Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические основания развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста 8
2.Педагогический потенциал методики К. Орфа для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано 20
3 Методические аспекты развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Актуальность исследования. Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано является важной и ответственной задачей педагогики. Музыкальные занятия в этом возрасте не только способствуют овладению техническими навыками игры, но и влияют на общий процесс формирования личности ребёнка, его творческих и интеллектуальных способностей.
Преподавание игры на фортепиано для детей начальных классов представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который охватывает не только навыки исполнения, но и общее музыкальное развитие ребенка. Важно учитывать, что в этом возрасте дети находятся на стадии активного формирования слуховых и моторных способностей, поэтому обучение должно быть адаптивным и вдохновляющим. Важно, чтобы обучение не ограничивалось лишь освоением музыкальных произведений, но также способствовало комплексному развитию таких важных навыков, как музыкальный слух, чувство ритма, координация движений, память и внимание.
Занятия должны включать не только технику игры, но и элементы теории музыки, что позволит детям лучше понимать и чувствовать музыкальные произведения. Взаимодействие с музыкой в игре на фортепиано закладывает основы для дальнейшего музыкального образования и способствует развитию творчества.
Стратегии преподавания могут варьироваться, но ключевыми остаются создание увлекательной атмосферы на уроках и применение игр, чтобы поддерживать интерес детей. Преподаватель должен быть не только наставником, но и мотиватором, направляя учеников к самовыражению через музыку. Таким образом, процесс обучения становится не просто освоением инструмента, а полноценным путешествием в мир музыки.
Все вышесказанное регламентируется в Приказе Минкультуры России от 12.03.2012 N163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе» (зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2012 N 23938) [37].
Изучение данной темы актуальна, так как для детей входит заложение фундамента будущего отношения к музыке, влияние на общее, интеллектуальное и эмоциональное развитие, стимулирование интереса к музыке, развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности.
Степень изученности проблемы. Изучению различных аспектов в развитии музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста посвящали свои теоретические труды:
1) В общем развитии: Афанасьев Б.В., Ветлугина Н.А., Зак А.З., Мадорский Л.Р., Теплов Б.М. и т.д.
2) В музыкальном развитии: Иодко Э.Г., Кирали Д.К., Мелик-Пашаев А.А., Салпыкова И.М. и Миркашева Л.Р., Тарасова К.В. и т.д.
Личностные особенности младшего школьного возраста изучали такие детские психологи как Выготский Л.С., Гарднер Г., Зейлер К, Коган Г.А., Рейвен Г, и т.д.
Методикой обучения игры на фортепиано среди школьников младших начальных классов занимались такие выдающиеся педагоги как Визная И.В., Геталова О.А., Ларионова О.М., Милич Б.Е., Никольская М.Н., Смирнова Т.И., Юдовина-Гальперина Т.Б. и т.д.
Особенность обучения развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано внес Орф К.
В процессе изучения литературы по теме исследования было выявлено противоречие между высоким уровнем изученности теории и методики развития музыкальных способностей в классе фортепиано и недостаточным уровнем методической проработки вопросов по их развитию на основе методики К. Орфа.
Исходя из выделенного противоречия была определена проблема исследования: какие методические рекомендации могут быть даны для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано на основе методики К. Орфа.
На основе изученной литературы, выделенного противоречия и проблемы исследования была сформулирована его тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (на основе методики К. Орфа)».
Цель исследования – разработать методические рекомендации для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано на основе методики К. Орфа.
Объектом исследования является процесс обучения в учреждении дополнительного образования.
Предметом исследования является развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основания развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Определить педагогический потенциал методики К. Орфа для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано.
3. Выявить методические аспекты развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано на основе методики К. Орфа.
Теоретическая база исследования.
• Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в общем развитии (Афанасьев Б.В., Ветлугина Н.А., Зак А.З., Мадорский Л.Р., Теплов Б.М. и т.д.);
Особенность обучения развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста (Орф К.);
• Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возрастав музыкальном развитии (Иодко Э.Г., Кирали Д.К., Мелик-Пашаев А.А., Миркашева Л.Р., Салпыкова И.М., Тарасова К.В.);
• Авторы по педагогике и психологии, которые писали о методах обучения детей младшего школьного возраста (Голант Е.Я., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лордкипанидзе Д.О., Мусс Г.Н., Огородников И.Т., Перовский Е.И. Шарычева М.Э., Щукина Г.И.);
• Психолого-возрастная характеристика школьников младшего школьного возраста (Апетян М.К., Барышникова Е.В., Эльконин Д.Б.);
• Методика обучения игры на фортепиано среди школьников младших начальных классов (Визная И.В., Геталова О.А., Ларионова О.М., Милич Б.Е., Никольская М.Н., Смирнова Т.И., Юдовина-Гальперина Т.Б.).
Методы исследования. Разработаны на теоретических методах научного анализа (систематизация, обобщение, синтез, моделирование и др.), на анализе научной и методической литературы, интернет-источников; на основе методики К. Орфа было применено развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
В ходе исследования будут раскрыты основные аспекты этих методик, их влияние на музыкальное развитие детей, а также представлены методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми на начальных этапах обучения.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь-октябрь 2024г.). В данный период происходило изучение литературы по исследуемой теме в музыкально-образовательной деятельности; были выявлены и обоснованы основы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (по методике К. Орфа).
Второй этап (ноябрь-декабрь 2024г.). В данный период рассматривались методические аспекты развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (по методике К. Орфа). Подведены итоги исследования, уточнены теоретические выводы; оформлены результаты работы.
Научная новизна исследования. Состоит в разработке методических рекомендаций для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Практическая значимость заключается в том, что на разработанные методические рекомендации в дальнейшем будут способствовать повышению эффективности работы преподавателей класса по фортепиано для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе в учреждениях дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности.
Структура курсовой работы включает в себя введение, три параграфа, заключение и список литературы.
В данной курсовой работе, посвященной теме: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (на основе методики К. Орфа)», были рассмотрены:
1) Теоретические основания развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста;
2) Педагогический потенциал методики К. Орфа для развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в классе фортепиано;
3) Методические аспекты развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано (на основе методики К. Орфа).
В процессе исследования было установлено, что музыкальные способности включают в себя такие основные факторы, как предрасположенности к занятию искусством, общих музыкальных способностей, специальных пианистических способностей.
Уроки фортепиано по методике К. Орфа заключают в себе педагогический потенциал для формирования развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на начальном этапе тем, что помогают проще и быстрее понять инструмент. Также методика К. Орфа создаёт на уроках музыки атмосферу игрового общения, где обучающийся может проявить свои способности и индивидуальность
Методические рекомендации по развитию младших школьников в начальной стадии обучения игре на фортепиано на основе методики К.Орфа включают в себя формирование чувствительности к языку музыки, овладение средствами художественной выразительности, развитие художественно-творческих и технических движений, формирование эстетического вкуса.
Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста на основе методики К.Орфа включают следующие пункты:
1. Речевые упражнения;
2. Поэтическое музицирование;
3. Музыкально-двигательные упражнения;
4. Игры с инструментами;
5. Элементарный музыкальный театр.
