ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ 7
1.1 Мотивы и потребности учащихся в занятиях физической культурой 7
1.2 Влияние уроков физкультуры на уровень физической подготовленности
учащихся 10
1.3 Содержание программы физического воспитания в школе, основанной
на игре «волейбол» 12
1.4. Организация и проведение уроков физкультуры игровой направленности 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 20
2.1. Методы исследований 20
2.1.1. Анализ научно-методической литературы 20
2.1.2. Анкетирование 20
2.1.3. Педагогическое наблюдение и эксперимент 21
2.1.4. Педагогическое тестирование 21
2.1.5. Методы математической статистики 23
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 26
2.2.1. Проведение исследований 26
2.2.2. Характеристика испытуемых 26
ГЛАВА III 28
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В 6-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 28
3.1. Годичное планирование и технология проведения уроков 29
3.2. Годичные изменения показателей физической подготовленности
школьников 6-7 классов, занимающихся физической культурой по обычной и экспериментальной программе 36
3.3. Характер воздействия уроков физкультуры на уровень физической
подготовленности и показатели учебной деятельности учащихся 6-7 классов 42
ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 47
ВЫВОДЫ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Приложения 57
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и особенно учащейся молодежи. (37).
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у школьников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни. Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей, тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего - излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать пожелания учащихся их интересы, а также возможности школы (17, 36). Усилившаяся в начале 90-х годов необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения уроков физической культуры, привело к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания школьников (13,50,51,52,57).
Однако, существующие программы не позволяют в полной мере учитывать региональные условия, национальные традиции, особенности работы отдельной школы, запросы конкретного учителя и ребенка, поэтому, продолжающиеся исследования, направленные на преобразование школьной физической культуры, связаны прежде всего с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности содержания уроков, учитывающих условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием опережающего и развивающего обучения и т.д. (18).
В многообразии средств физического воспитания школьников, особое место, в силу своей универсальности, доступности, эмоциональности и привлекательности, занимают подвижные и спортивные игры (50,51), однако эффективные педагогические технологии использования многих из них, и частности, волейбола, в учебном процессе до сих пор не разработаны.
Учитывая особенности организации физического воспитания и большую популярность волейбола у школьников, нами была предложена экспериментально обоснованная идея его эффективного использования на уроках физической культуры в 6-7 классах.
Игра в волейбол по своей эмоциональной окраске и двигательной структуре доступна школьникам любого возраста, и позволяет решать +основные задачи программы физического воспитания, так как не только обеспечивает развитие специальных навыков и двигательных качеств, но и закладывает фундамент общей физической подготовленности. Постоянно меняющаяся игровая ситуация, выбор наиболее рациональных технических средств, быстрый переход от одних действий к другим повышают подвижность нервных процессов. Достижение общей цели во время игры приучает к коллективизму, к сотрудничеству и взаимопомощи.
Объект исследования - физическое воспитание обучающихся 6-7 классов.
Предметом исследования явилось эффективность проведения уроков физической культуры средствами волейбола.
Цель исследования - обосновать и экспериментально проверить эффективность организации и проведения уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средствами волейбола.
Гипотеза.
Предполагалось, что организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности, учитывающая особенности мотивов и потребностей подростков в двигательной активности позволяет заметно повысить интерес учащихся к занятиям, способствует успешному решению задач физического воспитания подрастающего поколения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Выявить мотивы и потребность в занятиях физической культурой и спортом (в частности волейболом) учащихся общеобразовательной школы.
2. Разработать тематические- поурочные планы проведения уроков
физической культуры игровой направленности в 6-7 классах средней школы, включающие преимущественно обучение волейболу.
3. Экспериментально определить характер воздействия уроков
физической культуры игровой направленности на уровень физической подготовленности подростков 13-14 лет.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые:
а) была выявлена мотивация и потребность учащихся общеобразовательных школ г. Дивногорска в занятиях физической культурой и спортом;
б) на материале волейбола была теоретически обоснована и экспериментально проверена организация и проведение уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах;
в) разработаны годовые планы занятий физической культурой, предусматривающие обучение волейболу;
г) установлены особенности влияния урочных форм игровой двигательной активности на уровень физической подготовленности учащихся.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в расширении представлений о возможностях эффективности уроков школьной физической культуры путем реализации идеи игровой направленности занятий средствами волейбола.
Практическая значимость.
Проведение уроков физической культуры игровой направленности в средних классах общеобразовательной школы по разработанным учебным планам позволяет существенно усиливать их развивающий и оздоровительный эффект.
