РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Самооценка как психолого-педагогическая категория. Развитие
самооценки в онтогенезе 7
1.2. Особенности самооценки детей в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
в разных видах деятельности 21
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, оценка ее эффективности 40
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Самооценка как психолого-педагогическая категория. Развитие
самооценки в онтогенезе 7
1.2. Особенности самооценки детей в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
в разных видах деятельности 21
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, оценка ее эффективности 40
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Проблема физического и психического благополучия детей дошкольного возраста - одна из важных проблем современности. Активно исследуются факторы такого благополучия: изучается качество медицинского обслуживания, внутрисемейная атмосфера и взаимоотношения ребенка с близкими взрослыми, изучается экологическая обстановка, социальное окружение, отношения со сверстниками, восприимчивость детей к заболеваниям и другие внешние факторы. Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. Одним из таковых внутренних факторов является личностная сфера как сложно организованная система регуляции поведения ребенка [3; 21].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования все большее внимание уделяет личности ребенка и его благополучному личностному развитию. Так, одной из задач стандарта выступает «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром», что подтверждает мысль о внимании современного дошкольного образования к личностному развитию детей.
Внимание к личностному развитию детей старшего дошкольного возраста обусловлено его влиянием на психическое благополучие детей и их дальнейшее существование в мире и осознании своего «Я», а также негативным последствиям в психическом развитии детей: так, например, негативное оценивание себя, отношение к себе может привести к возникновению неадекватных эмоциональных реакции, поведенческих нарушений, которые проявляются в тревожности, гиперактивности, застенчивости, агрессивности, замкнутости и сложности взаимопонимания со взрослыми [3].
Самооценка выступает важным компонентом личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. С одной стороны, как уже отмечалось выше, самооценка выступает одним из условий, определяющих становление личности, влияет на его поведение, межличностные контакты, с другой стороны, взрослый должен помочь заложить фундамент развития адекватной положительной самооценки, научить реалистичному оцениванию себя, своих поступков, ставить адекватные своим возможностям цели и др. на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста влияет огромное количество факторов, среди которых могут быть и те, которые осложняют ее развитие, а потому целесообразна целенаправленная работа взрослого по развитию самооценки старшего дошкольника.
Категория самооценки изучалась многими зарубежными учеными - У. Джеймсом, Р. Бернсом и др., отечественными психологами: Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейном, В.В. Столиным и др. Проблема особенностей развития самооценки в старшем дошкольном возрасте изучалась Н.Н. Авдеевой, М.В. Корепановой, В.С. Мухиной, А.Н. Поддьяковым, Г.А. Урунтаевой и др.
В настоящее время ведется поиск методов и средств развития самооценки старшего дошкольника. Мы полагаем, что развивающее воздействие должно оказываться незаметно, с учетом интересов ребенка, осуществляться в привычной для ребенка среде, а потому можно задействовать потенциал разных видов детской деятельности: при это если игра и игровая деятельность достаточно активно изучались учеными как средство развития самооценки, то прочие виды детской деятельности - например, продуктивные, трудовая и др. - практически не исследованы.
Итак, цель выпускной квалификационной работы - определить содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. В соответствии с целью определены такие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
2. Организовать и реализовать исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что самооценка детей старшего дошкольного возраста зачастую является неадекватной и неустойчивой, обладает тенденцией к завышению или занижению. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста может осуществляться в разных видах деятельности. Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические методы: диагностические методики (методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика Г.А. Урунтаевой, направленная на изучение самооценки в различных видах деятельности).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка литературы, включающего в себя 50 наименований. В работе представлено 10 рисунков и 7 таблиц. Объем работы - 60 страниц.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования все большее внимание уделяет личности ребенка и его благополучному личностному развитию. Так, одной из задач стандарта выступает «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром», что подтверждает мысль о внимании современного дошкольного образования к личностному развитию детей.
Внимание к личностному развитию детей старшего дошкольного возраста обусловлено его влиянием на психическое благополучие детей и их дальнейшее существование в мире и осознании своего «Я», а также негативным последствиям в психическом развитии детей: так, например, негативное оценивание себя, отношение к себе может привести к возникновению неадекватных эмоциональных реакции, поведенческих нарушений, которые проявляются в тревожности, гиперактивности, застенчивости, агрессивности, замкнутости и сложности взаимопонимания со взрослыми [3].
