Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)

Работа №169102

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на основе методики К.Орфа

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основания развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста 8
2.Педагогический потенциал методики К. Орфа для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано 20
3 Методические аспекты развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47

Актуальность исследования. Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано является важной и ответственной задачей педагогики. Музыкальные занятия в этом возрасте не только способствуют овладению техническими навыками игры, но и влияют на общий процесс формирования личности ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей.
Преподавание игры на фортепиано для детей начальных классов представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который охватывает не только навыки исполнения, но и общее музыкальное развитие ребенка. Важно учитывать, что в этом возрасте дети находятся на стадии активного формирования слуховых и моторных способностей, поэтому обучение должно быть адаптивным и вдохновляющим. Важно, чтобы обучение не ограничивалось лишь освоением музыкальных произведений, но также способствовало комплексному развитию таких важных навыков, как музыкальный слух, чувство ритма, координация движений, память и внимание.
Занятия должны включать не только технику игры, но и элементы теории музыки, что позволит детям лучше понимать и чувствовать музыкальные произведения. Взаимодействие с музыкой в игре на фортепиано закладывает основы для дальнейшего музыкального образования и способствует развитию творчества.
Стратегии преподавания могут варьироваться, но ключевыми остаются создание увлекательной атмосферы на уроках и применение игр, чтобы поддерживать интерес детей. Преподаватель должен быть не только наставником, но и мотиватором, направляя учеников к самовыражению через музыку. Таким образом, процесс обучения становится не просто освоением инструмента, а полноценным путешествием в мир музыки.
Все вышесказанное регламентируется в Приказе Минкультуры России от 12.03.2012 N163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе» (зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2012 N 23938) [37].
Изучение данной темы актуальна, так как для детей входит заложение фундамента будущего отношения к музыке, влияние на общее, интеллектуальное и эмоциональное развитие, стимулирование интереса к музыке, развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности.
Степень изученности проблемы. Изучению различных аспектов в развитии музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста посвящали свои теоретические труды:
1) В общем развитии: Афанасьев Б.В., Ветлугина Н.А., Зак А.З., Мадорский Л.Р., Теплов Б.М. и т.д.
2) В музыкальном развитии: Иодко Э.Г., Кирали Д.К., Мелик-Пашаев А.А., Салпыкова И.М. и Миркашева Л.Р., Тарасова К.В. и т.д.
Личностные особенности младшего школьного возраста изучали такие детские психологи как Выготский Л.С., Гарднер Г., Зейлер К, Коган Г.А., Рейвен Г, и т.д.
Методикой обучения игры на фортепиано среди школьников младших начальных классов занимались такие выдающиеся педагоги как Визная И.В., Геталова О.А., Ларионова О.М., Милич Б.Е., Никольская М.Н., Смирнова Т.И., Юдовина-Гальперина Т.Б. и т.д.
Особенность обучения развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано внес Орф К.
В процессе изучения литературы по теме исследования было выявлено противоречие между высоким уровнем изученности теории и методики развития музыкальных способностей в классе фортепиано и недостаточным уровнем методической проработки вопросов по их развитию на основе методики К. Орфа.
Исходя из выделенного противоречия была определена проблема исследования: какие методические рекомендации могут быть даны для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано на основе методики К. Орфа.
На основе изученной литературы, выделенного противоречия и проблемы исследования была сформулирована его тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (на основе методики К. Орфа)».
Цель исследования – разработать методические рекомендации для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано на основе методики К. Орфа.
Объектом исследования является процесс обучения в учреждении дополнительного образования.
Предметом исследования является развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основания развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Определить педагогический потенциал методики К. Орфа для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано.
3. Выявить методические аспекты развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано на основе методики К. Орфа.
Теоретическая база исследования.
• Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в общем развитии (Афанасьев Б.В., Ветлугина Н.А., Зак А.З., Мадорский Л.Р., Теплов Б.М. и т.д.);
Особенность обучения развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста (Орф К.);
• Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возрастав музыкальном развитии (Иодко Э.Г., Кирали Д.К., Мелик-Пашаев А.А., Миркашева Л.Р., Салпыкова И.М., Тарасова К.В.);
• Авторы по педагогике и психологии, которые писали о методах обучения детей младшего школьного возраста (Голант Е.Я., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лордкипанидзе Д.О., Мусс Г.Н., Огородников И.Т., Перовский Е.И. Шарычева М.Э., Щукина Г.И.);
• Психолого-возрастная характеристика школьников младшего школьного возраста (Апетян М.К., Барышникова Е.В., Эльконин Д.Б.);
• Методика обучения игры на фортепиано среди школьников младших начальных классов (Визная И.В., Геталова О.А., Ларионова О.М., Милич Б.Е., Никольская М.Н., Смирнова Т.И., Юдовина-Гальперина Т.Б.).
