Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности планирования социально-экономического развития региона

Работа №169106

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

государственное регулирование экономики

Объем работы54
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Тюменской области.

Введение...3
1 Глава. Теоретические характеристики системы планирования социально экономического развития...5
1.1 Основные характеристики в системе планирования социально экономического развития региона...5
1.2 Нормативно правовое регулирование системы планирования социально экономического развития...9
2 Глава. Оценка процесса планирования социально экономического развития Тюменской области...18
2.1 Краткая социально экономическая характеристика региона...18
2.2 Анализ процесса планирования социально экономического развития региона....22
3 Глава Рекомендации по оптимизации процессов планирования социально-экономического развития регионов...38
Заключение...49
Список использованных источников...51


Актуальность исследования явления планирования определяется исключительной важностью такового как управленческой технологии, применяемой в практике публичного управления. Изначально пришедшее в частный бизнес из военного искусства, стратегическое управление активно осваивается, дополняется и модифицируется, исходя из потребностей и особенностей управляемого объекта, в том числе, применительно к управлению территориальным развитием. Потребность обеспечения устойчивого развития, признанная на международном уровне, предполагает применение таких технологий публичного управления, которые бы позволили оптимально использовать ресурсы для будущих поколений.
С учетом этого обстоятельства стратегическое управление выступает в качестве возможности, позволяющей достичь данных целей.
Практика российского публичного управления на сегодняшний момент складывается весьма противоречивым образом. С одной стороны, вызовы времени предполагают адаптацию этой практики для текущего момента и решения актуальных управленческих задач, с другой стороны, политическая культура, особенности организации власти неизбежно накладывают свой отпечаток на то, как именно реализуется стратегическое планирование развития в имеющихся условиях управления. Принятие в 2014 году федерального закона, призванного упорядочить общественные отношения в данной сфере, как представляется, оказало влияние на процессы стратегического планирования, в том числе, региональные. Оценка такого влияния, а также анализ складывающихся практик управления формирует исследовательский и практический интерес. Проблематика стратегического планирования затрагивалась в работах многих известных ученых.
Источниками работы послужили работы российских исследователей стратегического управления, нормативно-правовые акты Российской Федерации и Тюменской области.


Цель работы: Раскрыть особенности системы планирования социально-экономического развития региона
Задача работы: 1. Раскрыть теоретические характеристики системы планирования социально-экономического развития регионов РФ.
2. Провести оценку системы планирования социально-экономического развития региона.
3. Предложить рекомендации по оптимизации системы планирования для конкретного региона.
Планирование как часть стратегического управления изучается в работах таких исследователей как М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Р.А. Фатхутдинов, А.Гершун, М. Горский. Вопросы нормативно- правового регулирования стратегического планирования в России выступают в качестве предмета исследования правоведов Н.М. Казанцев, Л.Е. Лихачева , Л.Л. Михайловского, И.В. Шацкой . Опыт российского государственного стратегического управления рассматривается в работах таких ученых как Н.В. Омелехина], Н.А. Лебедева, Б.С. Жихаревич], М.Ю. Казаков , И.В. Данилова.
Объект –планирование как управленческая деятельность, предмет – реализация стратегического планирования социально-экономического развития в Тюменской области.
Методами работы выступили аналитический, сравнительно-правовой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нормативно-правовое обеспечение процесса планирования в Тюменской области реализуется посредством принятого в 2015 году Закона Тюменской области, а также подзаконных актов в форме постановлений Правительства области, регламентирующих порядки разработки (корректировки) контроля и мониторинга Стратегии, а также Прогноза социально-экономического развития области. Сама Стратегия утверждается Законом Тюменской области, что показывает её приоритетный для организации публичного управления статус.
Анализ организационного обеспечения процесса планирования в Тюменской области позволяет сделать вывод о преобладающей роли исполнительной власти, в частности, Департамента экономики Тюменской области, в сфере планирования. При этом анализ положения о Департаменте позволяет также сделать вывод о заимствовании на уровне субъекта практик организации (формирование специальной Комиссии), которые приняты на федеральном уровне.
Действующая Стратегия социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года как отражает специфику организации регионального планирования на современном этапе, а именно:
- содержит в себе отсылки к ранее принятым документам стратегического характера, разработанных и утвержденных до принятия Закона № 172-ФЗ;
- в значительной мере опирается на и зависит от указов Президента, определяющих цели и направления социально-экономического развития страны в целом;
- отражает сохранение ключевых проблем региона и его зависимости от развития нефтегазового комплекса, актуализируя такие современные направления как необходимость развития инновационного, туристского и научного потенциала, а также экологических проблем;
- в процессе разработки стратегии местное научное сообщество не привлекалось, а общественность не была широко информирована о возможностях внесения изменения в проект, разработка осуществлялась сторонним для региона заказчиком, что, вероятно, может говорить о стремлении сформировать продукт социально-экономического
планирования, отвечающий определенным неформальным требованиям к стратегиям от федерального правительства.
Совокупность возможных направлений по совершенствованию процессов планирования социально-экономического развития Тюменской области включает в себя следующие:
- корректировка федерального законодательства в части, касающейся полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации: во-первых, определением перечня документов планирования, во-вторых, указанием на необходимость соблюдения всех принципов планирования в диспозиции нормы;
- корректировка регионального законодательства: регламентация обязательного процесса общественного обсуждения Стратегии, установление необходимости квалифицированного большинства депутатов Думы для принятия Стратегии и поправок к ней;
- организационные изменения: учреждение Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Тюменской области при Губернаторе Тюменской области.



