Групповое психологическое консультирование подростков, переживающих чувство одиночества
|
РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы психологического консультирования подростков, переживающих чувства одиночества 12
1.1 Понятие чувства одиночества в психолого-педагогической науке 12
1.2 Социально-психологические особенности подростков 26
1.3 Особенности психологического консультирования подростков,
переживающих чувство одиночества 33
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Разработка и апробация программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества 45
2.1 Организация исследования 45
2.2 Результаты констатирующего исследования и их обсуждение ... 48
2.3 Содержание формирующего этапа исследования, оценка его
эффективности 59
Выводы по Главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы психологического консультирования подростков, переживающих чувства одиночества 12
1.1 Понятие чувства одиночества в психолого-педагогической науке 12
1.2 Социально-психологические особенности подростков 26
1.3 Особенности психологического консультирования подростков,
переживающих чувство одиночества 33
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Разработка и апробация программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества 45
2.1 Организация исследования 45
2.2 Результаты констатирующего исследования и их обсуждение ... 48
2.3 Содержание формирующего этапа исследования, оценка его
эффективности 59
Выводы по Главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Интерес к подростковому возрасту как особому феномену не иссякает с момента его исторического возникновения как самостоятельной психологической категории до настоящего времени. Эмоциональная сфера данного возрастного периода обладает качественным своеобразием: у подростков нередки немотивированные и резкие перепады настроения, а неудовлетворенные потребности подростков нередко становятся причиной появления у них чувства одиночества.
Проблема одиночества подростков находит свое отражение в достаточно ограниченном числе работ психологов (А.С. Арсеньев, И.С. Кон, С.Г. Корчагина, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская и др.). Одиночество в подростковом возрасте рассматривается многосторонне и многофункционально: одиночество может выступать и способом верификации ценности сложившихся отношений, и пробой самостоятельности, путем и средством самопознания, и одновременно с этим - очень глубоким переживанием. Во всех рассматриваемых контекстах одиночество имеет влияние на развитие личности подростка, однако в характеристики его как переживания, это влияние преимущественно негативно. В это время происходит актуализация расширяющихся социальных потребностей, в число которых входит потребность в установлении значимых межличностных отношений, в расширении дружеских связей, в знакомстве со значимыми людьми и социального опыта, в желании быть принятым различными социальными группами.
Испытываемое подростком негативное переживание чувства одиночества влияет на процесс социализации и формирования его личности, становится одной из основных причин их асоциализации и дезадаптации [8], что актуализирует проблему психологической работы с подростками в данном направлении. В современной психологической науке осуществляется поиск психологических технологий в работе с подростками, переживающими одиночество. Мы полагаем, что в описываемых целях будет актуальна и эффективна технология группового психологического консультирования: с одной стороны, именно технология консультирования предполагает поиск и активацию ресурса у клиента в решении психологической проблемы, что видится нам крайне значимым. С другой, групповая форма работы показывает свою эффективность в психологической работе с подростками - ощущение неисключительности своей проблемы помогает подросткам раскрываться, прорабатывать свою проблему, совместно находить решение и пр.
Цель данного исследования, таким образом, заключается в разработке и апробации программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества.
Объект исследования: процесс преодоления чувства одиночества подростков.
Предмет исследования: групповое психологическое консультирование как средство помощи подросткам, переживающим чувство одиночества.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать содержание понятия чувства одиночества в психолого-педагогической науке.
2. Описать социально-психологические особенности подростков и проявление одиночества в их эмоционально-поведенческой сфере.
3. Выделить особенности психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества
4. Организовать и провести эмпирическое исследования особенностей переживания чувства одиночества подростками, сделать выводы.
5. Разработать и апробировать программу группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества, оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы, интернет-источников по проблеме одиночества в подростковом возрасте и возможности его преодоления посредством группового психологического консультирования.
2. Эмпирические методы: психодиагностические методики: тест
«Шкала одиночества» (авторы: Д. Рассел, М. Фергюсон),
дифференциальный опросник переживания одиночества (авторы: Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), диагностическая беседа.
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что групповое психологическое консультирование будет выступать результативным средством помощи подросткам, переживающим чувство одиночества, при соблюдении следующих условий:
1) разработка программы групповых консультаций на основе данных констатирующего исследования о характере и причинах одиночества у подростков;
2) ориентация программы групповых консультаций не только на преодоление чувства одиночества, но и поиск в нем ресурса для личностного роста;
3) использование в работе с подростками различные формы: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в выделении критериев и уровней выраженности чувства одиночества в подростковом возрасте, и представляет собой на данном этапе основу способа проверки обоснованности гипотез и задач исследования.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения в практической психологической работе разработанной программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества.