Самооценка выступает важным компонентом личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. С одной стороны, как уже отмечалось выше, самооценка выступает одним из условий, определяющих становление личности, влияет на его поведение, межличностные контакты, с другой стороны, взрослый должен помочь заложить фундамент развития адекватной положительной самооценки, научить реалистичному оцениванию себя, своих поступков, ставить адекватные своим возможностям цели и др. на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста влияет огромное количество факторов, среди которых могут быть и те, которые осложняют ее развитие, а потому целесообразна целенаправленная работа взрослого по развитию самооценки старшего дошкольника.
Категория самооценки изучалась многими зарубежными учеными - У. Джеймсом, Р. Бернсом и др., отечественными психологами: Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейном, В.В. Столиным и др. Проблема особенностей развития самооценки в старшем дошкольном возрасте изучалась Н.Н. Авдеевой, М.В. Корепановой, В.С. Мухиной, А.Н. Поддьяковым, Г.А. Урунтаевой и др.
В настоящее время ведется поиск методов и средств развития самооценки старшего дошкольника. Мы полагаем, что развивающее воздействие должно оказываться незаметно, с учетом интересов ребенка, осуществляться в привычной для ребенка среде, а потому можно задействовать потенциал разных видов детской деятельности: при это если игра и игровая деятельность достаточно активно изучались учеными как средство развития самооценки, то прочие виды детской деятельности - например, продуктивные, трудовая и др. - практически не исследованы.
Итак, цель выпускной квалификационной работы - определить содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. В соответствии с целью определены такие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
2. Организовать и реализовать исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что самооценка детей старшего дошкольного возраста зачастую является неадекватной и неустойчивой, обладает тенденцией к завышению или занижению. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста может осуществляться в разных видах деятельности. Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические методы: диагностические методики (методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика Г.А. Урунтаевой, направленная на изучение самооценки в различных видах деятельности).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка литературы, включающего в себя 50 наименований. В работе представлено 10 рисунков и 7 таблиц. Объем работы - 60 страниц.
Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста - это важная психолого-педагогическая задача, стоящая перед дошкольным образовательным учреждением. На старший дошкольный возраст приходится период активного развития самооценки, связанного с развитием Я-образов, сферы самосознания, с развитием мотивационной, познавательной, моральной сфер, расширение индивидуального опыта ребенка и прочими сопутствующими процессами. В сравнении с более младшими возрастами старшие дошкольники, безусловно, обладают более дифференцированной, реалистичной, более самостоятельной, относительной самооценкой. Однако нередки случаи проявления неадекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок имеет нереалистично завышенные представления о себе или же, наоборот, не верит в себя, низко оценивает свою личность. В старшем дошкольном возрасте в силу пластичности и неустойчивости самооценки еще можно оказывать развивающее воздействие - например, через вовлечение детей в разные виды деятельности. По мере их расширения и освоения ребенком у него будет формироваться четкая и уверенная конкретная самооценки, в которой будет выражаться его отношение к успеху отдельного действия. Так, особое значение для развития самооценки детей старшего дошкольного возраста имеют такие виды деятельности, как игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая, двигательная.
В ходе теоретического изучения литературы была сформулирована гипотеза: «Самооценка детей старшего дошкольного возраста зачастую является неадекватной и неустойчивой, обладает тенденцией к завышению или занижению. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста может осуществляться в разных видах деятельности». Гипотеза была проверена в практическом исследовании в три этапа:
1. На констатирующем этапе исследования были выделены критерии развития самооценки, дано описание уровней развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, подобраны в соответствии с критериями диагностические методики (методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика Г.А. Урунтаевой, направленная на изучение самооценки в различных видах деятельности), реализовано диагностическое исследование с участием 15 детей старшего дошкольного возраста из подготовительной группы дошкольного учреждения.
Были сделаны выводы о том, что группа детей старшего дошкольника разнородна по типам самооценки: встречаются как адекватные, так и неадекватные самооценки (завышенная, заниженная). Распределение типов самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности является неодинаковым: наиболее часто адекватная самооценка с небольшими отклонениями (тенденциями) встречается в изобразительной деятельности, менее часто - в трудовой и двигательной деятельности. Большинство детей имеет относительно устойчивую (рассогласованность отмечается в одном виде деятельности) или неустойчивую самооценку.
2. На формирующем этапе исследования были определены задачи развития самооценки детей старшего дошкольного возраста:
- развивать интерес детей к своей личности, формировать положительное отношение к себе;
- учить детей оценивать свое поведение, продукты своей деятельности, формировать представления о своих качествах и возможностях;
- повышать адекватность, устойчивость самооценки детей.