Методы исследования. Разработаны на теоретических методах научного анализа (систематизация, обобщение, синтез, моделирование и др.), на анализе научной и методической литературы, интернет-источников; на основе методики К. Орфа было применено развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
В ходе исследования будут раскрыты основные аспекты этих методик, их влияние на музыкальное развитие детей, а также представлены методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми на начальных этапах обучения.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь-октябрь 2024г.). В данный период происходило изучение литературы по исследуемой теме в музыкально-образовательной деятельности; были выявлены и обоснованы основы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (по методике К. Орфа).
Второй этап (ноябрь-декабрь 2024г.). В данный период рассматривались методические аспекты развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (по методике К. Орфа). Подведены итоги исследования, уточнены теоретические выводы; оформлены результаты работы.
Научная новизна исследования. Состоит в разработке методических рекомендаций для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Практическая значимость заключается в том, что на разработанные методические рекомендации в дальнейшем будут способствовать повышению эффективности работы преподавателей класса по фортепиано для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе в учреждениях дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности.
Структура курсовой работы включает в себя введение, три параграфа, заключение и список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной курсовой работе, посвященной теме: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (на основе методики К. Орфа)», были рассмотрены:
1) Теоретические основания развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста;
2) Педагогический потенциал методики К. Орфа для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано;
3) Методические аспекты развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (на основе методики К. Орфа).
В процессе исследования было установлено, что музыкальные способности включают в себя такие основные факторы, как предрасположенности к занятию искусством, общих музыкальных способностей, специальных пианистических способностей.
Уроки фортепиано по методике К. Орфа заключают в себе педагогический потенциал для формирования развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе тем, что помогают проще и быстрее понять инструмент. Также методика К. Орфа создаёт на уроках музыки атмосферу игрового общения, где обучающийся может проявить свои способности и индивидуальность
Методические рекомендации по развитию младших школьников в начальной стадии обучения игре на фортепиано на основе методики К.Орфа включают в себя формирование чувствительности к языку музыки, овладение средствами художественной выразительности, развитие художественно-творческих и технических движений, формирование эстетического вкуса.
Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на основе методики К.Орфа включают следующие пункты:
1. Речевые упражнения;
2. Поэтическое музицирование;
3. Музыкально-двигательные упражнения;
4. Игры с инструментами;
5. Элементарный музыкальный театр.
Данное исследование показало, что развитие на начальной стадии в младшем школьном возрасте в занятии игре на фортепиано формирует процесс обучения в увлекательное занятие, побуждению школьника играть выразительно, с пониманием художественного образа произведения, формирование внутреннего слуха, развития музыкальной фантазии и памяти, осваивания метрической и ритмической стороны музыки, а также приобретения навыка чтения нот, разучивания основных пианистических движений и тренировка активной мышечной деятельности.



1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст]//Под ред. Абдуллина Э.Б. – Москва: Просвещение, 1983. — 112 с.;
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория и методика музыкального образования [Текст]//Под ред. Абдуллина Э.Б. – Москва: Высшая школа, 2010. – 432 с.;
3. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст]// Под ред. Апетян М.К. — Казань: Молодой ученый, 2014 — 244 с.;
4. Аткинсон Р.Л., Р.С. Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., С. Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию [Текст]// Под ред. Зинченко В.П. – Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007 – 816 с.;
5. Безбородова, Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие [Текст]//Под ред. Бодина Е.А., – Москва, МГПУ, 2008 – 209 с.;
6. Борухзон, Л.М. Азбука музыкальной фантазии. Как передать движение музыкой. Играйте в театр [Текст]//Под ред. Борухзон Л.М., – Санкт-Петербург, Композитор, 2015 – 36 с.;