По материалам исследования была написана и опубликована статья (выходные данные статьи: Багаева Т.А., Мосина Н.А. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Интернаука: научный журнал. № 42 (124). - М., Изд. «Интернаука», 2019.). Материалы
исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для организации психологического сопровождения детей подросткового возраста.
Проблема одиночества подростков находит свое отражение в достаточно ограниченном числе работ психологов (А.С. Арсеньев, И.С. Кон, С.Г. Корчагина, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская и др.). Одиночество в подростковом возрасте рассматривается многосторонне и многофункционально: одиночество может выступать и способом верификации ценности сложившихся отношений, и пробой самостоятельности, путем и средством самопознания, и одновременно с этим - очень глубоким переживанием. Во всех рассматриваемых контекстах одиночество имеет влияние на развитие личности подростка, однако в характеристики его как переживания, это влияние преимущественно негативно. В это время происходит актуализация расширяющихся социальных потребностей, в число которых входит потребность в установлении значимых межличностных отношений, в расширении дружеских связей, в знакомстве со значимыми людьми и социального опыта, в желании быть принятым различными социальными группами.
Испытываемое подростком негативное переживание чувства одиночества влияет на процесс социализации и формирования его личности, становится одной из основных причин их асоциализации и дезадаптации [8], что актуализирует проблему психологической работы с подростками в данном направлении. В современной психологической науке осуществляется поиск психологических технологий в работе с подростками, переживающими одиночество. Мы полагаем, что в описываемых целях будет актуальна и эффективна технология группового психологического консультирования: с одной стороны, именно технология консультирования предполагает поиск и активацию ресурса у клиента в решении психологической проблемы, что видится нам крайне значимым. С другой, групповая форма работы показывает свою эффективность в психологической работе с подростками - ощущение неисключительности своей проблемы помогает подросткам раскрываться, прорабатывать свою проблему, совместно находить решение и пр.
Цель данного исследования, таким образом, заключается в разработке и апробации программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества.
Объект исследования: процесс преодоления чувства одиночества подростков.
Предмет исследования: групповое психологическое консультирование как средство помощи подросткам, переживающим чувство одиночества.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать содержание понятия чувства одиночества в психолого-педагогической науке.
2. Описать социально-психологические особенности подростков и проявление одиночества в их эмоционально-поведенческой сфере.
3. Выделить особенности психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества
4. Организовать и провести эмпирическое исследования особенностей переживания чувства одиночества подростками, сделать выводы.
5. Разработать и апробировать программу группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества, оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы, интернет-источников по проблеме одиночества в подростковом возрасте и возможности его преодоления посредством группового психологического консультирования.
2. Эмпирические методы: психодиагностические методики: тест
«Шкала одиночества» (авторы: Д. Рассел, М. Фергюсон),
дифференциальный опросник переживания одиночества (авторы: Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), диагностическая беседа.
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что групповое психологическое консультирование будет выступать результативным средством помощи подросткам, переживающим чувство одиночества, при соблюдении следующих условий:
1) разработка программы групповых консультаций на основе данных констатирующего исследования о характере и причинах одиночества у подростков;
2) ориентация программы групповых консультаций не только на преодоление чувства одиночества, но и поиск в нем ресурса для личностного роста;
3) использование в работе с подростками различные формы: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в выделении критериев и уровней выраженности чувства одиночества в подростковом возрасте, и представляет собой на данном этапе основу способа проверки обоснованности гипотез и задач исследования.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения в практической психологической работе разработанной программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества.
По материалам исследования была написана и опубликована статья (выходные данные статьи: Багаева Т.А., Мосина Н.А. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Интернаука: научный журнал. № 42 (124). - М., Изд. «Интернаука», 2019.). Материалы
исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для организации психологического сопровождения детей подросткового возраста.
В ходе решения задач исследования мы сделали такие выводы:
1. Одиночество - это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми.
2. В подростковом возрасте одиночество определяется как сложное психологическое образование, проявляющееся, как минимум, на трех уровнях: на когнитивном уровне - как осознание и понимание подростком феномена одиночества как следствия происходящих возрастных изменений; на эмоциональном уровне - как переживание психологических отличий себя от других, появление тревожности, опустошенности, депрессии, фрустрации, отчужденности; на поведенческом уровне - как стремление подростка к уединению, изоляции.
