Повышение уровня физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.... 8
1.1. Предпосылки инклюзивного образования в
общеобразовательной школе 10
1.2. Методологические основы инклюзивного образования 15
1.3. Особенности профессиональной деятельности
педагога инклюзивного образования 17
1.4. Общие вопросы психосоциальной адаптации детей к
школьному обучению 23
1.5. Психологические особенности развития детей с
ограниченными возможностями здоровья 26
1.6. Реабилитация и коррекция развития детей с
ограниченными возможностями здоровья 31
1.7. Адаптивная физкультура в системе массового
образования 33
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 39
2.1. Организация исследований 39
2.2. Методы исследований 40
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 42
3.1. Исследование по выявлению характера нарушений и
физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья на основе анкетирования 42
3.2. Составление и внедрение индивидуальных планов
тренировок по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья 49
3.3. Исследование результатов по индивидуализации занятий физической культурой в контрольной и экспериментальной группах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.... 8
1.1. Предпосылки инклюзивного образования в
общеобразовательной школе 10
1.2. Методологические основы инклюзивного образования 15
1.3. Особенности профессиональной деятельности
педагога инклюзивного образования 17
1.4. Общие вопросы психосоциальной адаптации детей к
школьному обучению 23
1.5. Психологические особенности развития детей с
ограниченными возможностями здоровья 26
1.6. Реабилитация и коррекция развития детей с
ограниченными возможностями здоровья 31
1.7. Адаптивная физкультура в системе массового
образования 33
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 39
2.1. Организация исследований 39
2.2. Методы исследований 40
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 42
3.1. Исследование по выявлению характера нарушений и
физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья на основе анкетирования 42
3.2. Составление и внедрение индивидуальных планов
тренировок по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья 49
3.3. Исследование результатов по индивидуализации занятий физической культурой в контрольной и экспериментальной группах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Адаптивная физическая культура - это комплекс мероприятий спортивно-оздоровительного характера, цель которых направлена на реабилитацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями, к нормальной социальной среде, а так же преодоление у них психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни в обществе [1].
Актуальность нашего исследования обусловлена противоречием между существующей практикой: дети с ограниченными возможностями занимаются по общей программе физического развития, и необходимостью индивидуализировать процесс физического развития детей на основании адаптированных программ. Действительно, занятия по физической культуре имеют большую значимость не только для нормотипичных детей, но и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо физического развития, данные занятия, дисциплинируют детей и прививают им здоровый, правильный образ жизни [3].
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с общеобразовательных программ по формированию двигательных навыков у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. При правильно организованной коррекционной работе ребенок с ограниченными возможностями здоровья генерализирует полученные навыки и гораздо успешнее социализируется в общество.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что первостепенной задачей психолого-педагогической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья является установление доверительного контакта с ребенком, постепенное вовлечение его в образовательный процесс для передачи культурного опыта, для успешного включения в социум.
В основе нашего исследования лежит утверждение, что индивидуализация занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья поможет им справляться с общей программой по физическому развитию успешнее, нежели при отсутствии индивидуального подхода. Так же индивидуальные тренировки с детьми станут первым шагом к созданию адаптированных программ по физической культуре для детей с разными видами нарушений.
Цель исследования: изучение влияния индивидуального подхода при занятиях физической культурой в общеобразовательной школе на общий уровень физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Анализ источников по проблеме исследования.
2. Анкетирование и наблюдение за физической подготовкой детей с ограниченными возможностями здоровья, сбор информации.
3. Выявление и обоснования условий индивидуализации физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Реализация условий индивидуализации физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Объект - процесс физической подготовки детей в общеобразовательной организации.
Предмет - условия индивидуализации физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования:
Индивидуализация физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации, станет результативней, если будут обеспечены условия:
• Диагностика дефицитов индивидуализации физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья;
• Разработки индивидуального плана тренировок для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• Реализация индивидуальных плана тренировок физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизического состояния.
Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось методами теоретического анализа педагогической, психофизиологической, психологической литературы; методом наблюдения за физической подготовкой детей с ограниченными возможностями здоровья, методом анкетирования педагогов и родителей; с помощью реализации индивидуальных тренировочных планов для детей с ограниченными возможностями здоровья; с помощью математического анализа результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного среднего учреждения №55 Кировского района г.Красноярска с осуществлением приоритетного физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа:
Подготовительный (2017 - 2018) - изучение литературы по исследуемой проблеме. Изучение предпосылок необходимости использования адаптированной физической культуры и ее технологий: изучение характера нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья, создание необходимых условий и приобретение необходимого оборудования для решения конкретных задач. Разработка гипотезы исследования.
Начальный этап эксперимента (08.10.2018 по 12.10.2018) - нами было проведено анкетирование родителей детей с ОВЗ, обучающихся в МАОУ СШ № 55 и МБОУ СШ № 97 города Красноярска. Всего в анкетировании приняло участие 96 человек.
Практический этап эксперимента (октябрь 2018 - июнь 2019) — апробация индивидуальных планов тренировки для детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение занятий по индивидуальным планам.
Обобщающий этап (сентябрь - октябрь 2019) - оценка качества индивидуальных планов тренировки и обработка экспериментальных данных. Теоретическое осмысление результатов работы, их систематизация и обобщение.
Научная новизна. В нашей работе мы обосновали с помощью исследования теоретических источников литературы, а так же проверили в опытно-экспериментальной работе эффективность занятий физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом характера нарушений.
Теоретическая значимость. Наше исследование позволяет обогатить накопленный материал по адаптивной физической культуре, новыми знаниями об индивидуализации занятий с детьми с различными нарушениями.
Практическая значимость. Апробированные нами индивидуальные планы тренировок могут быть использованы тренерами и учителями физической культуры на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сам процесс составления индивидуальных планов имеет даже большую практическую значимость, чем уже готовые планы тренировок, так как именно в процессе сбора информации о детях начинает формироваться индивидуализация, которая необходима для успешного занятия физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность нашего исследования обусловлена противоречием между существующей практикой: дети с ограниченными возможностями занимаются по общей программе физического развития, и необходимостью индивидуализировать процесс физического развития детей на основании адаптированных программ. Действительно, занятия по физической культуре имеют большую значимость не только для нормотипичных детей, но и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо физического развития, данные занятия, дисциплинируют детей и прививают им здоровый, правильный образ жизни [3].
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с общеобразовательных программ по формированию двигательных навыков у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. При правильно организованной коррекционной работе ребенок с ограниченными возможностями здоровья генерализирует полученные навыки и гораздо успешнее социализируется в общество.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что первостепенной задачей психолого-педагогической помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья является установление доверительного контакта с ребенком, постепенное вовлечение его в образовательный процесс для передачи культурного опыта, для успешного включения в социум.
В основе нашего исследования лежит утверждение, что индивидуализация занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья поможет им справляться с общей программой по физическому развитию успешнее, нежели при отсутствии индивидуального подхода. Так же индивидуальные тренировки с детьми станут первым шагом к созданию адаптированных программ по физической культуре для детей с разными видами нарушений.
Цель исследования: изучение влияния индивидуального подхода при занятиях физической культурой в общеобразовательной школе на общий уровень физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Анализ источников по проблеме исследования.
2. Анкетирование и наблюдение за физической подготовкой детей с ограниченными возможностями здоровья, сбор информации.
3. Выявление и обоснования условий индивидуализации физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Реализация условий индивидуализации физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Объект - процесс физической подготовки детей в общеобразовательной организации.
Предмет - условия индивидуализации физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования:
Индивидуализация физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации, станет результативней, если будут обеспечены условия:
• Диагностика дефицитов индивидуализации физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья;
• Разработки индивидуального плана тренировок для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• Реализация индивидуальных плана тренировок физической подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизического состояния.
Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось методами теоретического анализа педагогической, психофизиологической, психологической литературы; методом наблюдения за физической подготовкой детей с ограниченными возможностями здоровья, методом анкетирования педагогов и родителей; с помощью реализации индивидуальных тренировочных планов для детей с ограниченными возможностями здоровья; с помощью математического анализа результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного среднего учреждения №55 Кировского района г.Красноярска с осуществлением приоритетного физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа:
Подготовительный (2017 - 2018) - изучение литературы по исследуемой проблеме. Изучение предпосылок необходимости использования адаптированной физической культуры и ее технологий: изучение характера нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья, создание необходимых условий и приобретение необходимого оборудования для решения конкретных задач. Разработка гипотезы исследования.
