Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Работа №169059

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы45
Год сдачи2024
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Понятие тревожности в психологии 6
1.2. Проявление экзаменационной тревожности в подростковом возрасте ... 10
1.3. Возможности профилактики и коррекции экзаменационной тревожности
подростков 13
Выводы по Главе 1 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования и их обсуждение 21
2.4. Оценка эффективности проведенной работы 29
Выводы по 2 Главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Актуальность данной работы заключается в том, что эмоциональное благополучие старшего, школьного поколения — это один из предметов особого внимания родителей, учителей, школьных психологов. Качественная и проведенная вовремя проверка эмоционального здоровья, правильные коррекционные работы могут предотвратить риск возникновения поведения в развитии личности старшеклассника. Нервный срыв может являться одним из примеров отклонения эмоционального здоровья (тревожности).
Дети старшего школьного возраста с повышенной тревожностью могут столкнуться в будущем с рядом психологических проблем: постоянное беспокойство, неуверенность, ожидание неблагоприятного развития событий, постоянное предчувствие худшего, эмоциональная неустойчивость, склонность к психосоматическим заболеваниям.
Поэтому выявление у обучающихся повышенной тревоги является особенно актуальной темой, к тому же в наше время число детей с повышенным беспокойством, неуверенностью, низкой самооценкой, и эмоциональной нестабильностью значительно увеличилось.
Изучением проблемы тревожности занимались такие психологи как Д. Бернс, Р. Мэй, Е.В. Новикова, А.М. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Б. Филипс, и другие. Среди психологических переживаний ребенка тревожность занимает очень важное место, часто она приводит к трудностям коммуникации и снижению работоспособности. Можно акцентировать внимание на том, что тревожные состояния часто являются предвестниками психологических расстройств, и риск их развития возрастает в подростковом возрасте. В то же время, научные исследования, изучающие тревожность подростков, все еще относительно малочисленны.
В отечественной психологии изучением проблемы тревожности занимались такие ученые как: А.К. Брель, А.М. Дусавицкий, А.И. Захаров, А.М. Прихожан. Исследования этих ученых выявили факт того, что за последние 10 лет количество детей с повышенной тревожностью увеличилось, тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления.
Эмоциональное состояние обучающихся 17-18 лет в процессе подготовки к единому государственному экзамену - один из объектов особого внимания психологов - ученых и практиков (таких, как Е.В. Изотова, Е.П. Ильин). [11].
Экзаменационная тревожность является распространенным явлением среди обучающихся. Многие подростки считают, что неудачная сдача экзаменов помешает реализации жизненных планов, вызовет гнев родителей, снизит их популярность в среде сверстников, соответственно, степень тревожности в период подготовки и сдачи экзаменов существенно увеличивается (Е.В. Щербатых; В.Г. Степанов) [28; 32; 33].
Высокий уровень экзаменационной тревожности может привести к дезорганизации учебной деятельности и снижению работоспособности. Но если правильно психологически подготовить себя к сдаче экзаменов и понизить уровень экзаменационной тревожности, то успех сдачи повысится (В.Б. Стрелец, Н.Н. Самко, Ж.В. Голикова) [29].
Данные положения делают тему исследования актуальной.
Цель исследования: выявить возможности профилактики экзаменационной тревожности старших подростков.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить понятие «экзаменационная тревожность», рассмотреть показатели экзаменационной тревожности старших подростков.
2. Эмпирическим путем определить уровень экзаменационной тревожности старших подростков.
3. Разработать комплекс профилактических мероприятий,
обеспечивающих снижение экзаменационной тревожности старших подростков.
4. Проверить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: экзаменационная тревожность.
Предмет исследования: профилактика экзаменационной тревожности старших подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профилактика экзаменационной тревожности старших подростков будет эффективной, если будет реализован комплекс психолого-педагогических мероприятий, включающий:
• занятия с детьми, направленные на: информирование о понятии «экзаменационная тревожность», освоение способов преодоления тревожного состояния;
• консультативную работу с родителями по вопросам оказания помощи ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов.
В своей работе мы использовали такие методы исследования как:
Теоретические: анализ, обобщение научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: тестирование.
Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.
Коррекционно - развивающие: тренинг.
Методы исследования:
1. Тест «Тревожность на экзамене» (на основе методики Е.Е. Ромицына).
2. Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реан.
База исследования: МБОУ СОШ № ХХ г. Саяногорска.
Выборка исследования: 18 обучающихся 11 класса 16-18 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения, списка использованных источников, Приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экзаменационная тревожность является распространенным явлением среди обучающихся. Многие подростки считают, что неудачная сдача экзаменов помешает реализации жизненных планов, вызовет гнев родителей, снизит их популярность в среде сверстников, соответственно, степень тревожности в период подготовки и сдачи экзаменов существенно увеличивается (Е.В. Щербатых; В.Г. Степанов)
Высокий уровень экзаменационной тревожности может привести к дезорганизации учебной деятельности и снижению работоспособности. Но если правильно психологически подготовить себя к сдаче экзаменов и понизить уровень экзаменационной тревожности, то успех сдачи повысится (В.Б. Стрелец, Н.Н. Самко, Ж.В. Голикова).
Нами проведено исследование возможностей профилактики экзаменационной тревожности старших подростков.
В ходе исследование решены следующие задачи:
• теоретически изучено понятие «экзаменационная тревожность», рассмотрены показатели экзаменационной тревожности старших подростков.
