Психологические особенности интернет-зависимости у подростков и методы их коррекции (Уфимский Университет Науки и Технологий)
|
Работа носит теоретический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ЛЮДЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ. 7
1.1. Определение понятия зависимого поведения 7
1.2. Психологические особенности людей подросткового возраста 10
1.3. Определение понятия и характеристики интернет-зависимости 12
1.4. Факторы развития интернет-зависимости в подростковом возрасте 16
1.5. Характеристики и особенности зависимой от интернета личности 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕЦИИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ, РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ПО ИНТЕРВЕНЦИИ 30
2.1. Подходы к коррекции интернет-зависимости у подростков 30
2.2. Разработка программ интервенции по коррекции зависимого от интернета поведения 31
2.3. Роль семьи в коррекции интернет-зависимого поведения 33
2.4. Методы коррекции интернет-зависимости 35
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ЛЮДЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ. 7
1.1. Определение понятия зависимого поведения 7
1.2. Психологические особенности людей подросткового возраста 10
1.3. Определение понятия и характеристики интернет-зависимости 12
1.4. Факторы развития интернет-зависимости в подростковом возрасте 16
1.5. Характеристики и особенности зависимой от интернета личности 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕЦИИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ, РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ПО ИНТЕРВЕНЦИИ 30
2.1. Подходы к коррекции интернет-зависимости у подростков 30
2.2. Разработка программ интервенции по коррекции зависимого от интернета поведения 31
2.3. Роль семьи в коррекции интернет-зависимого поведения 33
2.4. Методы коррекции интернет-зависимости 35
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность темы исследования. Интернет-зависимость с каждым годом становится все более актуальной проблемой среди подростков. В современном мире доступ к интернету предоставляет множество возможностей для общения, получения информации и развлечений. Эта ситуация также обусловлена тем, что в настоящее время использование интернета является основным средством для осуществления практически любого дела. Без интернет-связи невозможно в полной мере эффективно учиться и работать – так как без этого компонента время, затраченное на поиск и передачу информации достаточно велико. Однако неконтролируемое и чрезмерное использование интернета может привести к развитию зависимости, оказывающей негативное влияние на психологическое и физическое здоровье подростков. В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «цифровизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета.
Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности или получения удовольствия. Поэтому изучение Интернет-зависимости и ее профилактика в подростковой среде становятся особенно актуальными в последнее время, так как в большинстве своем именно среди подростков выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых личностей.
Нынешние возможности интернета затронули практически все слои населения. В частности, это коснулось детско-юношеской среды. Школьники и студенты все больше и больше времени проводят в интернете, онлайн–играх. Интернет влияет на социализацию, на учебный процесс и успеваемость, является удобной заменой общения в реальной жизни. Интернет не имеет привязки к определенному месту в пределах досягаемости сигнала вышек связи. Так, люди остаются погруженными в социальные сети даже за пределами дома, во время встреч с друзьями, родственниками, во время работы и учебы. Исходя из этого, очевидна необходимость изучения вопроса об интернет-зависимости и методах коррекции зависимого поведения по отношению к интернету.
Подростковый возраст представляет собой период развития человека, начиная от детства и продолжая до подросткового периода (в возрасте от 11 до 14-15 лет), в который подросток сталкивается с важными внутренними и внешними конфликтами, направленными на самоидентификацию и формирование личности.
Интернет-зависимость оказывает существенное влияние на школьную успеваемость, здоровье и психику современных подростков. Глобальная сеть отнимает у подростков значительное количество времени, что сказывается на усвоении знаний в рамках учебного процесса в образовательных учреждениях. Свидетельством интернет-зависимости в школьной среде является увлечение электронными играми (компьютерными, играми на мобильных устройствах и прочее) как формой азартных развлечений.
В качестве психологических предпосылок развития аддиктивного (зависимого) поведения некоторые авторы выделяют низкую самостоятельность и ограниченную возрастными особенностями свободу при выборе поведения, неспособность контролировать в полной мере вовлеченность в общение с компьютером в процессе игры (В.Д. Менделевич), а также низкую сопротивляемость к внешнему воздействию. В подростковом возрасте имеет место недостаточное развитие социальных навыков социального взаимодействия и жизненного опыта, что влечет за собой желание в подростка «сбежать» от проблем в реальной жизни в цифровой мир. Изучение научной литературы показывает, что на данный момент вопросы, связанные предпосылками, механизмами и факторами развития, зависимого от наркотических и алкогольных веществ, имеют достаточную разработанность, однако исследований, касающихся интернет-зависимого поведения среди подростков.
Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянно растущим числом подростков и юношей - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что злоупотребление цифровыми технологиями имеет крайте отрицательное влияние на психику ребенка или же подростка; в-третьих, отсутствием подробных исследований в данной области, ввиду новизны явления интернет-зависимости, которое не являлось актуальным в русскоязычной научной среде до недавнего времени. Заметно малое количество исследований посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. Так, именно исходя из вышеописанного, изучение проблемы Интернет-зависимого поведения и его негативного воздействия на людей подросткового возраста можно назвать актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Целью курсовой работы является исследование психологических особенностей интернет-зависимости у людей подросткового возраста и разработка методов коррекции зависимого от интернета поведения.
Задачи курсовой работы:
- изучение теоретических аспектов интернет-зависимости и факторов, способствующих развитию интернет-зависимости у людей подросткового возраста.
- выявление особенностей личности и поведения людей подросткового возраста.
- выявление особенностей поведения и личности интернет-зависимых подростков.
- разработка мероприятий по психокоррекции зависимого от интернета поведения у подростков.
- рассмотрение существующих методов коррекции зависимого от интернета поведения.
Объектом исследования являются психологические особенности интернет-зависимости у подростков.
Предметом исследования являются особенности влияния Интернет-зависимости на современных подростков.
Гипотеза исследования: Подростки с интернет-зависимостью демонстрируют специфические психологические особенности, такие как низкий уровень саморегуляции, повышенная тревожность и социальная изоляция, что требует применения комплексных методов коррекции, включая психотерапевтические подходы и программы по развитию навыков саморегуляции и социальной адаптации.
Предполагается, что существует связь между психологическими особенностями подростков и их зависимостью от интернета, а также указывает на необходимость разработки и применения эффективных методов коррекции.
Методология и методы исследования: теоретический анализ научной литературы, по теме психологических особенностей интернет-зависимости у людей подросткового возраста, также психологических особенностей подросткового возраста; тестирование, анализ существующих методологических данных по коррекции интернет-зависимого поведения у подростков.
Структура и объем работы. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности или получения удовольствия. Поэтому изучение Интернет-зависимости и ее профилактика в подростковой среде становятся особенно актуальными в последнее время, так как в большинстве своем именно среди подростков выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых личностей.
Нынешние возможности интернета затронули практически все слои населения. В частности, это коснулось детско-юношеской среды. Школьники и студенты все больше и больше времени проводят в интернете, онлайн–играх. Интернет влияет на социализацию, на учебный процесс и успеваемость, является удобной заменой общения в реальной жизни. Интернет не имеет привязки к определенному месту в пределах досягаемости сигнала вышек связи. Так, люди остаются погруженными в социальные сети даже за пределами дома, во время встреч с друзьями, родственниками, во время работы и учебы. Исходя из этого, очевидна необходимость изучения вопроса об интернет-зависимости и методах коррекции зависимого поведения по отношению к интернету.
Подростковый возраст представляет собой период развития человека, начиная от детства и продолжая до подросткового периода (в возрасте от 11 до 14-15 лет), в который подросток сталкивается с важными внутренними и внешними конфликтами, направленными на самоидентификацию и формирование личности.
Интернет-зависимость оказывает существенное влияние на школьную успеваемость, здоровье и психику современных подростков. Глобальная сеть отнимает у подростков значительное количество времени, что сказывается на усвоении знаний в рамках учебного процесса в образовательных учреждениях. Свидетельством интернет-зависимости в школьной среде является увлечение электронными играми (компьютерными, играми на мобильных устройствах и прочее) как формой азартных развлечений.
В качестве психологических предпосылок развития аддиктивного (зависимого) поведения некоторые авторы выделяют низкую самостоятельность и ограниченную возрастными особенностями свободу при выборе поведения, неспособность контролировать в полной мере вовлеченность в общение с компьютером в процессе игры (В.Д. Менделевич), а также низкую сопротивляемость к внешнему воздействию. В подростковом возрасте имеет место недостаточное развитие социальных навыков социального взаимодействия и жизненного опыта, что влечет за собой желание в подростка «сбежать» от проблем в реальной жизни в цифровой мир. Изучение научной литературы показывает, что на данный момент вопросы, связанные предпосылками, механизмами и факторами развития, зависимого от наркотических и алкогольных веществ, имеют достаточную разработанность, однако исследований, касающихся интернет-зависимого поведения среди подростков.
Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянно растущим числом подростков и юношей - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что злоупотребление цифровыми технологиями имеет крайте отрицательное влияние на психику ребенка или же подростка; в-третьих, отсутствием подробных исследований в данной области, ввиду новизны явления интернет-зависимости, которое не являлось актуальным в русскоязычной научной среде до недавнего времени. Заметно малое количество исследований посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. Так, именно исходя из вышеописанного, изучение проблемы Интернет-зависимого поведения и его негативного воздействия на людей подросткового возраста можно назвать актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Целью курсовой работы является исследование психологических особенностей интернет-зависимости у людей подросткового возраста и разработка методов коррекции зависимого от интернета поведения.
