Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ШЛЯПОЧНЫХ ГРИБАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №16907

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
506
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . Эколого-педагогический анализ развития представлений о
шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста 6
1.1. Разнообразие грибов и их роль в природе и в жизни
человека. Строение шляпочных грибов 6
1.2. Особенности развития представлений о шляпочных
грибах в начальной школе 15
1.3. Формы и методы обучения в процессе развития
представлений о шляпочных грибах 25
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная по развитию представлений о
шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста 31
2.1. Констатирующий эксперимент 31
2.2. Формирующий эксперимент 36
2.3. Контрольный эксперимент 41
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список литературы 50


Актуальность. Грибы одна из наибольших групп живых организмов, являющихся неотъемлемой частью природы. По современным оценкам, на Земле существует от 100 до 250 тысяч[15], а по некоторым оценкам до 1,5 миллиона видов грибов[21]. По состоянию на 2016 г. в царстве Fungi описано 97861 видов [48].
Как известно, роль грибов в природе и в хозяйстве человека трудно переоценить. Грибы присутствуют во всех биологических нишах— в воде и на суше, в почве и на всевозможных иных субстратах[16].Вследствие чего, велико биологическое и экологическое разнообразие грибов. Являясь редуцентами, они играют важную роль в экологии всей биосферы, разлагая всевозможные органические материалы и способствуя образованию плодородных почв[11].Поэтому в начальной школе развитие представлений о грибах, в частности шляпочных грибах, является жизненно важным, где дети начинают распознавать съедобные и несъедобные шляпочные грибы, изучают правила их сбора[31; 34].В процессе развития представлений о шляпочных грибах учителю важно подчеркивать не только их фундаментальную роль в биосфере, но и отмечать и существенную роль в жизни человека[7].
В начальной школе шляпочные грибы, по мнению Е.Ф. Козиной (2004) изучают на уровне единицы живой природы[20].Более того, развитие представлений о шляпочных грибах, согласно экологическим программам А. А. Плешакова (2011), Л. П. Симоновой и ряда других авторов [20;33], тесно связано не только с выявлением разнообразия шляпочных грибов, но и анализом отношений грибов с другими организмами (деревьями) и определением их роли в жизни человека (съедобные и несъедобные).Кроме того, в этих рабочих программах природоохранные моменты проявляются в правилах сбора шляпочных грибов, в рамках которого детям прививаются чувство бережного отношения к ним, через преодоление утилитарно¬потребительского подхода к природе .
Проблема исследования: каковы эффективные условия,способствующие развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста?
Объект исследования: методика преподавания предмета «Окружающий мир» .
Предмет исследования: процесс развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: развитие представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста (на примере 3 класса).
Гипотеза исследования: «Выделение особенностей плодового тела во внешнем строении шляпочных грибов способствует успешному развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста».
Задачи:
1) провести анализ учебно-методической, педагогической литературы по проблеме развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста;
2) провести анализ программного материала по развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста, в том числе разделению грибов на съедобные и несъедобные виды на основе их внешнего строения и особенностей гименофор;
3) подготовить методический материал по проведению урока, а также дополнительных мероприятий (внеклассного занятия, внеурочной работы), способствующие развитию представлений о шляпочных грибах и провести экспериментальные работы по выявлению уровней развития представлений о шляпочных грибах у детей 3 класса;
4) Обобщить полученные результаты методами обработки данных.
Методы исследования: на основе методического наследия отечественных педагогов [28; 30-36], учителей начальных классов нами были использованы:наблюдение, эксперименты (констатирующий, формирующий и контрольный), опрос [22], анализ и обобщение полученных результатов [25].
Экспериментальная база: МБОУ СОШ с. Баян-ТалаДзун- Хемчикского района Республики Тыва. В экспериментах приняли участие 14 детей младшего школьного возраста.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы в количестве 50 наименований, изложена на 54 страницах компьютерного текста содержит 10 рисунков, 10 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа посвящена развитию представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста. В ходе выполнения научно¬исследовательской работы нами выделены следующие выводы:
1. Разнообразие грибов представлено около 100 тыс. видами. Выделяют около десяти экологических групп грибов, что свидетельствуют об их присутствии во всех природных сообществах. Роль грибов в природе и в жизни человека огромна. Они принимают участие в круговороте веществ, почвообразовании, образуют симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), являются пищей для животных. В жизни человека грибы используются в медицине, пищевой промышленности, биотехнологическом производстве. Помимо положительных свойств грибов важно помнить и их отрицательную роль, что связано с различными грибковыми болезнями растений, животных и человека. Грибы, паразитируя живые организмы, иногда вызывают их смерть, разрушают предметы окружения человека, портят продукты питания;
2. В начальной школе развитие представлений о шляпочных грибах основано на их внешнем строении. Их плодовые тела состоят из ножки и шляпки. Большое количество шляпочных грибов съедобны. Для съедобных грибов характерны 5 основных типов гименофор. Более совершенной формой гименофора считается трубчатая и пластинчатая;
3. Развитие представлений о шляпочных грибах в начальной школе осуществляется программами«Окружающий мир» О. Т. Погллаовой, В. Д. Шилина, «Мы и окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. В. Казакова «Зеленый дом» А. А. Плешакова. В селе Баян-ТлеаДзун-Хемчикского района республики Тыва изучение окружающего мира реализуется программой «Окружающий мир» А. А. Плешакова (2011).
