Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №169057

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Самооценка как психолого-педагогическая категория. Развитие
самооценки в онтогенезе 7
1.2. Особенности самооценки детей в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Возможности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
в разных видах деятельности 21
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Анализ результатов исследования 33
2.3. Содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, оценка ее эффективности 40
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57


Проблема физического и психического благополучия детей дошкольного возраста - одна из важных проблем современности. Активно исследуются факторы такого благополучия: изучается качество медицинского обслуживания, внутрисемейная атмосфера и взаимоотношения ребенка с близкими взрослыми, изучается экологическая обстановка, социальное окружение, отношения со сверстниками, восприимчивость детей к заболеваниям и другие внешние факторы. Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. Одним из таковых внутренних факторов является личностная сфера как сложно организованная система регуляции поведения ребенка [3; 21].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования все большее внимание уделяет личности ребенка и его благополучному личностному развитию. Так, одной из задач стандарта выступает «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром», что подтверждает мысль о внимании современного дошкольного образования к личностному развитию детей.
Внимание к личностному развитию детей старшего дошкольного возраста обусловлено его влиянием на психическое благополучие детей и их дальнейшее существование в мире и осознании своего «Я», а также негативным последствиям в психическом развитии детей: так, например, негативное оценивание себя, отношение к себе может привести к возникновению неадекватных эмоциональных реакции, поведенческих нарушений, которые проявляются в тревожности, гиперактивности, застенчивости, агрессивности, замкнутости и сложности взаимопонимания со взрослыми [3].
Самооценка выступает важным компонентом личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. С одной стороны, как уже отмечалось выше, самооценка выступает одним из условий, определяющих становление личности, влияет на его поведение, межличностные контакты, с другой стороны, взрослый должен помочь заложить фундамент развития адекватной положительной самооценки, научить реалистичному оцениванию себя, своих поступков, ставить адекватные своим возможностям цели и др. на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста влияет огромное количество факторов, среди которых могут быть и те, которые осложняют ее развитие, а потому целесообразна целенаправленная работа взрослого по развитию самооценки старшего дошкольника.
Категория самооценки изучалась многими зарубежными учеными - У. Джеймсом, Р. Бернсом и др., отечественными психологами: Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейном, В.В. Столиным и др. Проблема особенностей развития самооценки в старшем дошкольном возрасте изучалась Н.Н. Авдеевой, М.В. Корепановой, В.С. Мухиной, А.Н. Поддьяковым, Г.А. Урунтаевой и др.
В настоящее время ведется поиск методов и средств развития самооценки старшего дошкольника. Мы полагаем, что развивающее воздействие должно оказываться незаметно, с учетом интересов ребенка, осуществляться в привычной для ребенка среде, а потому можно задействовать потенциал разных видов детской деятельности: при это если игра и игровая деятельность достаточно активно изучались учеными как средство развития самооценки, то прочие виды детской деятельности - например, продуктивные, трудовая и др. - практически не исследованы.
Итак, цель выпускной квалификационной работы - определить содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. В соответствии с целью определены такие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
2. Организовать и реализовать исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить содержание работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования - особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что самооценка детей старшего дошкольного возраста зачастую является неадекватной и неустойчивой, обладает тенденцией к завышению или занижению. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста может осуществляться в разных видах деятельности. Методы исследования:
1. Теоретический анализ, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические методы: диагностические методики (методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика Г.А. Урунтаевой, направленная на изучение самооценки в различных видах деятельности).
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка литературы, включающего в себя 50 наименований. В работе представлено 10 рисунков и 7 таблиц. Объем работы - 60 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста - это важная психолого-педагогическая задача, стоящая перед дошкольным образовательным учреждением. На старший дошкольный возраст приходится период активного развития самооценки, связанного с развитием Я-образов, сферы самосознания, с развитием мотивационной, познавательной, моральной сфер, расширение индивидуального опыта ребенка и прочими сопутствующими процессами. В сравнении с более младшими возрастами старшие дошкольники, безусловно, обладают более дифференцированной, реалистичной, более самостоятельной, относительной самооценкой. Однако нередки случаи проявления неадекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок имеет нереалистично завышенные представления о себе или же, наоборот, не верит в себя, низко оценивает свою личность. В старшем дошкольном возрасте в силу пластичности и неустойчивости самооценки еще можно оказывать развивающее воздействие - например, через вовлечение детей в разные виды деятельности. По мере их расширения и освоения ребенком у него будет формироваться четкая и уверенная конкретная самооценки, в которой будет выражаться его отношение к успеху отдельного действия. Так, особое значение для развития самооценки детей старшего дошкольного возраста имеют такие виды деятельности, как игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая, двигательная.
