Развитие памяти у детей среднего дошкольного возраста
|
Введение 2
Глава 1 . Изучение проблемы памяти в психологии 6
1.1. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного
возраста в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Память как высшая психическая функция 12
1.3. Особенности развития памяти у детей 4 5 лет 21
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет 31
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы 31
2.2. Констатирующий эксперимент 35
2.3. Формирующий эксперимент 41
2.4. Контрольный эксперимент 4 4
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 50
Глава 1 . Изучение проблемы памяти в психологии 6
1.1. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного
возраста в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Память как высшая психическая функция 12
1.3. Особенности развития памяти у детей 4 5 лет 21
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет 31
2.1. Модель опытно-экспериментальной работы 31
2.2. Констатирующий эксперимент 35
2.3. Формирующий эксперимент 41
2.4. Контрольный эксперимент 4 4
Заключение 46
Список литературы 47
Приложение 50
До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии . Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологии, областей знаний.
Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребёнка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Г.Эббингауз, К.Левин, П.Жане, А.А.Смирнов, П.И. Зинченко, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев и многие другие.
«Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [41, с. 35].
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память.
Актуальность темы заключается в том, что период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.
Цель данной работы состоит в исследовании особенностей памяти у детей 4-5 лет.
Объект: Память как познавательный процесс ребенка 4-5 лет.
Предмет: Особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
Гипотеза исследования:мы предполагаем, что адекватно подобранные методы диагностики, и своевременное выявление уровня развития памяти, позволят развивать различные виды и типы памяти у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие
задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы памяти в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
3. Изучить уровень развития памяти детей 4-5 лет.
4. Разработать и апробировать программу развития памяти ребенка 4-5 лет.
Методы исследования:
- изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- проведение эксперимента: констатирующего, формирующего, контрольного;
- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.
База исследования: МДОУ «Золотой ключик» с.Бай-Хаак Тандынского кожууна, группа детей среднего возраста.
Структура дипломной работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения..
Теоретическая значимость данного исследования заключается в изучении памяти детей 4-5 лет, рассмотрении понятия памяти, ее видов и свойств, выявлении особенностей памяти детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его при изучении особенностей памяти детей среднего дошкольного возраста.
Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребёнка. При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Г.Эббингауз, К.Левин, П.Жане, А.А.Смирнов, П.И. Зинченко, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев и многие другие.
«Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [41, с. 35].
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память.
Актуальность темы заключается в том, что период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.
Цель данной работы состоит в исследовании особенностей памяти у детей 4-5 лет.
Объект: Память как познавательный процесс ребенка 4-5 лет.
Предмет: Особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
Гипотеза исследования:мы предполагаем, что адекватно подобранные методы диагностики, и своевременное выявление уровня развития памяти, позволят развивать различные виды и типы памяти у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие
задачи:
1. Изучить теоретические основы проблемы памяти в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить особенности развития памяти ребенка 4-5 лет.
3. Изучить уровень развития памяти детей 4-5 лет.
4. Разработать и апробировать программу развития памяти ребенка 4-5 лет.
Методы исследования:
- изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
- проведение эксперимента: констатирующего, формирующего, контрольного;
- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.
База исследования: МДОУ «Золотой ключик» с.Бай-Хаак Тандынского кожууна, группа детей среднего возраста.
Структура дипломной работы:работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения..
Теоретическая значимость данного исследования заключается в изучении памяти детей 4-5 лет, рассмотрении понятия памяти, ее видов и свойств, выявлении особенностей памяти детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его при изучении особенностей памяти детей среднего дошкольного возраста.
Анализ литературы по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста стал основанием экспериментального исследования.
Целью нашего исследования стало изучение уровня развития памяти у дошкольников 4-5 лет.
Наше исследование проводилось в МДОУ «Золотой ключик» с.Бай- Хаак Тандынского кожууна. В исследовании участвовало 10 детей средней группы.
Для исследования уровня развития памяти у дошкольников, мы использовали следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и типов памяти: методики Р.С. Немова «Запомни рисунки», А.Н. Леонтьева «Пиктограммы», «8 слов».
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти.В результате полученных данных по всем методикам мы разработали программу развития памяти у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе; изучены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста; изучены формы и методы развития памяти в дошкольном возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучен уровень развития памяти у дошкольников, разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Данные результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями, детскими психологами в целях развития памяти
дошкольников.
Целью нашего исследования стало изучение уровня развития памяти у дошкольников 4-5 лет.
Наше исследование проводилось в МДОУ «Золотой ключик» с.Бай- Хаак Тандынского кожууна. В исследовании участвовало 10 детей средней группы.
Для исследования уровня развития памяти у дошкольников, мы использовали следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и типов памяти: методики Р.С. Немова «Запомни рисунки», А.Н. Леонтьева «Пиктограммы», «8 слов».
Полученные результаты по вышеперечисленным методикам взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что у детей исследуемой группы выявлен в основном средний и низкий уровень развития кратковременной зрительной, опосредованной и кратковременной слуховой памяти.В результате полученных данных по всем методикам мы разработали программу развития памяти у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыта проблема развития памяти в психолого-педагогической литературе; изучены особенности развития памяти у детей дошкольного возраста; изучены формы и методы развития памяти в дошкольном возрасте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём изучен уровень развития памяти у дошкольников, разработаны рекомендации по развитию памяти у детей дошкольного возраста. Данные результатов исследования, разработанные рекомендации могут быть использованы воспитателями, детскими психологами в целях развития памяти
дошкольников.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности как средство развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой и фольклором
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Знакомство с фольклорными произведениями как средство развития образной памяти детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020



