Введение 3
I. Проблема повышения эффективности проведения уроков физической
культуры в школе 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности 6
1.2 Психологические особенности 10
1.3 Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической
культурой 12
1.4 Особенности учебно-познавательной мотивации 14
1.5 Влияние уроков физкультуры на уровень физической
подготовленности учащихся 26
1.6 Содержание программы физического воспитания в школе и организация и проведение уроков физкультуры игровой направленности 29
II. Методы и организация исследований 36
2.1. Методы исследований 36
2.2. Организация исследований 46
III. Разработка и обоснование воздействия уроков
физической культуры игровой направленности в 7-8 классах средней школы 49
3.1. Характер воздействия уроков физической культуры на уровень физической подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 7-8 классов 49
3.2. Годовые изменения показателей физической подготовленности
обучающихся 7-8 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе 57
3.3. Результаты исследования 71
Выводы 74
Практические рекомендации 75
Список использованных источников
Актуальность. Одним из важных приоритетов является сохранение здоровья школьников. Ни одна школа не может считаться успешной, если учебные достижения получены за счет здоровья детей. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься здоровьем должны, в том числе и педагоги.
Как сделать уроки физической культуры интересными? Как объективно оценить достижения каждого учащегося? Как сформировать потребность к систематическим занятиям физической культурой, сохранению и укреплению своего здоровья? [17,22,25].
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у обучающихся устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы [17, 36].
Существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка, поэтому, продолжающиеся исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. [18].
В многообразии средств физического воспитания обучающихся, особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры [50,51], однако эффективные педагогические технологии использования многих из них, и частности, волейбола, в учебном процессе до сих пор не разработаны.
Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у обучающихся, нами была предложена экспериментально обоснованная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 7-8 классах.
Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Объект исследования - образовательный процесс на уроках физической культуры в 7-8 классах.
Предмет исследования - содержание уроков физической культуры, с преимущественным использованием средств волейбола.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола в 7-8 классах общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать и обосновать воздействие уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола на уровень физической подготовленности.
3. Оценить степень эффективности урока физической культуры в 7-8- классах.
Гипотеза исследования: предполагалось, что организация и проведение уроков физической культуры с преимущественным использованием средств волейбола, будет успешным, если учитывать потребности подростков в двигательной активности, что позволит заметно повысить интерес обучающихся к занятиям физической культуры.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой теме.
2. Анкетирование
3. Педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение.
4. Педагогическое тестирование.
5. Методы математической статистики.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении представлений о возможностях эффективности уроков школьной физической культуры путем реализации идеи игровой направленности занятий.
Практическая значимость.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы по разработанным учебным планам позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.
1. В ходе исследования научной-методической литературы, мы пришли к выводу, что при организации и проведении уроков физической культуры игровой направленности необходимо учитывать возрастные особенности и потребности обучающихся в двигательной активности, и особенно необходимы программы занятий, позволяющие повысить интерес к урокам физической культуры, эффективно противостоять гиподинамии.
2. Предлагаемые организационно-педагогические аспекты проведения уроков физкультуры игровой направленности, устранением методических несогласованностей в распределении учебного материала, особенностями построения частей урока, позволяют осуществлять эффективное обучение учащихся волейболу.
3. Разработанная и экспериментально проверенная педагогическая технология проведения уроков физкультуры игровой направленности в 7- 8 классах средней школы позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысить эффективность школьной физической культуры, обеспечивает устойчивый интерес обучающихся к занятиям, повышение уровня их физической подготовленности, а также повышение качества сдачи контрольных нормативов по сравнению с традиционной программой.
1. Аванесов В. С. Рейтинг студента// Школьные технологии. - 2005. - №
2. - с. 179-181.
2. Аверьянов Г. С. Описание системы диагностики знаний, основанной на вероятностных условиях// Школьные технологии. - 2005. - № 2, с. 202-206.
3. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / И. В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайво- ронский. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 244-248 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов, преподавателей институтов физической культуры. М.; Физкультура и спорт, 1978. - 233с., ил.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.; Просвещение, 1982. -195с.
6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996,№1.- с.23 - 25.
7. . Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. - 2004. - №1. 134-136с.
8. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол, учебник для институтов физической культуры. М6ФиС,2006.
9. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.; ФиС, 2007.
10. Большенков В.Г. Для сельских начальных малокомплектных школ // Физическая культура в школе. - 1993. - №3. - с.8-11.
11. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В., Лащинский В.Н.. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №7. - с. 22-25.
12. Возможное направление работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура в школе. - 1991, №6. - с. 3-8.
13. Возрастная анатомия и физиология : учеб. пособие / И.М. Прищепа. — Минск : Новое знание, 2006. —123-132 с.
14. Воронцова А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: образовательная система Д. В. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: 2002. 140- 145 с.