4. Процесс развития представлений о шляпочных грибах состоит из 3-х этапов: ощущения реального объекта, уровня восприятия и представлений. Уровень развития представлений о грибах формируется на основе сходство с растениями и животными, строение: шляпка, ножка, грибница (шляпочные грибы), разделения шляпочных грибов на съедобные и несъедобные; способов питания (симбиоз дерева и гриба), значения грибов в жизни человека и в природе. Рассматриваются вопросы охраны шляпочных грибов.
5. В ходе развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста организационной формой обучения является урок, внеклассная работа, внеурочная деятельность являются дополнительными. В данном процессе целесообразно основываться на систему методов обучения, такие как словесные наглядные и практические.
6. Результаты констатирующего эксперимента таковы, что низкому уровню развития представлений о шляпочных грибах у учащихся 3 класса соответствует 71,4 % опрошенных детей, среднему - 28,6 %. Дети с высоким уровнем уровню развития представлений о шляпочных грибах у учащихся 3 класса отсутствовали;
7. В формирующем эксперименте развитие представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста проведено во время урока «В царстве грибов», внеклассная работа направлена на развитие представлений о взаимосвязи шляпочных грибов с другими живыми организмами (деревьями), внеурочная деятельность организовывается с целью развития представлений о разнообразии шляпочных грибов (трубчатые и пластинчатые грибы).
8. Сравнение результатов до и после формирующего эксперимента показывает, что средний уровень развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста имеет стабильное повышение от 28,6 до 85,7 %. В констатирующем эксперименте низкий уровень развития представлений о шляпочных грибах выявлен у 71,4 % детей младшего школьного возраста. В контрольном эксперименте высокий уровень развития представлений о шляпочных грибах соответствует у 14,3 % опрошенных детей. В констатирующем эксперименте уровень развития представлений о шляпочных грибах у детей младшего школьного возраста в среднем повышается в 2,9 раза.



1. Аракчаа Л.К., Дадаа Г.И., Бурулдай Е.Н., Кур А.Д. Формирование экологической воспитанности младших школьников в процессе исследовательской и проектной деятельности в рамках учебного пособия «Экология: познай себя, свое окружение и законы природы» //Экологическое воспитание и образование на природных и этноэкологических особенностях Республики Тыва. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2014. - С. 22-31.
2. Бадарчы Л.К. Экологическое воспитание подрастающего поколения на природных и этноэкологических особенностях Республики Тыва //Экологическое воспитание и образование на природных и этноэкологических особенностях Республики Тыва. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк», 2014. - С. 57-62.
3. Балдан Л.К. Методические подходы по формированию представлений о грибах у детей младшего школьного возраста //Экологическое воспитание и образование на природных и этноэкологических особенностях Республики Тыва. - Кызыл: Типография КЦО «Аныяк, 2014. - С.62-69.
4. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М.: Просвещение, 1981.— 143 с.
5. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Грибы // Биология полный курс. Ботаника. М.: Оникс, 2007. - С. 469—496.
6. Ботаника. Иллюстрированная энциклопедия / ред. Группа: Г. Огуреева, И. Миляева, С. Мирнова. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008. - 96 с.: ил.
7. Ботаника: Курс альгологии и микологии: Учебник / под ред. Ю. Т.
Дьякова. —М.: изд-во МГУ, 2007.— 559с.— (Классический университетский учебник). —ISBN 978-5-211-05336-6
8. Бровкина Е. Т. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Методика преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/Е.Т. Бровкина, Т.А. Козлова, В. А. Герасимов - М.: Академия, 2000 - 224 с.
9. Бурова Л. Г.Загадочный мир грибов / Отв. ред. М. В. Горленко. — М.:Наука, 1991.— 96с.
10. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др. Ботаника с
основамифитоценологии: Анатомия и морфология растений:
учеб.пособие для студентов ВУЗ / Т.И.Серебряков, Н.С.Воронин, А.Г. Еленевский идр. - М.: ИКЦ Академкнига, 2007. — 543 с.
11. Водоросли, грибы, лишайники, мохообразные // Ботаника. Методические указания к учебной практике. Часть 1. /сост. А.А. Заварзин, Г.М. Кукуричкин. - Сургут: Дефис, 2004. - 80 с.