В содержание работы со старшими дошкольниками включены разные виды детской деятельности: игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры с созданием ситуаций социального выбора, психологические игры на развитие самооценки; продуктивная (изобразительная, конструирование, лепка) деятельность: свободное и тематическое рисование, лепка, конструирование, позволяющее оценивать дошкольникам свои способности; трудовая деятельность: посильные трудовые поручения в группе, позволяющие оценивать дошкольникам свои способности; коллективный труд.
Наиболее значимым здесь оказалось не сама деятельность как таковая, а то, как она организована взрослым, т.е. чтобы виды детской деятельности способствовали развитию самооценки, необходимо организовывать ее специальным образом: с одной стороны, детей хвалить, поддерживать, подбадривать (что будет способствовать повышению веры в себя), с другой стороны - учить детей анализировать качество своей деятельности, особенности поведения, обсуждать с детьми и неудачи, возможности исправления неудач, развивать субъективную позицию личности дошкольника.
3. На контрольном этапе исследования была оценена эффективность реализованной работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности через повторное диагностическое исследование, в котором использовались те же методики изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста. Был сделан сводный вывод о том, что самооценка детей старшего дошкольного возраста стала более адекватной (дети стали более реально оценивать свои способности, качество выполнения работы) и более устойчивой (дети стали иметь более согласованное представление о себе в разных видах деятельности), а потому формирующая работа может считаться эффективной.
Гипотеза исследования доказана, а цель и задачи исследования решены в полном объеме.
В ходе теоретического изучения литературы была сформулирована гипотеза: «Самооценка детей старшего дошкольного возраста зачастую является неадекватной и неустойчивой, обладает тенденцией к завышению или занижению. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста может осуществляться в разных видах деятельности». Гипотеза была проверена в практическом исследовании в три этапа:
1. На констатирующем этапе исследования были выделены критерии развития самооценки, дано описание уровней развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, подобраны в соответствии с критериями диагностические методики (методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика Г.А. Урунтаевой, направленная на изучение самооценки в различных видах деятельности), реализовано диагностическое исследование с участием 15 детей старшего дошкольного возраста из подготовительной группы дошкольного учреждения.
Были сделаны выводы о том, что группа детей старшего дошкольника разнородна по типам самооценки: встречаются как адекватные, так и неадекватные самооценки (завышенная, заниженная). Распределение типов самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности является неодинаковым: наиболее часто адекватная самооценка с небольшими отклонениями (тенденциями) встречается в изобразительной деятельности, менее часто - в трудовой и двигательной деятельности. Большинство детей имеет относительно устойчивую (рассогласованность отмечается в одном виде деятельности) или неустойчивую самооценку.
2. На формирующем этапе исследования были определены задачи развития самооценки детей старшего дошкольного возраста:
- развивать интерес детей к своей личности, формировать положительное отношение к себе;
- учить детей оценивать свое поведение, продукты своей деятельности, формировать представления о своих качествах и возможностях;
- повышать адекватность, устойчивость самооценки детей.
В содержание работы со старшими дошкольниками включены разные виды детской деятельности: игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры с созданием ситуаций социального выбора, психологические игры на развитие самооценки; продуктивная (изобразительная, конструирование, лепка) деятельность: свободное и тематическое рисование, лепка, конструирование, позволяющее оценивать дошкольникам свои способности; трудовая деятельность: посильные трудовые поручения в группе, позволяющие оценивать дошкольникам свои способности; коллективный труд.
Наиболее значимым здесь оказалось не сама деятельность как таковая, а то, как она организована взрослым, т.е. чтобы виды детской деятельности способствовали развитию самооценки, необходимо организовывать ее специальным образом: с одной стороны, детей хвалить, поддерживать, подбадривать (что будет способствовать повышению веры в себя), с другой стороны - учить детей анализировать качество своей деятельности, особенности поведения, обсуждать с детьми и неудачи, возможности исправления неудач, развивать субъективную позицию личности дошкольника.
3. На контрольном этапе исследования была оценена эффективность реализованной работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности через повторное диагностическое исследование, в котором использовались те же методики изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста. Был сделан сводный вывод о том, что самооценка детей старшего дошкольного возраста стала более адекватной (дети стали более реально оценивать свои способности, качество выполнения работы) и более устойчивой (дети стали иметь более согласованное представление о себе в разных видах деятельности), а потому формирующая работа может считаться эффективной.
Гипотеза исследования доказана, а цель и задачи исследования решены в полном объеме.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия развития самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Ситуация успеха в формировании адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУЧНОГО ТРУДА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Использование театрализованной деятельности в работе над развитием речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022