Начальный этап эксперимента (08.10.2018 по 12.10.2018) - нами было проведено анкетирование родителей детей с ОВЗ, обучающихся в МАОУ СШ № 55 и МБОУ СШ № 97 города Красноярска. Всего в анкетировании приняло участие 96 человек.
Практический этап эксперимента (октябрь 2018 - июнь 2019) — апробация индивидуальных планов тренировки для детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение занятий по индивидуальным планам.
Обобщающий этап (сентябрь - октябрь 2019) - оценка качества индивидуальных планов тренировки и обработка экспериментальных данных. Теоретическое осмысление результатов работы, их систематизация и обобщение.
Научная новизна. В нашей работе мы обосновали с помощью исследования теоретических источников литературы, а так же проверили в опытно-экспериментальной работе эффективность занятий физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом характера нарушений.
Теоретическая значимость. Наше исследование позволяет обогатить накопленный материал по адаптивной физической культуре, новыми знаниями об индивидуализации занятий с детьми с различными нарушениями.
Практическая значимость. Апробированные нами индивидуальные планы тренировок могут быть использованы тренерами и учителями физической культуры на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сам процесс составления индивидуальных планов имеет даже большую практическую значимость, чем уже готовые планы тренировок, так как именно в процессе сбора информации о детях начинает формироваться индивидуализация, которая необходима для успешного занятия физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в общеобразовательных школах общего типа, где учитываются их особые образовательные потребности и где им оказывается необходимая специальная поддержка. Таким образом, инклюзивное обучение - это обучение детей с разными возможностями в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Инклюзивное образование формировалось в России закономерно. На данный момент проект инклюзивного образования активно поддерживается как Министерством образования РФ, так и региональными субъектами образования. Инклюзивное образование в России - это современная тенденция, к которой стремится каждый развивающийся субъект федерации. Однако, очень многие вопросы и проблемы внедрения инклюзивного образования еще остаются открытыми.
Исследователи давно отмечали важность создания такой формы образования, при которой люди с разными возможностями смогут получать образование. Существует множество исследований, направленных на совершенствование концепции инклюзивной системы образования. Однако требуется учесть особенности, с которыми может столкнуться педагог при переходе на инклюзивное образование. Для наилучшей реализации идеи инклюзивного образования, если исключить материально-технические вопросы, необходимо простроить отношения «заинтересованные родители - ребенок - грамотный педагог». И только в совместной деятельности эта идея видится нам реализуемой. Так же необходимым условием для успешной реализации инклюзивного образования является сопровождение психолога, понимающего проблемы и трудности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Безусловно, что дети с различным характером нарушений нуждаются в поддержке, но поддержка должна носить индивидуальный характер, который определяется именно особенностями ребенка, связанными с характером нарушения здоровья. Для реализации этого канона в физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья появился термин адаптивная физкультура, который включал в себя довольно объемный комплекс мероприятий, для построения которого необходимо учитывать множество факторов. Мы можем сказать, что индивидуальные тренировки для детей с ограниченными возможностями здоровья - это первый шаг к построению системы занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья и, возможно, эта система со временем станет комплексом по адаптивной физической культуре.
Перед проведением экспериментального комплекса занятий нами были проведены педагогическое наблюдение и анкетирование. Педагогическое наблюдение позволило нам сделать выводы о текущем состоянии физического развития учащихся, а анкетирование позволило:
1. получить данные о детях с ОВЗ: о их психофизиологических особенностях, об общем состоянии здоровья, об уровне их физической подготовки;
2. составить адаптированную программу групповых занятий по общей физической подготовке детей с ОВЗ, опираясь на данные конкретных детей, обучающихся в общеобразовательных школах;
3. индивидуализировать программу настолько, насколько это возможно, тем самым сделав упор на те упражнения, которые вызывают у детей наибольшие трудности.