Данное исследование показало, что развитие на начальной стадии в младшем школьном возрасте в занятии игре на фортепиано формирует процесс обучения в увлекательное занятие, побуждению школьника играть выразительно, с пониманием художественного образа произведения, формирование внутреннего слуха, развития музыкальной фантазии и памяти, осваивания метрической и ритмической стороны музыки, а также приобретения навыка чтения нот, разучивания основных пианистических движений и тренировка активной мышечной деятельности.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст]//Под ред. Абдуллина Э.Б. – Москва: Просвещение, 1983. — 112 с.;
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория и методика музыкального образования [Текст]//Под ред. Абдуллина Э.Б. – Москва: Высшая школа, 2010. – 432 с.;
3. Апетян, М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст]// Под ред. Апетян М.К. — Казань: Молодой ученый, 2014 — 244 с.;
4. Аткинсон Р.Л., Р.С. Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., С. Нолен-Хоэксема С. Введение в психологию [Текст]// Под ред. Зинченко В.П. – Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007 – 816 с.;
5. Безбородова, Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие [Текст]//Под ред. Бодина Е.А., – Москва, МГПУ, 2008 – 209 с.;
6. Борухзон, Л.М. Азбука музыкальной фантазии. Как передать движение музыкой. Играйте в театр [Текст]//Под ред. Борухзон Л.М., – Санкт-Петербург, Композитор, 2015 – 36 с.;
7. Возрастные новообразования и особенности социально-психологической адаптации у младших школьников с различным уровнем учебной мотивации https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-novoobrazovaniya-i-osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-u-mladshih-shkolnikov-s-razlichnym-urovnem-uchebnoy (Дата обращения: 20.09.2024);
8. Возрастные особенности развития компонентов эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-komponentov-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения 20.09.2024);
9. Вопросы теории музыкального образования http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/2095.pdf (Дата обращения 19.11.2024);
10. Значение педагогической концепции Карла Орфа в музыкальном воспитании младших школьников https://sociosphera.com/publication/conference/2017/94/znachenie_pedagogicheskoj_koncepcii_karla_orfa_v_muzykalnom_vospitanii_mladshih_shkolnikov/ (Дата обращения 03.12.2024);
11. Игры звуками как способ освоения игры на музыкальных инструментах https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/ighry-zvukami-kak-sposob-osvoieniia-ighry-na-muzykal-nykh-instrumientakh (Дата обращения: 28.11.2024);
12. Игры, сказки с использованием методики Карла Орфа https://balakina-ozgdou73.edumsko.ru/folders/post/2734957 (Дата обращения: 20.11.2024);
13. Игровые формы работы на уроке ритмики в группе общего эстетического развития http://omskdshi5.ru/files/docs/13062018/16062018/Игровые_формы_работы.PDF (Дата обращения: 03.11.2024);
14. Использование системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей https://abramova-alenka1.edumsko.ru/articles/post/2770224 (Дата обращения: 05.11.2024);
15. К вопросу о музыкальных способностях https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-muzykalnyh-sposobnostyah (Дата обращения 05.10.2024);
16. К вопросу о развитии музыкальных способностей школьников https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razvitii-muzykalnyh-sposobnostey-shkolnikov (Дата обращения 29.11.2024);
17. Карл Орф как музыкальный педагог https://dzen.ru/a/Y_vh4_ITTw1gxKLy (Дата обращения: 30.11.2024);
18. Концепция Б. В. Асафьева https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-b-v-asafieva (Дата обращения 20.09.2024);