Задачи курсовой работы:
- изучение теоретических аспектов интернет-зависимости и факторов, способствующих развитию интернет-зависимости у людей подросткового возраста.
- выявление особенностей личности и поведения людей подросткового возраста.
- выявление особенностей поведения и личности интернет-зависимых подростков.
- разработка мероприятий по психокоррекции зависимого от интернета поведения у подростков.
- рассмотрение существующих методов коррекции зависимого от интернета поведения.
Объектом исследования являются психологические особенности интернет-зависимости у подростков.
Предметом исследования являются особенности влияния Интернет-зависимости на современных подростков.
Гипотеза исследования: Подростки с интернет-зависимостью демонстрируют специфические психологические особенности, такие как низкий уровень саморегуляции, повышенная тревожность и социальная изоляция, что требует применения комплексных методов коррекции, включая психотерапевтические подходы и программы по развитию навыков саморегуляции и социальной адаптации.
Предполагается, что существует связь между психологическими особенностями подростков и их зависимостью от интернета, а также указывает на необходимость разработки и применения эффективных методов коррекции.
Методология и методы исследования: теоретический анализ научной литературы, по теме психологических особенностей интернет-зависимости у людей подросткового возраста, также психологических особенностей подросткового возраста; тестирование, анализ существующих методологических данных по коррекции интернет-зависимого поведения у подростков.
Структура и объем работы. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В заключение данной курсовой работы можно подвести итоги, касающиеся психологических особенностей зависимости от Интернета и методов её коррекции. Исследование, проведенное в рамках данной работы, показало, что интернет-зависимость является многогранным и сложным явлением, которое затрагивает не только индивидуальные аспекты личности, но и социальные, культурные и семейные факторы. Психологические аспекты интернет-зависимости включают в себя такие характеристики, как низкая самооценка, тревожность, депрессия и социальная изоляция. Эти факторы могут как способствовать развитию зависимости, так и являться её следствием, создавая замкнутый круг, из которого трудно выбраться без помощи специалистов.
Методы диагностики интернет-зависимости, рассмотренные в работе, включают в себя различные скрининг-тесты и опросники, которые позволяют выявить степень зависимости и её влияние на повседневную жизнь подростка. Важно отметить, что диагностика должна быть комплексной и учитывать не только поведенческие аспекты, но и эмоциональное состояние, а также влияние семейного окружения. Анализ семейного воспитания также играет ключевую роль в понимании причин возникновения интернет-зависимости, так как семейные отношения могут как способствовать, так и препятствовать формированию здоровых привычек у подростков.
Последствия интернет-зависимости для здоровья, такие как ухудшение осанки, проблемы со зрением и психоэмоциональные расстройства, подчеркивают необходимость своевременного вмешательства. Важно осознавать, что интернет-зависимость может иметь долгосрочные негативные последствия, которые затрагивают не только физическое, но и психическое здоровье подростков. Поэтому коррекция интернет-зависимости должна быть направлена не только на уменьшение времени, проведенного в сети, но и на улучшение общего самочувствия и психоэмоционального состояния подростка.
Подходы к коррекции интернет-зависимости у подростков, описанные в работе, включают в себя как индивидуальные, так и групповые методы. Индивидуальный подход позволяет учитывать уникальные особенности каждого подростка, его личные проблемы и потребности. Внедрение психологических вмешательств, таких как когнитивно-поведенческая терапия, может значительно улучшить ситуацию, помогая подросткам изменить свое поведение и научиться справляться с негативными эмоциями без обращения к Интернету. Групповые занятия, в свою очередь, способствуют созданию поддержки среди сверстников и помогают подросткам осознать, что они не одни в своей борьбе с зависимостью.
Разработка программы вмешательства для подростков, основанной на результатах диагностики и анализа семейного воспитания, является важным шагом в коррекции интернет-зависимости. Программа должна включать в себя как образовательные компоненты, так и практические занятия, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления временем. Важно, чтобы программа была адаптирована под конкретные нужды группы и учитывала культурные и социальные особенности.
Роль семьи в коррекции интернет-зависимости не может быть недооценена. Семейные отношения и стиль воспитания оказывают значительное влияние на формирование привычек и поведения подростков. Вовлечение родителей в процесс коррекции может значительно повысить эффективность вмешательства. Обучение родителей методам поддержки и понимания проблем, связанных с интернет-зависимостью, может стать важным шагом к созданию здоровой семейной атмосферы, способствующей развитию подростка.