Согласно данным были составлены и проведены индивидуальные тренировочные занятия, в ходе которых было отмечено, что индивидуальный подход не только помог детям лучше справляться с упражнениями, но и повысил самооценку детей в общей физической деятельности, повысил уровень удовлетворенности занятиями, дети стали заниматься охотнее, когда упражнения стали получаться, либо когда им могли помочь и поддержать при неуспешном выполнении заданий. Таким образом, мы видим, что даже если индивидуальный подход оказался неэффективен в плане общей физической подготовки, он помог детям эмоционально справиться с трудностями при занятиях.
Математическая статистика данных с помощью t-критерия Стьюдента показало значимость различий и в контрольной, и в экспериментальной группах. Таким образом, статистически наша гипотеза о эффективности индивидуализации занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья не подтвердилась. Однако мы считаем, что дальнейшее использование индивидуальных тренировок с корректировкой их на начало года поможет детям с ограниченными возможностями здоровья улучшить свои результаты по сдаче нормативов по физической культуре, так как видели положительную динамику в экспериментальной группе во время проведения исследования.
Исследователи давно отмечали важность создания такой формы образования, при которой люди с разными возможностями смогут получать образование. Существует множество исследований, направленных на совершенствование концепции инклюзивной системы образования. Однако требуется учесть особенности, с которыми может столкнуться педагог при переходе на инклюзивное образование. Для наилучшей реализации идеи инклюзивного образования, если исключить материально-технические вопросы, необходимо простроить отношения «заинтересованные родители - ребенок - грамотный педагог». И только в совместной деятельности эта идея видится нам реализуемой. Так же необходимым условием для успешной реализации инклюзивного образования является сопровождение психолога, понимающего проблемы и трудности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Безусловно, что дети с различным характером нарушений нуждаются в поддержке, но поддержка должна носить индивидуальный характер, который определяется именно особенностями ребенка, связанными с характером нарушения здоровья. Для реализации этого канона в физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья появился термин адаптивная физкультура, который включал в себя довольно объемный комплекс мероприятий, для построения которого необходимо учитывать множество факторов. Мы можем сказать, что индивидуальные тренировки для детей с ограниченными возможностями здоровья - это первый шаг к построению системы занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья и, возможно, эта система со временем станет комплексом по адаптивной физической культуре.
Перед проведением экспериментального комплекса занятий нами были проведены педагогическое наблюдение и анкетирование. Педагогическое наблюдение позволило нам сделать выводы о текущем состоянии физического развития учащихся, а анкетирование позволило:
1. получить данные о детях с ОВЗ: о их психофизиологических особенностях, об общем состоянии здоровья, об уровне их физической подготовки;
2. составить адаптированную программу групповых занятий по общей физической подготовке детей с ОВЗ, опираясь на данные конкретных детей, обучающихся в общеобразовательных школах;
3. индивидуализировать программу настолько, насколько это возможно, тем самым сделав упор на те упражнения, которые вызывают у детей наибольшие трудности.
Согласно данным были составлены и проведены индивидуальные тренировочные занятия, в ходе которых было отмечено, что индивидуальный подход не только помог детям лучше справляться с упражнениями, но и повысил самооценку детей в общей физической деятельности, повысил уровень удовлетворенности занятиями, дети стали заниматься охотнее, когда упражнения стали получаться, либо когда им могли помочь и поддержать при неуспешном выполнении заданий. Таким образом, мы видим, что даже если индивидуальный подход оказался неэффективен в плане общей физической подготовки, он помог детям эмоционально справиться с трудностями при занятиях.
Математическая статистика данных с помощью t-критерия Стьюдента показало значимость различий и в контрольной, и в экспериментальной группах. Таким образом, статистически наша гипотеза о эффективности индивидуализации занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья не подтвердилась. Однако мы считаем, что дальнейшее использование индивидуальных тренировок с корректировкой их на начало года поможет детям с ограниченными возможностями здоровья улучшить свои результаты по сдаче нормативов по физической культуре, так как видели положительную динамику в экспериментальной группе во время проведения исследования.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Клиническая психология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Повышение уровня физической подготовленности старших подростков посредством внеурочных занятий в физкультурно-спортивном клубе (на примере секции баскетбол)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Коррекционное значение уроков социально-бытовой ориентации для
детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях
инклюзивного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Организация образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных организациях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Шахматный тренинг в физическом воспитании обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеванием опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Повышение эффективности физических упражнений в тхэквондо (Нижегородский государственный университет)
Магистерская диссертация, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



