Введение 4
Глава I. Теоретическое обоснование исследования социальных представлений и социального сознания в раннем детском возрасте
1.1. Особенности психосоциального развития в раннем 11
возрасте: проблема половых различий
1.2. Развитие теоретических и эмпирических методов изучения социальных представлений и социального сознания как целостной структуры социальных представлений в зарубежной и отечественной психологии
Выводы по Главе I 33
Глава II. Исследование полообусловленных особенностей 36
структуры и содержания социального сознания детей раннего возраста
2.1. Организация и методы исследования 36
2.1.1. Организация исследования 36
2.1.2. Технология анализа социальных представлений по фактам речи и языка
2.2. Анализ социального сознания мальчиков и девочек раннего детского возраста: социальные представления, типология социальных представлений
2.3. Результаты анализа социальных представлений детей раннего возраста
2.3.1. Результаты кластерного анализа социальных представлений мальчиков раннего возраста по методу ближайшего соседа
2.3.2. Результаты кластерного анализа социальных представлений мальчиков раннего возраста по методу дальнего соседа
2.3.3. Результаты кластерного анализа социальных представлений девочек раннего возраста по методу ближайшего соседа
2.3.4. Результаты кластерного анализа социальных представлений девочек раннего возраста по методу дальнего соседа
2.3.5. Результаты корреляционного анализа социальных
представлений мальчиков в раннем возрасте
2.3.6. Результаты корреляционного анализа социальных 117
представлений девочек раннего детского возраста
Выводы по Главе II 179
Заключение 188
Список литературы 189
Приложения 200
Государство формулирует запрос на новые личностные качества людей на новый тип социальных отношений в образовании, на создание дружественной среды образования, качественную экспертизу образования включая экспертизу социальных отношений.
В связи с развитием институтов раннего развития и включения детей раннего возраста в систему социальных отношений, становится актуальным исследование их социального сознания. Понимание содержания социального сознания и социальных представлений детей раннего возраста педагогами, психологами на начальном этапе нахождения ребенка в пространстве детского учреждения повысит наукоемкость психолого-педагогических технологий в отношении развития социального сознания, предоставит возможность коррекции в естественной коммуникации.
Однако на сегодняшний день в России отсутствуют системные многопараметрические исследования социального сознания, технологий экспортирования, методов исследования структуры и содержания социального сознания детей раннего возраста. Активно идет поиск методов исследований социальных представлений - социального сознания детей раннего возраста. Действительно, существует необходимость разработки методов системных исследований высокого уровня сложности социальных представлений детей данного возраста. Высокопродуктивными методами являются, на наш взгляд, анализ форм речи и психолингвистический анализ речевых продуктов детей с точки зрения установления с их помощью социальных представлений детей.
Вместе с тем, в мировой науке накапливается фактологическая база, фиксирующая отличия в эмоциях, поведении, отдельных социальных представлениях у мальчиков и девочек. В России очень мало исследований, посвященных полообусловленным отличиям психических структур в раннем детском возрасте.
Таким образом, можно определить проблему исследования, которая состоит в отсутствии системных и эффективных методов исследования структуры и социального сознания детей раннего возраста - мальчиков и девочек.
Тема исследования определена как «Полообусловленные особенности структуры и содержания социального сознания детей раннего возраста: психолого-лингвистический анализ».
Объектом исследования является социальное сознание.
Предмет исследования — полуобусловленные особенности структуры и содержания социального сознания детей раннего возраста.
Цель исследования — изучение полообусловленных особенностей структуры и содержания социального сознания детей раннего возраста.
Гипотеза: Структуры и содержание социального сознания детей раннего возраста - мальчиков и девочек - имеют свои особенности, в частности предполагаем, что (1) социальное сознание детей раннего возраста имеет «рыхлую» структуру - с большим числом группировок незначительного числа социальных представлений внутри них; (2) у девочек у мальчиков центральная и периферийная области социальных представлений различаются в существенной степени; (3) у девочек по сравнению с мальчиками большая глубина социальных представлений о себе и о партнере.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть методы изучения социальных представлений и социального сознания как целостной структуры.
2. Провести эмпирическое исследование структуры и содержания социального сознания детей раннего возраста.
3. Проанализировать структуру и содержание социального сознания у мальчиков у девочек, выявить полуобусловленные особенности структуры и содержания социального сознания детей раннего возраста.