7. Возрастные новообразования и особенности социально-психологической адаптации у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-novoobrazovaniya-i-osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-u-mladshih-shkolnikov-s-razlichnym-urovnem-uchebnoy (Дата обращения: 20.09.2024);
8. Возрастные особенности развития компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-komponentov-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения 20.09.2024);
9. Вопросы теории музыкального образования http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/2095.pdf (Дата обращения 19.11.2024);
10. Значение педагогической концепции Карла Орфа в музыкальном воспитании младших школьников https://sociosphera.com/publication/conference/2017/94/znachenie_pedagogicheskoj_koncepcii_karla_orfa_v_muzykalnom_vospitanii_mladshih_shkolnikov/ (Дата обращения 03.12.2024);
11. Игры звуками как способ освоения игры на музыкальных инструментах https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/ighry-zvukami-kak-sposob-osvoieniia-ighry-na-muzykal-nykh-instrumientakh (Дата обращения: 28.11.2024);
12. Игры, сказки с использованием методики Карла Орфа https://balakina-ozgdou73.edumsko.ru/folders/post/2734957 (Дата обращения: 20.11.2024);
13. Игровые формы работы на уроке ритмики в группе общего эстетического развития http://omskdshi5.ru/files/docs/13062018/16062018/Игровые_формы_работы.PDF (Дата обращения: 03.11.2024);
14. Использование системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей https://abramova-alenka1.edumsko.ru/articles/post/2770224 (Дата обращения: 05.11.2024);
15. К вопросу о музыкальных способностях https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-muzykalnyh-sposobnostyah (Дата обращения 05.10.2024);
16. К вопросу о развитии музыкальных способностей школьников https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-muzykalnyh-sposobnostey-shkolnikov (Дата обращения 29.11.2024);
17. Карл Орф как музыкальный педагог https://dzen.ru/a/Y_vh4_ITTw1gxKLy (Дата обращения: 30.11.2024);
18. Концепция Б. В. Асафьева https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-b-v-asafieva (Дата обращения 20.09.2024);
19. Концепция музыкального воспитания детей Карла Орфа https://multiurok.ru/files/kontseptsiia-muzykalnogo-vospitaniia-detei-karla-o.html (Дата обращения 01.11.2024);
20. Майорова Н.А. Основы музыкальной педагогики [Текст]//Под ред. А. В. Вашкевич – Казань, ГранДан, 1999 – 104 с.;
21. Мелик-Пашаев, А.А. Звучание жизни [Текст]//Под ред. Мелик-Пашаева, А.А. — Москва: Музыка, 1989. — 128 с.;
22. Методы и технологии https://nklpis.ru/sotrudniki/metodicheskaya-rabota/proekt/МК%203.%20Методы%20и%20технологии.pdf (Дата обращения 19.09.2024);
23. Методы обучения в педагогике https://педпроект.рф/пагнуева-т-ф-публикация/ (Дата обращения 19.09.2024);
24. Мотивация учебной деятельности учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано https://www.art-talant.org/publikacii/23871-statyya-motivaciya-uchebnoy-deyatelynosti-uchaschihsya-na-nachalynom-etape-obucheniya-v-klasse-fortepiano (Дата обращения: 25.10.2024);
25. Музыкально- педагогическая система К. Орфа https://artemova-push-pravdasch1.edumsko.ru/articles/post/1790854 (Дата обращения: 01.12.2024);
26. Музыкальные умения и навыки https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/07/31/statya-muzykalnye-umeniya-i-navyki (Дата обращения 03.12.2024);
27. Некоторые особенности подбора учебного репертуара https://dmsh-apatiti.murm.muzkult.ru/media/2018/11/30/1209844071/Nekotorye_osobennosti_podbora_uchebnogo_repertuara.pdf (Дата обращения: 25.11.2024);
28. Нескучная музыка для детей. Методика Карла Орфа https://detsad132.klgd.prosadiki.ru/media/2021/02/10/1247701570/Orf_sajt_Yanvar.pdf (Дата обращения: 02.12.2024);
29. Никольская М.Н. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]//Под ред. Никольской М.Н. — Владимир: Посад, 1996 — 148 с.;
30. Организация групповой работы в начальной школе https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gruppovoy-raboty-v-nachalnoy-shkole (Дата обращения: 01.12.2024);
31. Орф Карл https://orpheusradio.ru/persons/id/47252 (Дата обращения: 30.11.2024);
32. Орф, К. https://ru.wikipedia.org/wiki/Орф,_Карл (Дата обращения: 30.11.2024);
33. Основы импровизации и сочинения в классе фортепиано https://педпроект.рф/петухова-с-в-мбу-до-дши-дивногорск/ (Дата обращения: 03.12.2024);
34. Особенности адаптации методики Карла Орфа для современной российской школы https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-metodiki-karla-orfa-dlya-sovremennoy-rossiyskoy-shkoly (Дата обращения: 05.12.2024);
35. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи разных видов искусства https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-emotsionalnoy-otzyvchivosti-na-muzyku-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami (Дата обращения: 01.12.2024);
