ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ЛЮДЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ. 7
1.1. Определение понятия зависимого поведения 7
1.2. Психологические особенности людей подросткового возраста 10
1.3. Определение понятия и характеристики интернет-зависимости 12
1.4. Факторы развития интернет-зависимости в подростковом возрасте 16
1.5. Характеристики и особенности зависимой от интернета личности 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕЦИИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ, РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ПО ИНТЕРВЕНЦИИ 30
2.1. Подходы к коррекции интернет-зависимости у подростков 30
2.2. Разработка программ интервенции по коррекции зависимого от интернета поведения 31
2.3. Роль семьи в коррекции интернет-зависимого поведения 33
2.4. Методы коррекции интернет-зависимости 35
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность темы исследования. Интернет-зависимость с каждым годом становится все более актуальной проблемой среди подростков. В современном мире доступ к интернету предоставляет множество возможностей для общения, получения информации и развлечений. Эта ситуация также обусловлена тем, что в настоящее время использование интернета является основным средством для осуществления практически любого дела. Без интернет-связи невозможно в полной мере эффективно учиться и работать – так как без этого компонента время, затраченное на поиск и передачу информации достаточно велико. Однако неконтролируемое и чрезмерное использование интернета может привести к развитию зависимости, оказывающей негативное влияние на психологическое и физическое здоровье подростков. В связи с возрастающей в последнее время компьютеризацией и «цифровизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета.
Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности или получения удовольствия. Поэтому изучение Интернет-зависимости и ее профилактика в подростковой среде становятся особенно актуальными в последнее время, так как в большинстве своем именно среди подростков выявляется наибольшая часть Интернет-зависимых личностей.
Нынешние возможности интернета затронули практически все слои населения. В частности, это коснулось детско-юношеской среды. Школьники и студенты все больше и больше времени проводят в интернете, онлайн–играх. Интернет влияет на социализацию, на учебный процесс и успеваемость, является удобной заменой общения в реальной жизни. Интернет не имеет привязки к определенному месту в пределах досягаемости сигнала вышек связи. Так, люди остаются погруженными в социальные сети даже за пределами дома, во время встреч с друзьями, родственниками, во время работы и учебы. Исходя из этого, очевидна необходимость изучения вопроса об интернет-зависимости и методах коррекции зависимого поведения по отношению к интернету.
Подростковый возраст представляет собой период развития человека, начиная от детства и продолжая до подросткового периода (в возрасте от 11 до 14-15 лет), в который подросток сталкивается с важными внутренними и внешними конфликтами, направленными на самоидентификацию и формирование личности.
Интернет-зависимость оказывает существенное влияние на школьную успеваемость, здоровье и психику современных подростков. Глобальная сеть отнимает у подростков значительное количество времени, что сказывается на усвоении знаний в рамках учебного процесса в образовательных учреждениях. Свидетельством интернет-зависимости в школьной среде является увлечение электронными играми (компьютерными, играми на мобильных устройствах и прочее) как формой азартных развлечений.
В качестве психологических предпосылок развития аддиктивного (зависимого) поведения некоторые авторы выделяют низкую самостоятельность и ограниченную возрастными особенностями свободу при выборе поведения, неспособность контролировать в полной мере вовлеченность в общение с компьютером в процессе игры (В.Д. Менделевич), а также низкую сопротивляемость к внешнему воздействию. В подростковом возрасте имеет место недостаточное развитие социальных навыков социального взаимодействия и жизненного опыта, что влечет за собой желание в подростка «сбежать» от проблем в реальной жизни в цифровой мир. Изучение научной литературы показывает, что на данный момент вопросы, связанные предпосылками, механизмами и факторами развития, зависимого от наркотических и алкогольных веществ, имеют достаточную разработанность, однако исследований, касающихся интернет-зависимого поведения среди подростков.
Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянно растущим числом подростков и юношей - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что злоупотребление цифровыми технологиями имеет крайте отрицательное влияние на психику ребенка или же подростка; в-третьих, отсутствием подробных исследований в данной области, ввиду новизны явления интернет-зависимости, которое не являлось актуальным в русскоязычной научной среде до недавнего времени. Заметно малое количество исследований посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. Так, именно исходя из вышеописанного, изучение проблемы Интернет-зависимого поведения и его негативного воздействия на людей подросткового возраста можно назвать актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.
