ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА 6
1.1. Методы управления персоналом как цель формирования позитивного
социально-психологического климата 6
1.2. Инструменты исследования социально-психологического климата
коллектива 12
1.3. Социально-психологический климат производственного коллектива... .19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОММЕРЧЕСКОЙ КОМПАНИИ 27
2.1. Характеристика персонала организации 27
2.2. Исследование социально-психологического климата в коллективе 34
2.3. Психологические рекомендации по созданию социально-психологического климата в коллективе 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 51
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложение
Исследования последних лет показали, что между эффективностью деятельности любого предприятия и социально-психологическим климатом в коллективе прослеживается тесная взаимосвязь, с помощью нее рождаются современные подходы к управлению предприятием. На сегодняшний день в российской теории и практике менеджмента вопрос о формировании комфортного социально-психологического климата промышленного предприятия по-прежнему остаётся малоизученным. Более того, острый дефицит научных изысканий наблюдается в сфере исследования психологических средств и условий развития социально-психологического климата коллектива предприятий различных отраслей.
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что знание состояния психологического климата в коллективе и работа над ним влияет на степень устойчивости организации, на её конкурентоспособность, а также способность наилучшим образом использовать самый важный ресурс организации - человеческий. Социально-психологический климат в трудовом коллективе одна из самых главных составляющих рабочего процесса, так как от этого зависит качественная работа сотрудников и эффективность труда. Климат в коллективе влияет на общее психологическое состояние группы, на их настроение.
Исходя из вышесказанного, тема настоящего исследования носит актуальный характер и представляет как научный, так и практический интерес.
Первым кто ввел понятие «социально-психологический климат» в среду науки был Н. С. Мансуров. Он предполагал, что в основе этого феномена стоит определенный психологический настрой в коллективе. После долгих лет изучения социально-психологического климата в коллективе большинство авторов сошлись в едином мнении. Они решили, что при определении понятия «социально-психологический климат» следует выделять два основных элемента: отношение друг к другу и их отношение к труду. Однако, среди современных научных публикаций тема настоящей курсовой разработана не достаточно. Особенно мало публикаций на темы проведения экспериментальных исследований по формированию позитивного социально-психологического климата коммерческой организации. При подготовке данной курсовой работы проанализированы работы, посвященные экспериментальным исследованиям в педагогических коллективах [19, с.429], в государственных учреждениях пеницитарной системы [12, с.227]. Достаточное количество работ посвящено формированию позитивного социально-психологического климата в спортивных командах, что, несомненно, необходимо для получения наилучшего спортивного результата [2, с.15-17].
Недостаток научных публикаций и актуальность темы курсовой работы позволили сформировать цель, задачи, объект и предмет исследования.
Целью проектной работы является формирование в коллективе благоприятного психологического климата, способствующему сохранению и укреплению психического здоровья сотрудников. В качестве объекта исследования выступает социально-психологический климат коллектива.
Предмет исследования - условия формирования позитивного социально-психологического климата коллектива.
Исходя из цели исследования, я выделил следующие задачи:
- рассмотреть понятие социально-психологического климата коллектива;
- выделить инструменты исследования социально-психологического климата коллектива;
- охарактеризовать персонал конкретного коммерческого предприятия;
- исследовать социально-психологический климат в коллективе.
- выделить рекомендации по созданию социально-психологического климата в коллективе
Проектная идея заключается в формировании благоприятного социально-психологического климата в коллективе организации. Опираясь на полученные данные, организовать план работы с коллективом и руководством по улучшению психологического климата на предприятии.
Теоретической и методологической базой исследования в работе послужили труды зарубежных и отечественных ученых в сфере управления организационной культурой предприятий. В решении конкретных задач использовались системный подход, нормативный метод, метод анализа и синтеза, анализ документов, анализ показателей, метод классификации, анкетирование и другие общенаучные и специальные методы исследования поставленной проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в ходе разработки принципов, алгоритмов оценки организационной культуры и рекомендаций по её развитию на предприятиях лесопильно-деревообрабатывающей отрасли.
Структура дипломной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, заключения, списка использованной литературы.
Анализ теоретических подходов к изучению сущности и процессов формирования социально-психологического климата в коллективе организации, позволяет сделать следующие выводы.
Внимание к проблемам социально-психологического климата оправдано тем, что трудовой коллектив как организованная общность отражает все общественные изменения. И от их настроения в конечном итоге зависит социальная атмосфера в организации.
Социально-психологический климат - это относительно устойчивый и типичный эмоциональный настрой, постепенно складывающийся в процессе деятельности и общения членов коллектива. Он отражает ряд объективных факторов: характер отношений по вертикали и горизонтали, а также отношение к труду, условия труда и т.д.
Социально-психологический климат или психологическая атмосфера очень точно отражают существо проблемы: невозможность эффективной профессиональной деятельности без создания благоприятного психологического климата в коллективе. «Подобно тому, как в одном климате растение может расцвести, а в другом зачахнуть, человек может испытывать внутреннюю удовлетворённость и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно потеряться в другом» [26, с. 138].
