Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематического восприятия у детей с дислалией

Работа №16913

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1844
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ
1.1 Развитие фонематического восприятия у детей в онтогенезе 7
1.2 Особенности фонематического восприятия у детей с дислалией 14
1.3 Обзор методик, направленных на формирование фонематического восприятия у детей с дислалией 20
Выводы по I главе 32
Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИСЛАЛИЕЙ
2.1 Анализ результатов диагностики уровня развития фонематического
восприятия у детей с дислалией 33
2.2 Коррекционная работа по формированию фонематического
восприятия у детей с дислалией 53
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 60
Выводы по II главе 62
Заключении 65
Список литературы 67


Актуальность исследования. Фонематическое восприятие является наиболее элементарным уровнем идентификации вербальных высказываний. Под этим подразумевается способность к различению и категориальному опознаванию всех звуков родного языка. А.И. Максаков подчеркивает, что фонематическое восприятие - это слышание определенных фонем в слове и умение воспроизводить анализ фонетической формы слов при внутреннем их проговаривании.
Важную роль для освоения фонетического компонента речи играет фонематический слух, т. е. это возможность к слуховому различению фонем и умение отличать фонемы речи и их логический порядок в словах. Верное восприятие фонем речи, фонематического состава слова появляется не сразу, оно является результатом постепенного становления. На более ранней стадии формирования ребенок усваивает слова как единый, неделимый фонетический комплекс, имеющий конкретную ритмико-мелодическую структуру. Для дальнейшей стадии характерно постепенное развитие умения отличать звуки, которые входят в состав слова. Вместе с тем, осуществляется быстрое освоение активного словарного запаса и правильное произношение слов.
Ряд исследователей (М.В. Акимова, В.И. Бельтюков, Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова, А.И. Максаков, Н.Х. Швачкин Н.А. Шестакова и т. д.) высказывают мнение о том, что фонематическое восприятие начинает развиваться у детей в возрасте от одного года до четырех лет при восприятии устной речи окружающих людей и при своем проговаривании слов согласно воспринимаемым эталоном. Проговаривание слов служит важным условием выделения и обобщения дифференциальных признаков звуков и их закрепления в памяти. Для последующего становления фонематического восприятия необходимо сознательное и произвольное выделение дошкольниками определенных фонем в словах и сопоставление вербальных фонем. Механизм фонематического восприятия при освоении грамотой значительно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их вербальные фонемы, соотношения фонем с буквами и становление новых звукобуквенных образов слов.
С точки зрения Н.Х. Швачкина, становление фонематического восприятия у ребенка начинается со слухового различения фонем, то есть ребенок начинает со звукового отличия фонем, потом включается артикуляция. Достаточно сформированное фонематическое восприятие является важной предпосылкой благополучного освоения дошкольниками грамоты. Необходимо подчеркнуть, что обучение грамоте содействует конкретизации сведений о фонетическом составе языка, способствует освоению навыков звукового анализа слов, мысленному расчленению на главные элементы разных звукокомплексов: сочетаний фонем, слогов, слов.
Согласно исследованиям Г.В. Бабиной, Н.А. Грассе, Е.Л. Горбенко, О.Л. Жильцовой, Р.Е. Левиной, Е.К. Лобачевой, Г.Ф. Сергеевой, расстройство фонематического восприятия у детей с дислалией часто имеет вторичный характер, так как их речь не содействует развитию четкого слухового восприятия и контроля. Сложности обнаруживаются при восприятии и воспроизведении простейших ритмов. Воспроизведение сложнейших ритмов им нередко недоступно.
С точки зрения Л.Ф. Спировой, типичные ошибки детей с дислалией выражаются в пропуске гласных фонем, согласных в словах со стечением фонем, при назывании по последовательности фонем в слове. Большие сложности дети с дислалией испытывают при выполнении заданий на добавление фонем в начале и середине слова, перестановку фонем в слове, синтез слов из фонем и слогов. Часто встречаются ошибки в словах, указывающие на расстройство фонематического восприятия и на пространственные расстройства, воздействующие на верность осуществления заданий.
Актуальность логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с дислалией обусловлена тем, что сегодня большинство детей с дислалией имеют недостаточное развитие фонематического восприятия, которое негативно воздействует на устную и на письменную речь.
Объект исследования: фонематическое восприятие у детей с дислалией.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей с дислалией.
Цель исследования: изучение и формирование фонематического восприятия у детей с дислалией.
Гипотеза исследования. Формирование фонематического восприятия у детей с дислалией будет проходить более эффективно при условии использования дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия, речевого слуха, дифференциацию слов, близких по фонетическому составу, дифференциацию слогов и фонем, а также формирование элементарного звукового анализа.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.
2. Подобрать методику констатирующего эксперимента и выявить состояние фонематического восприятия у детей с дислалией.
3. Подобрать, апробировать и оценить эффективность содержания и приемов логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с дислалией.
