Введение 3
Глава 1. Рациональное питание как элемент физического развития юного организма 5
1.1. Рациональное питание детей - важнейшее условие поддержания здоровья
нации 5
1.2. Роль белков и аминокислот в питании школьника 9
1.3. Роль жиров, углеводов и витаминов в здоровом питании школьника 21
1.4. Рациональное питание юного спортсмена 31
1.5. Важность физической культуры в формировании здорового образа
жизни 33
1.6. Особенности физических нагрузок у детей школьного возраста 35
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования 36
2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования 36
Глава 3. Результаты исследования 40
3.1. Результаты теоретической части педагогического эксперимента 40
3.2. Результаты практической части педагогического эксперимента 52
3.3. Результаты контрольных нормативов 57
3.4 Динамика изменений показателей физической подготовленности по результатам педагогического эксперимента 61
4. Заключение 63
5. Список использованной литературы
Актуальность дипломной работы.
Здоровый ребенок - главный приоритет любой страны, так как весь потенциал, все перспективы экономического и социального развития, науки и культуры, высокого уровня жизни - все это является результатом достигнутого детьми уровня здоровья, их физической и интеллектуальной работоспособности. Зачастую, многие педагоги и тренеры скудно осведомлены о важности и основах правильного питания, хотя оно является одним из важнейших факторов многостороннего развития личности. Отсюда особо актуальна проблема изучения роли здорового питания в физическом развитии школьников.
Спортивная наука пристально следит не только за повышением профессионального мастерства будущего контингента национальных команд, но и за поддержанием здоровья подростков и детей, не занимающихся спортом. Анализ теоретических знаний, практических достижений и рекомендаций указывает на то, что проблемы питания юных спортсменов и детей, не занимающихся спортом одинаковы, то есть тема, рассматриваемая в данной работе, актуальна для всех уровней подготовки.
Сегодня питание детей можно понимать как процесс, в котором важны многие его составляющие: физиологические и биохимические механизмы усвоения пищи; гигиенические и санитарные (экологические) нормативы; меняющиеся потребности и нормы питания в зависимости от видов спорта, этапов подготовки и соревнований, роста и развития; психологические, поведенческие реакции; вопросы этики и эстетики; культурная и информационная среда обитания и, наконец, социально - экономические условия.
Главная задача педагогов и родителей - быстро и качественно приспособить ребёнка к этому процессу, что не возможно без правильно и сбалансированного питания учитывающего вид спорта, возраст, период - учебно-тренировочный, соревновательный, восстановительный отдых и прочее.
Объект исследования: Учебный и воспитательный процесс школьников 12 - 14 лет.
Предмет исследования: Рацион и пищевые привычки школьников 12 - 14 лет
Гипотеза: Ожидается, что введение правильного, рационального питания, послужит основой для повышения показателей физических качеств.
Целью дипломной работы является исследование влияния рационального питания на развитие физических качеств школьников.
В задачи исследований входило:
1. Определить основные принципы в построении сбалансированного и рационально питания
2. Раскрыть элементы правильного питания и дать рекомендации по питанию
3. Проверить опытным путем эффективность рационального питания у детей.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической статистики.
Практическая база: Краевое Государственное Автономное Учреждение "Центр Молодёжных Инициатив "ФОРУМ", спортивный центр "Спортэкс".
Анализируя научно - методическую литературу выявлено несколько основных принципов в построении сбалансированного и рационально питания, а именно:
• Режим и дробность (5-7 раз в день);
• Наличие 3-х разового горячего питания;
• Сбалансированность рациона по основным пищевым веществам и энергии. В зависимости от вида спорта и характера деятельности, а также состояния здоровья в рационе питания должны присутствовать полноценные белки, которые содержатся в рыбе, птице, молочных кашах, яйцах. Кроме этого необходимо ежедневное поступление легкоусвояемых углеводов, а также жиров.
Кулинарная и технологическая обработка и приготовление блюд должно происходить с максимальным сохранением биологической ценности продуктов
Таким образом, исследования показали важную роль рационального питания на физическое состояние организма школьников и дано научное обоснование влияния рационального питания на физическое развитие организма.
По результатам проведённого педагогического эксперимента мы видим, что в экспериментальной группе, все процентные показатели увеличились почти вдвое, из этого мы можем сделать вывод о важности правильного и сбалансированного питания в физическом развитии школьников 14 лет.
По результатам проведенной нами работы, можно с уверенностью говорить что рациональное и здоровое питание один из важнейших моментов улучшения физических качеств и укрепления и сохранения здоровья. Рациональное питание формирует иммунитет, обеспечивает правильное физическое и психологическое развитие, повышает резистентность к различным заболеваниям и неблагоприятным условиям окружающего мира. Важно знать, что вредные пищевые привычки способны оказывать негативное влияние на формирующийся детский организм.
1. Биохимия: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред.В. В. Меньшикова, Н.И. Волкова. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 384 с.
2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988 - 301 с.
3. Вейдер Д. Журнал "Мускулы и фитнес" №3-4, 2006 - 214 с.
4. Волгарев М.Н., Батурин А.К., Гаппаров М.М. Углеводы в питании населения России. Вопросы питания, 1996. №2, с.3-6.
5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия, 2000
6. Захаров А., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки.
- М.: ЛЕПТОС, 1994
7. Курысь В.Н. Основы силовой подготовки юношей. - М.: Советский спорт, 2004
8. Ладодо К.С., Отт В.Д., Фатеева Э.М. Основы рационального питания детей. - Киев: Здоровье, 1987, с.6-8.
9. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: пособие для учителя /Березин А.В., А.П. Зданович, Ионов Б.Д. - М.: Просвещение, 2002
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип, - М.:
Издательский центр "Академия", 1999
11. Нормы физиологических потребностей пищевых веществ и энергии для различных групп населения СССР. Утверждены МЗ СССР 28.05.1991, №5786.
12. Отчет НИР "Разработка рационов питания для училищ олимпийского резерва Санкт-Петербурга". 1997.
13. Отчет СПбНИИФК "Структура питания и генетический статус лиц занимающихся физическими упражнениями с оздоровительной направленностью, в новых социально-экономических условиях". 1997№01.96.0 008748.
14. Пшендин А.И. Питание спортсменов. ГИОРД. СПб. 2002, с.160.
15. Рогов Е.И. Общая психология - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
16. Рогозин В.А., Назаров И.Б., Казаков В.И. Генетические маркеры физической работоспособности человека. Теория и практика физ. культуры. 2000, №12, с.34-36.
17. Рогозкин В.А., Пшендин А.И., Шишина Н.Н. Питание спортсменов. М., 1989.
18. Рогозкин В.А., Шишина Н.Н. Питание юных спортсменов. В кн.: Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1991, с.395-407.
19. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2000