1. При организации и проведении уроков физической культуры игровой направленности средствами волейбола необходимо учитывать возрастные особенности, мотивы и потребности учащихся в двигательной активности
а) игровым видом двигательной активности в некоторых классах отдают предпочтение более 40 процентов учащихся, гимнастике 10 процентов, легкой атлетике 15-20 процентов, другим видам деятельности 25-30 процентов.
б) в 6-7 классах волейбол среди спортивных игр находится у девочек на первом месте, а у мальчиков на втором месте, после футбола.
в) возраст 12-13 лет можно считать рубежом, после которого усиливаются негативные процессы, связанные со снижением двигательной активности школьников и для них особенно необходимы программы занятий, позволяющие повысить интерес к урокам физической культуры, эффективно противостоять гиподинамии.
2. Предлагаемые организационно-педагогические аспекты проведения уроков физкультуры игровой направленности, связанные с изменением состава тренировочных средств, устранением методических несогласованностей в распределении учебного материала, особенностями построения частей урока, позволяют осуществлять эффективное обучение учащихся волейболу.
3. Разработанная и экспериментально проверенная педагогическая технология проведения уроков физкультуры игровой направленности в 6 - 7 классах позволяет раскрыть неиспользованные резервы урочной формы обучения, повысить эффективность школьной физической культуры, обеспечивает устойчивый интерес учащихся к занятиям, повышение уровня их физической подготовленности, а также повышение качества сдачи контрольных нормативов по сравнению с традиционной программой.
1. Ахмеров Э.К. Волейбол для начинающих, - Мн: Полыня, 1985.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов,
преподавателей институтов физической культуры. М.; Физкультура и спорт, 1978. - 233с., ил.
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.; Просвещение, 1982. -195с.
4. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации
физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996,№1.- с.23 - 25.
5. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. с. 22-26.
6. Белинович В.В. Обязательное условие: О методической
последовательности в распределении учебного материала // Физическая культура в школе. - 1967. -№2. - с. 4-7.
7. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол, учебник для институтов физической культуры. М6ФиС,2006.
8. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. М.; ФиС, 2007.
9. Берещук Г.В., Слупский Л.Н. Предпочтение отдали волейболу // Физическая культура в школе. - 1989 - №8. - с. 17-19.
10. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.; Физкультура и спорт, 1985 - 192с.
11. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М: ФиС, 1987.-208с.
12. Богословский В.П. В новом учебном году - по новой программе // Физическая культура в школе. - 1983, №7. - с.7-11.
13. Большенков В.Г. Для сельских начальных малокомплектных школ // Физическая культура в школе. - 1993. - №3. - с.8-11.
14. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В., Лащинский В.Н.. Отношение старшеклассников школ нового типа к физической культуре // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №7. - с. 22-25.
15. Возможное направление работы. Концепция перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура в школе. - 1991, №6. - с. 3-8.
16. Воробьев И.П. Спортивные игры. М.; Просвещение 1975.
17. Грищенков С.С., Возняк С.В.. Динамические наблюдения за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом // Начальная подготовка юного спортсмена.- М.; 1966. -с. 38¬40.
18. Джубаев Ю.А. Физическая рекреация по месту жительства детей старшего школьного возраста: Автореф... дис... канд. пед. наук. - Л., 1990. - 23с.
19. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.; ФиС 1978.
20. Железняк Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет. М. ФиС 1961.
21. Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. Волейбол в школе. М. Просвещение, 1989.
22. Завьялов Л.К. Планирование теоретического материала // Физическая культура в школе. - 1982. - № 8. с.17-21.
23. Завьялов Л.К. Формы и методы изложения теоретического материала // Физическая культура в школе. - 1982. - №12. - с. 18-20.
24. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.; Физкультура и спорт. - 1985. - 192с.
25. Иванов А.А. Совершенствуя комплексную программу // Физическая культура в школе. - 1990. №9. -с. 23-27.
26. Иващенко Л.Я. Программирование занятий оздоровительной направленности // теория и практика физической культуры 1990. - №1. - с. 31-34.
27. Ивойлов А.В. Волейбол. Минск: Вышэйш. шк. 1985.
28. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы. М.; Просвещение, 1985. - с. 50.
29. Комплексная программа физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы. М.; Просвещение, 1987. - с. 48.
30. Комплексная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М: ФиС, 1993.
31. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VII класс. // Физическая культура в школе. - 1994. №2. - с. 23-25.
32. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VIII класс. // Физическая культура в школе. - 1995. №1. - с. 28-32.
33. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. IX класс. // Физическая культура в школе. - 1996. №1. - с. 10-13.
34. Костюков В.В., Лпазурак Г.И. Поставив во главу угла волейбол и футбол // Физическая культура в школе. - 1990. - №10. - с. 24-27.
35. Крылов Л.М. Нетрадиционные формы // Физическая культура в школе. - 1991, №12. -с. 8-9.
36. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. // Теория и практика физической культуры. - 1990, №9. -с. 10-14.
37. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Базовый компонент необходим // // Физическая культура в школе. - 1991, №1. с. 2-7.
38. Мотылянский Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К., Артамонов В.Н. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни // теория и практика физической культуры. - 1990. - №1. -с. 27-29.
39. Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по
физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка - 1996, №1. - с. 53-58.
40. Нормативы и методические указания по оценке физической
подготовленности школьников. - Челябинск, 1987. -с.22.
41. Носоновская А.В. Урок физической культуры - каждый день // Физическая культура в школе. - 991. - №3. -с. 28-29.
42. Об активности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физическая культура в школе. - 1996, №1. - с. 2.
43. Озолин Н.Г. Молодому коллеге .- М: ФиС, 1988. - 288с.
44. Оинума С. Уроки волейбола, М: ФиС, 1985.
45. Переверзин И.И., Кутепов М.Е. Потребности школьников в занятиях физической культурой и спортом и требования к их программно - методическому обеспечению // Организация физкультурно-массовой работы по месту жительства населения. - М.; 1979. - Вып. 1. - с. 27-42.
46. Петренко И.И. Педагогическое просвещение родителе // Физическая культура в школе. - 1984, №1,2, - с. 39.
47. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.; Физкультура и спорт. - 1984. с.104.
48. Подольский В.Г., Фомин С.К. Уроки физической культуры в сельской школе - 5-7 классы, под ред. В.И. Корневского. - Л.; Учпедгиз, Ленингр. отд-ие, 1958. - с. 168.
49. Программа средней школы. Физическая культура для учащихся IV - X классов. - М.; Просвещение, 1984. с. 3.
50. Программа физического воспитания учащихся I-XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). Подг. Е.Н. Литвиновым, М.Я. Виленским, Б.И. Туркуновым. - М.; Просвещение, 1992. - с. 76.
51. Программа физического воспитания I-XI классов, основанная на однои из видов спорта (баскетбол). Подг. Е.Н. Литвиновым, М.Я. Виленским, Б.И. Туркуновым. - М.; Просвещение, 1992. - с. 156.
52. Программы общеобразовательных учебных заведений. Физическое
воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием
двигательных способностей. Подг. В.И. Ляхом, Г.Б. Мейксоном. - М.; Просвещение, 1993.с. 64.
53. Рыцарев В.В. Волейбол Попытка причинного истолкования приемов в игре и процесса подготовки волейболистов, М: 2005.
54. Спортивные игры: Учеб. для студентов пед. инстит по спец. №2114 «Физ. воспитание» // В.Д. Ковалев, В.А. Голомазов, С.А. Караминас и др.; Под ред В.Д. Ковалева. - М.; Просвещение, 1988. - с. 304.
55. Теория и методика физического воспитания: Учеб. Для институтов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: под.ред. Б.А. Ашмарина.- М: просвещение, 1990.-287с.
56. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителей / В.П. Богословский, М.И. Давыденко, В.И. Дробышев и др.; Под ред. М.Д. Рипы - М.; Просвещение, 1985.
57. Физическая культура. Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы. / Н.И. Алексеев, В.В. Афанасьев, А.И. Бессунов и др.; Под ред. А.П. Матвеева. - М.; Радио и связь, 1995. - с. 2.
58. Физическое воспитание учащихся I -XI классов с направленным развитием двигательных способностей / Физическая культура в школе - 1994, - №1. -43с;№2 - 32с; №3- 28с;.
59. Фомин Е.В. Чем выше прыгнешь. Спортивные игры. 1984. №7. с. 13.
60. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М: ФиС, 1972.
61. Фурменов А.Г. Начальное обучение волейболистов, Мн; 1976.
62. Фурменов А.Г. Студенческий волейбол. Мн: Высшая школа, 1983.
63. Ханько, Белоусов. Волейбол. М: ФиС, 1988.
64. Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособие для учителей // Г.П. Богданов, Н.Ж. Булгаков, Н.Н. Власов и др. под ред Богданова. - 2¬е изд., допи перераб. - М.; Просвещение, 1984. - с. 204 (б-ка учителя физ. культуры).
65. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Б.Д. Ионов и др.; Под ред. Г.П. Богданова. - 2-е изд.; доп. И перераб. - М.; Просвещение, 1986. - с.223.
66. Шаулин В.Н., Мейксон Г.Б. По программе или без? // Физическая культура в школе. - 1994. - №2. - с. 2-5.
67. Яхонтов Е.Р. Статистические методы в спортивно -педагогических исследованиях, метод указания для студентов институтов физ. культ. Л.; 1971.