РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1 . Эколого-педагогический анализ развития представлений о
шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Разнообразие грибов и их роль в природе и в жизни
человека. Строение шляпочных грибов 6
1.2. Особенности развития представлений о шляпочных
грибах в начальной школе 15
1.3. Формы и методы обучения в процессе развития
представлений о шляпочных грибах 25
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная по развитию представлений о
шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста 31
2.1. Констатирующий эксперимент 31
2.2. Формирующий эксперимент 36
2.3. Контрольный эксперимент 41
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список литературы 50
Глава 1 . Эколого-педагогический анализ развития представлений о
шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Разнообразие грибов и их роль в природе и в жизни
человека. Строение шляпочных грибов 6
1.2. Особенности развития представлений о шляпочных
грибах в начальной школе 15
1.3. Формы и методы обучения в процессе развития
представлений о шляпочных грибах 25
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная по развитию представлений о
шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста 31
2.1. Констатирующий эксперимент 31
2.2. Формирующий эксперимент 36
2.3. Контрольный эксперимент 41
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список литературы 50
Актуальность. Грибы одна из наибольших групп живых организмов, являющихся неотъемлемой частью природы. По современным оценкам, на Земле существует от 100 до 250 тысяч[15], а по некоторым оценкам до 1,5 миллиона видов грибов[21]. По состоянию на 2016 г. в царстве Fungi описано 97861 видов [48].
Как известно, роль грибов в природе и в хозяйстве человека трудно переоценить. Грибы присутствуют во всех биологических нишах— в воде и на суше, в почве и на всевозможных иных субстратах[16].Вследствие чего, велико биологическое и экологическое разнообразие грибов. Являясь редуцентами, они играют важную роль в экологии всей биосферы, разлагая всевозможные органические материалы и способствуя образованию плодородных почв[11].Поэтому в начальной школе развитие представлений о грибах, в частности шляпочных грибах, является жизненно важным, где дети начинают распознавать съедобные и несъедобные шляпочные грибы, изучают правила их сбора[31; 34].В процессе развития представлений о шляпочных грибах учителю важно подчеркивать не только их фундаментальную роль в биосфере, но и отмечать и существенную роль в жизни человека[7].
В начальной школе шляпочные грибы, по мнению Е.Ф. Козиной (2004) изучают на уровне единицы живой природы[20].Более того, развитие представлений о шляпочных грибах, согласно экологическим программам А. А. Плешакова (2011), Л. П. Симоновой и ряда других авторов [20;33], тесно связано не только с выявлением разнообразия шляпочных грибов, но и анализом отношений грибов с другими организмами (деревьями) и определением их роли в жизни человека (съедобные и несъедобные).Кроме того, в этих рабочих программах природоохранные моменты проявляются в правилах сбора шляпочных грибов, в рамках которого детям прививаются чувство бережного отношения к ним, через преодоление утилитарно¬потребительского подхода к природе .
Проблема исследования: каковы эффективные условия,способствующие развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: методика преподавания предмета «Окружающий мир» .
Предмет исследования: процесс развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: развитие представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста (на примере 3 класса).
Гипотеза исследования: «Выделение особенностей плодового тела во внешнем строении шляпочных грибов способствует успешному развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста».
Задачи:
1) провести анализ учебно-методической, педагогической литературы по проблеме развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста;
2) провести анализ программного материала по развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста, в том числе разделению грибов на съедобные и несъедобные виды на основе их внешнего строения и особенностей гименофор;
3) подготовить методический материал по проведению урока, а также дополнительных мероприятий (внеклассного занятия, внеурочной работы), способствующие развитию представлений о шляпочных грибах и провести экспериментальные работы по выявлению уровней развития представлений о шляпочных грибах у детей 3 класса;
4) Обобщить полученные результаты методами обработки данных.
Методы исследования: на основе методического наследия отечественных педагогов [28; 30-36], учителей начальных классов нами были использованы:наблюдение, эксперименты (констатирующий, формирующий и контрольный), опрос [22], анализ и обобщение полученных результатов [25].
Экспериментальная база: МБОУ СОШ с. Баян-ТалаДзун- Хемчикского района Республики Тыва. В экспериментах приняли участие 14 детей младшего школьного возраста.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы в количестве 50 наименований, изложена на 54 страницах компьютерного текста содержит 10 рисунков, 10 таблиц.