Методологическая основа исследования
Методологическую основу исследования составили: системный подход (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен и др.), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев), коммуникативный подход, положения о связи языка и сознания (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова), теория речевой деятельности, положение о психологическом содержании вербального высказывания (А.А. Леонтьев), концепция репрезентации социальных представлений, содержания социальных отношений в формах речи и языка (И.Г. Маланчук), положение об интегративном характере форм речи в отношении образов коммуникативных ситуаций прошлого и будущего (Т.В. Шмелева, И.Г. Маланчук), концепции интенционального содержания форм речи (Н.Д. Павлова, Н.А. Зачесова, И.Г. Маланчук, Т.Н. Ушакова, др.).
Методы исследования: психолингвистический анализ; социально-психологический анализ форм речи; контент-анализ; метод экспертных оценок; математико-статистический анализ: кластерный, корреляционный анализ. При обработке данных использован пакет программ Excel и SPSS 11.5, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен корреляционный и кластерный анализ.
База исследования:
Базой для проведения исследования послужили образовательные организации и психологические центры г. Красноярска и Красноярского края: МБДОУ №137 г. Красноярска; МБДОУ №26, №18 г. Минусинска, МБДОУ №15 г. Канска, других дошкольных образовательных организаций, а также записи внутрисемейной и других типов коммуникации детей раннего возраста, собранные в течение 2000-2015 годов студентами - участниками научного семинара под руководством И.Г. Маланчук, включающие тексты диалогов, полилогов, отдельных высказываний более чем 60 детей, а также 0- речи в ситуациях естественной коммуникации и в игровых ситуациях.
Основные этапы исследования:
Теоретический этап: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение за речевым поведением детей, выдвижение гипотез;
Организационный этап: анализ методов исследования социальных представлений (социального сознания), сбор данных;
Аналитический этап: формирование списка социальных представлений, первичный анализ данных и создание компьютерной базы данных, математико-статистическая обработка данных, интерпретация полученных результатов;
Рефлексивный этап: проблематизация результатов исследования, определение перспектив исследования.
Положения, выносимые на защиту.
1. Актуальным является исследование социального сознания детей
раннего возраста, основанное на изучении речи и языка. Речеязыковые произведения детей раннего возраста содержат информацию о становящейся языковой картине мира ребенка, в том числе о ее фрагменте - социальной картине мира. Кроме того, речь содержит в себе смысловые структуры социальных взаимодействий, социальных интенций ребенка. Таким образом, по фактам речи и языка ребенка раннего возраста можно реконструировать социальные представления детей и их социальное сознание как целостный феномен.
2. Структуры и содержание социального сознания детей раннего возраста - мальчиков и девочек - имеют свои особенности.
Результаты кластерного анализа по методу ближайшего соседа показали, что целостная структура социальных представлений мальчиков в раннем возрасте оформляется возникновением симметричной позиции по отношению к взрослому, осознанием социальной значимости объектов, субъектов, пониманием возможности своего влияния на эмоцию другого. Целостная структура социальных представлений девочек в раннем возрасте оформляется в задачах управлениях ситуацией с участием социального партнера с оценкой социальной значимости объектов/субъектов для ребенка и значимости собственных действий, решаются задачи позиционирования в социальном пространстве за счет привлечения в нее информации о субъектах, объектах, своих действиях.
Результаты кластерного анализа по методу дальнего соседа позволили уточнить структуру социального сознания девочек и мальчиков. У мальчиков кластеризация социальных представлений развивает 6 кластеров, у девочек структура социального сознания представлена 5-ю кластерами.
Действительно, социальное сознание детей данного возраста имеет «рыхлую» структуру - с большим числом группировок незначительного числа социальных представлений внутри них.
У девочек у мальчиков центральная и периферийная области социальных представлений различаются в существенной степени. Когнитивная сложность у девочек выше, поскольку характер взаимосвязей социальных представлений свидетельствует о более выраженной иерархической организации социальных представлений, поскольку социальные представления у девочек образуют отношения взаимоисключения, а у мальчиков - нет. При этом у девочек и мальчиков практически одинаковое число социальных представлений образуют положительные связи с примерно равными валентными связями (22 и 24 соответственно). Социальные представления мальчиков, в отличие от девочек, в раннем возрасте не обнаруживают отрицательных (обратных) корреляционных связей: социальные представления у мальчиков не блокируют друг друга, социальное сознание мальчиков в данном возрасте не имеет свойства взаимоисключать те или иные социальные представления.