36. После 10 лет уже поздно: что такое музыкальная орф-педагогика и почему такие занятия нужны всем https://mel.fm/vospitaniye/razvitiye/8037295-posle-10-let-uzhe-pozdno-chto-takoye-muzykalnaya-orf-pedagogika-i-pochemu-takiye-zanyatiya-nuzhny-vs (Дата обращения: 02.12.2024);
37. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 N163 https://dmh4.ru/wp-content/uploads/2020/12/fgt_fortepiano.pdf (Дата обращения 29.11.2024);
38. Природная музыкальность и пути её развития в концепции Карла Орфа. Элементарное музицирование https://www.pedt.ru/categories/7/articles/242 (Дата обращения: 12.11.2024);
39. Психолого-педагогические особенности формирования музыкальных способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-muzykalnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-v-razlichnyh-vidah-muzykalnoy (Дата обращения: 02.10.2024);
40. Развитие музыкального восприятия на уроках слушания музыки в детской школе искусств https://dshi1nad.yam.muzkult.ru/media/2019/03/15/1259547515/Safronova_N.E._Nady_m.pdf (Дата обращения: 03.12.2024);
41. Развитие музыкального интеллекта младших школьников на уроке музыки: методологический аспект https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-muzykalnogo-intellekta-mladshih-shkolnikov-na-uroke-muzyki-metodologicheskiy-aspekt (Дата обращения 15.12.2024);
42. Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано https://dmsh1-vlg.ru/upload/iblock/9a6/9a61e6c111cf311ab96ae8f02b03f2d3.pdf (Дата обращения 28.09.2024);
43. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского детского музыкального фольклора https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chuvstva-ritma-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-ispolzovaniya-metodiki-muzykalnogo-vospitaniya-karla-orfa-s (Дата обращения: 04.12.2024);
44. Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыкиhttps://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-yemocionalnoi-otzyvchivosti-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-vosprijatie-muzyki.html (Дата обращения: 03.12.2024);
45. Речевые игры со звучащими жестами https://mdou102.edu.yar.ru/materiali_pedagogov/toporova_natalya_vladimirovna/rechevie_igri__so_zvuchashchimi_zhestami.pdf (Дата обращения: 03.12.2024);
46. Смирнова Т.И. Интерпретация [Текст]//Под ред. Смирновой Т.И. — Санкт-Петербург: Allegro, 2008 — 368 с.;
47. Структура музыкальных особенностей https://kantalia.lenobl.muzkult.ru/media/2023/09/19/1281927384/Struktura_muzy_kal_ny_x_sposobnostej.pdf (Дата обращения: 02.12.2024);
48. Творчество младших школьников на уроках музыки. https://kpfu.ru/docs/F1425778070/Salpykova.I.M._.Mirkasheva.L.R.Tvorchestvo.mladshih.pdf (Дата обращения: 04.12.2024);
49. Теория музыкальных способностей в трудах отечественных ученых (XX и XXI вв.) https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-muzykalnyh-sposobnostey-v-trudah-otechestvennyh-uchenyh-xx-i-xxi-vv (Дата обращения: 02.12.2024);
50. Теория, методика и практика обучения младшего школьника http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/6603/1/Мусс%2C%20Шарычева_Теор%2C%20мет%20и%20практ%20обуч-я%20мл.шк-ка_ПОСОБИЕ_гриф%20УМС%20ОГПУ_2018.pdf (Дата обращения 19.09.2024);
51. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. https://kpfu.ru/staff_files/F1586789319/POSOBIE_VNIMANIE_1.PDF (Дата обращения: 04.12.2024);
52. Формы взаимодействия музыки и танца в процессе создания хореографической композиции. http://repository.buk.by:8080/jspui/bitstream/123456789/2011/1/FORMYI%20VZAIMODEYSTVIYA%20MUZYIKI%20I%20TANCA%20V%20PROCESSE%20SOZDANIYA%20HOREOGRAFICHESKOY%20KOMPOZICII.pdf (Дата обращения: 04.12.2024);
53. Формы, методы обучения. Типы занятий http://i.ddt1nvkz.ru/u/93/2c0ab270d011ebb395e81ffe8be173/-/Формы%2C%20методы%20обучения.%20Типы%20занятий%20%20%20МЕТОДИЧЕСКИЕ%20РЕКОМЕНДАЦИИ.pdf (Дата обращения 19.09.2024);
54. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]//Под ред. Цагарелли Ю.А. — Санкт-Петербург: Композитор, 2008 — 209 с.
55. Элементы инновационных подходов к работе над развитием техники исполнения начинающих учащихся фортепианного класса ДШИ http://www.tasg.ru/wp-content/uploads/2016/12/Lebedeva-Innovacii.pdf (Дата обращения: 05.12.2024);
56. Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников» (из опыта работы) https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2023/12/12/elementy-orf-pedagogiki-kak-kreativnyy-podhod (Дата обращения: 02.12.2024);
57. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я — детский педагог [Текст]//Под ред. Юдовиной-Гальпериной Т.Б. — Санкт-Петербург: Союз художников, 2002 — 240 с.
58. Я знаю, что ты чувствуешь! https://stroki.mts.ru/book/ya-znayu-chto-ty-chuvstvuyesh-235681(Дата обращения 05.12.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