РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы психологического консультирования подростков, переживающих чувства одиночества 12
1.1 Понятие чувства одиночества в психолого-педагогической науке 12
1.2 Социально-психологические особенности подростков 26
1.3 Особенности психологического консультирования подростков,
переживающих чувство одиночества 33
Выводы по Главе 1 43
Глава 2. Разработка и апробация программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества 45
2.1 Организация исследования 45
2.2 Результаты констатирующего исследования и их обсуждение ... 48
2.3 Содержание формирующего этапа исследования, оценка его
эффективности 59
Выводы по Главе 2 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 81
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Интерес к подростковому возрасту как особому феномену не иссякает с момента его исторического возникновения как самостоятельной психологической категории до настоящего времени. Эмоциональная сфера данного возрастного периода обладает качественным своеобразием: у подростков нередки немотивированные и резкие перепады настроения, а неудовлетворенные потребности подростков нередко становятся причиной появления у них чувства одиночества.
Проблема одиночества подростков находит свое отражение в достаточно ограниченном числе работ психологов (А.С. Арсеньев, И.С. Кон, С.Г. Корчагина, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская и др.). Одиночество в подростковом возрасте рассматривается многосторонне и многофункционально: одиночество может выступать и способом верификации ценности сложившихся отношений, и пробой самостоятельности, путем и средством самопознания, и одновременно с этим - очень глубоким переживанием. Во всех рассматриваемых контекстах одиночество имеет влияние на развитие личности подростка, однако в характеристики его как переживания, это влияние преимущественно негативно. В это время происходит актуализация расширяющихся социальных потребностей, в число которых входит потребность в установлении значимых межличностных отношений, в расширении дружеских связей, в знакомстве со значимыми людьми и социального опыта, в желании быть принятым различными социальными группами.
Испытываемое подростком негативное переживание чувства одиночества влияет на процесс социализации и формирования его личности, становится одной из основных причин их асоциализации и дезадаптации [8], что актуализирует проблему психологической работы с подростками в данном направлении. В современной психологической науке осуществляется поиск психологических технологий в работе с подростками, переживающими одиночество. Мы полагаем, что в описываемых целях будет актуальна и эффективна технология группового психологического консультирования: с одной стороны, именно технология консультирования предполагает поиск и активацию ресурса у клиента в решении психологической проблемы, что видится нам крайне значимым. С другой, групповая форма работы показывает свою эффективность в психологической работе с подростками - ощущение неисключительности своей проблемы помогает подросткам раскрываться, прорабатывать свою проблему, совместно находить решение и пр.
Цель данного исследования, таким образом, заключается в разработке и апробации программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества.
Объект исследования: процесс преодоления чувства одиночества подростков.
Предмет исследования: групповое психологическое консультирование как средство помощи подросткам, переживающим чувство одиночества.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Охарактеризовать содержание понятия чувства одиночества в психолого-педагогической науке.
2. Описать социально-психологические особенности подростков и проявление одиночества в их эмоционально-поведенческой сфере.
3. Выделить особенности психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества
4. Организовать и провести эмпирическое исследования особенностей переживания чувства одиночества подростками, сделать выводы.
5. Разработать и апробировать программу группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества, оценить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы, интернет-источников по проблеме одиночества в подростковом возрасте и возможности его преодоления посредством группового психологического консультирования.
2. Эмпирические методы: психодиагностические методики: тест
«Шкала одиночества» (авторы: Д. Рассел, М. Фергюсон),
дифференциальный опросник переживания одиночества (авторы: Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), диагностическая беседа.
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что групповое психологическое консультирование будет выступать результативным средством помощи подросткам, переживающим чувство одиночества, при соблюдении следующих условий:
1) разработка программы групповых консультаций на основе данных констатирующего исследования о характере и причинах одиночества у подростков;
2) ориентация программы групповых консультаций не только на преодоление чувства одиночества, но и поиск в нем ресурса для личностного роста;
3) использование в работе с подростками различные формы: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в выделении критериев и уровней выраженности чувства одиночества в подростковом возрасте, и представляет собой на данном этапе основу способа проверки обоснованности гипотез и задач исследования.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности применения в практической психологической работе разработанной программы группового психологического консультирования подростков, переживающих чувство одиночества.
По материалам исследования была написана и опубликована статья (выходные данные статьи: Багаева Т.А., Мосина Н.А. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Интернаука: научный журнал. № 42 (124). - М., Изд. «Интернаука», 2019.). Материалы
исследования могут быть использованы педагогами-психологами образовательных учреждений для организации психологического сопровождения детей подросткового возраста.
В ходе решения задач исследования мы сделали такие выводы:
1. Одиночество - это негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми.