3. Поля семантической согласованности / напряженности также являются полообусловленными: при сходстве в полях семантической согласованности у мальчиков и девочек обнаруживается разница. Поля семантической согласованности образуются у мальчиков и девочек, прежде всего, социальными представлениями с семаникой ситуации, влиянии на нее и прогнозе развития ситуации, управлении партнером, в том числе за счет информации, оценке компетентности своей и другого, понимании социальной значимости своих действий и возможностях позиционирования в ситуации за счет объектов, субъектов, действий. Установлена разница в структурах и содержании взаимоактуализированных социальных представлений, составляющих системобразующие (в силу их ранговых значений) представления центральной области.
4. Поля семантической напряженности социального сознания различны у мальчиков и девочек. Установлено, что они образуются только у девочек - 22 (больше 1/3 центральной части) социальными представлениями.
5. Семантическая глубина представлений, характеризующих образы «я» и «другой» различны у мальчиков и девочек. Представления ребенка о себе включает такие уровни, как: эмоциональный, интенциональный (желания, потребности), действия и формы поведения, речевое поведение, ментальная сфера; представления ребенка о другом включает те же уровни. Семантическая глубина образа «я» у мальчиков определена всего тремя уровнями представлений: ментальным, поведенческим и речевого поведения, у девочек представлен еще и эмоциональный компонент. Семантическая глубина образа другого у мальчиков и у девочек определена выраженностью компонентов эмоционального, интенционального, поведенческого и ментального - с большим пониманием желаний/намерений другого мальчиками, большей выраженностью представлений о поведении другого у мальчиков, большим пониманием влияния другого на ситуацию у девочек, несколько большей представленностью у мальчиков в ментальном компоненте управления за счет информации.
Научная новизна. Исследование не имеет аналогов в российской и зарубежной науке.
Теоретическая значимость: в исследовании получены системные данные о структурах и содержании социальных представлений в социальном сознании детей раннего возраста, установлены полообусловленные особенности структур социального сознания.
Практическая значимость: полученные данные и результаты могут составить основу научно-методических разработок для системы среднего профессионального образования, высшего образования, ориентированных на подготовку педагогов раннего развития.
Апробация результатов исследования.
Материалы диссертационного исследования были представлены на научно-практических семинарах Межрайонного ресурсного центра при КГБОУ СПО «Минусинском педагогическом колледже им А.С. Пушкина».
Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на XVI Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и наука XXI века" (15 апреля - 23 мая 2015 г. Красноярск). Содержание диссертации отражено в 2 публикациях:
1. Денисова А.Г. Психолого-лингвистическая экспертиза образовательных практик // Таврический научный обозреватель, 2015. №5. (соавт. И.Г. Маланчук, Т.Ю. Замкина, Т.В. Шлетгауэр и др.);
2. Денисова А.Г. Анализ репертуара социальных представлений детей дошкольного возраста // Наука, образование, инновации: материалы междунар. науч.-практ.конф. Челябинск, 2015 (соавт. И.Г. Маланчук, Т.В. Шлетгауэр, Т.Ю. Замкина).
Структура магистерской диссертации.
Диссертационное исследование содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Работа изложена на 200 страницах машинописного текста, содержит 9 приложений и 2 таблицы. Список литературы насчитывает 134 наименования, из которых 28 иностранных.
В данном диссертационном исследовании проанализированы семантические структуры социального сознания девочек и мальчиков раннего детского возраста.
По фактам речи и языка выделен состав социальных представлений детей данного возраста, его составили 121 социальное представление.
Разработана типология социальных представлений.
На основании данных кластерного анализа показана разница в структурах социального сознания у мальчиков и девочек.
Установлены центральные и периферийные области социального сознания мальчиков и девочек, области семантической согласованности и семантической напряженности социальных представлений мальчиков и девочек, выявлены их полообусловленные особенности. На основе разработанных представлений о семантической глубине показана семантическая глубина образов «я» и «другого» в социальном сознании мальчиков и девочек.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Все поставленные гипотезы нашли свое подтверждение.
Перспективы исследования связаны с возможностью организации сравнительных исследований, кросс-культурных исследований, исследований социального сознания в онтогенетической динамике и полученными нами данными о взаимосвязи социальных представлений детей с их коммуникативными потребностями, что не вошло в данную работу.