3. Работа с переживанием одиночества в подростковом возрасте является целесообразной и практически значимой. Возможности группового консультирования при преодолении чувства одиночества у подростков оценены нами как широкие:
- сама форма работа - групповая - имеет большой потенциал - подростки могут приобрести групповой опыт, самораскрыться, проанализировать чужие проблемы.
- на основе анализа литературы мы смогли определить цели группового психологического консультирования, основные этапы работы, методы работы, принципы отбора упражнений и пр.;
- групповое консультирование может включать в себя тренинговые элементы, которые являются наиболее активным методом социального обучения.
4. В экспериментальной части исследования мы проверяли гипотезу о том, что групповое психологическое консультирование будет выступать результативным средством помощи подросткам, переживающим чувство одиночества, при соблюдении следующих условий:
1) разработка программы групповых консультаций на основе данных констатирующего исследования о характере и причинах одиночества у подростков;
2) ориентация программы групповых консультаций не только на преодоление чувства одиночества, но и поиск в нем ресурса для личностного роста;
3) использование в работе с подростками различные формы: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
Для этого были выделены критерии чувства одиночества у подростков: интенсивность переживания чувства одиночества, характер переживания чувства одиночества, временной аспект (временная перспектива) чувства одиночества; определили содержание уровней переживания чувства одиночества; отобрали и разработали методики исследования: тест «Шкала одиночества» (авторы: Д. Рассел, М. Фергюсон), дифференциальный опросник переживания одиночества (авторы: Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), диагностическая беседа.
5. На констатирующем этапе исследования мы сделали выводы о том, что:
- 30 % учащихся 9 класса и 37 % учащихся 10 класса обладают низким уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки не испытывают одиночества, связанного с нехваткой близости или общения - одиночество имеет преходящий характер во временной перспективе, они не считают себя одиноким человеком, т.е. имеют низкий уровень одиночества; 44 % учащихся 9 класса и 33 % учащихся 10 класса обладают средним уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки имеет средний, оптимальный уровень чувства одиночества, нейтральное отношение к одиночеству: не испытывают болезненных переживаний по его поводу, но и не способны найти в нем ресурс для самопознания и саморазвития; 26 % учащихся 9 класса и 39 % учащихся 10 класса обладают высоким уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки имеют высокий уровень субъективного переживания одиночества, негативное представление об одиночестве, они склонны искать общение любой ценой с целью избежать ситуаций уединения, которые связаны с неприятными или болезненными переживаниями;
- существуют различия в уровнях переживания одиночества у учащихся 9 и 10 классов: уровень субъективного переживания у учащихся
9 класса выше чем таковой у учащихся 10 класса; учащиеся 9 класса более зависимы от общения, а потому при его отсутствии склонны ощущать себя одинокими; учащиеся 10 класса в чуть большей степени способны находить ресурс в уединении и использовать возможность провести время в одиночестве с пользой для себя;
- существуют различия в причинах одиночества у учащихся 9 и 10 классов: учащиеся 9 класса причины одиночества чаще связывают с трудностями в установлении контактов с окружающими, неумением находить позитивные моменты в одиночестве, неумением быть интересным самому себе; учащиеся 10 класса причины одиночества чаще связывают с осознанием своей уникальности, непохожести на ближайшее окружение, потребностью в поиске окружения, разделяющего сформировавшиеся интересы.
6. Цель Программы - преодоление деструктивного переживания чувства одиночества подростками. Задачи Программы: снятие тревоги, обучение навыкам саморегуляции эмоций; развитие способности понимания состояний, свойств, отношений с людьми; развитие навыков общения; формирование позитивного представления об одиночестве. Формы работы с подростками в Программе: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
7. Повторная диагностика и сравнение результатов «до» и «после» показали, что:
- подростки стали реже ощущать себя одинокими, т.е. реже испытывать недостаток в общении и близких контактах;
- подростки стали иметь более нейтральные, толерантные представления об одиночестве; ситуации уединения их уже не так страшат;
- отношение подростков к уединению как к потребности какое-то время побыть одному, вне контактов, использовать эту ситуацию для решения важных проблем, учебы стало более адекватным, положительным.
Мы можем сделать выводы об эффективности формирующей работы: гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута.
1. Одиночество - это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми.
2. В подростковом возрасте одиночество определяется как сложное психологическое образование, проявляющееся, как минимум, на трех уровнях: на когнитивном уровне - как осознание и понимание подростком феномена одиночества как следствия происходящих возрастных изменений; на эмоциональном уровне - как переживание психологических отличий себя от других, появление тревожности, опустошенности, депрессии, фрустрации, отчужденности; на поведенческом уровне - как стремление подростка к уединению, изоляции.