19. Концепция музыкального воспитания детей Карла Орфа https://multiurok.ru/files/kontseptsiia-muzykalnogo-vospitaniia-detei-karla-o.html (Дата обращения 01.11.2024);
20. Майорова Н.А. Основы музыкальной педагогики [Текст]//Под ред. А. В. Вашкевич – Казань, ГранДан, 1999 – 104 с.;
21. Мелик-Пашаев, А.А. Звучание жизни [Текст]//Под ред. Мелик-Пашаева, А.А. — Москва: Музыка, 1989. — 128 с.;
22. Методы и технологии https://nklpis.ru/sotrudniki/metodicheskaya-rabota/proekt/МК%203.%20Методы%20и%20технологии.pdf (Дата обращения 19.09.2024);
23. Методы обучения в педагогике https://педпроект.рф/пагнуева-т-ф-публикация/ (Дата обращения 19.09.2024);
24. Мотивация учебной деятельности учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано https://www.art-talant.org/publikacii/23871-statyya-motivaciya-uchebnoy-deyatelynosti-uchaschihsya-na-nachalynom-etape-obucheniya-v-klasse-fortepiano (Дата обращения: 25.10.2024);
25. Музыкально- педагогическая система К. Орфа https://artemova-push-pravdasch1.edumsko.ru/articles/post/1790854 (Дата обращения: 01.12.2024);
26. Музыкальные умения и навыки https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2022/07/31/statya-muzykalnye-umeniya-i-navyki (Дата обращения 03.12.2024);
27. Некоторые особенности подбора учебного репертуара https://dmsh-apatiti.murm.muzkult.ru/media/2018/11/30/1209844071/Nekotorye_osobennosti_podbora_uchebnogo_repertuara.pdf (Дата обращения: 25.11.2024);
28. Нескучная музыка для детей. Методика Карла Орфа https://detsad132.klgd.prosadiki.ru/media/2021/02/10/1247701570/Orf_sajt_Yanvar.pdf (Дата обращения: 02.12.2024);
29. Никольская М.Н. Методика обучения игре на фортепиано [Текст]//Под ред. Никольской М.Н. — Владимир: Посад, 1996 — 148 с.;
30. Организация групповой работы в начальной школе https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gruppovoy-raboty-v-nachalnoy-shkole (Дата обращения: 01.12.2024);
31. Орф Карл https://orpheusradio.ru/persons/id/47252 (Дата обращения: 30.11.2024);
32. Орф, К. https://ru.wikipedia.org/wiki/Орф,_Карл (Дата обращения: 30.11.2024);
33. Основы импровизации и сочинения в классе фортепиано https://педпроект.рф/петухова-с-в-мбу-до-дши-дивногорск/ (Дата обращения: 03.12.2024);
34. Особенности адаптации методики Карла Орфа для современной российской школы https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-metodiki-karla-orfa-dlya-sovremennoy-rossiyskoy-shkoly (Дата обращения: 05.12.2024);
35. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи разных видов искусства https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-emotsionalnoy-otzyvchivosti-na-muzyku-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami (Дата обращения: 01.12.2024);
36. После 10 лет уже поздно: что такое музыкальная орф-педагогика и почему такие занятия нужны всем https://mel.fm/vospitaniye/razvitiye/8037295-posle-10-let-uzhe-pozdno-chto-takoye-muzykalnaya-orf-pedagogika-i-pochemu-takiye-zanyatiya-nuzhny-vs (Дата обращения: 02.12.2024);
37. Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 N163 https://dmh4.ru/wp-content/uploads/2020/12/fgt_fortepiano.pdf (Дата обращения 29.11.2024);
38. Природная музыкальность и пути её развития в концепции Карла Орфа. Элементарное музицирование https://www.pedt.ru/categories/7/articles/242 (Дата обращения: 12.11.2024);
39. Психолого-педагогические особенности формирования музыкальных способностей младших школьников в различных видах музыкальной деятельности https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-muzykalnyh-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-v-razlichnyh-vidah-muzykalnoy (Дата обращения: 02.10.2024);
40. Развитие музыкального восприятия на уроках слушания музыки в детской школе искусств https://dshi1nad.yam.muzkult.ru/media/2019/03/15/1259547515/Safronova_N.E._Nady_m.pdf (Дата обращения: 03.12.2024);
