ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования наглядного метода в преодолении несформированности фонематического восприятия у детей 6 -7 лет с ОНР III уровня 8
1.1 Характеристика общего недоразвития речи и его уровней 8
1.2 Развитие фонематического восприятия в онтогенезе. Проблема
несформированности фонематического восприятия 14
1.3 Применение метода наглядного моделирования в логопедии 21
1.4 Обзор существующих методик по преодолению несформированности
фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 25
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 34
2.1 Цель и задачи, организация и методы констатирующего эксперимента .. 34
2.2 Диагностическая программа, характеристика методик исследования.
Содержание констатирующего эксперимента 35
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
Глава III. Применение метода наглядного моделирования при преодолении несформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 48
3.1 Рекомендации по преодолению несформированности фонематического
восприятия у детей 6-7 лес с ОНР III уровня с применением метода наглядного моделирования 48
3.2 Контрольный этап эксперимента: определение целесообразности
применения метода наглядного моделирования при преодолении несформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 59
Заключение 70
Список литературы 75
Приложение А 81
Приложение Б 83
Приложение В 86
Словарь 87
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена проблеме преодоления несформированности фонематического восприятия у детей 6 -7 лет с ОНР III уровня посредствам метода наглядного моделирования.
Актуальность исследования. Одной из основных задач Федерального государственного стандарта в области дошкольного образования является создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В этом аспекте использование наглядного моделирования, по мнению многих исследователей, является перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В настоящее время многими исследователями наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Научные исследования и практика С. Леона Лоренсо, Л.М. Хализевой подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Согласно Л.А. Венгеру, приемы моделирования, реализуемые в ходе овладения разными видами деятельности, «в большинстве случаев приобретают более общее значение, используются затем при решении широкого круга практических и познавательных задач игрового, учебного и трудового характера» [9].
Моделирование представляет собой продукт сложной познавательной деятельности, включающей, прежде всего мыслительную переработку исходного чувственного материала по очищению от случайных моментов.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей, - писали Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. Научные исследования и практика подтверждают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Проблема исследования заключается в том, что анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из -за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Цель настоящей работы - теоретически обосновать, разработать и проверить содержание логопедической работы по сформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня посредствам метода наглядного моделирования.
Объект исследования - фонематическое восприятие у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
Предмет исследования - использование метода наглядного моделирования, как эффективного средства преодоления несформированности фонематического восприятия у детей 6 -7 лет с ОНР III уровня.
В качестве гипотезы мы предполагаем, что выявленные нами особенности несформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, возможно, преодолеть наиболее эффективно по средствам метода наглядного моделирования.
Согласно одному из принципов ФГОС ДОО, реализация образовательной программы дошкольного учреждения осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка. Таким образом, применение наглядного моделирования как возможность преодоления несформированности фонематического восприятия является целесообразной и действенной формой работы со старшими дошкольниками, основанной на выше описанном принципе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами сформулированы следующие задачи:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу,
посвященную использованию наглядного метода в преодолении несформированности фонематического восприятия у детей 6 -7 лет с ОНР III уровня;
• Подобрать и модифицировать методики исследования, направленные на диагностику уровня сформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня на базе МКДОУ «Детский сад п. Горный» Ачинского района;
• В процессе констатирующего эксперимента выявить типологические проявления несформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня;
• Теоретически обосновать и предложить приемы логопедической работы, эффективность которых будет проверена в ходе контрольного эксперимента.
Методологической и теоретической основой послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся вопросами фонематического восприятия у дошкольников, а также методами наглядного моделирования в логопедии, в частности: Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Л.В. Мелехова, Р.И. Мартынова, В.Л. Сорфинская, О.В. Правдина, Л.Г. Парамонова, Ф.Ф. Рау, Е.Ф. Рау, Э.Я.Сизова, Е.Ф. Соботович, О. А. Токарева, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Ю.А. Флоренская, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.Х. Швачкин и другие.
В соответствии с гипотезой исследования, а также поставленными целью и задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования;
2. Практические: констатирующий и контрольный эксперименты, их количественный, качественный и сравнительный анализ.
Анализ уровня форсированности фонематического восприятия включал в себя методику из шести заданий, разработанную на основе методик М.В. Фомичевой, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Г.А. Волковой и Т.А. Ткаченко.
Теоретическая значимость исследования:
• Результаты исследования позволяют подтвердить имеющиеся теоретические представления об особенностях развития фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
Практическая значимость:
• предложенные логопедические разработки с использованием метода наглядного моделирования могут активно использоваться в преодолении несформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня в работе логопедов дошкольных учреждений.
Организация исследования
Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап (сентябрь 2016 - октябрь 2016 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (октябрь-ноябрь 2016 г.) - проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов исследования.
Третий этап (январь-февраль 2017 г.) - разработка методики применения наглядного моделирования при преодолении несформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
Четвертый этап (март-апрель 2017 г.) - проведение контрольного эксперимента, анализ результатов исследования, оформление работы.