• эмпирическим путем определен уровень экзаменационной тревожности старших подростков.
• разработан и апробирован комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих снижение экзаменационной тревожности старших подростков.
• доказана эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования о том, что профилактика экзаменационной тревожности старших подростков эффективна, если реализуется комплекс психолого-педагогических мероприятий, включающий: занятия с детьми, направленные на:
информирование о понятии «экзаменационная тревожность», освоение способов преодоления тревожного состояния; консультативную работу с родителями по вопросам оказания помощи ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов.



1. Бернс Д. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта, 2015. 272 с.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд. М. 1984. 200 с.
3. Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции,
компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. №1. C. 94-99.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 373 с.
5. Дементий Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика: учеб. метод. пособие для студентов специальности 020400 «Психология». Омск: ОмГУ, 2004.
6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1999. 250 с.
7. Долгова В.И. Преодоление страха смерти у подростков: монография. ЧЕЛ.: РЕКПОЛ, 2009. 324 с.
8. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. 147-160 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2000. 384 с.
10. Изард К.Э. Психология эмоций. СПБ.: Питер, 2007. 464 с.
11. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.
12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. 752 с.
13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2015. 783 с.
14. Кириллова Я.В. Изучение индивидуально-психологических особенностей старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ // Евразийский союз ученых. 2018. 15-18 с.
15. Кочубей Б.И., Новикова И.С., Коррекция экзаменационной тревожности старшеклассников. 2020. 350 с.
16. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д: Феникс. 1998. 512 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. 5-е изд. М.: УРАО, 1999. 175 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1982. -
19. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971. 40 с.
20. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М: Эксмо, 2018. 450 с.
21. Макарова И.В. Психология: конспект лекций. М.: Юрайт, 2010. 237 с.
22. Маркова А.К. Психология профессионализма. М: Знание, 1996. 308 с.
23. Маркова Е.А. К вопросу о функциональном состоянии вегетативной нервной системы при эмоциональном стрессе у студентов во время экзаменов // Гигиена и санитария. 1978. № 2. С. 45-47.
24. Миллер О.М., Журбенко Е.Ю. Эмоционально-регулятивные особенности личности низкоадаптивных и высокоадаптивных студентов вуза // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 148-153.
25. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование 1998. № 2. С. 47-49.
26. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
28. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 320 с.
29. Стрелец В.Б., Голикова Ж.В. Психофизиологические механизмы стресса у лиц с различной выраженностью активации // Журн. высш. нерв. деят. 2001. Т. 51. №2. С. 166- 173.
30. Холов, Р. М. Психология школьников в старших классах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 4. С. 101-104.
31. Щербатых Ю.В. Влияние личностных особенностей на величину артериального давления у студентов в норме и в условиях эмоционального стресса // Артериальная гипертензия, 2000. №2. С.74-76.
32. Щербатых Ю.В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. Павлова, 2000. №6. С.959-965.
33. Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки для оптимизации уровня экзаменационного стресса у студентов высшей школы // Актуальные проблемы современной биологии и медицины. Днепропетровск, 1997. С. 116-117.
34. Щербатых Ю.В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю.В. Щербатых, Е.И Ивлева. - Воронеж: Истоки, 1998. 282 с.
35. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс / Ю.В. Щербатых // 2000. Воронеж: ИАН. 120 с.
36. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под редакцией. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
37. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности подростков / М.: 1967. 650 с
38. ЭГЕ как фактор эмоциональных переживаний у старшеклассников. URL:https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2022/08/25/ege-kak-faktor-emotsionalnyh-perezhivaniy-u(дата обращения: 25.04.2024)
39. Исследовательская работа «Влияние сдачи ГИА на тревожность
старшеклассников». URL:https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-sdachi-gia-na-trevozhnost-starsheklassnikov-947754.html (дата обращения:
25.04.2024)
40. Методика управления экзаменационным. (инструмент
психологической коррекции психического и функционального состояния студентов и школьников). URL:https://psy.su/psyche/projects/3062/(дата обращения: 01.05.2024)
41. Щербатых Ю.В. Методика управления экзаменационным стрессом. URL:https://psy.su/mod files/additions 1/fle file additions 1 10707.pdf(дата обращения: 01.05.2024)
42. Готовимся к ЕГЭ "Тренинг для старшеклассников". URL:
https: //infourok. ru/gotovimsya-k-ege-trening-dlya- starsheklassnikov-1363380. html(дата обращения: 02.05.2024)
43. Профилактика стрессовых состояний в период подготовки к
экзаменам. URL: (занятие для старшеклассников)
https://urok.1sept.ru/articles/689197(дата обращения: 02.05.2024)
44. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА СТУДЕНТАМИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ. URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5b8875517966e1073081b202.pdf(дата обращения: 02.05.2024)
45. Упражнения - моя "группа поддержки". URL:https://lefi-pinki.livejournal.com/3066.html(дата обращения: 02.05.2024)
46. Тренинг уверенности в себе. URL:
https://urok.1sept.ru/articles/689572(дата обращения: 02.05.2024)
47. Управление конфликтами и стрессами в организации. URL: http: //sakhgu.ru/wp- content/uploads/page/record_85102/2019_12/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0% B0%D0%B3%D0%B0-%D0%90.-%D0%AE.- %D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D0%B5-
%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D 1 %84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D 1 %82 %D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B8-
%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B0%D0%BC%D 0%B8-%D0%B2-
%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0 %D 1 %86%D0%B8%D0%B8.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