ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 5
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Влияние климатических факторов и условий Крайнего
Севера на физическое развитие детей 12
1.3. Организация физического воспитания детей в условиях
Крайнего Севера 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 26
2.1. Организация исследований 26
2.2. Методы исследований 28
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 33
3.1. Оценка качества взаимодействия семьи и детского сада в
вопросах физического развития детей на примере детских садов г. Красноярска и садов, расположенных на территории Крайнего Севера 33
3.2. Исследование уровня физического развития и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста г. Красноярска и г. Норильска 44
3.3. Спортизация процесса физического воспитания дошкольников в районах Крайнего Севера 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Приложение 73
Актуальность: необходимость всестороннего физического воспитания молодого поколения в условиях Севера определяется специфическими неблагоприятными для жизни человека природно-климатическими условиями. Резкие колебания температуры и атмосферного давления, наличие феномена полярной ночи, кислородное голодание, колебание биоритмов, недостаточная двигательная активность дошкольников, проведение занятий в основном в помещении, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии дошкольников.
Экстремальные условия Крайнего Севера оказывают отрицательное влияние на здоровье детей и подростков. Рост и развитие детского организма, уровень его функциональных возможностей и работоспособность зависят, в определенной мере, от объема двигательной активности. В условиях климата Крайнего Севера у дошкольников отмечается низкая двигательная активность, которая может вызывать неблагоприятные изменения в их физической подготовленности и состоянии здоровья.
Решение проблемы компенсации дефицита двигательной активности связаны с поисками оптимальных возрастных норм двигательных нагрузок и средств, поддерживающих эту активность. Однако в литературе нет исследований, раскрывающих возможности компенсации дефицита двигательной активности детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, за счет средств физической культуры, повышающих их физическую подготовленность и работоспособность [9].
Объект исследования: процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: повышение уровня физического развития и уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: повысить уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста проживающих в районах Крайнего Севера.
Задачи исследования:
1. Изучить возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста и влияние климатических условий Крайнего Севера на их развитие.
2. Провести оценку качества взаимодействия семьи и детского сада в вопросах физического развития детей на примере детских садов г. Красноярска и садов, расположенных на территории Крайнего Севера.
3. Провести сравнительный анализ показателей уровня развития физического развития и уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, проживающих на территории Крайнего Севера и на территории г. Красноярска.
4. Разработать комплекс физкультурных занятий, направленный на повышение уровня физического развития и физической подготовки детей старшего дошкольного возраста с учетом климатических условий Крайнего Севера.
Гипотеза: мы предполагаем, что внедрение в образовательный процесс, разработанного физкультурно-оздоровительного комплекса занятий, позволит повысить у детей старшего дошкольного возраста уровень физической подготовленности в условиях Крайнего Севера.
Научная новизна: при составлении физкультурно-оздоровительного комплекса занятий для детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера нами применен тренировочный подход. Тренировочный подход включает в себя организацию процесса физического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в годичном цикле на основе климатических условий Крайнего Севера.
Методы исследований:
1. Анализ литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический эксперимент.
3. Методы математической статистики.
1. В ходе проведения анализа литературных источников изучены возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие климатических условий Крайнего Севера. Дети дошкольного возраста, проживающие на крайнем Севере, отличаются от сверстников, проживающих в других регионах низкорослостью, малой величиной окружности грудной клетки, низкими показатели жизненной емкости легких и высокими показателями динамометрии. Также отстают по следующим параметрам:
- физическое развитие - длина тела, масса тела, результаты кистевой динамометрии (во всех половозрастных группах);
- физическая и двигательная подготовленность - интегральный показатель быстроты и силы (во всех половозрастных группах).
2. Проведена оценка качества взаимодействия семьи и детского сада в вопросах физического развития детей на примере детских садов г. Красноярска и садов, расположенных на территории Крайнего Севера . Анкетирование родителей показало, что оба детских сада открыты для эффективного взаимодействия с семьей, готовы сотрудничать в вопросах физического развития ребенка. Родители готовы принимать активное участие во всех мероприятиях, направленных на физическое развитие ребенка. Родители из г. Норильска отмечают низкий уровень двигательной активности детей в рамках работы детского сада, также было выявлено, что их дети чаще подвержены простудным заболеваниям, данные родители больше прислушиваются к рекомендациям работников детского сада по поводу развития детей.
