Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения показателей самосознания дошкольников посещающих и не посещающих ДОУ 6
1.1. Понятие самосознания в трудах отечественных и зарубежных
психологов 6
1.2. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте 18
1.3. Значение ДОУ в развитии личности дошкольников 24
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование различий в показателях самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) 31
2.1. Процедура и методы исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 35
Выводы 49
Заключение 51
Список используемых источников 54
Приложения 58
Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, данный этап представляет собой время, на протяжении которого происходит формирование фактического склада личности и осуществляется развитие «механизмов» поведения личности. В дошкольном возрасте образуются «начальные узлы», которые устанавливают первые связи и взаимоотношения, образующие качественно новое, полное единство деятельности и субъекта - единство личности. Вследствие этого период дошкольного детства - это период на протяжении которого происходит складывание личностных психологических механизмов.
Вопрос о содержании структурных показателей самосознания личности остается актуальным на протяжении последнего десятилетия, однако первые методологические основы в изучении этой области были заложены С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьевым, Д.В. Ольшанским, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Н.Н. Авдеевой, М.Г. Елашиной и др. Все они сходятся в общем мнении о том, развитие самосознания начинается через телесные ощущения и развитие представления образа своего тела, видение своего отражения в зеркале и собственное волеизъявление. Образовавшись в раннем возрасте, самосознание начинает интенсивно развиваться и к концу дошкольного возраста оно представлено в виде зачатков мировоззренческих структур и первых разрозненных самооценок.
Исследованием самосознания детей дошкольного возраста занимались В.С. Мухина, М.М. Бахтина, И.И. Чеснокова, В.Г. Утробина, Е.А. Бирюкевич, Е.О. Смирнова и др.
Дошкольный возраст это не только, как выразился А.Н. Леонтьев, время «первого рождения личности», но еще и период формирования раннего представления о себе - «раннего образа Я», в качестве аффективно-когнитивного образования по М.И. Лисиной.
В современной психологии общепризнанной является мысль о том, что самосознание - это «сложное внутрипсихическое образование, которое имеет определенные функции, структуру и происхождение». С развитием психики ребенок усваивает совокупность прочных связей в области норм и правил, регламентирующих межличностные отношения, представления о самом себе и в целом представления об окружающем мире. Эти связи делают его неповторимой целостной личностью, адекватной самому себе. Однако, за последние 10 лет условия развития и формирования детской психики изменились, и то, что раньше посещение ребенком детского сада было привычным, в настоящее время считается не обязательной нормой. В связи с этим встает актуальный вопрос о том, существуют ли различия в показателях самосознания между дошкольниками посещающими и не посещающими ДОУ.
Проанализировав литературные источники по проблеме исследования, в качестве методологической основы нашей работы будет выступать определение самосознания Мухиной В.С., под которым она понимает «целостное единство», включающее пять элементов:
1. Половую идентификацию;
2. Личностное социальное пространство;
3. Отождествление себя, своего именем и телесной оболочки;
4. Психологическое время личности;
5. Стремление добиться признания.
Цель исследования: изучение различий в показателях самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) для разработки рекомендаций детским психологам, педагогам ДОУ и родителям.
Объект исследования: самосознание дошкольников.
Предмет исследования: различия в показателях самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ.
Гипотеза: существуют различия в показателях самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Провести анализ научной литературы по изучаемой проблеме, дать характеристику понятию самосознание.
2. Провести анализ научной литературы, посвященной особенностям развития самосознания детей в дошкольном возрасте.
3. Изучить особенности самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ.
4. Проанализировать результаты диагностики самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы
2. Психодиагностический метод, который включал в себя применение следующих методик:
- Методика «Изучение уровня самосознания» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной;
- Методика изучения половозрастной идентификации Н.Л. Белопольской;
- Методика «Дорожки» Е. Фокиной (на основе заданий, разработанных Б.Лонгом, Р.Зиллером, Р.Хендерсоном).
3. Методы математической статистики (критерий угловое преобразование Фишера и t-критерий Стьюдента)
Эмпирическая выборка состояла из 40 детей в возрасте 5-6 лет, 20 из которых посещают старшую группу детского сада г. Пензы и 20 детей, посещающих только студию раннего развития 2 раза в неделю.
В современной психологии общепризнанной является мысль о том, что самосознание - это «сложное внутрипсихическое образование, которое имеет определенные функции, структуру и происхождение». С развитием психики ребенок усваивает совокупность прочных связей в области норм и правил, регламентирующих межличностные отношения, представления о самом себе и в целом представления об окружающем мире. Эти связи делают его неповторимой целостной личностью, адекватной самому себе. Однако, за последние 10 лет условия развития и формирования детской психики изменились, и то, что считалось правильным и привычным более 10 лет назад, сейчас может быть мало значимым. В частности, такое мнение среди родителей возникает и в отношении ДОО, то есть часть родителей не считает необходимым посещение данных типов организаций, а в некоторых случаях считает это устаревшей привычкой. В связи с этим встает актуальный вопрос о том, существуют ли различия в показателях самосознания между дошкольниками посещающими и не посещающими ДОУ.