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), аналитический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Методологическая база исследования: положения о становлении фонематического восприятия в онтогенезе (М.В. Акимова, Н.Г. Алтухова,В.И. Бельтюков, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин, А.И. Максаков, Н.Х. Швачкин, Н.А. Шестакова и др.); концепции о развитии фонематического восприятия у детей с дислалией(К.П. Беккер, М. Совак, Н.Ю. Григоренко, М.Л. Синева, Б.М. Гриншпун, И.Б. Карелина, В.А. Ковшиков, А. Куссмауль, С.С.Ляпидевский, Л.В. Мелехова, О.В.Правдина, М.Е. Хватцеви др.); положения о логопедической работе фонематического восприятия у детей с дислалией (Т.В. Александрова, Н.Г. Алтухова, Е.С. Воеводина, Н.В. Дурова, Н.И. Дьякова, Г.А. Каше, Т.И. Кудрова, Н.В. Нищева, Е.А. Пожиленко, А.В. Семенович, Т.А. Ланина, Е.Ф. Соботович, Т.А. Ткаченко и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и углублении данных об особенностях фонематического восприятия у детей с дислалией, которые впоследствии можно использовать для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с дислалией.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы логопедами дошкольных образовательных учреждений в логопедической работе по формированию фонематического восприятия у детей с дислалией.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитое фонематическое восприятие является важнейшей предпосылкой благополучного усвоения дошкольниками грамоты, а в последующем, при обучении в школе снижает трудности в освоении школьной программы. Актуальность исследования фонематического восприятия обусловлена тем, что в настоящее время наибольшая часть детей с дислалией имеют нарушения звукоразличения, которые негативно воздействуют на устную и письменную речь.
С целью выявления состояния фонематического восприятия у детей с дислалией был проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ ЦРР д/с № 29 г. Кызыл. В данном учреждении было реализовано исследование фонематического восприятия у 12 старших дошкольников с логопедическим заключением «ФФНР».
На базе выполненных заданий этого эксперимента мы получили результаты, которые дают возможность сделать вывод о том, что дети с дислалией обладают недостаточным развитием фонематического восприятия. Эти данные говорят об устойчивости имеющихся фонематических нарушений у детей с дислалией, в первую очередь фонематического восприятия.
Результаты констатирующего исследования, анализ литературных источников позволили разработать в формирующем эксперименте модель логопедической работы по использованию дидактических игр как средство развития фонематического восприятия у детей с дислалией.
Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей с дислалией была построена с учетом общедидактических и специальных принципов обучения. Вся логопедическая работа была поделена на следующие этапы:
1. Подготовительный этап - фopмировaниe основы для развития фонематического восприятия. На данном этапе осуществляется работа по формированию слухового восприятия, внимания, памяти и работа по формированию речевого слуха.
2. Основной этап - фopмиpование фонематического восприятия.
Работа на данном этапе осуществляется в следующем логическом порядке:
- различение слов, близких по фонетическому составу;
- различение слогов;
- различение звуков;
- формирование элементарного фонематического анализа.
В ходе формирующего эксперимента были проведены дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия у детей с дислалией, представленные в приложении.
После формирующего эксперимента нами были проведен контрольный эксперимент. Данный эксперимент состоял из осуществления заданий, аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сопоставляли с результатами констатирующего эксперимента.
На базе осуществленных заданий контрольного эксперимента, направленных на выявление фонематического восприятия у детей с дислалией, мы обнаружили улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента.
Таким образом, полученные положительные результаты эксперимента в процессе использования разработанной и апробированной методики логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с дислалией подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и позволили реализовать цель исследования.



1. Акимова М.В. Сформированность фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста - необходимое условие обучения грамоте / М.В. Акимова // Логопедия сегодня. - 2013. - № 2 - С. 3-8
2. Аеександрова Т.В . Живые' ввуки , или Фонетика для дошкольников: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2015. - 48 с.
3. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки / Н.Г. Алтухова. - СПб.: Акцидент, 2010. - 112 с.
4. Аманатова М.М . Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М.М. Аманатова // Логопедия. - 2012. - № 1. - С. 20-27.
5. Беккер К.П . Лооопддия : прр . снмм . / К.П . Бвккаp, М . Соакк . - М. : Просвещение, 2011. - 365 с.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Просвещение,2012.- 345 с.
7. Врізеі^і^с^]^!/ Н.С/. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенова. - М.: Просвещение, 2010. - 239 с.
8. Витарская Е.Н. Heйpoлинэвистичсвкий анализ звуковой стороны речи / Е. Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С.55-62.
9. Воеводина Е.С. Развитие операций фoнeмттичeвкoro сшализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) / Е.С. Воеводина // Школьный логопед. -
2013. - № 6. - С.4-10.
10. Гаркуша Ю.Ф . Koppвкциoннo-пeдaroиичecкая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Просвещение, 2010. - 145 с.
11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Союз, 2010. - 164 с.
12. Горчакова А.М. Фopмиpаатниe фoнeмттитизкиx пpoтсссoв /А.М. Горчакова // Логопедия. - 2013. - № 2. - С. 12-18.
13. Горбенко ГЛ. Формировшие фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264.
14. Григоренко Н.Ю. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции / Н.Ю. Григоренко, М.Л. Синяева// Дефектология. - 2010. - № 4. - С. 22-31.