Клинические примеры коррекции интернет-зависимости, приведенные в работе, демонстрируют разнообразие подходов и методов, которые могут быть использованы в практике. Эти примеры подчеркивают важность индивидуального подхода и необходимости комплексного вмешательства, которое учитывает все аспекты жизни подростка.
Оценка эффективности методов коррекции интернет-зависимости является важным этапом в работе с подростками. Использование различных методов оценки, таких как опросники, наблюдения и самоотчеты, позволяет получить объективные данные о прогрессе и результатах вмешательства. Это, в свою очередь, помогает корректировать программу и адаптировать её под нужды конкретной группы.
Таким образом, работа подчеркивает, что интернет-зависимость является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода к диагностике и коррекции. Психологические особенности зависимости, методы диагностики, последствия для здоровья, подходы к коррекции и роль семьи — все эти аспекты взаимосвязаны и требуют внимательного изучения и анализа. Важно продолжать исследовать эту тему, разрабатывать новые методы и подходы, а также повышать осведомленность общества о проблемах интернет-зависимости, чтобы помочь подросткам справиться с этой актуальной проблемой и улучшить их качество жизни.
Методы диагностики интернет-зависимости, рассмотренные в работе, включают в себя различные скрининг-тесты и опросники, которые позволяют выявить степень зависимости и её влияние на повседневную жизнь подростка. Важно отметить, что диагностика должна быть комплексной и учитывать не только поведенческие аспекты, но и эмоциональное состояние, а также влияние семейного окружения. Анализ семейного воспитания также играет ключевую роль в понимании причин возникновения интернет-зависимости, так как семейные отношения могут как способствовать, так и препятствовать формированию здоровых привычек у подростков.
Последствия интернет-зависимости для здоровья, такие как ухудшение осанки, проблемы со зрением и психоэмоциональные расстройства, подчеркивают необходимость своевременного вмешательства. Важно осознавать, что интернет-зависимость может иметь долгосрочные негативные последствия, которые затрагивают не только физическое, но и психическое здоровье подростков. Поэтому коррекция интернет-зависимости должна быть направлена не только на уменьшение времени, проведенного в сети, но и на улучшение общего самочувствия и психоэмоционального состояния подростка.
Подходы к коррекции интернет-зависимости у подростков, описанные в работе, включают в себя как индивидуальные, так и групповые методы. Индивидуальный подход позволяет учитывать уникальные особенности каждого подростка, его личные проблемы и потребности. Внедрение психологических вмешательств, таких как когнитивно-поведенческая терапия, может значительно улучшить ситуацию, помогая подросткам изменить свое поведение и научиться справляться с негативными эмоциями без обращения к Интернету. Групповые занятия, в свою очередь, способствуют созданию поддержки среди сверстников и помогают подросткам осознать, что они не одни в своей борьбе с зависимостью.
Разработка программы вмешательства для подростков, основанной на результатах диагностики и анализа семейного воспитания, является важным шагом в коррекции интернет-зависимости. Программа должна включать в себя как образовательные компоненты, так и практические занятия, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления временем. Важно, чтобы программа была адаптирована под конкретные нужды группы и учитывала культурные и социальные особенности.
Роль семьи в коррекции интернет-зависимости не может быть недооценена. Семейные отношения и стиль воспитания оказывают значительное влияние на формирование привычек и поведения подростков. Вовлечение родителей в процесс коррекции может значительно повысить эффективность вмешательства. Обучение родителей методам поддержки и понимания проблем, связанных с интернет-зависимостью, может стать важным шагом к созданию здоровой семейной атмосферы, способствующей развитию подростка.
Клинические примеры коррекции интернет-зависимости, приведенные в работе, демонстрируют разнообразие подходов и методов, которые могут быть использованы в практике. Эти примеры подчеркивают важность индивидуального подхода и необходимости комплексного вмешательства, которое учитывает все аспекты жизни подростка.
Оценка эффективности методов коррекции интернет-зависимости является важным этапом в работе с подростками. Использование различных методов оценки, таких как опросники, наблюдения и самоотчеты, позволяет получить объективные данные о прогрессе и результатах вмешательства. Это, в свою очередь, помогает корректировать программу и адаптировать её под нужды конкретной группы.
Таким образом, работа подчеркивает, что интернет-зависимость является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода к диагностике и коррекции. Психологические особенности зависимости, методы диагностики, последствия для здоровья, подходы к коррекции и роль семьи — все эти аспекты взаимосвязаны и требуют внимательного изучения и анализа. Важно продолжать исследовать эту тему, разрабатывать новые методы и подходы, а также повышать осведомленность общества о проблемах интернет-зависимости, чтобы помочь подросткам справиться с этой актуальной проблемой и улучшить их качество жизни.
Подобные работы
- Исследование одиночества и суицидального риска у подростков и пожилых людей (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022