12. Горленко М. В. и ир.Грииы СССР.— М.: 1 980. —С. 6.
13. ГригорьеГа Е. В. Методика овоипл авп^ип лоазетвoзоaс[ия : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 253 с.
14. Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Изд-во «ФЕНИКС», 1996. - С. 418—431.
15. Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Царство грибы // Ботаника: учебное пособие для вузов / А. Е. М. Долгачева Вера Серафимовна. - М.: Академия, 2006. - С. 196—198.
16. Еленевский А. Гк БатаниГа. Еdлземaтиpе тыcшип, или наемных, растений: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / А. Г. Еленевский, М. П. Соловьев, В. Н. Тихомиров. — 4-е изд., исп. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — С. 40.
17. Естествознание: Учебник-хрестоматия для 3 класса трехлетней начальной школы. / Авторы-составители И. П. Товпинец, Н. Я. Дмитриева. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 224 с: ил.
18. Жизнь растений. В 6-ти т. / Гл. ред. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1978. —447 с.
19. Клепинина Т.А. Практикум по нртпоире одвке /п-идпшя исвecтвoзнвнно в начальной школе: учеб.пособие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.
20. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2004. - 496 с.
21. Лотова Л.И. Б отачика. Mтpфoлoовя и оатиoтив вьюших рсстихні^, Мн 2007. - 512 с.
22. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. - Спб.: Питер, 2009. - 208 с.
23. Нсоын Ч. Д. Высшыс сие poпыepaрявсвя ITикcт]C yчeбнo-маоoричeдтие пособие для самостоятельной работы студ. ЕГФ по спец. "Биология". - Кызыл: РИО ТывГУ, 2009. — 71 с.
24. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с. (21)
25. Немов Р.С. Психология: учеб.для студ. высш. пед. учеб, заведений: в 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит, - 2001. Кн. 3: Психодиагностика. - С. 148— 153.
26. Нисканен Л.Г. Первое знакомство с природой. Практические советы педагога. - М.: Школьная пресса, 2005. - 64 с.
27.Онипченко В.Г. Растения и грибы // Функциональная фитоценология. Синэкология растений. - М.: Красанд, 2013. - С. 45—95.
28. Определитель Растений Республики Тывы. Новосибирск, 2007. - 706 с.
29. Петросова Р. А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
30. Плешаков А. А. Зеленые страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 223 с.: ил.
31. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. начальной школы. В 2 частях. Часть 1 / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2001. — 160 с: ил.
32. Плешаков А. А. Новое в курсе ознакомление с окружающим миром. Нач. школа. — 1992. — № 7-8 — С. 49—54.
33. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
34. Плешаков А. А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся обеобрлаоват. учреждений / А.А. Плешаков. - 11-е изд. - М. Просвещение, 2010. - 222 с.: ил.
35. Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты 3 пласс. - М.: Просвещение, 2008. - 90 с.
36. Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. - М: АКАДЕМИЯ, 2007. - 280 с.
37. Родионова А.С., Скупченко ВЪ., Малышева О.Н., Джикович Ю.В. Грибы // Ботаника. Лесное хозяйство. - М.: Академия, 2008. - С. 193— 198.
38. Сапронова О. Д. Еопoльзoвониe еьаимзтeльнзеo материала на орелел природоведения. Нач. школа. — 1992. — № 7 8. — С. 43—46.
39. Симонова Л. П. Экологическое образование в начальной школе: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000. - 160 с.
40. Соловков И. А. Начальное образование в России. — М: Прометей, 1992.—150 с.
41. СОСНОВСКСІ Е. Б. Методика пpвпедaвшаия пpолзеo вяаенио: УдеЗиик для ссузов.- М.: "Приор-издат", 2005. — 208 с.
42. Тарычева Л. А. Занимательные упражнения на уроках природоведения. Нач. школа. — 1990. —№1— С. 16-17.
43. Цветкова И. В.Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы: Учебное пособие для студентов вузов/И.В. Цветкова - М.: Педагогическое общество России, 2000 - 176 с.
44. Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». III сласс. - М., 2003. - С. 46—117.
45. ЭнциклопеЭня для детей, для' 'Aтяйтa+", 1993. а 356 с.
46. Я познаю мир: детская энциклопедия: Экология / Автор-сост. Чижевский А.Е. - М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп, 1998. - С. 60—69.
47. http: // festival.1september.ru/articles/590400/ The Bryophytes (Mosses and liverworts) // The Plant List. (англ.) (Проверено 18 апреля 2011).
48. http: // tema rasteniya- urok.3 класс doc.Фурманова Е. В. Разнообразие растений. Плешаков А.А. 3 класс, Опубликовано 23.10.2011 — 18:53.
49. Грибы: http://images.yandex.ru.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