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 01.07.2020 г. // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 29.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: по сост. на 31 декабря 2017 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 26 (часть I). - Ст. 3378.
3. Об упорядочении деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 июля 2018 г. № 444: по сост. на 06 февраля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2018. № 30. Ст. 4717.
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204: по сост. на 21 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
6. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р: по сост. на 31 августа 2019 // Собрание законодательства РФ. 2019. № 7 (часть II). Ст. 702.
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р: по сост. на 28 сентября 2018 г. // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
8. Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития

9. макрорегионов: Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 N 822 // Собрание законодательства РФ. - 2015. - N 34. - Ст. 4894.
10. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 06 октября 2011 г. № 1757-р: по сост. на 26 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ. – 2011г. - № 43 ст. 6088.
11. Устав Тюменской области от 30 июня 1995 г. № 6: по сост. на 19 апреля 2019 г. // Тюменские известия. 1995. № 133.
12. О стратегическом планировании социально-экономического развития Тюменской области: Закон Тюменской области от 25 февраля 2015 г. № 13: по сост. на 23 марта 2018 г. // Тюменская область сегодня. 2015. № 33.
13. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года: Закон Тюменской области от 24 марта 2020 г. № 23 // Тюменская область сегодня. 2020. № 54.
14. О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга реализации прогноза социально-экономического развития Тюменской области на среднесрочный период: Постановление Правительства Тюменской области от 11 июня 2015 г. № 246-п: по сост. на 30 августа 2019 г. // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) опубликование N 7200201506180005 от 18 июня 2015 г.; на официальном портале исполнительных органов государственной власти Тюменской области (http://www.admtyumen.ru) 18 июня 2015 г.
15. О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Тюменской области: Постановление Правительства Тюменской области от 17 августа 2015 г. № 384-п: по сост. на 07 августа 2020 г. // Официальный интернет – портал исполнительных органов государственной власти Тюменской области (www.pravo.gov.ru).

16. Об утверждении Положения о Департаменте экономики Тюменской области: Постановление Правительства Тюменской области от 06 июня 2005 г. № 71-п: по сост. на 20 февраля 2020 г. // Консультант Плюс: справочно- правовая система.
17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года: распоряжение Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 г. № 652-рп: по сост. на 17 октября 2018 г. // Официальный сайт Правительства Тюменской области (http://www.admtyumen.ru).
18. ТЮМЕ́НСКАЯ О́БЛАСТЬ : [арх. 20 сентября 2020] / Г. С. Самойлова, Н. Ф. Чистякова, М. Д. Горячко, Н. П. Матвеева (Исторический очерк: археология // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 612—618
19. Азашикова Ф.Р. Основы стратегии устойчивого социально-экономического развития региона Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2022. № 1. С. 216-222.
20. Антипин И.А. Принципы и технологии согласования отраслевых стратегий и стратегии социально-экономического развития региона / И.А. Антипин, О.Ю. Иванова // Московский экономический журнал. 2021. № 11. DOI 10.24412/2413-046X-2021-10650. EDN XVPAKC.
21. Богданова, О. В. Условия использования особо охраняемых природных территорий в современных условиях / О. В. Богданова, В. М. Окмянская // Актуальные вопросы землепользования и управления недвижимостью
22. Сборник статей III Национальной научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 мая 2021 года. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2021. – С. 157-167.
23. Зубаревич Н.В., Сафронов С.Г. Регионы России в острой фазе коронавирусного кризиса: отличия от предыдущих экономических кризисов 2000-х Региональные исследования. 2020. № 2 (68). С. 4-17.
24. Карфидова Е.А., Сизов А.П. Необходимость геоэкологических исследований в стратегическом и среднесрочном планировании. В кн.: Сергеевские чтения. Инженерная геология и геоэкология. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. М.: ИГЭ РАН. 2016. С. 753-758.
25. Меньщикова В.И. Стратегия социально-экономического развития в системе управления регионом Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 6 (74). С. 77-87.
26. Митрофанова И.В., Авксентьев В.А., Сущий С.Я. О необходимости совершенствования основ государственного стратегического планирования в РФ Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 2. С. 44-55.
27. Митрофанова И.В. О необходимости совершенствования основ государственного стратегического планирования в РФ / И.В. Митрофанова, В.А. Авксентьев, С.Я. Сущий // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т
28. Самойлова Г.С., Чистякова Н.Ф. и др. Тюме́нская о́бласть / председ. Ю.С. Осипов и др.. — Большая Российская Энциклопедия (в 35 т.). — Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2016. — Т. 32. Телевизионная башня - Улан-Батор. — С. 612—618. — 765 с. — 35 000 экз. — ISBN 978-5-85270-369-9
29. Токарева П.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона: проблемы и перспективы развития / П.В. Токарева, Ю.Ю. Доменко // Московский экономический журнал. 2020. № 12. С. 12. DOI 10.24411/2413-046X-2020- 10850. EDN JYZVNX
30. Черных Е.Г. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ г. ТЮМЕНИ//International agricultural journal. 2021. № 5, 145-165.
31. Шилова Н.Н., Киселица Е.П., Брагина Э.Н Уровневый подход в развитии системы мониторинга социально-эконо- мических систем. // Инновации и инвестиции, 2020, №4 с. 88-92
32. Государственные программы [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/programs.htm
33. Тюменская область. Портал органов государственной власти [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/news.htm
34. Доклад Технологии умных городов Спб: Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2017. – 110 с.
35. Blokhin A.A. Global Challenges for the Strategic Planning System in Russia / A.A. Blokhin, D.B. Kuvalin. Studies on Russian Economic Development, 2023, vol. 34, no. 3, рр. 297–307. DOI 10.1134/ s1075700723030024. EDN JLUCFM

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