15. Джубаев Ю.А. Физическая рекреация по месту жительства детей старшего школьного возраста: Автореф... дис... канд. пед. наук. - Л., 1990. - 23с.
16. Дурова А. И. Нужны ли отметки школе?// Газ н/ш. - 2005. - № 16, с. 40.
17. Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. Волейбол в школе. М. Просвещение, 1989.
18. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.; Физкультура и спорт. - 1985. - 192с.
19. Иванов А.А. Совершенствуя комплексную программу // Физическая культура в школе. - 1990. №9. -с. 23-27.
20. Иващенко Л.Я. Программирование занятий оздоровительной направленности // теория и практика физической культуры 1990. - №1. -с. 31-34.
21. Ковалёва Г. С. И др. Общие подходы и требования к созданию общероссийской системы оценки качества образования// Школьные технологии. - 2005. - № 5. - с. 132-134.
22. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VII класс. // Физическая культура в школе. - 1994. №2. - с. 23-25.
23. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VIII класс. // Физическая культура в школе. - 1995. №1. - с. 28-32.
24. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. IX класс. // Физическая культура в школе. - 1996. №1. - с. 10-13.
25. Костюков В.В., Лпазурак Г.И. Поставив во главу угла волейбол и футбол // Физическая культура в школе. - 1990. - №10. - с. 24-27.
26. Крылов Л.М. Нетрадиционные формы // Физическая культура в школе. - 1991, №12. -с. 8-9.
27. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. // Теория и практика физической культуры. - 1990, №9. -с. 10-14.
28. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Базовый компонент необходим // //
Физическая культура в школе. - 1991, №1. с. 2-7.
29. Мотылянский Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К., Артамонов В.Н. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни // теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. -с. 27-29.
30. Моргунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта /Е.Н. Моргунов, Б.И. Мартьянов. - М.: ACADEMA, 2000. 287- 288 с.
31. Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка - 1996, №1. - с. 53-58.
32. Об активности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. - 1996, №1. - с. 2.
33. Озолин Н.Г. Молодому коллеге.- М: ФиС, 1988. - 288с.
34. Оинума С. Уроки волейбола, М: ФиС, 1985.
35. Петренко И.И. Педагогическое просвещение родителе // Физическая культура в школе. - 1984, №1,2, - с. 39.
36. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.; Физкультура и спорт. - 1984. с.104.
37. Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). Подг. Е.Н. Литвиновым, М.Я. Виленским, Б.И. Туркуновым. - М.; Просвещение, 1992. - с. 76.
38. Программа физического воспитания I-XI классов, основанная на однои из видов спорта (баскетбол). Подг. Е.Н. Литвиновым, М.Я. Виленским, Б.И. Туркуновым. - М.; Просвещение, 1992. - с. 156.
39. Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей. Подг. В.И. Ляхом, Г.Б. Мейксоном. - М.; Просвещение, 1993.с. 64.
40. Псеунок А.А. Основы анатомии и физиологии детей и подростков (лекции). - Майкоп: изд-во АГУ, 2006. - 120-125 с
41. Рыцарев В.В. Волейбол Попытка причинного истолкования приемов в игре и процесса подготовки волейболистов, М: 2005.
42. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. инстит по спец. №2114 «Физ. воспитание» // В.Д. Ковалев, В.А. Голомазов, С.А. Караминас и др.; Под ред В.Д. Ковалева. - М.; Просвещение, 1988. - с. 304.
43. Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для институтов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов,
З.Н. Вяткина и др.: под.ред. Б.А. Ашмарина.- М: просвещение, 1990.-287с.
44. Физическая культура. Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы. / Н.И. Алексеев, В.В. Афанасьев, А.И. Бессунов и др.; Под ред. А.П. Матвеева. - М.; Радио и связь, 1995. - с. 2.
45. Физическое воспитание учащихся I -XI классов с направленным развитием двигательных способностей / Физическая культура в школе - 1994, - №1. -43с;№2 - 32с; №3- 28с;.
46. Шаулин В.Н., Мейксон Г.Б. По программе или без? // Физическая культура в школе. - 1994. - №2. - с. 2-5.
47. http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/reytingovaya-sistema-ocenivaniya-kak-sredstvo
48. http://referatyk.com/biologiya/12401-
vozrastnyie osobennosti fiziologii i anatomii detey i podrostkov.html
49. http://www.ug.ru/03.11/t48.htm - Информационный сайт учительской газеты
50. http://festival.1september.ru/- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005 - 2006 учебного года
51. E-lib.gasu.ru/eposobia/UMK/chanchaeva4.pdf - Возрастная анатомия и физиология. Учебно-методический комплекс. Составитель - Чанчаева Е.А., к.б.н., доцент
52. www.dissercat.com/content/formirovanie-pozitivnogo-otnosheniya- uchashchikhsya-k-zanyatiyam-fizicheskoi-kulturoi- Формирование позитивного отношения учащихся к занятиям физической культурой. - Зизикова С.И., к.п.н.