Базой исследования явилась подготовительная группа МКДОУ «Детский сад п. Горный» Ачинского района, всего в исследовании приняло участие 15 ребят с заключением: «Общее недоразвитие речи III уровня».
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Настоящая работа состоит из введения, где определены актуальность работы, ее гипотеза, цели и задачи, объект и предмет исследования, основной части, включающей в себя три главы: теоретическую, аналитическую и практическую; заключения, где даны основные выводы по работе, списка использованных источников и приложений.
Таким образом, в ходе настоящей работы нами были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
В настоящее время под общим недоразвитием речи (ОНР) следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развернутой речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На фоне сравнительно развернутой обиходной речи наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка, появляющаяся, например, в ошибках согласования и управления.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
• нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, шипящих - свистящих - аффрикат и т.п.);
• неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
• затруднение при анализе звукового состава речи.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Использование наглядного моделирования в коррекционно - образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления, служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.
С целью диагностики уровня сформированности фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ОНР III нами на базе МКДОУ «Детский сад п. Горный» Ачинского района был проведен констатирующий эксперимент, включающий в себя методику из шести заданий:
Задание 1. Анализ звукопроизношения;
Задание 2. «Поймай звук» - выделение заданного звука из ряда звуков;
Задание 3. «Покажи картинку» - различение слов, близких по звуковому составу, но разные по смыслу, направленные на изучение восприятия слов, похожих по звучанию;
Задание 4. «Внимательные ушки» - выявления особенностей сформированности фонематического восприятия;
Задание 5. «Найди ошибку» - различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разных по смыслу.
Задание 6. «Назови картинку» - сформированность звуко-слогового состава слова.
В ходе проведения исследования со всеми детьми в группе, имеющими заключение ОНР III уровня нами были проведены все 6, представленных выше методик.
Анализ состояния зукопроизношения показал, что 60% детей испытывали проблемы со звукопроизношением. При этом основная проблема заключается в замене звуков (как правило, сонорных). Всего проблем с заменой звуков отмечено у 60% (9 чел.), искажение звука отмечено у 40% (6 чел.), Смешение звуков отмечено у 27% (4 чел.).
Данные анализа показали, что большинство респондентов имеют средний уровень сформированности фонематического восприятия у 53% (8 чел. из 15-ти чел.). Высокий уровень сформированности фонематического восприятия отмечается лишь у 27% (4х чел.), низкий уровень у 20% - (3 чел.) Таким образом, мы можем констатировать, что в целом уровень сформированности фонематического восприятия у детей 6 -7 лет с ОНР III на базе МКДОУ «Детский сад п. Горный» Ачинского района находиться на среднем уровне. При этом наибольшее затруднение у детей вызвало задание «Поймай звук» и «Найди ошибку».
В рамках формирующего этапа эксперимента нами была разработана и применена методика применения наглядного моделирования при преодолении несформированности фонематического восприятия у детей 6 -7 лет с ОНР III уровня на частичном использовании методики учителя- логопеда Просековой Т.Н. и Желудковой Е.Ю.
Применение метода наглядного моделирования проводилось нами в следующих направлениях:
• Развитие фонематического восприятия младших дошкольников с помощью символов-картинок и жестовых символов;
• Формирование навыков звуко0слогового анализа и синтеза слов у старших дошкольников путем моделирования состава слова;
• Формирование умения детей различать звуки по качественной
характеристике с помощью звуковых символов;
• Овладение дошкольниками навыками слогового анализа.
Учитывая то, что игра - ведущая деятельность дошкольников, в работе с детьми активно использовались дидактические игры и игровые приемы.
образом, вся представленная работа предполагает:
• выявление заданного звука из ряда звуков, слогов, слова, фразы;
• определение места заданного звука в слове;
• определение звукового и слогового состава слова;
• подбор слов с заданным звуком или слогом;
• формирование слова из ряда звуков или слогов.
Далее, с целью определения целесообразности представленных мероприятий нами был проведен контрольный этап эксперимента, в ходе которого были использованы те же методики, что на констатирующем этапе.
Анализ звукопроизношения показал, что многие показатели его улучшились: после формирующего эксперимента лишь 53% детей испытывали проблемы со звукопроизношением. Всего проблемы с заменой звуков отмечены у 47% (7 чел.) против 60% во время проведения констатирующего этапа. Искажение звука отмечено у 27% (4 чел.) против 40% (6 чел.) на контрольном этапе. Смешение звуков отмечено у 20% (3 чел.) против 27% (4 чел.) контрольного этапа.
На контрольном этапе эксперимента не было выявлено ни одного человек с низким уровнем фонематического восприятия, при этом 60% ( 9чел.) показали высокий уровень, средний - 40% (6 чел.). Как видно, на данном этапе респонденты показали гораздо более высокие результаты, нежели на констатирующем. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что использование наглядных моделей в коррекции фонематического недоразвития у старших дошкольников позволило улучшить представления детей о звуковом составе языка, добиться устойчивого различения звуков и запоминания артикуляционного уклада, сформировать прочные навыки выполнения фонематического анализа и синтеза, а также создать базу для успешного овладения детьми грамотным письмом и обеспечить максимальную коррекцию фонематического недоразвития и произносительной стороны речи.