В ходе теоретического изучения литературы была сформулирована гипотеза: «Самооценка детей старшего дошкольного возраста зачастую является неадекватной и неустойчивой, обладает тенденцией к завышению или занижению. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста может осуществляться в разных видах деятельности». Гипотеза была проверена в практическом исследовании в три этапа:
1. На констатирующем этапе исследования были выделены критерии развития самооценки, дано описание уровней развития самооценки детей старшего дошкольного возраста, подобраны в соответствии с критериями диагностические методики (методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика Г.А. Урунтаевой, направленная на изучение самооценки в различных видах деятельности), реализовано диагностическое исследование с участием 15 детей старшего дошкольного возраста из подготовительной группы дошкольного учреждения.
Были сделаны выводы о том, что группа детей старшего дошкольника разнородна по типам самооценки: встречаются как адекватные, так и неадекватные самооценки (завышенная, заниженная). Распределение типов самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности является неодинаковым: наиболее часто адекватная самооценка с небольшими отклонениями (тенденциями) встречается в изобразительной деятельности, менее часто - в трудовой и двигательной деятельности. Большинство детей имеет относительно устойчивую (рассогласованность отмечается в одном виде деятельности) или неустойчивую самооценку.
2. На формирующем этапе исследования были определены задачи развития самооценки детей старшего дошкольного возраста:
- развивать интерес детей к своей личности, формировать положительное отношение к себе;
- учить детей оценивать свое поведение, продукты своей деятельности, формировать представления о своих качествах и возможностях;
- повышать адекватность, устойчивость самооценки детей.
В содержание работы со старшими дошкольниками включены разные виды детской деятельности: игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры с созданием ситуаций социального выбора, психологические игры на развитие самооценки; продуктивная (изобразительная, конструирование, лепка) деятельность: свободное и тематическое рисование, лепка, конструирование, позволяющее оценивать дошкольникам свои способности; трудовая деятельность: посильные трудовые поручения в группе, позволяющие оценивать дошкольникам свои способности; коллективный труд.
Наиболее значимым здесь оказалось не сама деятельность как таковая, а то, как она организована взрослым, т.е. чтобы виды детской деятельности способствовали развитию самооценки, необходимо организовывать ее специальным образом: с одной стороны, детей хвалить, поддерживать, подбадривать (что будет способствовать повышению веры в себя), с другой стороны - учить детей анализировать качество своей деятельности, особенности поведения, обсуждать с детьми и неудачи, возможности исправления неудач, развивать субъективную позицию личности дошкольника.
3. На контрольном этапе исследования была оценена эффективность реализованной работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности через повторное диагностическое исследование, в котором использовались те же методики изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста. Был сделан сводный вывод о том, что самооценка детей старшего дошкольного возраста стала более адекватной (дети стали более реально оценивать свои способности, качество выполнения работы) и более устойчивой (дети стали иметь более согласованное представление о себе в разных видах деятельности), а потому формирующая работа может считаться эффективной.
Гипотеза исследования доказана, а цель и задачи исследования решены в полном объеме.



1. Авдеева Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 5-13.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. Москва и др.: Питер, 2010. 282 с.
3. Батюта М.Б., Семенова Е.А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-4. С. 247-254
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 290 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 2003. 464 с.
6. Бондарь М.В. К вопросу о развитии эмоциональной сферы дошкольника // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. С. 10-12.
7. Валицкас Г.К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей: ее формирование и роль в поведении : автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1987. 25 с.
8. Васильева В.С. Психолого-педагогический подход к сущности понятия «самооценка» и ее особенностей у детей старшего дошкольного возраста // Электронный научный журнал. 2016. № 5 (8). С. 291-294.
9. Васильева Е.С. Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возрасте // Альманах мировой науки. 2016. № 5-2 (8). С. 116¬117.
