросы и отвечать на них.
Зарождение диалога происходит еще в довербальный период и первоначально осуществляется в рамках диалогического взаимодействия ребенок-взрослый, далее он развивается и реализуется в ходе свободного общения с ровесниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. Нарушение протекания основных этапов становления диалога могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задержка проявления речевого общения, наличие бедного словарного запаса, нарушение речевых навыков (оформления языковых явлений) у дошкольников оказывает влияние на построение взаимоотношений ребенка с окружающими, на формирование самооценки и самосознания ребенка. Несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников.
У детей с общим недоразвитием речи дефицит диалогического общения отражается на развитии связной речи дошкольника, овладении им письмом и чтением на способности детей к обучению и полноценной социальной адаптации.
Проведенный анализ обзора логопедических методик по формированию диалогической речи, позволил сделать следующие выводы: игра выступает важным компонентом для мотивации детей к речевой деятельности, а также позволяет скрыть свою обучающую направленность, снижает психические и физические перегрузки; использование разнообразных вспомогательных средств при обучении, которые помогают усвоению речевых навыков (оформления языковых явлений) (Т.А. Ткаченко); при обучении важно проводить работу поэтапно, с учетом сложности: от осознания мотива задания, формирования интереса к его выполнению, от осознания его содержания, освоения действий, переноса действия в умственный план к окончательному становлению умственного действия (П. Я. Гальперин).
В рамках решения второй задачи разработан диагностический комплекс обследования диалогической речи старших дошкольников с ОНР II-III уровня. При составлении диагностического комплекса нами была использована методика психолингвистического исследования нарушений устной речи дошкольников Р.Е. Лалаевой, а также диагностическая карта развития диалогической речи детей дошкольного возраста, предложенная О. А. Бизиковой. Авторский вклад заключался в разработке единой бальной шкалы оценки сформированности диалогической речи дошкольников с ОНР, а также подборе стимульного материала, соответствующего возрастным и речевым особенностям детей.
Диагностический комплекс состоит из двух блоков: первый блок направлен на изучение коммуникативной составляющей диалогической речи;второй блок направлен на изучение речевых диалогических умений (умений отвечать на вопросы и задавать вопросы).
В рамках решения третей задачи на базе Муниципального дошкольного бюджетного учреждения № 73 комбинированного вида г.Красноярска организован констатирующий эксперимент с целью экспериментально изучить у старших дошкольников с ОНР 11-111уровня уровень сформированности диалогической речи. В экспериментальном исследовании принимали участие 14 детей(имеющих уровень речевого развития ОНР II-III уровня),из них 5 девочек и 9 мальчиков, возраст двенадцати детей 6 лет и два ребенка в возрасте 5,5 лет.
На основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, проведен количественный и качественный анализ результатов показателей уровня сформированности диалогической речи детей с общим недоразвитием речи II-III уровня. Который показал, что большинство дошкольников с ОНР II-III уровня - 64 % (9 человек) - продемонстрировали уровень сформированности диалогической речи ниже среднего, 36 % (5 человек) показали средний уровень. Ни один ребенок из экспериментальной группы не показал высокий и низкий уровень сформированности диалогической речи...
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены и решены задачи.
Анализируя литературу по проблеме исследования, в рамках решения первой задачи,мы определили, что диалог - это вид речевого общения, протекающий при непосредственном общении, как минимум двух собеседников, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Это путь к взаимопониманию, совместным мыслям, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности. Данный вид речевого общения является первой ступенью к овладению ребенком связной монологической речью. Связность диалога определяется навыками и умениями двух собеседников задавать вопросы и отвечать на них.
Зарождение диалога происходит еще в довербальный период и первоначально осуществляется в рамках диалогического взаимодействия ребенок-взрослый, далее он развивается и реализуется в ходе свободного общения с ровесниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. Нарушение протекания основных этапов становления диалога могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задержка проявления речевого общения, наличие бедного словарного запаса, нарушение речевых навыков (оформления языковых явлений) у дошкольников оказывает влияние на построение взаимоотношений ребенка с окружающими, на формирование самооценки и самосознания ребенка. Несформированность средств общения может являться основной причиной неблагоприятных отношений в группе ровесников.
У детей с общим недоразвитием речи дефицит диалогического общения отражается на развитии связной речи дошкольника, овладении им письмом и чтением на способности детей к обучению и полноценной социальной адаптации.
Проведенный анализ обзора логопедических методик по формированию диалогической речи, позволил сделать следующие выводы: игра выступает важным компонентом для мотивации детей к речевой деятельности, а также позволяет скрыть свою обучающую направленность, снижает психические и физические перегрузки; использование разнообразных вспомогательных средств при обучении, которые помогают усвоению речевых навыков (оформления языковых явлений) (Т.А. Ткаченко); при обучении важно проводить работу поэтапно, с учетом сложности: от осознания мотива задания, формирования интереса к его выполнению, от осознания его содержания, освоения действий, переноса действия в умственный план к окончательному становлению умственного действия (П. Я. Гальперин).
В рамках решения второй задачи разработан диагностический комплекс обследования диалогической речи старших дошкольников с ОНР II-III уровня. При составлении диагностического комплекса нами была использована методика психолингвистического исследования нарушений устной речи дошкольников Р.Е. Лалаевой, а также диагностическая карта развития диалогической речи детей дошкольного возраста, предложенная О. А. Бизиковой. Авторский вклад заключался в разработке единой бальной шкалы оценки сформированности диалогической речи дошкольников с ОНР, а также подборе стимульного материала, соответствующего возрастным и речевым особенностям детей.
Диагностический комплекс состоит из двух блоков: первый блок направлен на изучение коммуникативной составляющей диалогической речи;второй блок направлен на изучение речевых диалогических умений (умений отвечать на вопросы и задавать вопросы).
В рамках решения третей задачи на базе Муниципального дошкольного бюджетного учреждения № 73 комбинированного вида г.Красноярска организован констатирующий эксперимент с целью экспериментально изучить у старших дошкольников с ОНР 11-111уровня уровень сформированности диалогической речи. В экспериментальном исследовании принимали участие 14 детей(имеющих уровень речевого развития ОНР II-III уровня),из них 5 девочек и 9 мальчиков, возраст двенадцати детей 6 лет и два ребенка в возрасте 5,5 лет.
На основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, проведен количественный и качественный анализ результатов показателей уровня сформированности диалогической речи детей с общим недоразвитием речи II-III уровня. Который показал, что большинство дошкольников с ОНР II-III уровня - 64 % (9 человек) - продемонстрировали уровень сформированности диалогической речи ниже среднего, 36 % (5 человек) показали средний уровень. Ни один ребенок из экспериментальной группы не показал высокий и низкий уровень сформированности диалогической речи...
Подобные работы
- Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие связной диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫX СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня (Педагогика, психология)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III-IV УРОВНЯ)
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024