Данная аналогия позволяет определить характерные особенности социально-психологического климата: во-первых, это одна из важнейших сторон жизнедеятельности коллектива; во-вторых, этот климат неодинаков в разных коллективах; в-третьих, он оказывает различное влияние на каждого из членов коллектива; в-четвёртых, его коллектива.
Социально-психологический климат является показателем зрелости коллектива и включает такие черты развитого коллектива как целеустремлённость, сплочённость, удовлетворённость совместным трудом.
Использованные методы современной психологии в области изучения социально-психологического климата позволяют определить, что психологический климат формируется в процессе совместной деятельности людей и проявляется в их поведении.
Изучение существующего социально-психологического климата в организации «Администрация МО Алапаевское» подтвердило наше предположение о необходимости организации целенаправленной
управленческой деятельности по формированию социально-психологического климата в коллективе.
Полученные данные обозначили основные направления работы руководителя, необходимые для оптимизации благоприятного социально-психологического климата в коллективе:
• улучшение взаимоотношений в коллективе,
• развитие системы повышения квалификации,
• снижение интенсивности нагрузок в трудовой деятельности,
• развитие системы стимулирования и мотивации и т.д.
В соответствии с названными направлениями, сформулированы рекомендации по организации управленческой деятельности в области формирования социально-психологического климата в коллективе.
Главными направлениями в работе руководителя, направленной на формирование социально-психологического климата, должны стать:
• улучшение условий труда и отдыха;
• развитие содержания труда;
• развитие средств труда;
• развитие мотивации;
• изменение оплаты труда;
• система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня и т.д.
Опираясь на теоретические подходы к формированию межличностных отношений в коллективе, а также на основании результатов проведённого исследования, предложены следующие рекомендации по управлению и оптимизации социально - психологического климата в коллективе:
• проанализировать основные причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе. Данная деятельность позволит руководителю принять наиболее верное решение для нейтрализации конфликтной ситуации или её развороту в сторону конструктивного конфликта.
• Проявлять сдержанность в критической оценке деятельности коллектива. Если недовольство вызывает работа конкретного члена коллектива, беседовать с ним лучше один на один, аргументируя свои претензии и предлагая пути решения. В этом случае у сотрудников не возникнет желания идти на открытый протест на глазах всего коллектива, что позволит избежать столкновения сторон.
• Развивать и поддерживать высокое качество руководства. Для чего необходимо выявить потенциальных и перспективных руководителей. Выявление лидерских качеств можно осуществить путем аттестации или используя многочисленные методики оценки руководителей. После выявления способных лидеров их необходимо оценить как высококачественные ресурсы и обеспечить их дальнейшее развитие.
• Разрабатывать практическую стратегию, отражающуюся во всех аспектах управления человеческими ресурсами.
• Осуществлять постановку задач и разработку мероприятий для их достижения. Данное направление управленческой деятельности является основой создания культуры, ориентированной на получение
результатов.
• Повышать интенсивность в работе. Управление показательной работой коллектива. Регулярная оценка деятельности подразделения при встречах руководителя и его начальника.
• Стимулировать через поощрение лучших, наказание худших,
выдвижение знающих и переводы или увольнения некомпетентных.
• Правильно мотивировать сотрудников на достижение поставленных целей и осуществлять доброжелательный контроль. Это позволит, с одной стороны, сгладить острые углы и улучшить психологический климат в коллективе, с другой стороны - создать предпосылки для профессионального роста членов коллектива.
• Осуществлять постоянную и целенаправленную работу по формированию благоприятного психологического климата в коллективе.
Проведённое нами исследование и предложенные рекомендации имеют определенную практическую значимость и применимость. В перспективе мы постепенно планируем реализовать все предложенные рекомендации с учётом возникающих корректив и дополнений.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
1 Блохина М.В., Петрова О.А., Ульянова М.Н. Конфликты в коллективе медсестер и способы управления ими // Медицинская _сестра / 2019. - № 2. - С. 6-10.
2 Булыкина Л.В., Курочкина Н.А., Губа В.П. Межличностные
отношения спортсменов как фактор обеспечения психологического комфорта в волейбольной командеOlymPlus. .Гуманитарная .версия/ 2019. - № 2 (9). - С. 15-17
3 Денисон, Д. Изменение корпоративной культуры в организациях / Д. Денисон, Р. Хойшберг, Н. Лэйн, К. Лиф. - СПб.: Питер, 2013. - 192 с.
4 Карпова Е. А., Воронина М. Ф. Перспективы формирования и развития групп: ролевой подход // Социология и право/ 2016. - 2 (32). - С. 14-23
5 Кожемякин В.А. Экономическая успешность и организационная
культура предприятия/ В. А. Кожемякин// Управленческое консультирование/ 2016. - № 8 (92). - С. 133-139
6 Курыс А.Т., Эксакусто Т.В. Особенности композиции групп с
разным социально-психологическим климатом / Гуманитарные научные исследования 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2014/07/7442 / (дата обращения: 07.02.21)
7 Малаховская М.В. Влияние корпоративной культуры на
стратегический менеджмент компании // Научная идея. Сетевой научный журнал. - 2017. - (1). [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://nauch-idea.ru/index.php/arkhiv?layout=edit&id=10(Дата обращения 07.02.21)
8 Малаховская, М.В. Корпоративная культура: особенности
российской практики / М.В. Малаховская // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. - Димитровград: ДИТИ НИЯУ МИФИ, 2016. - № 2 (10). - С. 82-85
9 Мартиросян А.С. Организационная культура как источник стратегического развития предприятия/ А.С. Мартиросян// Наука и Мир/ 2015. -Т. 3. - № 4 (20). - С. 41-42
10 Митрофанова Б.А., Ивановская Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: под ред. А.Я. Кибанова. Москва: Проспект, 2013. 72 с.
