РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВУДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Нормативно-правовые основы реализации идеи инклюзивного
образования в условиях дошкольной образовательной организации 7
1.2. Психофизические особенности детей старшего дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) 16
1.3. Теоретическое обоснование физических упражнений,
способствующих развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста (с нарушением зрения) 24
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ) 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и
формирующего этапов опытно-экспериментальной работы 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно¬экспериментальной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВУДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Нормативно-правовые основы реализации идеи инклюзивного
образования в условиях дошкольной образовательной организации 7
1.2. Психофизические особенности детей старшего дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) 16
1.3. Теоретическое обоснование физических упражнений,
способствующих развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста (с нарушением зрения) 24
РАЗДЕЛ 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ) 29
2.1. Организация и методики исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и
формирующего этапов опытно-экспериментальной работы 34
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно¬экспериментальной работы 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Одним из приоритетов российской государственной политики в сфере образования на сегодняшний день стало инклюзивное образование. В Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ» впервые на
законодательном уровне определено это направление и раскрыто содержание инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [55]. Заявленное направление в образовании отражается и в других документах федерального и регионального уровней [63].
Так в задачах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определена необходимость охраны и укрепления физического здоровья детей; обеспечения равных возможностей для полноценного развития ребенка; обеспечения вариативности и разнообразия содержания, форм и способов взаимодействия с учетом образовательных потребностей и психофизиологических особенностей детей [37].
Инклюзивное образование понимается как совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нормативно развивающимися сверстниками. Процесс обучения и воспитания строится таким образом, что ребенка-инвалида не надо обучать к жизни в социуме, сама система подстраивается под него, обучая непосредственно. Сопровождение строится таким образом, чтобы у каждого ребенка с отклонениями в развитии была возможность участвовать в жизни общества, чувствовать себя равноправным членом [27].
У детей с ОВЗ появляется возможность находиться с нормально развивающимися сверстниками, включаться в социальную среду, не быть отверженным обществом. Поэтому на сегодняшний день инклюзивное образование становится актуальным.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в повышении уровня физической подготовленности детей с ОВЗ, укрепления их здоровья, а значит и социализации в здоровое общество сверстников, и недостаточной разработанностью педагогических средств нацеленных на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические средства по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении, обосновании и реализации комплекса физических упражнений как педагогического средства нацеленного на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс физических упражнений как педагогическое средство по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет протекать более результативно, если его содержание строить на основе принципов дифференциации и индивидуализации (обогащение содержания занятий по физическому развитию разно-уровневыми упражнениями; согласования различных форм занятий (оптимизация между индивидуальными, групповыми и коллективными средствами физического развития)...
законодательном уровне определено это направление и раскрыто содержание инклюзивного образования как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [55]. Заявленное направление в образовании отражается и в других документах федерального и регионального уровней [63].
Так в задачах федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определена необходимость охраны и укрепления физического здоровья детей; обеспечения равных возможностей для полноценного развития ребенка; обеспечения вариативности и разнообразия содержания, форм и способов взаимодействия с учетом образовательных потребностей и психофизиологических особенностей детей [37].
Инклюзивное образование понимается как совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нормативно развивающимися сверстниками. Процесс обучения и воспитания строится таким образом, что ребенка-инвалида не надо обучать к жизни в социуме, сама система подстраивается под него, обучая непосредственно. Сопровождение строится таким образом, чтобы у каждого ребенка с отклонениями в развитии была возможность участвовать в жизни общества, чувствовать себя равноправным членом [27].
У детей с ОВЗ появляется возможность находиться с нормально развивающимися сверстниками, включаться в социальную среду, не быть отверженным обществом. Поэтому на сегодняшний день инклюзивное образование становится актуальным.
Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества, государства и педагогического сообщества в повышении уровня физической подготовленности детей с ОВЗ, укрепления их здоровья, а значит и социализации в здоровое общество сверстников, и недостаточной разработанностью педагогических средств нацеленных на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические средства по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения?
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении, обосновании и реализации комплекса физических упражнений как педагогического средства нацеленного на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект исследования - образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: комплекс физических упражнений как педагогическое средство по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет протекать более результативно, если его содержание строить на основе принципов дифференциации и индивидуализации (обогащение содержания занятий по физическому развитию разно-уровневыми упражнениями; согласования различных форм занятий (оптимизация между индивидуальными, групповыми и коллективными средствами физического развития)...