3. Проведен сравнительный анализ показателей уровня развития физического развития и уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, проживающих на территории Крайнего Севера и на территории г. Красноярска. Проведя анализ основных антропометрических данных в обеих группах, нами были получены следующие результаты. В группе 1 (Красноярск) рост, соответствующий возрастным нормам развития имеют 76% детей, вес - 76%. ЖЕЛ - 68%, ОКГ - 72%. В группе 2 (Норильск) показатели уровня физического развития не много хуже, количество детей, имеющих должный уровень развития не много хуже. Так рост - 72%, вес - 72%. ЖЕЛ - 64%, ОГК - 68%. Достоверных различий в уровне физического развития детей разных климатических зон в ходе проведения исследования не обнаружено.
4. Проведя статистическую обработку результатов исследования уровня физической подготовленности в обеих группах в начале и конце учебного года, нами были получены следующие результаты. Достоверных различий в уровне развития физической подготовленности в течение учебного года не выявлено. Однако стоит отметить, что в группе 1 прирост результатов более очевиден. В среднем уровень физической подготовленности в течение учебного года увеличился на 15,7%. В группе 2 прирост результатов составил 8,4%.
5. По итогам проведения педагогического эксперимента в контрольной группе во всех контрольных упражнениях произошел не значительный прирост результатов. В среднем уровень физической подготовленности в контрольной группе за время проведения педагогического эксперимента увеличился на 2,18%. В экспериментальной группе прирост результатов во всех контрольных упражнениях оказался более очевидным. В среднем прирост результатов за время проведения педагогического эксперимента составил 13%.
6. После проведения педагогического эксперимента мы наблюдаем достоверный прирост результатов в 4 контрольных упражнениях из 5. Не достоверный прирост результатов только в одном контрольном упражнении «прыжок в длину с места», полученные результаты говорят об эффективности внедрения, разработанного комплекса занятий и спортизации процесса физического воспитания дошкольников в районах Крайнего Севера.
1. Аникеева, Г.Р. Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с учетом региональных особенностей Крайнего Севера / Г.Р. Аникеева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. - 2012. - №4. - С. 110-115.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б.А. Ашмарин. - М.:Академия,2004.-287с.
3. Аникеева, Г.Р. Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с учетом региональных особенностей Крайнего Севера / Г.Р. Аникеева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. - 2012. - №8. - С. 125-129.
4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.
5. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология ребенка): Учебное пособие / М.М. Безруких. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
6. Бакиева, Н.З. Психофизиологические особенности возрастного развития дошкольников в условиях западной Сибири / Н.З. Бакиева // Arctic Evironmental Research. - 2010. - №3. - С. 67-71.
7. Грицинская, В.Л. Комплексная оценка физического развития детей республики Тыва / В.Л. Грицинская // Acta Biomedica Scientifica.- 2013. - №4. - С. 78-83.
8. Грицинская, В.Л. Региональные и этнические особенности питания и их влияние на физическое развитие дошкольников / В.Л. Грицинская // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2012. - №12. - С. 45-49.
9. Гончаров, Ю.А. Обоснование путей повышения физической подготовленности школьников Крайнего Севера / Ю.А. Гончаров. - автореферат дисс. ... канд. ... пед. ...наук. - Москва, 2000. - 29 с.
10. Гайданина, И.И. Проект комплексного формирования личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях крайнего севера, средствами физического воспитания / И.И. Гайданина // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №10. - С. 56-61.
11. Дедков, К. В. Диагностика физических качеств детей 7-8 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера / К. В. Дедков // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, январь 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 1-3.
12. Дьячкова, М.Г. Основные тенденции формирования здоровья детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера Российской Федерации / М.Г. Дьячкова // Экология человека. - 2005. - №3. - С. 71-78.
13. Ефимов, В.Н. Характеристика физического развития детей ямало-ненецкого автономного округа / В.Н. Ефимов // Экология человека. - 2017. - №10. - С. 71-75.
14. Ефимова, Н.В. Оценка кардио-гемодинамических показателей у детей Крайнего Севера и Сибири / Н.В. Ефимова // Экология человека. - 2017.- №5. - С. 91-98.
15. Иванченко, М.Н. Различия показателей физического развития детей-дошкольников в зависимости от территории проживания / М.Н. Иванченко // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2012. - №9. - С. 93-98.
16. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. - М.: КНОРУС, 2016. - 132 с.
17. Коц, Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 135 с.
18. Колесникова, Н.Н. Физическое состояние детей старшего дошкольного возраста, проживающих в регионе, приравненном к районам крайнего севера / Н.Н. Колесникова // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - №10. - С. 98-103.
19. Корельская, И.Е. Физическая культура и спорт. Здоровьесбережение в условиях Крайнего Севера / И.Е. Корельская. - Архангельск, 2017. - 227 с.