11 Немов Р.С.Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математики учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ Издательство: Владосю - 2018 : 631с
12 Поляков А.В. Диагностика социально-педагогической среды
коллектива сотрудников исправительного учреждения //Сибирский _педагогический _журнал / 2019. - . - С. 121-129; Фролова Е.В., Рябова
Т.М., Рогач О.В., Зуйкина А.В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития
//Перспективы науки _и образования / 2019. - № 3 (39). -С. 227-239
13 Почебут Л. Г., чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2015. 298 с.
14 Психологический климат в коллективе: что это такое. Формирование
благоприятного климата [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psychologist.tips/1206-psihologicheskij-klimat-v-kollektive- chto-eto-
takoe-formirovanie-blagopriyatnogo-klimata.html / (дата обращения: 07.02.21)
15 Ремезова О.Р. Психологический климат коллектива [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2013/09/17/psikhologicheskiy-klimat-kollektiva/ (дата обращения: 07.02.21)
16 Соколова И.И., Мирзакаримова Н.А. Эффективное управление человеческими ресурсами Транспортное дело России. 2018. № 8(2). С. 79-80
17 Тинькова Е.В., Тиньков С.А., Сорокин В.С. Характеристика методов управления человеческими ресурсами в рамках формирования кадровой стратегии развития организации. Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 2. С. 138-144
18 Формирование и поддержание морально психологического климата в
коллективе [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://qvilon.ru/psihologiya/moralno-psihologicheskij-klimat-v- kollektive.html#mery-po-uluchsheniyu-klimata / (дата обращения: 07.02.21)
19 Цибульникова В.Е. Ценностно-ориенттированное управление педагогическим коллективом общеобразовательной организации // Бизнес.Образование. Право/ 2019. -№ 2 (47). - С. 429-434
20 Чуланова О. Л., Припасаева О. и. Вовлеченность персонала
организации: основные подходы, базовые принципы, практика
использования в работе с персоналом // Науковедение. 2016. Т. 8. № 2 (33). С.
21 Дьячкова М. А. Тьюторское сопровождение образовательной деятельности : учебное пособие (уровень бакалавриата). - Урал. гос. пед. ун¬т, — Екатеринбург, 2019. — 180 с.
22 Панфилова А. П. Социально-психологический климат в
педагогическом коллективе: учеб. пособие для студентов. — Москва : Академия, 2011. — 240 с.
23 Васильченко О. Социально-психологический климат - диагностика и формирование// Справочник кадровика. - 2011. - № 8, с. 8-9
24 Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе// Кадровое делопроизводство. - 2007. - № 11, с. 15
25 Ишмекеева А.К. Факторы формирования и корректировки социально-психологического климата в коллективе// Психология, социология и педагогика. 2013. - № 2, с. 5-6
26 Психолого-педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса: учебник и практикум / Моск. пед. гос. ун-т; под ред. А. С. Обухова. — Москва : ЮРАЙТ, 2019. — 421 с.
27 Неймер Ю.Л. Социально-психологический климат коллектива предприятия//Социологические исследования. 2010. - № 11, с. 87-88
28 Веснин, В.Р. Основы менеджмента Текст.: учебник / В.Р. Веснин. Москва: Проспект, 2011.-320 с.
29 Гришина, Н.В. Психология конфликта Текст. / Н.В. Гришина. СПб: Питер, 2005. - 464 е.: ил. - (Мастера психологии).
30 Деркаченко, В.Г. Деловое общение руководителя Текст.: пособие для менеджеров, бизнесменов, политиков / В.Г. Деркаченко. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. - 368 с.
31 Егорова, JI.C. Управление социально-психологическим климатом на
предприятиях Текст. / J1.C. Егорова, Н.Ю. Челнокова // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки.-2008.-№ 2 (10).-С. 164-168.
32 Егоршин, А.П. Основы управления персоналом Текст.: учебное пособие для вузов / А.П. Егоршин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА, 2006. -352 с. - (Высшее образование)
33 Захарова, JI. Н. Психология управления. Учебное пособие / JI.H. Захарова -Москва : Логос, 2012. 376. - (Новая университетская библиотека). - Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/book/84987/. - На рус. яз. - ISBN 978-598704-499-5
34 Кишкель, E.H. Социология и психология управления Текст.: учебное пособие / E.H. Кикшель. М.: Высш. шк., 2005. - 296 е.: ил.
35 Клейнер, Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике / Г. Клейнер // Вопросы экономики. 2009. - №8. - С. 66-70.