3. Работа с переживанием одиночества в подростковом возрасте является целесообразной и практически значимой. Возможности группового консультирования при преодолении чувства одиночества у подростков оценены нами как широкие:
- сама форма работа - групповая - имеет большой потенциал - подростки могут приобрести групповой опыт, самораскрыться, проанализировать чужие проблемы.
- на основе анализа литературы мы смогли определить цели группового психологического консультирования, основные этапы работы, методы работы, принципы отбора упражнений и пр.;
- групповое консультирование может включать в себя тренинговые элементы, которые являются наиболее активным методом социального обучения.
4. В экспериментальной части исследования мы проверяли гипотезу о том, что групповое психологическое консультирование будет выступать результативным средством помощи подросткам, переживающим чувство одиночества, при соблюдении следующих условий:
1) разработка программы групповых консультаций на основе данных констатирующего исследования о характере и причинах одиночества у подростков;
2) ориентация программы групповых консультаций не только на преодоление чувства одиночества, но и поиск в нем ресурса для личностного роста;
3) использование в работе с подростками различные формы: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
Для этого были выделены критерии чувства одиночества у подростков: интенсивность переживания чувства одиночества, характер переживания чувства одиночества, временной аспект (временная перспектива) чувства одиночества; определили содержание уровней переживания чувства одиночества; отобрали и разработали методики исследования: тест «Шкала одиночества» (авторы: Д. Рассел, М. Фергюсон), дифференциальный опросник переживания одиночества (авторы: Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), диагностическая беседа.
5. На констатирующем этапе исследования мы сделали выводы о том, что:
- 30 % учащихся 9 класса и 37 % учащихся 10 класса обладают низким уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки не испытывают одиночества, связанного с нехваткой близости или общения - одиночество имеет преходящий характер во временной перспективе, они не считают себя одиноким человеком, т.е. имеют низкий уровень одиночества; 44 % учащихся 9 класса и 33 % учащихся 10 класса обладают средним уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки имеет средний, оптимальный уровень чувства одиночества, нейтральное отношение к одиночеству: не испытывают болезненных переживаний по его поводу, но и не способны найти в нем ресурс для самопознания и саморазвития; 26 % учащихся 9 класса и 39 % учащихся 10 класса обладают высоким уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки имеют высокий уровень субъективного переживания одиночества, негативное представление об одиночестве, они склонны искать общение любой ценой с целью избежать ситуаций уединения, которые связаны с неприятными или болезненными переживаниями;
- существуют различия в уровнях переживания одиночества у учащихся 9 и 10 классов: уровень субъективного переживания у учащихся
9 класса выше чем таковой у учащихся 10 класса; учащиеся 9 класса более зависимы от общения, а потому при его отсутствии склонны ощущать себя одинокими; учащиеся 10 класса в чуть большей степени способны находить ресурс в уединении и использовать возможность провести время в одиночестве с пользой для себя;
- существуют различия в причинах одиночества у учащихся 9 и 10 классов: учащиеся 9 класса причины одиночества чаще связывают с трудностями в установлении контактов с окружающими, неумением находить позитивные моменты в одиночестве, неумением быть интересным самому себе; учащиеся 10 класса причины одиночества чаще связывают с осознанием своей уникальности, непохожести на ближайшее окружение, потребностью в поиске окружения, разделяющего сформировавшиеся интересы.
6. Цель Программы - преодоление деструктивного переживания чувства одиночества подростками. Задачи Программы: снятие тревоги, обучение навыкам саморегуляции эмоций; развитие способности понимания состояний, свойств, отношений с людьми; развитие навыков общения; формирование позитивного представления об одиночестве. Формы работы с подростками в Программе: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
7. Повторная диагностика и сравнение результатов «до» и «после» показали, что:
- подростки стали реже ощущать себя одинокими, т.е. реже испытывать недостаток в общении и близких контактах;
- подростки стали иметь более нейтральные, толерантные представления об одиночестве; ситуации уединения их уже не так страшат;
- отношение подростков к уединению как к потребности какое-то время побыть одному, вне контактов, использовать эту ситуацию для решения важных проблем, учебы стало более адекватным, положительным.
Мы можем сделать выводы об эффективности формирующей работы: гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Психологическое консультирование первокурсников переживающих чувство одиночества.
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция расстройств пищевого поведения с применением арт-терапевтических техник
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