41. Развитие музыкального интеллекта младших школьников на уроке музыки: методологический аспект https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-muzykalnogo-intellekta-mladshih-shkolnikov-na-uroke-muzyki-metodologicheskiy-aspekt (Дата обращения 15.12.2024);
42. Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано https://dmsh1-vlg.ru/upload/iblock/9a6/9a61e6c111cf311ab96ae8f02b03f2d3.pdf (Дата обращения 28.09.2024);
43. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством использования методики музыкального воспитания Карла Орфа с применением произведений белорусского детского музыкального фольклора https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chuvstva-ritma-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-ispolzovaniya-metodiki-muzykalnogo-vospitaniya-karla-orfa-s (Дата обращения: 04.12.2024);
44. Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыкиhttps://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-yemocionalnoi-otzyvchivosti-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-vosprijatie-muzyki.html (Дата обращения: 03.12.2024);
45. Речевые игры со звучащими жестами https://mdou102.edu.yar.ru/materiali_pedagogov/toporova_natalya_vladimirovna/rechevie_igri__so_zvuchashchimi_zhestami.pdf (Дата обращения: 03.12.2024);
46. Смирнова Т.И. Интерпретация [Текст]//Под ред. Смирновой Т.И. — Санкт-Петербург: Allegro, 2008 — 368 с.;
47. Структура музыкальных особенностей https://kantalia.lenobl.muzkult.ru/media/2023/09/19/1281927384/Struktura_muzy_kal_ny_x_sposobnostej.pdf (Дата обращения: 02.12.2024);
48. Творчество младших школьников на уроках музыки. https://kpfu.ru/docs/F1425778070/Salpykova.I.M._.Mirkasheva.L.R.Tvorchestvo.mladshih.pdf (Дата обращения: 04.12.2024);
49. Теория музыкальных способностей в трудах отечественных ученых (XX и XXI вв.) https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-muzykalnyh-sposobnostey-v-trudah-otechestvennyh-uchenyh-xx-i-xxi-vv (Дата обращения: 02.12.2024);
50. Теория, методика и практика обучения младшего школьника http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/6603/1/Мусс%2C%20Шарычева_Теор%2C%20мет%20и%20практ%20обуч-я%20мл.шк-ка_ПОСОБИЕ_гриф%20УМС%20ОГПУ_2018.pdf (Дата обращения 19.09.2024);
51. Физиологические основы внимания. Развитие внимания у детей и подростков. https://kpfu.ru/staff_files/F1586789319/POSOBIE_VNIMANIE_1.PDF (Дата обращения: 04.12.2024);
52. Формы взаимодействия музыки и танца в процессе создания хореографической композиции. http://repository.buk.by:8080/jspui/bitstream/123456789/2011/1/FORMYI%20VZAIMODEYSTVIYA%20MUZYIKI%20I%20TANCA%20V%20PROCESSE%20SOZDANIYA%20HOREOGRAFICHESKOY%20KOMPOZICII.pdf (Дата обращения: 04.12.2024);
53. Формы, методы обучения. Типы занятий http://i.ddt1nvkz.ru/u/93/2c0ab270d011ebb395e81ffe8be173/-/Формы%2C%20методы%20обучения.%20Типы%20занятий%20%20%20МЕТОДИЧЕСКИЕ%20РЕКОМЕНДАЦИИ.pdf (Дата обращения 19.09.2024);
54. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст]//Под ред. Цагарелли Ю.А. — Санкт-Петербург: Композитор, 2008 — 209 с.
55. Элементы инновационных подходов к работе над развитием техники исполнения начинающих учащихся фортепианного класса ДШИ http://www.tasg.ru/wp-content/uploads/2016/12/Lebedeva-Innovacii.pdf (Дата обращения: 05.12.2024);
56. Элементы орф – педагогики как креативный подход в воспитании и обучении дошкольников» (из опыта работы) https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2023/12/12/elementy-orf-pedagogiki-kak-kreativnyy-podhod (Дата обращения: 02.12.2024);
57. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я — детский педагог [Текст]//Под ред. Юдовиной-Гальпериной Т.Б. — Санкт-Петербург: Союз художников, 2002 — 240 с.
58. Я знаю, что ты чувствуешь! https://stroki.mts.ru/book/ya-znayu-chto-ty-chuvstvuyesh-235681(Дата обращения 05.12.2024).