10. Воробьева О.А., Романова Э.Н. Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом // Современная научная мысль: проблемы и перспективы развития. 2019. С. 61¬64.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 2007. 224 с.
12. Гарбузов С.П., Аванесов В.С. Педагогические условия развития самооценки двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. № 2 (258). С. 30-37.
13. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. 465 с.
14. Гончарова Н.В., Нестеренко А.В. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста // Вестник научных конференций. 2015. № 1-3. С. 34-35.
15. Гришина В.С. Использование дидактических игр для развития самооценки у детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии - от проблем к решениям. 2020. С. 104-107.
16. Грушева О.А. Особенности самосознания в дошкольном возрасте // Наука и современность. 2015. № 37-1. С. 151-155.
17. Джемс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 368 с.
18. Жданкина Л.В., Старикова Д.В. Особенности эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология: современные методики и инновации, опыт практического применения. 2017. С. 4-15.
19. Жукова Л.А., Пеша А.В. Психокоррекционная работа с эмоционально-личностной сферой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. 2017. № 3. С. 50-62.
20. Зайцева О.Ю. Условия развития образа Я у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 152-156.
21. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. СПб.: Питер, 2009. 460 с.
22. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 2004.
23. Колодяжная Т.П., Докучаева В.А. Развитие эмоционально¬личностной сферы у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной науки в XXI веке. 2013. С. 119-121.
24. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника : монография. Волгоград.: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2001. 240 с.
25. Коростелева Н.А., Бондаренко В.В., Постнова В.В. Сущностные характеристики личностного развития и самооценки детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2015. С. 113-115.
26. Лемтюгова Е.А., Переплётчикова А.Ю. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста с ОНР // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 3 (19). С. 685¬688.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с.
28. Медведева О.А. Игротерапия как средство развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста // Современные исследования-2018. 2018. С. 636-642.
29. Мороз П.С., Василенко В.Е. Социальная компетентность и детско- родительские отношения в старшем дошкольном возрасте // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2013. Т. 1 № 1. С. 166-171.
30. Мухина В.С. Детская психология : учебник. 2. изд. М.: Апрель пресс : ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.
31. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 46-51.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. Педагогическое общество России, 2003. 448 с.
33. Поддьяков А.Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. № 12. С.41.
34. Ремизова К.А. Взаимосвязь коммуникативных умений и уровня развития самооценки детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. 2015. С. 97-110.
35. Слободчиков И.М., Самуйлова О.И. К вопросу о развитии «Образа Я» в предшкольный период детства // Психологическая наука и образование.
2004. № 1. С. 18-21.
36. Смага А. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с сверстниками // Сборник материалов научно-практической конференции «Гендерное образование - ресурс развития паритетной демократии », Киев, 2011. С. 627-634.
37. Смирнова Е.О. Детская психология : учебник. М. : КНОРУС, 2016. 280 с.
38. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского ун¬та, 1983. 285 с.
39. Сухова Е.И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. 2012. № 4. С. 4¬10.
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : учебное пособие. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
41. Фаттахова В.М., Исакова Е.А., Коновалова Н.В. Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2017. № 17 (151). С. 295-298.
42. Федорова А.В. Эмоционально-личностное развитие старших дошкольников в процессе реализации проекта «Театр моды «Ассорти» // Наука и образование: новое время. 2015. № 3 (8). С. 292-294.
43. Формирование нравственных взаимоотношений старших дошкольников в игре : методические рекомендации / М-во нар. образования УССР, Респ. метод. каб. дошк. воспитания; Сост. Л.И. Уманец. Киев : РМК дошк. воспитания, 1989. 18 с.
44. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003.
45. Хухлаева О.В., Зыкова Е.В., Бубнова Г.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 367 с.
46. Черняева О.Ю. Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности // Вестник научных конференций. 2016. № 10-5 (14). С. 185-189.
47. Шамсутдинов Г.В. Психолого-педагогические подходы к исследованию самооценки личности // Образовательная среда сегодня. 2016. № 1 (5). С. 37-40.
48. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2. изд. М. : ВЛАДОС, 1999. 358 с.
49. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. 1983. № 8. С. 55-61.
50. Янбулатова К.Р., Филипченко С.Н. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста // Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании : сборник научных трудов. В 2-х частях. Саратов, 2021. С. 288-291.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