2. В подростковом возрасте одиночество определяется как сложное психологическое образование, проявляющееся, как минимум, на трех уровнях: на когнитивном уровне - как осознание и понимание подростком феномена одиночества как следствия происходящих возрастных изменений; на эмоциональном уровне - как переживание психологических отличий себя от других, появление тревожности, опустошенности, депрессии, фрустрации, отчужденности; на поведенческом уровне - как стремление подростка к уединению, изоляции.
3. Работа с переживанием одиночества в подростковом возрасте является целесообразной и практически значимой. Возможности группового консультирования при преодолении чувства одиночества у подростков оценены нами как широкие:
- сама форма работа - групповая - имеет большой потенциал - подростки могут приобрести групповой опыт, самораскрыться, проанализировать чужие проблемы.
- на основе анализа литературы мы смогли определить цели группового психологического консультирования, основные этапы работы, методы работы, принципы отбора упражнений и пр.;
- групповое консультирование может включать в себя тренинговые элементы, которые являются наиболее активным методом социального обучения.
4. В экспериментальной части исследования мы проверяли гипотезу о том, что групповое психологическое консультирование будет выступать результативным средством помощи подросткам, переживающим чувство одиночества, при соблюдении следующих условий:
1) разработка программы групповых консультаций на основе данных констатирующего исследования о характере и причинах одиночества у подростков;
2) ориентация программы групповых консультаций не только на преодоление чувства одиночества, но и поиск в нем ресурса для личностного роста;
3) использование в работе с подростками различные формы: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
Для этого были выделены критерии чувства одиночества у подростков: интенсивность переживания чувства одиночества, характер переживания чувства одиночества, временной аспект (временная перспектива) чувства одиночества; определили содержание уровней переживания чувства одиночества; отобрали и разработали методики исследования: тест «Шкала одиночества» (авторы: Д. Рассел, М. Фергюсон), дифференциальный опросник переживания одиночества (авторы: Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев), диагностическая беседа.
5. На констатирующем этапе исследования мы сделали выводы о том, что:
- 30 % учащихся 9 класса и 37 % учащихся 10 класса обладают низким уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки не испытывают одиночества, связанного с нехваткой близости или общения - одиночество имеет преходящий характер во временной перспективе, они не считают себя одиноким человеком, т.е. имеют низкий уровень одиночества; 44 % учащихся 9 класса и 33 % учащихся 10 класса обладают средним уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки имеет средний, оптимальный уровень чувства одиночества, нейтральное отношение к одиночеству: не испытывают болезненных переживаний по его поводу, но и не способны найти в нем ресурс для самопознания и саморазвития; 26 % учащихся 9 класса и 39 % учащихся 10 класса обладают высоким уровнем переживания чувства одиночества: такие подростки имеют высокий уровень субъективного переживания одиночества, негативное представление об одиночестве, они склонны искать общение любой ценой с целью избежать ситуаций уединения, которые связаны с неприятными или болезненными переживаниями;
- существуют различия в уровнях переживания одиночества у учащихся 9 и 10 классов: уровень субъективного переживания у учащихся
9 класса выше чем таковой у учащихся 10 класса; учащиеся 9 класса более зависимы от общения, а потому при его отсутствии склонны ощущать себя одинокими; учащиеся 10 класса в чуть большей степени способны находить ресурс в уединении и использовать возможность провести время в одиночестве с пользой для себя;
- существуют различия в причинах одиночества у учащихся 9 и 10 классов: учащиеся 9 класса причины одиночества чаще связывают с трудностями в установлении контактов с окружающими, неумением находить позитивные моменты в одиночестве, неумением быть интересным самому себе; учащиеся 10 класса причины одиночества чаще связывают с осознанием своей уникальности, непохожести на ближайшее окружение, потребностью в поиске окружения, разделяющего сформировавшиеся интересы.
6. Цель Программы - преодоление деструктивного переживания чувства одиночества подростками. Задачи Программы: снятие тревоги, обучение навыкам саморегуляции эмоций; развитие способности понимания состояний, свойств, отношений с людьми; развитие навыков общения; формирование позитивного представления об одиночестве. Формы работы с подростками в Программе: беседа, дискуссия, психологические упражнения, групповой анализ, самооценивание, самопроектирование, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций и пр.
7. Повторная диагностика и сравнение результатов «до» и «после» показали, что:
- подростки стали реже ощущать себя одинокими, т.е. реже испытывать недостаток в общении и близких контактах;
- подростки стали иметь более нейтральные, толерантные представления об одиночестве; ситуации уединения их уже не так страшат;
- отношение подростков к уединению как к потребности какое-то время побыть одному, вне контактов, использовать эту ситуацию для решения важных проблем, учебы стало более адекватным, положительным.