Целью нашего исследования стало изучение различий в показателях самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) для разработки рекомендаций детским психологам, педагогам ДОО и родителям.
Мы предположили, что существуют различия в показателях самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ.
Для реализации этой цели и гипотезы мы провели анализ научной литературы по изучаемой проблеме и дали характеристику понятию самосознание и особенностям его развития в дошкольном возрасте. Методологической основой нашего исследования выступили теоретические постулаты Мухиной В.С., в которых под самосознанием она понимает «целостное единство», включающее пять элементов: половую идентификацию; личностное социальное пространство; отождествление себя, своего именем и телесной оболочки; психологическое время личности; стремление добиться признания.
В качестве диагностического инструментария, нами были использованы следующие методики: методика «Изучение уровня самосознания» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной; методика изучения половозрастной идентификации Н.Л. Белопольской; методика «Дорожки» Е. Фокиной (на основе заданий, разработанных Б.Лонгом, Р.Зиллером, Р.Хендерсоном).
В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет, 20 из которых посещают старшую группу детского сада г. Пензы и 20 детей, посещающих только студию раннего развития 2 раза в неделю.
В результате проведенного диагностического эксперимента было установлено, что различия в показателях самосознания дошкольников, посещающих и не посещающих ДОО, проявляются в следующих особенностях:
- Дети посещающие ДОО чаще ориентированы на внеситуативные желания, а дети не посещающие детские сады чаще хотят играть и заниматься рисованием, игрой в пазлы и т.п. То есть дети, не посещающие детский сад, в большей степени направлены на игровую занятость, а дети, посещающие ДОО, в большей степени направлены на конкретные предметы, которыми в данный момент они не обладают;
- Перечисление режимных действий чаще встречается среди детей ДОО, по сравнению с детьми не из детского сада (фэмп=2,397, при р<0,01);
- Развернутый рассказ о событиях чаще встречается у детей, не посещающих детский сад, по сравнению с детьми из ДОУ (фэмп=3,613, при р<0,01), что свидетельствует о том, что уровень самосознания выше среди детей не посещающих ДОО, по сравнению с детьми, посещающими детский сад;
- Дошкольники, посещающие детский сад, значительно чаще идентифицируют себя со своим возрастом (фэмп=3,649, при р<0,01), чем дошкольники, не посещающие детский сад. А вторые в свою очередь чаще идентифицируют себя с образом школьника, чем дети из детского сада.
- Дошкольники, посещающие детский сад, значительно чаще могут себя идентифицировать с образом «старости», по сравнению с детьми, посещающими школы раннего развития (фэмп=2,574, при р<0,01);
- Уровень самооценки детей не посещающих ДОО выше, по сравнению с дошкольниками, посещающими ДОО (1эмп.=2,3, при р<0,05);
Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия в показателях самосознания дошкольников посещающих и не посещающих ДОО, подтвердилась.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М.: ООО «ПЕР СЭ», 2008. - 431 с.
2. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного развития личности: дис. ... д-ра психол. наук / Л.Н. Антилогова.
- Новосибирск, 1999. - 434 с.
3. Баязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе / И.В. Баязитова // Психологический журнал. - 1998. - Том 19. - №4.- с.27-41.
4. Белкин А.И. Индивидуальность и социализация (по данным изучения лиц, сменивших пол) / А.И. Белкин // Гормоны и мозг. - М., 1979. С.23-24.
5. Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте (психологический практикум) / О.А. Белобрыкина. - СПб.: Речь, 2006г. - 320 с.
6. Бернс Р. Развитие Я - концепций и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986. - 422с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
8. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея.
- М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 161 - 166.
9. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
10. Гусейнов А.А., Апресян, Р.Г. Этика: Учебник / А.А. Гусейнов,Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 1998. - 472 с.
11. Данг Л.Ф. Взаимодействие детского сада и семьи в организации досуга детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук
/ Л.Ф. Данг. - СПб., 2007 - 24 с.
12. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 171 с.
13. Захарова A.B. Генезис самооценки / A.B. Захарова: Автореф. дис. докт. псих, наук: 19.00.01. - М., 1989. - 44 с.
14. Колышко A.M. Психология самоотношения / A.M. Колышко: Учебное пособие. - Гродно: ГрГУ. - 102 с.
15. Корепанова М.В., Куниченко О.В. Образ Я как механизм регуляции нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / М.В. Корепанова, Куниченко // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08: URL: http://ekoncept.ru/2013/13574.htm
...
45 источников