Как известно, роль грибов в природе и в хозяйстве человека трудно переоценить. Грибы присутствуют во всех биологических нишах— в воде и на суше, в почве и на всевозможных иных субстратах[16].Вследствие чего, велико биологическое и экологическое разнообразие грибов. Являясь редуцентами, они играют важную роль в экологии всей биосферы, разлагая всевозможные органические материалы и способствуя образованию плодородных почв[11].Поэтому в начальной школе развитие представлений о грибах, в частности шляпочных грибах, является жизненно важным, где дети начинают распознавать съедобные и несъедобные шляпочные грибы, изучают правила их сбора[31; 34].В процессе развития представлений о шляпочных грибах учителю важно подчеркивать не только их фундаментальную роль в биосфере, но и отмечать и существенную роль в жизни человека[7].
В начальной школе шляпочные грибы, по мнению Е.Ф. Козиной (2004) изучают на уровне единицы живой природы[20].Более того, развитие представлений о шляпочных грибах, согласно экологическим программам А. А. Плешакова (2011), Л. П. Симоновой и ряда других авторов [20;33], тесно связано не только с выявлением разнообразия шляпочных грибов, но и анализом отношений грибов с другими организмами (деревьями) и определением их роли в жизни человека (съедобные и несъедобные).Кроме того, в этих рабочих программах природоохранные моменты проявляются в правилах сбора шляпочных грибов, в рамках которого детям прививаются чувство бережного отношения к ним, через преодоление утилитарно¬потребительского подхода к природе .
Проблема исследования: каковы эффективные условия,способствующие развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: методика преподавания предмета «Окружающий мир» .
Предмет исследования: процесс развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: развитие представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста (на примере 3 класса).
Гипотеза исследования: «Выделение особенностей плодового тела во внешнем строении шляпочных грибов способствует успешному развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста».
Задачи:
1) провести анализ учебно-методической, педагогической литературы по проблеме развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста;
2) провести анализ программного материала по развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста, в том числе разделению грибов на съедобные и несъедобные виды на основе их внешнего строения и особенностей гименофор;
3) подготовить методический материал по проведению урока, а также дополнительных мероприятий (внеклассного занятия, внеурочной работы), способствующие развитию представлений о шляпочных грибах и провести экспериментальные работы по выявлению уровней развития представлений о шляпочных грибах у детей 3 класса;
4) Обобщить полученные результаты методами обработки данных.
Методы исследования: на основе методического наследия отечественных педагогов [28; 30-36], учителей начальных классов нами были использованы:наблюдение, эксперименты (констатирующий, формирующий и контрольный), опрос [22], анализ и обобщение полученных результатов [25].
Экспериментальная база: МБОУ СОШ с. Баян-ТалаДзун- Хемчикского района Республики Тыва. В экспериментах приняли участие 14 детей младшего школьного возраста.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы в количестве 50 наименований, изложена на 54 страницах компьютерного текста содержит 10 рисунков, 10 таблиц.
Данная работа посвящена развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста. В ходе выполнения научно¬исследовательской работы нами выделены следующие выводы:
1. Разнообразие грибов представлено около 100 тыс. видами. Выделяют около десяти экологических групп грибов, что свидетельствуют об их присутствии во всех природных сообществах. Роль грибов в природе и в жизни человека огромна. Они принимают участие в круговороте веществ, почвообразовании, образуют симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), являются пищей для животных. В жизни человека грибы используются в медицине, пищевой промышленности, биотехнологическом производстве. Помимо положительных свойств грибов важно помнить и их отрицательную роль, что связано с различными грибковыми болезнями растений, животных и человека. Грибы, паразитируя живые организмы, иногда вызывают их смерть, разрушают предметы окружения человека, портят продукты питания;
2. В начальной школе развитие представлений о шляпочных грибах основано на их внешнем строении. Их плодовые тела состоят из ножки и шляпки. Большое количество шляпочных грибов съедобны. Для съедобных грибов характерны 5 основных типов гименофор. Более совершенной формой гименофора считается трубчатая и пластинчатая;
3. Развитие представлений о шляпочных грибах в начальной школе осуществляется программами«Окружающий мир» О. Т. Погллаовой, В. Д. Шилина, «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. В. Казакова «Зеленый дом» А. А. Плешакова. В селе Баян-ТлеаДзун-Хемчикского района республики Тыва изучение окружающего мира реализуется программой «Окружающий мир» А. А. Плешакова (2011).
4. Процесс развития представлений о шляпочных грибах состоит из 3-х этапов: ощущения реального объекта, уровня восприятия и представлений. Уровень развития представлений о грибах формируется на основе сходство с растениями и животными, строение: шляпка, ножка, грибница (шляпочные грибы), разделения шляпочных грибов на съедобные и несъедобные; способов питания (симбиоз дерева и гриба), значения грибов в жизни человека и в природе. Рассматриваются вопросы охраны шляпочных грибов.
