Содержание уроков физической культуры, с преимущественным использованием средств волейбола
|
Введение 3
I. Проблема повышения эффективности проведения уроков физической
культуры в школе 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности 6
1.2 Психологические особенности 10
1.3 Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической
культурой 12
1.4 Особенности учебно-познавательной мотивации 14
1.5 Влияние уроков физкультуры на уровень физической
подготовленности учащихся 26
1.6 Содержание программы физического воспитания в школе и организация и проведение уроков физкультуры игровой направленности 29
II. Методы и организация исследований 36
2.1. Методы исследований 36
2.2. Организация исследований 46
III. Разработка и обоснование воздействия уроков
физической культуры игровой направленности в 7-8 классах средней школы 49
3.1. Характер воздействия уроков физической культуры на уровень физической подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 7-8 классов 49
3.2. Годовые изменения показателей физической подготовленности
обучающихся 7-8 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе 57
3.3. Результаты исследования 71
Выводы 74
Практические рекомендации 75
Список использованных источников
I. Проблема повышения эффективности проведения уроков физической
культуры в школе 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности 6
1.2 Психологические особенности 10
1.3 Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической
культурой 12
1.4 Особенности учебно-познавательной мотивации 14
1.5 Влияние уроков физкультуры на уровень физической
подготовленности учащихся 26
1.6 Содержание программы физического воспитания в школе и организация и проведение уроков физкультуры игровой направленности 29
II. Методы и организация исследований 36
2.1. Методы исследований 36
2.2. Организация исследований 46
III. Разработка и обоснование воздействия уроков
физической культуры игровой направленности в 7-8 классах средней школы 49
3.1. Характер воздействия уроков физической культуры на уровень физической подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 7-8 классов 49
3.2. Годовые изменения показателей физической подготовленности
обучающихся 7-8 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе 57
3.3. Результаты исследования 71
Выводы 74
Практические рекомендации 75
Список использованных источников
Актуальность. Одним из важных приоритетов является сохранение здоровья школьников. Ни одна школа не может считаться успешной, если учебные достижения получены за счет здоровья детей. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься здоровьем должны, в том числе и педагоги.
Как сделать уроки физической культуры интересными? Как объективно оценить достижения каждого учащегося? Как сформировать потребность к систематическим занятиям физической культурой, сохранению и укреплению своего здоровья? [17,22,25].
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у обучающихся устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы [17, 36].
Существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка, поэтому, продолжающиеся исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. [18].
В многообразии средств физического воспитания обучающихся, особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры [50,51], однако эффективные педагогические технологии использования многих из них, и частности, волейбола, в учебном процессе до сих пор не разработаны.
Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у обучающихся, нами была предложена экспериментально обоснованная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 7-8 классах.
Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Объект исследования - образовательный процесс на уроках физической культуры в 7-8 классах.
Предмет исследования - содержание уроков физической культуры, с преимущественным использованием средств волейбола.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола в 7-8 классах общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать и обосновать воздействие уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола на уровень физической подготовленности.
3. Оценить степень эффективности урока физической культуры в 7-8- классах.
Гипотеза исследования: предполагалось, что организация и проведение уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола, будет успешным, если учитывать потребности подростков в двигательной активности, что позволит заметно повысить интерес обучающихся к занятиям физической культуры.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой теме.
2. Анкетирование
3. Педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение.
4. Педагогическое тестирование.
5. Методы математической статистики.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении представлений о возможностях эффективности уроков школьной физической культуры путем реализации идеи игровой направленности занятий.
Практическая значимость.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы по разработанным учебным планам позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.
Как сделать уроки физической культуры интересными? Как объективно оценить достижения каждого учащегося? Как сформировать потребность к систематическим занятиям физической культурой, сохранению и укреплению своего здоровья? [17,22,25].
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у обучающихся устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы [17, 36].
Существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка, поэтому, продолжающиеся исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. [18].
В многообразии средств физического воспитания обучающихся, особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры [50,51], однако эффективные педагогические технологии использования многих из них, и частности, волейбола, в учебном процессе до сих пор не разработаны.
Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у обучающихся, нами была предложена экспериментально обоснованная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 7-8 классах.
Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Объект исследования - образовательный процесс на уроках физической культуры в 7-8 классах.
Предмет исследования - содержание уроков физической культуры, с преимущественным использованием средств волейбола.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола в 7-8 классах общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать и обосновать воздействие уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола на уровень физической подготовленности.
3. Оценить степень эффективности урока физической культуры в 7-8- классах.
Гипотеза исследования: предполагалось, что организация и проведение уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола, будет успешным, если учитывать потребности подростков в двигательной активности, что позволит заметно повысить интерес обучающихся к занятиям физической культуры.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой теме.
2. Анкетирование
3. Педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение.
4. Педагогическое тестирование.
5. Методы математической статистики.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении представлений о возможностях эффективности уроков школьной физической культуры путем реализации идеи игровой направленности занятий.
Практическая значимость.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы по разработанным учебным планам позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.
1. В ходе исследования научной-методической литературы, мы пришли к выводу, что при организации и проведении уроков физической культуры игровой направленности необходимо учитывать возрастные особенности и потребности обучающихся в двигательной активности, и особенно необходимы программы занятий, позволяющие повысить интерес к урокам физической культуры, эффективно противостоять гиподинамии.
2. Предлагаемые организационно-педагогические аспекты проведения уроков физкультуры игровой направленности, устранением методических несогласованностей в распределении учебного материала, особенностями построения частей урока, позволяют осуществлять эффективное обучение учащихся волейболу.
3. Разработанная и экспериментально проверенная педагогическая технология проведения уроков физкультуры игровой направленности в 7- 8 классах средней школы позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысить эффективность школьной физической культуры, обеспечивает устойчивый интерес обучающихся к занятиям, повышение уровня их физической подготовленности, а также повышение качества сдачи контрольных нормативов по сравнению с традиционной программой.
2. Предлагаемые организационно-педагогические аспекты проведения уроков физкультуры игровой направленности, устранением методических несогласованностей в распределении учебного материала, особенностями построения частей урока, позволяют осуществлять эффективное обучение учащихся волейболу.
3. Разработанная и экспериментально проверенная педагогическая технология проведения уроков физкультуры игровой направленности в 7- 8 классах средней школы позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысить эффективность школьной физической культуры, обеспечивает устойчивый интерес обучающихся к занятиям, повышение уровня их физической подготовленности, а также повышение качества сдачи контрольных нормативов по сравнению с традиционной программой.
Подобные работы
- Развитие физических качеств младших школьников на занятиях футболом в системе дополнительного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Формирование УУД обучающихся 12-13 лет при изучении раздела волейбол на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Повышение эффективности уроков физической культуры в 6-7 классах средствами волейбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Формирование УУД обучающихся старшей школы при изучении раздела «Волейбол» на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Методика обучения связующего игрока в волейболе
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Методика совершенствования двигательно-координационных способностей у юных баскетболистов гимназии №5
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Специальные упражнения для быстроты перемещений начинающих волейболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2014