Целью курсовой работы является исследование психологических особенностей интернет-зависимости у людей подросткового возраста и разработка методов коррекции зависимого от интернета поведения.
Задачи курсовой работы:
- изучение теоретических аспектов интернет-зависимости и факторов, способствующих развитию интернет-зависимости у людей подросткового возраста.
- выявление особенностей личности и поведения людей подросткового возраста.
- выявление особенностей поведения и личности интернет-зависимых подростков.
- разработка мероприятий по психокоррекции зависимого от интернета поведения у подростков.
- рассмотрение существующих методов коррекции зависимого от интернета поведения.
Объектом исследования являются психологические особенности интернет-зависимости у подростков.
Предметом исследования являются особенности влияния Интернет-зависимости на современных подростков.
Гипотеза исследования: Подростки с интернет-зависимостью демонстрируют специфические психологические особенности, такие как низкий уровень саморегуляции, повышенная тревожность и социальная изоляция, что требует применения комплексных методов коррекции, включая психотерапевтические подходы и программы по развитию навыков саморегуляции и социальной адаптации.
Предполагается, что существует связь между психологическими особенностями подростков и их зависимостью от интернета, а также указывает на необходимость разработки и применения эффективных методов коррекции.
Методология и методы исследования: теоретический анализ научной литературы, по теме психологических особенностей интернет-зависимости у людей подросткового возраста, также психологических особенностей подросткового возраста; тестирование, анализ существующих методологических данных по коррекции интернет-зависимого поведения у подростков.
Структура и объем работы. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
В заключение данной курсовой работы можно подвести итоги, касающиеся психологических особенностей зависимости от Интернета и методов её коррекции. Исследование, проведенное в рамках данной работы, показало, что интернет-зависимость является многогранным и сложным явлением, которое затрагивает не только индивидуальные аспекты личности, но и социальные, культурные и семейные факторы. Психологические аспекты интернет-зависимости включают в себя такие характеристики, как низкая самооценка, тревожность, депрессия и социальная изоляция. Эти факторы могут как способствовать развитию зависимости, так и являться её следствием, создавая замкнутый круг, из которого трудно выбраться без помощи специалистов.
Методы диагностики интернет-зависимости, рассмотренные в работе, включают в себя различные скрининг-тесты и опросники, которые позволяют выявить степень зависимости и её влияние на повседневную жизнь подростка. Важно отметить, что диагностика должна быть комплексной и учитывать не только поведенческие аспекты, но и эмоциональное состояние, а также влияние семейного окружения. Анализ семейного воспитания также играет ключевую роль в понимании причин возникновения интернет-зависимости, так как семейные отношения могут как способствовать, так и препятствовать формированию здоровых привычек у подростков.
Последствия интернет-зависимости для здоровья, такие как ухудшение осанки, проблемы со зрением и психоэмоциональные расстройства, подчеркивают необходимость своевременного вмешательства. Важно осознавать, что интернет-зависимость может иметь долгосрочные негативные последствия, которые затрагивают не только физическое, но и психическое здоровье подростков. Поэтому коррекция интернет-зависимости должна быть направлена не только на уменьшение времени, проведенного в сети, но и на улучшение общего самочувствия и психоэмоционального состояния подростка.
Подходы к коррекции интернет-зависимости у подростков, описанные в работе, включают в себя как индивидуальные, так и групповые методы. Индивидуальный подход позволяет учитывать уникальные особенности каждого подростка, его личные проблемы и потребности. Внедрение психологических вмешательств, таких как когнитивно-поведенческая терапия, может значительно улучшить ситуацию, помогая подросткам изменить свое поведение и научиться справляться с негативными эмоциями без обращения к Интернету. Групповые занятия, в свою очередь, способствуют созданию поддержки среди сверстников и помогают подросткам осознать, что они не одни в своей борьбе с зависимостью.
Разработка программы вмешательства для подростков, основанной на результатах диагностики и анализа семейного воспитания, является важным шагом в коррекции интернет-зависимости. Программа должна включать в себя как образовательные компоненты, так и практические занятия, направленные на развитие навыков саморегуляции и управления временем. Важно, чтобы программа была адаптирована под конкретные нужды группы и учитывала культурные и социальные особенности.