Подчеркнем практическую значимость работы: данные, представленные в работе, задают необходимость по-разному общаться с девочками и мальчиками, повышать родительскую компетентность, а также профессиональную компетентность педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
2. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2002. С. 88-103.
3. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4.
4. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. № 4.
5. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. СПб., 1994.
6. Алтунина И.Р. Возрастные особенности структуры мотивации социального поведения детей // Мир психологии. 2005. №2. С. 240-249.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008.
8. Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистики // Психологический журнал, 1995. Т.16. №5. С. 115-121.
9. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 249-299.
10. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.
11. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб., 2005.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
13. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
14. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
15. Бобрышева, Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования / Т.В.Бобрышева : Дисс. канд. психол. наук. М., 1996. — 167 с.21 .
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) - М.: Просвещение, 1986.
17. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.
18. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка. М., 1993.
19. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. ин-в. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
20. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999.
21. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
22. Герасимова А.С., Сергиенко Е.А. Понимание детьми обмана как показатель становления модели психического («Theory of mind») // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. М.: ИП РАН, 2004. C. 63-85.
23. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. 2-е изд. М.: Лабиринт, 1998.
24. Горошко Е. И. Гендерная проблематика в языкознании. http://www.owl.ru/ win/ books/articles/goroshko.htm
25. Дейк Т.А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23: Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 153-211.
26. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Теория речевых жанров: социопрагматический аспект // Stylystika 8. Opole, 1999. S. 53-87.
27. Джерджен, К. Дж. Движение социального конструкционизма в
современной психологии // Социальная психология: саморефлексия
маргинальности Хрестоматия / Отв. ред. М.П.Гапочка; Ред.-сост. Е. В. Якимова. - М.: ИНИОНРАН, 1995. - 252 с.
28. Довыденко, Л.В., Маланчук, И.Г. Ябедничество как форма речевого поведения дошкольников / Л.В. Довыденко, И.Г. Маланчук// Материалы III Общейроссийской студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15-20 февраля 2011 г. Психологические науки. - URL: http://www.rae.ru/forum2011/12/2039(дата обращения: 15.03.2015 г.).
29. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи. Вып. 2. Саратов: Колледж, 1999. С. 7-13.
30. Дьячук А. А. Математические методы в психологических и
педагогических исследованиях: учебное пособие; Красноярск:
Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. - 347 с.
31. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.
32. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999.
33. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека:
Психолингвистическое исследование. Воронеж: ВГУ, 1990.
34. Зимняя И.А. Вербальное мышление (психологический аспект) // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. С. 51-72.
35. Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985.
36. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Педагогика, 1991.
37. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб.: прайм-Еврознак, 2000.
38. Кирилина А.В. Категория gender в языкознании // Женщина в Российском обществе. М., - 1997, - № 2. - С. 15-20.
39. Клецина И.А. Практикум по гендерной психологии. СПб., 2001.
40. Коатс Дж. Женщины, мужчины и язык // Гендер и язык [антология]; сост. А.В. Кириллина. - М., 2005. - 189 с.
41. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1999. Вып.2. С. 52-61.
42. Кочанов Ю. Л., Шматко Н. А. Семантические пространства социальной идентичности // Социальная идентификация личности. М., 1993.
43. Крайг Г. Психология Развития. - СПб.: Издательство «Питер»,2000.
44. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
45. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969; М.: URSS, 2003.
46. Леонтьев А.Н. Генез человеческой речи и мышления; Психология речи; Психологическое исследование речи // Становление психологии деятельности: Ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. С. 278-308.
47. Леонтьев А.Н. Генез человеческой речи и мышления; Психология речи; Психологическое исследование речи // Становление психологии деятельности: Ранние работы / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2003. С. 278-308.
48. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.
49. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
50. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология познания у
дошкольников. Кишенев: Штиинца, 1983.
51. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.
52. Маланчук И.Г. Арина: Развитие речи и языка в детском
возрасте. Эл. архив И.Г. Маланчук, 2007.
53. Маланчук И.Г. Актуальные задачи психологии речи // Актуальные проблемы современной науки: сб. статей 4-й международной конференции. Социальные и гуманитарные науки. Ч.32. Психология. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С. 78-81.
54. Маланчук И.Г. База данных детских текстов (0-7,5 лет) диссертационного исследования докт. психол. наук. Эл. архив И.Г. Маланчук, 2005.
