Повышение эффективности уроков физической культуры в 6-7 классах средствами волейбола
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ 7
1.1 Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической культурой 7
1.2 Влияние уроков физкультуры на уровень физической подготовленности
учащихся 10
1.3 Содержание программы физического воспитания в школе, основанной
на игре «волейбол» 12
1.4. Организация и проведение уроков физкультуры игровой направленности 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 20
2.1. Методы исследований 20
2.1.1. Анализ научно-методической литературы 20
2.1.2. Анкетирование 20
2.1.3. Педагогическое наблюдение и эксперимент 21
2.1.4. Педагогическое тестирование 21
2.1.5. Методы математической статистики 23
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 26
2.2.1. Проведение исследований 26
2.2.2. Характеристика испытуемых 26
ГЛАВА III 28
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 28
3.1. Годичное планирование и технология проведения уроков 29
3.2. Годичные изменения показателей физической подготовленности
школьников 6-7 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе 36
3.3. Характер воздействия уроков физкультуры на уровень физической
подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6-7 классов 42
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Приложения 57
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ 7
1.1 Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической культурой 7
1.2 Влияние уроков физкультуры на уровень физической подготовленности
учащихся 10
1.3 Содержание программы физического воспитания в школе, основанной
на игре «волейбол» 12
1.4. Организация и проведение уроков физкультуры игровой направленности 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 20
2.1. Методы исследований 20
2.1.1. Анализ научно-методической литературы 20
2.1.2. Анкетирование 20
2.1.3. Педагогическое наблюдение и эксперимент 21
2.1.4. Педагогическое тестирование 21
2.1.5. Методы математической статистики 23
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 26
2.2.1. Проведение исследований 26
2.2.2. Характеристика испытуемых 26
ГЛАВА III 28
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 28
3.1. Годичное планирование и технология проведения уроков 29
3.2. Годичные изменения показателей физической подготовленности
школьников 6-7 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе 36
3.3. Характер воздействия уроков физкультуры на уровень физической
подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6-7 классов 42
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Приложения 57
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и особенно учащейся молодежи. (37).
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы (17, 36). Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения уроков физической культуры, привело к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания школьников (13,50,51,52,57).
Однако, существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка, поэтому, продолжающиеся исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. (18).
В многообразии средств физического воспитания школьников, особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры (50,51), однако эффективные педагогические технологии использования многих из них, и частности, волейбола, в учебном процессе до сих пор не разработаны.
Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников, нами была предложена экспериментально обоснованная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 6-7 классах.
Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать +основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Объект исследования - физическое воспитание обучающихся 6-7 классов.
Предметом исследования явилось эффективность проведения уроков физической культуры средствами волейбола.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средствами волейбола.
Гипотеза.
Предполагалось, что организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности, учитывающая особенности мотивов и потребностей подростков в двигательной активности позволяет заметно повысить интерес учащихся к занятиям, способствует успешному решению задач физического воспитания подрастающего поколения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Выявить мотивы и потребность в занятиях физической культурой и спортом (в частности волейболом) учащихся общеобразовательной школы.
2. Разработать тематические- поурочные планы проведения уроков
физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средней школы, включающие преимущественно обучение волейболу.
3. Экспериментально определить характер воздействия уроков
физической культуры игровой направленности на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые:
а) была выявлена мотивация и потребность учащихся общеобразовательных школ г. Дивногорска в занятиях физической культурой и спортом;
б) на материале волейбола была теоретически обоснована и экспериментально проверена организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах;
в) разработаны годовые планы занятий физической культурой, предусматривающие обучение волейболу;
г) установлены особенности влияния урочных форм игровой двигательной активности на уровень физической подготовленности учащихся.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении представлений о возможностях эффективности уроков школьной физической культуры путем реализации идеи игровой направленности занятий средствами волейбола.
Практическая значимость.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы по разработанным учебным планам позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы (17, 36). Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения уроков физической культуры, привело к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания школьников (13,50,51,52,57).
Однако, существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка, поэтому, продолжающиеся исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. (18).
В многообразии средств физического воспитания школьников, особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры (50,51), однако эффективные педагогические технологии использования многих из них, и частности, волейбола, в учебном процессе до сих пор не разработаны.
Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников, нами была предложена экспериментально обоснованная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 6-7 классах.
Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать +основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Объект исследования - физическое воспитание обучающихся 6-7 классов.