Роль семьи в коррекции интернет-зависимости не может быть недооценена. Семейные отношения и стиль воспитания оказывают значительное влияние на формирование привычек и поведения подростков. Вовлечение родителей в процесс коррекции может значительно повысить эффективность вмешательства. Обучение родителей методам поддержки и понимания проблем, связанных с интернет-зависимостью, может стать важным шагом к созданию здоровой семейной атмосферы, способствующей развитию подростка.
Клинические примеры коррекции интернет-зависимости, приведенные в работе, демонстрируют разнообразие подходов и методов, которые могут быть использованы в практике. Эти примеры подчеркивают важность индивидуального подхода и необходимости комплексного вмешательства, которое учитывает все аспекты жизни подростка.
Оценка эффективности методов коррекции интернет-зависимости является важным этапом в работе с подростками. Использование различных методов оценки, таких как опросники, наблюдения и самоотчеты, позволяет получить объективные данные о прогрессе и результатах вмешательства. Это, в свою очередь, помогает корректировать программу и адаптировать её под нужды конкретной группы.
Таким образом, работа подчеркивает, что интернет-зависимость является серьезной проблемой, требующей комплексного подхода к диагностике и коррекции. Психологические особенности зависимости, методы диагностики, последствия для здоровья, подходы к коррекции и роль семьи — все эти аспекты взаимосвязаны и требуют внимательного изучения и анализа. Важно продолжать исследовать эту тему, разрабатывать новые методы и подходы, а также повышать осведомленность общества о проблемах интернет-зависимости, чтобы помочь подросткам справиться с этой актуальной проблемой и улучшить их качество жизни.
1. Aviv Weinstein Internet addiction: diagnosis, comorbidity and treatment //
Медицинская психология в России. 2015. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-addiction-diagnosis-comorbidity-and-treatment (27.12.2024). cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-profilaktike-internet-zavisimosti... [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-profilaktike-internet-zavisimosti-u-podrostkov/viewer, свободный. - Загл. с экрана
2. А.Е. Айвазова. – СПб «Речь». – 2008. – 120 с.
3. А.Е. Войскунский; Гуманитарные исследования в Интернете. – М.,
«Можайск – Терра». – 2000. – 100-131 с.
4. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.
Академия. – 2009. – 672-690 с.
5. Авазов, Комил Холлиевич ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. 2023. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-internet-zavisimosti-na-lichnost-podrostka-1 (11.12.2024).
6. Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости [Текст] /
7. Акимова Александра Нюргустановна, Афанасьева Лира Иппатьевна
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2024. №84-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-zavisimosti-podrostkov (27.12.2024).
8. Акулова, Е.В. Индивидуальные – психологические особенности
пользователей сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nadfl.ru/work/10391/lichnostnye-osobennosti-lyudej-kotorye
9. Алексеенко, Н.Н. Психолого - аналитические аспекты поведения человека
в киберпространстве [Текст] / Н.Н. Алексеенко // Журн. практ. Психологии и психоанализа. – 2000. - №3. – 35-41 с.
10. Ананьев, Б.Г. Комплексный подход к проблеме человека [Текст] /
11. Андреев Кирилл Андреевич Интернет-зависимость: формы проявления и
подходы к реабилитации // Социальная педагогика. 2010. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-formy-proyavleniya-i-podhody-k-reabilitatsii (09.12.2024).
12. Андриенко Оксана Александровна, Безенкова Татьяна Александровна,
Безенков Кирилл Евгеньевич РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИКУ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ - СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Перспективы науки и образования. 2020. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-sovremennyh-tehnologiy-napravlennyh-na-profilaktiku-internet-zavisimosti-u-podrostkov-subektov-obrazovatelnoy-sredy (11.12.2024).
13. Артемьева М.С., Майдан А.В. Сравнительная оценка современных
концепций лечения алкоголизма // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-otsenka-sovremennyh-kontseptsiy-lecheniya-alkogolizma (23.12.2024).
14. Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
15. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные
исследования в Интернете [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В.
16. Бабурин Алексей Николаевич СЕМЕЙНЫЙ ПОДХОД В
РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ, ЗАВИСИМЫХ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ АМБУЛАТОРНОЙ ПРОГРАММЫ; ПРИХОДСКИЕ СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ ТРЕЗВОСТИ; // Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2017. №3-2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-podhod-v-reabilitatsii-patsientov-zavisimyh-ot-upotrebleniya-alkogolya-na-primere-raboty-ambulatornoy-programmy-prihodskie (16.12.2024).
