Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности планирования социально-экономического развития региона

Работа №169106

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы54
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Тюменской области.

Введение...3
1 Глава. Теоретические характеристики системы планирования социально экономического развития...5
1.1 Основные характеристики в системе планирования социально экономического развития региона...5
1.2 Нормативно правовое регулирование системы планирования социально экономического развития...9
2 Глава. Оценка процесса планирования социально экономического развития Тюменской области...18
2.1 Краткая социально экономическая характеристика региона...18
2.2 Анализ процесса планирования социально экономического развития региона....22
3 Глава Рекомендации по оптимизации процессов планирования социально-экономического развития регионов...38
Заключение...49
Список использованных источников...51


Актуальность исследования явления планирования определяется исключительной важностью такового как управленческой технологии, применяемой в практике публичного управления. Изначально пришедшее в частный бизнес из военного искусства, стратегическое управление активно осваивается, дополняется и модифицируется, исходя из потребностей и особенностей управляемого объекта, в том числе, применительно к управлению территориальным развитием. Потребность обеспечения устойчивого развития, признанная на международном уровне, предполагает применение таких технологий публичного управления, которые бы позволили оптимально использовать ресурсы для будущих поколений.
С учетом этого обстоятельства стратегическое управление выступает в качестве возможности, позволяющей достичь данных целей.
Практика российского публичного управления на сегодняшний момент складывается весьма противоречивым образом. С одной стороны, вызовы времени предполагают адаптацию этой практики для текущего момента и решения актуальных управленческих задач, с другой стороны, политическая культура, особенности организации власти неизбежно накладывают свой отпечаток на то, как именно реализуется стратегическое планирование развития в имеющихся условиях управления. Принятие в 2014 году федерального закона, призванного упорядочить общественные отношения в данной сфере, как представляется, оказало влияние на процессы стратегического планирования, в том числе, региональные. Оценка такого влияния, а также анализ складывающихся практик управления формирует исследовательский и практический интерес. Проблематика стратегического планирования затрагивалась в работах многих известных ученых.
Источниками работы послужили работы российских исследователей стратегического управления, нормативно-правовые акты Российской Федерации и Тюменской области.


Цель работы: Раскрыть особенности системы планирования социально-экономического развития региона
Задача работы: 1. Раскрыть теоретические характеристики системы планирования социально-экономического развития регионов РФ.
2. Провести оценку системы планирования социально-экономического развития региона.
3. Предложить рекомендации по оптимизации системы планирования для конкретного региона.
Планирование как часть стратегического управления изучается в работах таких исследователей как М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Р.А. Фатхутдинов, А.Гершун, М. Горский. Вопросы нормативно- правового регулирования стратегического планирования в России выступают в качестве предмета исследования правоведов Н.М. Казанцев, Л.Е. Лихачева , Л.Л. Михайловского, И.В. Шацкой . Опыт российского государственного стратегического управления рассматривается в работах таких ученых как Н.В. Омелехина], Н.А. Лебедева, Б.С. Жихаревич], М.Ю. Казаков , И.В. Данилова.
Объект –планирование как управленческая деятельность, предмет – реализация стратегического планирования социально-экономического развития в Тюменской области.
Методами работы выступили аналитический, сравнительно-правовой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нормативно-правовое обеспечение процесса планирования в Тюменской области реализуется посредством принятого в 2015 году Закона Тюменской области, а также подзаконных актов в форме постановлений Правительства области, регламентирующих порядки разработки (корректировки) контроля и мониторинга Стратегии, а также Прогноза социально-экономического развития области. Сама Стратегия утверждается Законом Тюменской области, что показывает её приоритетный для организации публичного управления статус.
Анализ организационного обеспечения процесса планирования в Тюменской области позволяет сделать вывод о преобладающей роли исполнительной власти, в частности, Департамента экономики Тюменской области, в сфере планирования. При этом анализ положения о Департаменте позволяет также сделать вывод о заимствовании на уровне субъекта практик организации (формирование специальной Комиссии), которые приняты на федеральном уровне.
Действующая Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года как отражает специфику организации регионального планирования на современном этапе, а именно:
- содержит в себе отсылки к ранее принятым документам стратегического характера, разработанных и утвержденных до принятия Закона № 172-ФЗ;
- в значительной мере опирается на и зависит от указов Президента, определяющих цели и направления социально-экономического развития страны в целом;
- отражает сохранение ключевых проблем региона и его зависимости от развития нефтегазового комплекса, актуализируя такие современные направления как необходимость развития инновационного, туристского и научного потенциала, а также экологических проблем;
- в процессе разработки стратегии местное научное сообщество не привлекалось, а общественность не была широко информирована о возможностях внесения изменения в проект, разработка осуществлялась сторонним для региона заказчиком, что, вероятно, может говорить о стремлении сформировать продукт социально-экономического
планирования, отвечающий определенным неформальным требованиям к стратегиям от федерального правительства.
Совокупность возможных направлений по совершенствованию процессов планирования социально-экономического развития Тюменской области включает в себя следующие:
- корректировка федерального законодательства в части, касающейся полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: во-первых, определением перечня документов планирования, во-вторых, указанием на необходимость соблюдения всех принципов планирования в диспозиции нормы;
- корректировка регионального законодательства: регламентация обязательного процесса общественного обсуждения Стратегии, установление необходимости квалифицированного большинства депутатов Думы для принятия Стратегии и поправок к ней;
- организационные изменения: учреждение Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Тюменской области при Губернаторе Тюменской области.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 01.07.2020 г. // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 29.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: по сост. на 31 декабря 2017 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 26 (часть I). - Ст. 3378.
3. Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 июля 2018 г. № 444: по сост. на 06 февраля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2018. № 30. Ст. 4717.
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204: по сост. на 21 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
6. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р: по сост. на 31 августа 2019 // Собрание законодательства РФ. 2019. № 7 (часть II). Ст. 702.
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р: по сост. на 28 сентября 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
8. Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития

9. макрорегионов: Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 N 822 // Собрание законодательства РФ. - 2015. - N 34. - Ст. 4894.
10. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 06 октября 2011 г. № 1757-р: по сост. на 26 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ. – 2011г. - № 43 ст. 6088.
11. Устав Тюменской области от 30 июня 1995 г. № 6: по сост. на 19 апреля 2019 г. // Тюменские известия. 1995. № 133.
12. О стратегическом планировании социально-экономического развития Тюменской области: Закон Тюменской области от 25 февраля 2015 г. № 13: по сост. на 23 марта 2018 г. // Тюменская область сегодня. 2015. № 33.
13. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года: Закон Тюменской области от 24 марта 2020 г. № 23 // Тюменская область сегодня. 2020. № 54.
14. О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга реализации прогноза социально-экономического развития Тюменской области на среднесрочный период: Постановление Правительства Тюменской области от 11 июня 2015 г. № 246-п: по сост. на 30 августа 2019 г. // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) опубликование N 7200201506180005 от 18 июня 2015 г.; на официальном портале исполнительных органов государственной власти Тюменской области (http://www.admtyumen.ru) 18 июня 2015 г.
15. О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Тюменской области: Постановление Правительства Тюменской области от 17 августа 2015 г. № 384-п: по сост. на 07 августа 2020 г. // Официальный интернет – портал исполнительных органов государственной власти Тюменской области (www.pravo.gov.ru).

16. Об утверждении Положения о Департаменте экономики Тюменской области: Постановление Правительства Тюменской области от 06 июня 2005 г. № 71-п: по сост. на 20 февраля 2020 г. // Консультант Плюс: справочно- правовая система.
17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года: распоряжение Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 г. № 652-рп: по сост. на 17 октября 2018 г. // Официальный сайт Правительства Тюменской области (http://www.admtyumen.ru).
18. ТЮМЕ́НСКАЯ О́БЛАСТЬ : [арх. 20 сентября 2020] / Г. С. Самойлова, Н. Ф. Чистякова, М. Д. Горячко, Н. П. Матвеева (Исторический очерк: археология // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 612—618
19. Азашикова Ф.Р. Основы стратегии устойчивого социально-экономического развития региона Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2022. № 1. С. 216-222.
20. Антипин И.А. Принципы и технологии согласования отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития региона / И.А. Антипин, О.Ю. Иванова // Московский экономический журнал. 2021. № 11. DOI 10.24412/2413-046X-2021-10650. EDN XVPAKC.
21. Богданова, О. В. Условия использования особо охраняемых природных территорий в современных условиях / О. В. Богданова, В. М. Окмянская // Актуальные вопросы землепользования и управления недвижимостью
22. Сборник статей III Национальной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 мая 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2021. – С. 157-167.
23. Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Регионы России в острой фазе коронавирусного кризиса: отличия от предыдущих экономических кризисов 2000-х Региональные исследования. 2020. № 2 (68). С. 4-17.
24. Карфидова Е.А., Сизов А.П. Необходимость геоэкологических исследований в стратегическом и среднесрочном планировании. В кн.: Сергеевские чтения. Инженерная геология и геоэкология. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. М.: ИГЭ РАН. 2016. С. 753-758.
25. Меньщикова В.И. Стратегия социально-экономического развития в системе управления регионом Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 6 (74). С. 77-87.
26. Митрофанова И.В., Авксентьев В.А., Сущий С.Я. О необходимости совершенствования основ государственного стратегического планирования в РФ Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 2. С. 44-55.
27. Митрофанова И.В. О необходимости совершенствования основ государственного стратегического планирования в РФ / И.В. Митрофанова, В.А. Авксентьев, С.Я. Сущий // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т
28. Самойлова Г.С., Чистякова Н.Ф. и др. Тюме́нская о́бласть / председ. Ю.С. Осипов и др.. — Большая Российская Энциклопедия (в 35 т.). — Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2016. — Т. 32. Телевизионная башня - Улан-Батор. — С. 612—618. — 765 с. — 35 000 экз. — ISBN 978-5-85270-369-9
29. Токарева П.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона: проблемы и перспективы развития / П.В. Токарева, Ю.Ю. Доменко // Московский экономический журнал. 2020. № 12. С. 12. DOI 10.24411/2413-046X-2020- 10850. EDN JYZVNX
30. Черных Е.Г. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ г. ТЮМЕНИ//International agricultural journal. 2021. № 5, 145-165.
31. Шилова Н.Н., Киселица Е.П., Брагина Э.Н Уровневый подход в развитии системы мониторинга социально-эконо- мических систем. // Инновации и инвестиции, 2020, №4 с. 88-92
32. Государственные программы [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs.htm
33. Тюменская область. Портал органов государственной власти [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/news.htm
34. Доклад Технологии умных городов Спб: Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2017. – 110 с.
35. Blokhin A.A. Global Challenges for the Strategic Planning System in Russia / A.A. Blokhin, D.B. Kuvalin. Studies on Russian Economic Development, 2023, vol. 34, no. 3, рр. 297–307. DOI 10.1134/ s1075700723030024. EDN JLUCFM

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