Предметом исследования явилось эффективность проведения уроков физической культуры средствами волейбола.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средствами волейбола.
Гипотеза.
Предполагалось, что организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности, учитывающая особенности мотивов и потребностей подростков в двигательной активности позволяет заметно повысить интерес учащихся к занятиям, способствует успешному решению задач физического воспитания подрастающего поколения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Выявить мотивы и потребность в занятиях физической культурой и спортом (в частности волейболом) учащихся общеобразовательной школы.
2. Разработать тематические- поурочные планы проведения уроков
физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средней школы, включающие преимущественно обучение волейболу.
3. Экспериментально определить характер воздействия уроков
физической культуры игровой направленности на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые:
а) была выявлена мотивация и потребность учащихся общеобразовательных школ г. Дивногорска в занятиях физической культурой и спортом;
б) на материале волейбола была теоретически обоснована и экспериментально проверена организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах;
в) разработаны годовые планы занятий физической культурой, предусматривающие обучение волейболу;
г) установлены особенности влияния урочных форм игровой двигательной активности на уровень физической подготовленности учащихся.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении представлений о возможностях эффективности уроков школьной физической культуры путем реализации идеи игровой направленности занятий средствами волейбола.
Практическая значимость.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы по разработанным учебным планам позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.
1. При организации и проведении уроков физической культуры игровой направленности средствами волейбола необходимо учитывать возрастные особенности, мотивы и потребности учащихся в двигательной активности
а) игровым видом двигательной активности в некоторых классах отдают предпочтение более 40 процентов учащихся, гимнастике 10 процентов, легкой атлетике 15-20 процентов, другим видам деятельности 25-30 процентов.
б) в 6-7 классах волейбол среди спортивных игр находится у девочек на первом месте, а у мальчиков на втором месте, после футбола.
в) возраст 12-13 лет можно считать рубежом, после которого усиливаются негативные процессы, связанные со снижением двигательной активности школьников и для них особенно необходимы программы занятий, позволяющие повысить интерес к урокам физической культуры, эффективно противостоять гиподинамии.
2. Предлагаемые организационно-педагогические аспекты проведения уроков физкультуры игровой направленности, связанные с изменением состава тренировочных средств, устранением методических несогласованностей в распределении учебного материала, особенностями построения частей урока, позволяют осуществлять эффективное обучение учащихся волейболу.
3. Разработанная и экспериментально проверенная педагогическая технология проведения уроков физкультуры игровой направленности в 6 - 7 классах позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысить эффективность школьной физической культуры, обеспечивает устойчивый интерес учащихся к занятиям, повышение уровня их физической подготовленности, а также повышение качества сдачи контрольных нормативов по сравнению с традиционной программой.
а) игровым видом двигательной активности в некоторых классах отдают предпочтение более 40 процентов учащихся, гимнастике 10 процентов, легкой атлетике 15-20 процентов, другим видам деятельности 25-30 процентов.
б) в 6-7 классах волейбол среди спортивных игр находится у девочек на первом месте, а у мальчиков на втором месте, после футбола.
в) возраст 12-13 лет можно считать рубежом, после которого усиливаются негативные процессы, связанные со снижением двигательной активности школьников и для них особенно необходимы программы занятий, позволяющие повысить интерес к урокам физической культуры, эффективно противостоять гиподинамии.
2. Предлагаемые организационно-педагогические аспекты проведения уроков физкультуры игровой направленности, связанные с изменением состава тренировочных средств, устранением методических несогласованностей в распределении учебного материала, особенностями построения частей урока, позволяют осуществлять эффективное обучение учащихся волейболу.
3. Разработанная и экспериментально проверенная педагогическая технология проведения уроков физкультуры игровой направленности в 6 - 7 классах позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысить эффективность школьной физической культуры, обеспечивает устойчивый интерес учащихся к занятиям, повышение уровня их физической подготовленности, а также повышение качества сдачи контрольных нормативов по сравнению с традиционной программой.
Подобные работы
- Организация и проведение уроков физической культуры методом круговой тренировки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Повышение эффективности уроков физической культуры в 6-7 классах общеобразовательной школе.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Содержание уроков физической культуры, с преимущественным использованием средств волейбола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Формирование командного взаимодействия обучающихся пятых классов
на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Формирование УУД обучающихся 12-13 лет при изучении раздела волейбол на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Формирование командного взаимодействия обучающихся 5 классов на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПОДАЧИ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА В ВОЛЕЙБОЛЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-12 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023