Таким образом, гипотеза, представленная нами во введении, полностью подтверждена.
1. Айдакова, А.В. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной монологической речи дошкольников / А.В. Айдакова // http:ZZnsportal.ru/
2. Алексеева, Т.В. Наглядное моделирование - эффективный метод в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющие нарушения речи / Т.В. Алексеева // http://vospitateljam.ru/
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 276 с.
4. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова . - СПб.: Питер, 2001. - 254 с.
5. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Книголюб, 2014. - 56 с.
6. Боровцова, Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / Л.А. Боровцова. - Издательство ОАО «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2007 - 220 с.
7. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Н.А. Быстрова. - СПб.: Каро, 2002. - 78 с.
8. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева. - М.: Школа-Пресс, 2009. - 80 с.
9. Венгер, Л.А. Развитие+. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. - М.: Развитие, 2012. - 144 с.
10. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. - М.: АСТ, 2009. - 384 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 154с.
12. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Наука, 2014. - 90 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2012. - 144 с.
14. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие / Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2010. - 68 с.
15. Гриншпун, Б.М. Дислалия / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии -т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. - С.108-120
16. Дидактический материал по обследованию речи детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. - М.: Наука, 2012. - 397 с.
17. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно
произносить звуки. Методическое пособие / Н.В. Дурова. - М.:
Мозаика-Синтез, 2010. - 76 с.
18. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
19. Желудкова Е.Ю. Развитие фонематического восприятия дошкольников и подготовка к обучению грамоте с помощью наглядного моделирования. - Людиново, 2013. - 27 с.
20. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь / Н. И. Жинкин. - М.: Наука, 2012. - 340 с.
21. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. Учеб -метод, пособие / Н.С. Жукова. - М.: Соц. -полит. журн., 1994. - 55 с.
22. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1963. - 270 с.
23.Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды / И.А. Зимняя. - М.: Изд-во Моск. психол.- социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. - 176 с.
24.Зуева, Л.И. Логопедия для дошкольников / Л.И. Зуева, Н.Ю. Костылёва, О.П. Солощенко. - М., 2010. - 315 с.
25. Иншакова, О.Б. Логопедическое обследование / О.Б. Иншакова. - М.: Педагогика, 1999. - 62 с.
26. Карпова, С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С.Н. Карпова, И.Н. Колбова. - М.: Педагогика, 1978. - 118 с.
27. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1971. - 215 с.
28. Каше, Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Г.А. Каше // Дефектология. - 1985. - №1. - С. 74¬80.
29. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием
фонематического строя речи / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М.:
Просвещение, 1985. - 345 с.
30. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Инфа-М, 2012. - 78 с.
31. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в
подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Наука, 2008. - 168 с.
32. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Наука, 2008. - 450 с.
33. Коноваленко, В.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном-Пресс, 2014. - 48 с.
34. Корнилова, Л.А. Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников / Л.А. Корнилова // Логопед. - 2009. - №2. - С. 65-69.
35. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Наука, 2010. - 280 с.
36. Кудрова, Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи / Т.И. Кудрова // Логопед в детском саду. - 2007. - № 4. - С. 51-54.
37. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
38. Левина, Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2015. - 222 с.
39. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
40. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 209 с.
41. Логопедия: учебник для студ. дефектологических факультетов пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - 528 с.
42. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Мароква // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70.
43. Определение и характеристика развития детей с ОНР // http://www.bestlogoped.com/
44. Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей. Методическое пособие / Л.Г. Парамонова. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2011. - 176 с.
45. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов / Е.А. Пожиленко. - М.: Владос, 2001. - 224 с.
46. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 399 с.
47. Просекова, Т.Н. Коррекция фонематического недоразвития с
использованием наглядного моделирования / Т.Н. Просекова. - Югорск, 2013. - 20 с.
48. Селивёрстов, В.И. Практикум по детской логопедии / В.И.
Селиверстов. - М., 1995. - 240 с.
49. Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селивёрстов. - М.: Наука, 2-14. - 74 с.
50. Смирных, С.П. Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция / С.П. Смирных // Дошкольная педагогика. - 2013. - №4. - С. 45-49.
51. Смышляева, Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед. - 2015. - № 1. - С. 7-12.
52. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2013. - 247 с.
53. Спирова, Л.Ф. Приёмы выявления речевых нарушений у детей / Л.Ф. Спирова. - М.: Просвещение, 1968. - 156 с.
54. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - С.16-21.
55. Ткаченко, Т.А. В первый класс - без дефектов речи / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Питер, 1999. - 129 с.
56. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза / Т.А. Ткаченко.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. - 48 с.
57. Федорова, М.И. Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР III- го уровня / М.И. Федорова // http:ZZfestival.1september.ru
58. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
59. Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
60. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
61. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой. - М., 2000. - 512 с.
62. Шорохова, О.А. Речевое развитие ребенка: Анализ программы дошкольного образования / О.А. Шорохова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.