Мы можем сделать выводы об эффективности формирующей работы: гипотеза исследования доказана, цель исследования достигнута.
1. Абдураманова Л.Р., Юдеева Т.В. Индивидуально-психологические особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 18-22.
2. Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. СПб.: Речь,2006. 144 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2007.
4. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней : учебное пособие. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. 535 с.
5. Багаева Т.А., Мосина Н.А. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Интернаука: научный журнал. № 42 (124). - М., Изд. «Интернаука», 2019.
6. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. 1969. № 2. С. 118-125.
7. Безрукова А.Н., Голубь О.В. Психологическое
консультирование подростков с разным уровнем доверия : монография. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. 188 с.
8. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности субъективного переживания одиночества у подростков с поведенческими нарушениями // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи. 2016. С. 21-31.
9. Волков Б.С. Психология подростков. СПб.: Питер, 2010. 240 с.
10. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы : автореф. ... к. псих. н. Иркутск, 2002. 28 с.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. // Педология подростка. М.: Педагогика, 2002. С. 242.
12. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Просвещение, 1976. С. 494.
13. Голубь О.В., Тукузова А.А. Влияние переживания одиночества на социальные страхи у подростков // Поиск (Волгоград). 2018. № 1 (8). С. 87-91.
14. Дебесс, М. Подросток. 20-е изд. Спб.: Питер, 2004. 127 с.
15. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия // Минск: ЗАО Издательский центр «Экономпресс», 1999.
16. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте : дисс. ... к. псих. н. СПб., 1996. 151 с.
17. Долгова В.И., Кормушина Н.Г. Исследование эмоционального состояния старших подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 6. С. 132-136.
18. Домрачева В.В. Проблема одиночества в подростковом и юношеском периодах развития // Развитие человека в современном мире.
2016. С. 64-68.
19. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Просвещение, 2006. 342 с.
20. Духновский С.В. Одиночество в межличностных отношениях: диагностика и преодоление : монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. 188 с.
21. Железнякова Ю.В. Разработка программы психологической коррекции субъективного чувства одиночества как фактора аддиктивного поведения младших подростков // Молодой ученый. 2016. № 4 (31). С. 454-458.
22. Зайцева О.В., Малахова Ю.А., Борзилова Н.С. Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей // Молодой ученый. 2017. №3. С. 413-415.
23. Ильин Е.П. Психология страха. СПб.: Питер, 2015. 384 с.
24. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Большая книга подросткового психолога. М.: Феникс, 2010. 640 с.
25. Кирпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте : автореф. дис. ... к. псих. н. М.: 2002.
26. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование : учебное пособие. М. : Директ-Медиа, 2014. 241 с.
27. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М.: Просвещение, 1987.
28. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание - сила. 1986. №12. С. 40-42.
29. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.
30. Кон, И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
31. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности
психосоциального развития подростков // Вопросы психологии, 1998. № 2. С. 69-78.
32. Кормушина Н.Г. Экзистенциальное одиночество подростков
как проблема психологической безопасности // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика Материалы VII
Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием: сборник научных статей. Под редакцией О.А. Фёдорова, В.В. Моисеева. 2017. С. 109-111.
33. Корчагина С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества. М. : МПСИ, 2008. 228 с.
34. Корчагина С.Г. Психология одиночества. М.: МПСИ,2008. 228 с.
35. Косова Я.В. Одиночество у подростков // Психологическая студия сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Витебск, 2017. С. 117-121.
36. Кошелева Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений // Вопросы психологии. 1998. №2. С. 106-116.
37. Кузнецов А. «Я одинока сама с собой» // Воспитание школьников. 1997. № 2. С. 28-32.
38. Куповых, Ж.Г. Психологические особенности «Образа Я» подростков при различных стилях детско-родительских отношений : дис. ... канд. психол. наук. Таганрог, 2014. 210 с.
39. Лабиринты одиночества. Сборник. / Под ред. Н.Е. Покровского М.:ЭКСМО - Пресс, 1989. С. 549.
40. Леоненко Н.О., Гордеева А.С. Социально-психологический тренинг как средство преодоления одиночества в юношеском возрасте // Личность в современном мире: сб. научн. ст. 2014. С. 175-181.
41. Лешонок Л.Р., Казаева Е.А. Влияние чувства одиночества на личность подростка / Всероссийская весенняя психологическая сессия. 2017. С. 170-174.
42. Либертас Р.Н.., Смирнов С.В. Переживание одиночества - шанс быть собой // Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире : мат. конф. 2017. С. 199-204.
43. Маленова А.Ю., Малюга К.В. Школьные трудности и способы их преодоления в подростковом возрасте // Вестник Омского университета. 2016. № 3. С. 39-45.
44. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 3. С. 63-68.
45. Мантикова А.В., Катанова Н.Ф., Тен Ю.В. Состояние подросткового одиночества в контексте личностных особенностей. // Наука. Мысль. 2014. С. 18-32.
46. Мартинкевич А.В., Ушева Т.Ф. Профилактика одиночества как фактор психологического благополучия подростков // Наука вчера, сегодня, завтра. 2017. № 6 (40). С. 61-66.
47. Мискович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 64-65.
48. Молодцова Т.Д. Влияние кризисных состояний на дезадаптацию подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Педагогические науки. № 5. 2015. С. 332.
49. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Просвещение, 1984.
50. Мухина В.С. Возрастная психология : учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997. С. 432.
51. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник. М. : Высшее образование : МГППУ, 2008. 460 с.
52. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 2012. 336 с.
53. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Журнал Высшей школы экономики. М., 2013. Т. 10, № 1. С. 55-81.
54. Пантилеев Р.С. Методика исследования самоотношения. М. : Смысл, 1993. 36 с.
55. Перешеина Н.В. Психология одиночества подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 26. С. 1116-1120.
56. Перешеина Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков : дисс. ... к. псих. н. М., 1999. 147 с.
57. Прихожан А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка // Воспитание школьников. 1991. № 5. С. 8-12.
58. Психология подростка: полное руководство для психологов, педагогов и родителей / И.В. Дубровина, Ж.К. Дандарова, С.А. Игумнов и др. ; под ред. А. А. Реана. СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : Олма-Пресс, 2003. 432 с.
59. Пузанова Ж. В. «Одиночество» как предмет эмпирического анализа // Социология: методология, методы, математические модели. 2009. № 29. С. 132-154.
60. Романчук А.С. Анализ представлений подростков о
взросдлении, жизнестойкости и переживании одиночества // Научные тенденции: педагогика и психология сборник научных трудов по
материалам VIII международной научной конференции. Международная Научно-Исследовательская Федерация «Общественная наука». 2017. С. 37-40.
61. Рыбак Е.В., Бурчаловская А.А. Профилактика одиночества в школьном подростковом возрасте посредством социально¬коммуникативных технологий // Молодежь в науке : новые аргументы: сб. научн. раб. 2016. С. 187-191.
62. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии //Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 25-27.
63. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 114-115.
64. Симеонова Л. Человек рядом. М., 1989.
65. Слободчиков И.М. Теоретико-экспериментальное исследование феномена одиночества личности (на материале подросткового возраста): автореф. дис. ... док. псих. н. М., 2006. 49 с.
66. Сюрдюкова Е.В., Дорожкина О.А. Одиночество подростков как современная социально-педагогическая проблема // Новации педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования «Эвенсис». 2017. С. 62-64.
67. Ткаченко А.С., Голиков Н.А. Одиночество подростка как социально-педагогическая проблема // В мире научных открытий. 2014. С. 75-85.
68. Толстых А.В. Психология развития. Подросток в неформальной группе. М.: ЧеРо, 2005. 522 с.
69. Уманская Е.Г. Психологические особенности переживания одиночества подростками в условиях депривации // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 8. № 10-2. С. 163-165.
70. Шак А.А., Файбышенко Е.Б. Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 222-225.
71. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: учебник. М.: Гардарики, 2005. 349 с.
72. Швацкий А.Ю. Особенности переживания подростками чувства одиночества // Актуальные вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты. 2018. С. 177-180.
73. Шурова Н.В. Переживание уединения и одиночества у подростков // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 4-1 (11). С. 309-316.
74. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. 589 с.
75. Янг Дж. И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение / Дж. И.Янг // Лабиринты одиночества / общ. ред. и предисл. Покровский Н.Е. М.: Владос, 2002.С. 552-593.
76. Ярмыш И.А., Корниенко М.С. Особенности переживания подростками чувства одиночества // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека. 2018. С. 220-224.
77. Dan R. The Revised UCLA Loneliness Scale: Concurrent and Discriminant Validity Evidence / Journal of Personality and Social Psychology,
1980. Vol. 39, no. 3. 472-480.
78. Haan N. Coping and defending. N.-Y.: The freepress, 1977. 237 p.
79. Koch Ph.J. Loneliness without objects // The Southern joymal of philosophy. Mtmphis, 1983. vol. 21. № 2. p. 193- 209.
80. Peplau L.A., Perlman D. Perspectives on loneliness. Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Rescearch and Therapy. 1982. Pp. 1-18.
81. Young J.E. An instrument for measuring loneliness // Paper presented at the annual meeting of the American Psychological association. New York. 1979. p. 75-90.