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», «инклюзивное образование» - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В последние годы в соответствии с новыми запросами общества и вступлением в силу нового закона об «Образовании РФ» происходят изменения в системе образования. Появились программы «Доступная среда», «Инклюзивное образование», «Интегрированное обучение», «Общество для всех». Общим для них является глубокое погружение ребенка с ОВЗ в адаптированную образовательную среду.
Стоит отметить, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, воспитанников и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих равные права и разные возможности. И именно с дошкольного детства необходимо воспитывать детей, воспринимающими мир во всем его многообразии. Проанализировав состояние инклюзивного образования в настоящий момент, о нем можно сказать не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных уровнях образовательной вертикали. Но эта современная инновационная форма оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает и дальнейшую гуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Сегодня включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные общеобразовательные организации, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил выделить психофизические особенности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: задержка в физическом развитии; сниженный интерес к окружающему миру; отставание в умственном развитии; недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха; отмечается общее недоразвитие мелкой моторики; неумение правильно выразить свои мысли, а иногда и полное отсутствие речи; несформированностьмотивации к коммуникативному развитию; эмоциональная нестабильность; агрессивность; обособленность;
экспансивность; тревожность; напряженность; неумение управлять своими эмоциями; суетливость; беспокойность; расторможенность; отмечается безынициативность; вялость и двигательная заторможенность; отмечается астенизация психики в сочетании с беспомощностью; низкий эмоциональный тонус; слабость; апатия; враждебность; нервозность; вспыльчивость; чувство страха; необоснованная смена настроения; эйфория или депрессия. Также необходимо выделить следующие особенности физических качеств и развития двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения: недостаточный уровень сформированности координационных способностей, затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий.
Физические упражнения способствуют развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста (с нарушением зрения), так как имеют комплексное развивающее влияние на весь организм. Формирующиеся умения координационного характера имеют возможность переноса на другие виды деятельности, положительный перенос отмечается и при овладении новыми двигательным действиям, которые, в последствие ребенок использует в бытовой и трудовой деятельности...
В последние годы в соответствии с новыми запросами общества и вступлением в силу нового закона об «Образовании РФ» происходят изменения в системе образования. Появились программы «Доступная среда», «Инклюзивное образование», «Интегрированное обучение», «Общество для всех». Общим для них является глубокое погружение ребенка с ОВЗ в адаптированную образовательную среду.
Стоит отметить, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, воспитанников и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих равные права и разные возможности. И именно с дошкольного детства необходимо воспитывать детей, воспринимающими мир во всем его многообразии. Проанализировав состояние инклюзивного образования в настоящий момент, о нем можно сказать не только как об инновационном процессе, позволяющем осуществлять обучение и воспитание детей с разными стартовыми возможностями на различных уровнях образовательной вертикали. Но эта современная инновационная форма оказывает мощное влияние и на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками. Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает и дальнейшую гуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Сегодня включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные общеобразовательные организации, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволил выделить психофизические особенности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: задержка в физическом развитии; сниженный интерес к окружающему миру; отставание в умственном развитии; недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха; отмечается общее недоразвитие мелкой моторики; неумение правильно выразить свои мысли, а иногда и полное отсутствие речи; несформированностьмотивации к коммуникативному развитию; эмоциональная нестабильность; агрессивность; обособленность;
экспансивность; тревожность; напряженность; неумение управлять своими эмоциями; суетливость; беспокойность; расторможенность; отмечается безынициативность; вялость и двигательная заторможенность; отмечается астенизация психики в сочетании с беспомощностью; низкий эмоциональный тонус; слабость; апатия; враждебность; нервозность; вспыльчивость; чувство страха; необоснованная смена настроения; эйфория или депрессия. Также необходимо выделить следующие особенности физических качеств и развития двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения: недостаточный уровень сформированности координационных способностей, затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий.
Физические упражнения способствуют развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста (с нарушением зрения), так как имеют комплексное развивающее влияние на весь организм. Формирующиеся умения координационного характера имеют возможность переноса на другие виды деятельности, положительный перенос отмечается и при овладении новыми двигательным действиям, которые, в последствие ребенок использует в бытовой и трудовой деятельности...
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - Технология построения образовательного процесса физической культуры (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Технология построения образовательного процесса физической культуры (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в разных видах аппликации
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Изучение слуховой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