17. Бабушкина Е.И. , Мушкаров Д.В. , Мушкарова Т.И. , Баранская Л.Т.,
Сиденкова А.П. Роль родительской семьи в развитии алкогольной зависимости у подростков // Психическое здоровье семьи: российские традиции и современные подходы к оказанию помощи. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-roditelskoy-semi-v-razvitii-alkogolnoy-zavisimosti-u-podrostkov (12.12.2024).
18. Бакланова, Ю.А. Особенности «Я концепции» интернет – зависимых
старшеклассников [Текст]: Вып. квалиф. Работа / А.Ю. Бакланова. Пермь: ИП ПГГПУ, 2009.
19. Балонов, И.М. Компьютер и подросток [Текст] / И.М. Балонов. – М.:
«Эксмо». – 2002. – 32-58 с.
20. Белинская, Е.П. Я – концепция и ценностные ориентации подростков
[Текст] / Е.П. Белинская // Вестник Московского Университета. – 2007. –
21. Белоус, В.В. Проблема типа темперамента в современной
дифференциальной психофизиологии [Текст] / В.В. Белоус; Психологический журнал №1 // 1981. – 45-55 с.
22. Богомолова Марина Александровна, Бузина Татьяна Сергеевна Интернет-
зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-aspekty-formirovaniya-i-vozmozhnosti-psihologicheskoy-korrektsii (10.12.2024).
23. Бондаренко, Т.А. Общение в виртуальном мире интернета [Текст] / Т.А.
Бондаренко // Вестник донского государственного университета. - 2009. - №4. – 728-735 с.
24. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе [Текст] / Е.Б. Бреева. - М.: -
2009. Бурова, В.А. Социально психологические аспекты интернет – зависимости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.5bb.ru/viewtopic.php?id=132
25. Викулов, А.Д. Основные личностные характеристики подростков [Текст] /
А.Д. Викулов. – М. «Шуя». – 2007. – 39-44 с.
26. Владимир Давыдович Менделевич Повышение эффективности терапии
наркологических расстройств путем организации лечения в общемедицинской сети // Вестник современной клинической медицины. 2013. №Приложение 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-terapii-narkologicheskih-rasstroystv-putem-organizatsii-lecheniya-v-obschemeditsinskoy-seti (27.12.2024).
27. Власова, Н.В. Психологический аспект исследования интернет зависимого
поведения подростков [Текст] / Н.В. Власова. – М.: НОУ ВПО. – 2014. - №1. – 49-54 с.
28. Войскунский А.Е., Митина О.В., Гусенова А.А., Рустамова Н.Э.
Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств // Медицинская психология в России. 2015. №4 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-zavisimosti-ot-interneta-sravnenie-metodicheskih-sredstv (10.12.2024).
29. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от интернета [Текст] /
30. Востриков Виктор Васильевич, Майорова О.В., Востриков М.В., Шабанов
Петр
31. Выгонский, С.И. Обратная сторона интернета [Текст] / С.И.
32. Выгонский. – М.: «Феникс». – 2010. – 310 с. Выготский, Л.С. Проблема
возраста [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: МГУ. – 2008. – 67-69 с.
33. Дмитриевич Оценка эффективности плацебо-терапии по эмоционально-
мотивационному состоянию у больных с алкогольной зависимостью в постабстинентном периоде // Психофармакология и биологическая наркология. 2008. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-platsebo-terapii-po-emotsionalno-motivatsionnomu-sostoyaniyu-u-bolnyh-s-alkogolnoy-zavisimostyu-v (27.12.2024).
34. Касьянова Ю.В. СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ
ЗАВИСИМОСТИ // Вестник науки. 2024. №11 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-situatsiya-kak-faktor-razvitiya-zavisimosti (27.12.2024).
35. Коваленко Светлана Васильевна, Маковецкая Анастасия Дмитриевна,
Тюстина Гульнара Гумаровна ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-internet-zavisimosti-podrostkov-v-usloviyah-obrazovatelnoy-sredy-kak-faktora-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti (09.12.2024).
36. Конарева Я.П. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
// Символ науки. 2022. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-u-detey-i-podrostkov (09.12.2024).
37. Костюхин C.А. Диагностика интернет-зависимости у подростков //
Вестник Московского финансово-юридического университета. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-internet-zavisimosti-u-podrostkov (12.12.2024).