20. Колодко, В.Г. Физическое развитие детей 7-15 лет в условиях Крайнего Севера / В.Г. Колодко. - автореферат дисс. ... канд. ... пед. ...наук. - Красноярск, 2009. - 25 с.
21. Кошбахтиев, И. А. Влияние природно-климатических факторов на здоровье человека / И. А. Кошбахтиев // Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 77-78.
22. Кулик, Н.А. Взаимосвязь компонентов физической подготовленности и физического развития у старших дошкольников / Н.А. Кулик // Pedagogy of Physical Culture and Sports. - 2013. - №10. - С. 56-61.
23. Колесникова, Н.Н. Физическое состояние детей старшего дошкольного возраста, проживающих в регионе, приравненном к районам Крайнего Севера / Н.Н. Колесникова // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - №11. - С. 78-84.
24. Комплексное формирование личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания: программа для педагогических работников системы дошкольного образования / Ю.К. Чернышенко [и др.]. - 1,2 части. - Новый Уренгой, 2012. - 340 с.
25. Лимаренко, О.В. Результаты исследования основных показателей физического развития как составляющих здоровья и качества образования в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих на севере иркутской области / О.В. Лимаренко // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - №12. - С. 93-98.
26. Лимаренко, О.В. исследования основных показателей физического развития как составляющих здоровья и качества образования в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, проживающих на
севере иркутской области / О.В. Лимаренко // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №9. - С. 77-81.
27. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.
28. Мала, О.Н. Физиология спорта : методические рекомендации / О.Н. Малах. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2017. - 49 с.
29. Малков, В. В. Физическое воспитание учащихся X-XI классов в условиях Крайнего Севера : монография / В.В. Малков. — Москва : РУСАЙНС, 2016. - 98 с.
30. Назмутдинова, В.Н. Физическое развитие сельских дошкольников Крайнего Севера в условиях образовательной среды / В.Н. Назмутдинова // Физическая культура, здравоохранение и образование. - 2016. - №1. - С. 77¬81.
31. Назмутдинова, В.И. Динамика показателей физического развития дошкольников в особых экологических условиях / В.И. Назмутдинова // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - №2. - С. 131¬135.
32. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. Методическое пособие / В.Г. Никитушкин. - Москва, 2009. - 116 с.
33. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов /
B. Г. Никитушкин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №1. - C. 41-47.
34. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М. : ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ»», 2002. - 864 с.
35. Панская, Т.В. Организация и содержание физической
подготовки и процесса формирования основных движений у детей 3-6 лет в климатогеографических условиях Крайнего Севера / Т.В. Панская. - автореферат дисс. ... канд. ... пед. ... наук. - Краснодар, 2005. - 34с.
36. Пономарев, В.В. Региональный подход к физкультурному образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера / В.В. Пономарев. - автореферат дисс. .. доктора пед. ... наук. - Омск, 2000. - 24 с.
37. Прояева, Л.В. Характеристика физического развития дошкольников / Л.В. Прояева // Вестник Курганского государственного университета. - 2013. - №4. - С. 115-120.
38. Самарина, Е. В. Физиология спорта : курс лекций / Е. В. Самарина. - Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2016. - 79 с.
39. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
40. Сальников, В.А. Индивидуальные особенности возрастного
развития: монография / В.А. Сальников. - Омск: СибАДИ, 2012. - 420 с.
41. Сетяева, Н.Н. Климато-географические и этнические факторы влияния на растущий организм в условиях приравненных к Крайнему Северу / Н.Ю. Сетяева // Sciences of Europe. - 2017. - №7. - С. 135-139.
42. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
43. Титов, Б.А. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества / Б.А. Титов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №7. - С. 39-42.
44. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшин, В. И. Григорьев, Н. Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт , 2004. - 463 с.: ил.
45. Ткачук, М.Г. Особенности физического развития детей, проживающих в условиях Крайнего Севера / М.Г. Ткачук // Ученые записки СПбГМУ. - 2011. - 36. - С. 88-93.
46. Токарев, С.А. Популяционная оценка факторов, формирующих здоровье детей Крайнего Севера / С.А. Токарев // Вопросы современной педиатрии. - 2007. - №1. - С. 83-86.
47. Уварова, Т.Е. Морфологические и физиологические особенности коренного населения Крайнего Севера / Т.Е. Уварова // Дальневосточный медицинский журнал. - 2009. - №12. - С. 135-139.
48. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов/ Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008. - 479 с.
50. Чудочин, В.П. Влияние климатических факторов на физическое развитие детей первого года жизни, проживающих в районе Крайнего Севера и на юге Кузбасса / В.П. Чудочин // Мать и дитя в Кузбассе. - 2011. - №12. - С. 145-149.