55. Маланчук И.Г. Динамика и трансформации структуры диалога в речи ребенка первого года жизни // Школа и личность. Красноярск: КГПУ, 2004. С. 38-44.
56. Маланчук И.Г. Закрытие монолога, или Диалогическая модель коммуникации и проблема эгоцентризма детской речи // Научно¬методический вестник. Вып. 2. Красноярск: КГПУ, 2002. С. 192-218.
57. Маланчук И.Г. Избирательная кампания в России: в поисках жанров // Политическое поведение и политические коммуникации: тезисы и тексты докладов Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 1994. С. 73-77.
58. Маланчук И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека (статья первая) // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С. 76-81.
59. Маланчук И.Г. Методологические основания исследования развития речи в раннем онтогенезе человека: речь и довербальное социальное мышление // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Серия «Гуманитарные науки». Красноярск, 2009а (1). С. 77-82.
60. Маланчук И.Г. О двух тенденциях упорядочения вокального сигнала в антропогенезе // Школа и личность. Красноярск, 2007. С. 15-31.
61. Маланчук И.Г. О соотношении речевого жанра и речевого акта // Филология - Журналистика’94. Научные материалы. Красноярск: КГУ, 1995. С. 50-51.
62. Маланчук И.Г. О структуре нейронной сети при построении устного высказывания // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева, 2010. Вып.1. С.115-118.
63. Маланчук И.Г. Развитие диалогических форм речи у ребенка на первом году жизни // Детская речь как предмет лингвистического исследования: Материалы междунар. науч. конфер. / под ред. С.Н. Цейтлин. СПб.: Наука, 2004. С. 163-166; htpp://iling.nw.ru/grammatikon/child/mal.html.
64. Маланчук И.Г. Речь как информационный объект и новые задачи психодиагностики речи // ИКТ в образовании в течение всей жизни: Материалы междунар. конф., 16-17.09.2014. Красноярск: СФУ, 2014. (в печати).
65. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс // 125 лет
Московскому психологическому обществу. Юбилейный сборник РПО. В 4-х тт. Т.4. / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская, Ю.П. Зинченко. М.: МАКС Пресс, 2011. С.147-150. (Материалы Юбилейной конференции Моск.психол.общ-ва, 26 марта 2010).
66. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Изд-е 2-е, доп. Красноярск, 2013.
67. Маланчук И.Г. Речь как психический процесс: монография. Красноярск, 2009.
68. Маланчук И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. У-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.
69. Маланчук И.Г. Феноменологический подход в методологическом обеспечении мультидисциплинарного исследования речи // Сборник статей ученых Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Бишкек: КГУ им. И. Арабаева, 2007а. С. 69-75.
70. Манаев, О.Т. Контент-анализ - описание метода. - URL: http://psyfactor.org/lib/kontent.htm (дата обращения: 12.04.15).
71. Морозов В.П. Невербальная коммуникация в системе речевого общения // Психология XXI века. М.: ПЕР СЭ, 2003. С. 415-440
72. Московичи С. От коллективных представлений - к социальным // Вопросы социологии. 1992. № 2
73. Московичи, С. Социальные представления: исторический взгляд / С. Московичи // Психол. журнал. - 1995. - № 1. - С. 3 -18.
74. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
75. Никулина Т.А., Харламенкова Н.Е. Половозрастные различия в стремлении личности к утверждению и защите своего «я» // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. С. 224-240.
76. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
77. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. - М.: Просвещение, 1993.
78. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2007.
79. Павлова Н.Д. Коммуникативная парадигма в психологии речи и психолингвистике // Психологические исследования дискурса: сб. науч. трудов / отв. ред. Н.Д. Павлова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 7-17.
80. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988
81. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: Союз, 1997.
82. Помощь родителям в воспитании детей (Пер. с англ.) - М.: Прогресс, 1992.
83. Потапов В. В. Современное состояние гендерных исследований в англоязычных странах // Гендер как интрига познания. Пилотный выпуск. М.: Изд-во Рудомино, 2002. С. 78-89.
84. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1990.
85. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 479 с.
86. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1989.
87. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974.
88. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986.
89. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М. Педагогика, 1988.
90. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности
индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988.
91. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.:
Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
92. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая
психология. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004.
93. Семёнова, А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ:
проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - 324 с.