15. Гриншпун Б.М. Дислалия / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 2012. - 345 с.
16. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и
правильно произносить звуки: методическое пособие / Н.В. Дурова. -М.:Мозаика-Синтез, 2010. - 321 с.
17. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / 11.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
18. Жилльцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л. Жильцова. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
19. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2013. - 279 с.
20. Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложнойдислалии / И.Б. Карелина // Дефектология. - 2011. - № 5. -С. 10-19.
21. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 2011. - 235 с.
22. Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи / Г.А. Каше, Т.В. Филичева. - М. : Просвещение, 2010. - 143 с.
23. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. - СПб.: Акцидент, 2015. 234 с.
24. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Просвещение, 2012. - 132 с.
25. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Просвещение, 2013. 154 с.
26. Корнилова Л.А. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников / Л.А. Корнилова // Логопед. - 2012. - № 2. - С.65-69.
27. Кудрова Т.И. Использование игровых приемов при обследовании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей / Т.И. Кудрова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 2. - С.51-53.
28. Куссмауль, А. Косноязычие и лепетание / А. Куссмауль // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 2010. - 445 с.
29. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М. : Просвещение, 2012. - 181 с.
30. Левина Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями / Р.Е. Левина // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М.: XVIII Международный психологический конгресс, 2010. - С.302-308.
31. Лукина Н.А. Научи меня слышать / Н.А. Лукина, И.Н. Никинен. - СПб.: Акцидент, 2013. - 135 с.
32. Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков / С.С. Ляпидевский. - М.: Просвещение, 2013. - 345 с.
33. Максаков А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи / А.И. Максаков. - М.: Просвещение,2010. - 266 с.
34. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей
- дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Р.И. Мартынова. - М.: Просвещение, 2010. - 345 с.
35. Мелехова Л В . Дифференциация диллллий . (Анализ случаев по материалам медико-педагогической консультации при дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина) / Л.В. Мелехова // Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. - М.: Просвещение, 2012. - С 8- 85.
36. Нищева Н.В. Ирры для развития фoнeтикo-фoнeмттичсикoй стороны речи у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М. : «Детство - пресс», 2011. - 94 с.
37. Новоселова З.H.Opааниеaция совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя в группах для детей с ФФНР / З.Н. Новоселова, О.В. Фурсо// Дошкольная педагогика. - 2012. - № 6. - С. 44-50.
38. Oикoльиква IIи/ЗиIIcзIOзиз индияидYЛлаIIы рзлличий а структуре фонетико-фонематического недоразвития речи / Н.А. Оскольская // Дефектология. - 2011. -№ 2. - С.28-36.
39. ІІожиднноо Е.А . Волшебный мир внуков и слов 3 Е.А. Пoжилленсo.
- М.: Просвещение, 2012. - 224 с.
40. Правдина О.В . Лооопддия : учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 2013. 272 с.
41. РауЕ. Ф. Логопедия / Е.Ф. Рау, В.А. Синяк. - М.: Просвещение, 2000. - 234 с.
42. Рождественская В.И. Воспитание правильной речи / В.И. Рождественская, ЕА. Радина. -М.: Просвещение, 2011 - 234 с.
43. Семенович А.В.Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте / А.В. Семенович, Т.В. Ланина // Практическая психология и логопедия. - 2014. - № 4. - С. 32¬38.
44. Сергеева ГФ) . Особенности восприятия фонем при некоторых нарушениях речи / Г.Ф. Сергеева. - М.: Просвещение, 2013. - 231 с.
45. Соботович Е . Ф . Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения: автореф. диссертации на соискание уч. степ.кандидата педагогических наук / Е.Ф. Соботович. - СПб. : Акцидент, 2010. - 37 с.
46. Стужук Ю.О . Использование' занимательного IIзlIJядоо)IC) материала в ОУЧЧ^НИИИ ааофoчe детей с фочетвкo-фочомaиичсвком недоразвитием речи / Ю.С. Стужук, С.А. Лагутина // Логопед. - 2010. - № 1. - С. 79-84.
47. Ткаченко ТPА.Проблч'оа коррекции фонетических нарушений у детей на современном этапе / Т.А. Ткаченко // Логопедия. - 2004. - № 2. - С.11-15.
48. Ткаченко Т.А.. Развитие фонематического восприятия / Т.А.. Ткаченко. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
49. Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием . воспитание и обучение / Т.Б. Чиркина, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2010. - 345 с.
50. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева - М.: Просвещение, 2010. - 239 с.
51. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / М.Е. Хватцев. - М. /Учпедгиз, 2013. - 143 с.
52. Чевелева Н.А. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелева // Дефектология. - 2012.- № 5. - С.57-61.
53. Шашкина Г.Р. Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи / Г.Р. Шашкина // Сборник статей материалов X международной научной конференции «Специальное образование», 23-24 апреля 2014 г. - Том 1. - СПб.: Реноме, 2014. - С.217-220.
54. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве / Н.Х. Швачкин // Известия АНН. ФСФСР. - Вып. 13. - 2008.
- С.34-39.
55. Шестакова Н.А. Для чего ребенку фонематический слух? / ИА. Шестакова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 9. - С.34-38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