38. Макарова Людмила Николаевна, Топильская Ольга Анатольевна
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ // Гаудеамус. 2021. №2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodicheskoe-soprovozhdenie-realizatsii-programmy-profilaktiki-internet-zavisimosti-u-studentov (15.12.2024).
39. Москаленко Ольга Леонидовна, Терещенко Сергей Юрьевич, Каспаров
Эдуард Вильямович РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranennost-kriterii-otsenki-i-metody-diagnostiki-internet-addiktsii (10.12.2024).
40. Н. В. Федорова Тренинг с использованием гештальт-терапевтических
техник как средство коррекции подростковой интернет-зависимости // Омский психиатрический журнал. 2020. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trening-s-ispolzovaniem-geshtalt-terapevticheskih-tehnik-kak-sredstvo-korrektsii-podrostkovoy-internet-zavisimosti (27.12.2024).
41. Павлов Юрий Геннадьевич Эффективность лечения зависимостей методом
ЭЭГ-биоуправления // Национальный психологический журнал. 2013. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-lecheniya-zavisimostey-metodom-eeg-bioupravleniya (27.12.2024).
42. Павлов Юрий Геннадьевич Эффективность лечения зависимостей методом
ЭЭГ-биоуправления продолжение. Начало в №2 (10), 2013) // Национальный психологический журнал. 2014. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-lecheniya-zavisimostey-metodom-eeg-bioupravleniya-prodolzhenie-nachalo-v-2-10-2013 (27.12.2024).
43. Пальчикова Марина Ивановна К вопросу разработки программ
профилактики интернет-зависимости // Интерактивная наука. 2017. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-razrabotki-programm-profilaktiki-internet-zavisimosti (11.12.2024).
44. Пережогин Л.О. Программа психотерапевтической помощи
несовершеннолетним, обнаруживающим признаки зависимости от интернета и мобильных устройств // Практическая медицина. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-psihoterapevticheskoy-pomoschi-nesovershennoletnim-obnaruzhivayuschim-priznaki-zavisimosti-ot-interneta-i-mobilnyh (10.12.2024).
45. Русинова Маргарита Маратовна РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ // Национальная ассоциация ученых. 2015. №5-3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-profilaktike-kompyuternoy-zavisimosti-uchaschihsya (16.12.2024).
46. Севастьянова Ольга Алексеевна, Иванов Дмитрий Викторович
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Бюллетень науки и практики. 2021. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-korrektsiya-internet-zavisimosti-podrostkov-sredstvami-art-terapii (27.12.2024).
47. Смыслова. – М.: «Можайск – Терра». – 2007. – 431 с.
48. Спановский С.С. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И АНАЛИЗА
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ // На пути к гражданскому обществу. 2020. №1 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-metody-opredeleniya-i-analiza-internet-zavisimosti-sredi-molodezhi (18.12.2024).
49. Титова Влада Викторовна, Катков Александр Лазаревич, Чугунов Даниил
Николаевич Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике // Педиатр. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-prichiny-i-mehanizmy-formirovaniya-diagnostika-podhody-k-lecheniyu-i-profilaktike (09.12.2024).
50. Удовенко Е.В. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. №4-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-v-podrostkovom-vozraste (27.12.2024).
51. Филиппович В.А. Актуальные вопросы о роли семьи в профилактике
наркомании и вредных привычек у детей, подростков и студенческой молодежи // Научный компонент. 2019. №3 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-o-roli-semi-v-profilaktike-narkomanii-i-vrednyh-privychek-u-detey-podrostkov-i-studencheskoy-molodezhi (27.12.2024).
52. Цыганенко Кира Михайловна, Петров Иван Александрович ИНТЕРНЕТ-
ЗАВИСИМОСТЬ У ПОДРОСТКОВ: БОЛЕЗНЬ КОТОРОЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. №3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-u-podrostkov-bolezn-kotoroy-ne-suschestvuet (11.12.2024).
53. Чубреич Кристина ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-internet-zavisimyh-podrostkov (09.12.2024).
54. Чупахина Е.А., Салмин А.А. Факторы компьютерной зависимости и
методы её преодоления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №5-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-kompyuternoy-zavisimosti-i-metody-eyo-preodoleniya (27.12.2024).
55. Шутова Н.В., Баранова Юлия Михайловна Оценка риска интернет-
зависимости для психического здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-riska-internet-zavisimosti-dlya-psihicheskogo-zdorovya-podrostkov (25.12.2024).