5. В ходе развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста организационной формой обучения является урок, внеклассная работа, внеурочная деятельность являются дополнительными. В данном процессе целесообразно основываться на систему методов обучения, такие как словесные наглядные и практические.
6. Результаты констатирующего эксперимента таковы, что низкому уровню развития представлений о шляпочных грибах у учащихся 3 класса соответствует 71,4 % опрошенных детей, среднему - 28,6 %. Дети с высоким уровнем уровню развития представлений о шляпочных грибах у учащихся 3 класса отсутствовали;
7. В формирующем эксперименте развитие представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста проведено во время урока «В царстве грибов», внеклассная работа направлена на развитие представлений о взаимосвязи шляпочных грибов с другими живыми организмами (деревьями), внеурочная деятельность организовывается с целью развития представлений о разнообразии шляпочных грибов (трубчатые и пластинчатые грибы).
8. Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента показывает, что средний уровень развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста имеет стабильное повышение от 28,6 до 85,7 %. В констатирующем эксперименте низкий уровень развития представлений о шляпочных грибах выявлен у 71,4 % детей младшего школьного возраста. В контрольном эксперименте высокий уровень развития представлений о шляпочных грибах соответствует у 14,3 % опрошенных детей. В констатирующем эксперименте уровень развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста в среднем повышается в 2,9 раза.
1. Разнообразие грибов представлено около 100 тыс. видами. Выделяют около десяти экологических групп грибов, что свидетельствуют об их присутствии во всех природных сообществах. Роль грибов в природе и в жизни человека огромна. Они принимают участие в круговороте веществ, почвообразовании, образуют симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), являются пищей для животных. В жизни человека грибы используются в медицине, пищевой промышленности, биотехнологическом производстве. Помимо положительных свойств грибов важно помнить и их отрицательную роль, что связано с различными грибковыми болезнями растений, животных и человека. Грибы, паразитируя живые организмы, иногда вызывают их смерть, разрушают предметы окружения человека, портят продукты питания;
2. В начальной школе развитие представлений о шляпочных грибах основано на их внешнем строении. Их плодовые тела состоят из ножки и шляпки. Большое количество шляпочных грибов съедобны. Для съедобных грибов характерны 5 основных типов гименофор. Более совершенной формой гименофора считается трубчатая и пластинчатая;
3. Развитие представлений о шляпочных грибах в начальной школе осуществляется программами«Окружающий мир» О. Т. Погллаовой, В. Д. Шилина, «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. В. Казакова «Зеленый дом» А. А. Плешакова. В селе Баян-ТлеаДзун-Хемчикского района республики Тыва изучение окружающего мира реализуется программой «Окружающий мир» А. А. Плешакова (2011).
4. Процесс развития представлений о шляпочных грибах состоит из 3-х этапов: ощущения реального объекта, уровня восприятия и представлений. Уровень развития представлений о грибах формируется на основе сходство с растениями и животными, строение: шляпка, ножка, грибница (шляпочные грибы), разделения шляпочных грибов на съедобные и несъедобные; способов питания (симбиоз дерева и гриба), значения грибов в жизни человека и в природе. Рассматриваются вопросы охраны шляпочных грибов.
5. В ходе развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста организационной формой обучения является урок, внеклассная работа, внеурочная деятельность являются дополнительными. В данном процессе целесообразно основываться на систему методов обучения, такие как словесные наглядные и практические.
6. Результаты констатирующего эксперимента таковы, что низкому уровню развития представлений о шляпочных грибах у учащихся 3 класса соответствует 71,4 % опрошенных детей, среднему - 28,6 %. Дети с высоким уровнем уровню развития представлений о шляпочных грибах у учащихся 3 класса отсутствовали;
7. В формирующем эксперименте развитие представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста проведено во время урока «В царстве грибов», внеклассная работа направлена на развитие представлений о взаимосвязи шляпочных грибов с другими живыми организмами (деревьями), внеурочная деятельность организовывается с целью развития представлений о разнообразии шляпочных грибов (трубчатые и пластинчатые грибы).
8. Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента показывает, что средний уровень развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста имеет стабильное повышение от 28,6 до 85,7 %. В констатирующем эксперименте низкий уровень развития представлений о шляпочных грибах выявлен у 71,4 % детей младшего школьного возраста. В контрольном эксперименте высокий уровень развития представлений о шляпочных грибах соответствует у 14,3 % опрошенных детей. В констатирующем эксперименте уровень развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста в среднем повышается в 2,9 раза.



