Содержание
Глава 1. Теоретические основы проведения уроков по дисциплине «Физическая культура» в школе 6
1.1. Предметная область «Физическая культура» на этапе реализации ФГОС 6
1.2. Основные содержательные линии школьного курса по дисциплине 9
«Физическая культура» 9
1.3. Самостоятельная работа учащихся старших классов на уроках по дисциплине
«Физическая культура» 13
1.4. Сущность понятия «фитнес-технология» и его виды 15
Глава 2. Методы и организация исследования 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 27
Глава 3. Экспериментальная проверка эффективности методики подготовки девушек
старшего школьного возраста к самостоятельно организуемой физкультурнооздоровительной деятельности на уроках физической культуры посредством использования фитнес-технологий 28
3.1. Методические рекомендации при подготовке девушек старшего школьного возраста к
самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности на уроках физической культуры 28
3.2. Методика подготовки девушек старшего школьного возраста к самостоятельно
организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности на уроках физической культуры посредством использования фитнес-технологий 29
3.3. Проверка повышения уровня физических качеств у обучающихся 10-11 классов на
уроках физической культуры 31
Заключение 35
Список использованных источников Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1 43
Технологическая карта урока по физической культуре в 10 классе «Освоение координационных способностей» 43
Технологическая карта урока по физической культуре в 10 классе «Совершенствование координационных способностей» 52
Приложение 2 62
Комплекс 1 62
Приложение 3 63
Комплекс 2 63
Комплекс 3 64
Приложение 4 65
Анкета для обучающихся 65
На современном этапе развития образования особенно актуальным является физическое развитие личности ребенка. В этих условиях, особую важность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа на этапе реализации федеральных государственных образовательных стандартов должна «сформировать у школьников ценности здорового образа жизни, обеспечить возможность приобретения опыта самостоятельных систематических занятий физической культурой» .
В последнее время современные дети ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. Следствием этого является низкая эффективность физического воспитания детей школьного возраста, не обеспечивающая необходимого уровня здоровья и физической подготовленности школьников. Важно начать формировать знания о физическом совершенствовании человека и научить использовать эти знания в повседневной жизни на этапе естественного роста и развития школьника.
Физическое воспитание является неотъемлемой частью учебновоспитательного процесса школы. Оно направлено на укрепление здоровья подрастающего поколения, повышение уровня физической подготовленности детей. Кроме этого, овладение основами физической культуры в школе, оказывает положительное влияние на деятельность ученика, его творческую активность, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни . Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому перед школой стоит задача создать условия для формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, развития физических качеств личности и овладения системой практических навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьника.
Важным условием для сохранения и укрепления здоровья старших школьников является правильно организованная и достаточная по объёму двигательная активность. На этапе реализации ФГОС созданы условия для обновления технологий школьного физического воспитания. В связи с этим актуальным является разработка эффективных средств физического развития старших школьников. Одним из путей решения данной проблемы является включение в учебную программу по физической культуре для старших классов основной школы фитнес-технологий .
Составляющие элементы фитнеса в своих работах рассматривали Борисова В.В., Гудселл Э. , Давыдов В.Ю. и другие исследователи.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучающихся старшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика подготовки обучающихся к
самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности на уроках физической культуры.
Целю исследования является разработка и экспериментальная проверка эффективности методики подготовки обучающихся старшего школьного возраста к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности на уроках физической культуры посредством использования фитнес-технологий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить отношение обучающихся к занятиям физической культурой.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики подготовки обучающихся к самостоятельной физкультурнооздоровительной деятельности на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что включение в уроки физической культуры элементов фитнеса у школьников старших классов, будет способствовать не только повышению уровня развития физических качеств, но и подготавливать их к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
...
1. Проанализировав литературу по проблеме исследования, в том числе программы по физической культуре, реализуемые в условиях новых образовательных стандартов (ФГОС) пришли к выводу, что примерная программа по физической культуре под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича составлена на основе нормативных документов. Установили, что в Федеральный базисный учебный план были внесены изменения и в общеобразовательных учреждениях с 2010 года введен обязательный третий урок физической культуры. Для заполнения его содержания разработаны и рекомендованы новые учебные программы по физической культуре, в том числе на основе фитнес- аэробики для старших школьников.
Рассмотрев сущность понятия «фитнес-технологии» установили, что фитнес на современном этапе своего развития имеет ряд самостоятельных направлений, одним из которых является аэробика, получившая наибольшее распространение в образовательных организациях. Кроме этого, установили, что занятия аэробикой наиболее актуальны в работе с детьми старшего школьного возраста, так как повышают мотивацию к занятиям физической культурой.
Раскрывая значение самостоятельной работы учащихся старших классов на уроках предметной области «Физическая культура» пришли к выводу, что в современных условиях важной задачей в работе по укреплению здоровья детей, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями как в школе, так и дома. Анализ литературы позволил выявить ряд условий к организации самостоятельной деятельности школьников: учет возрастных особенностей, доступность конкретных заданий и принцип сознательности при выполнении самостоятельной работы.
2. В начале исследования после проведения анкетирования с целью выявления отношения обучающихся девушек к занятиям физической культурой было установлено, что старшеклассникам надоели и наскучили однообразные, стандартные уроки физической культуры, при этом современные школьники не способны выполнять в нужном объёме элементарные упражнения, требующие минимальных физической нагрузки. После проведения эксперимента и повторного анкетирования было выявлено, что у девушек экспериментальной группы изменилось отношение к урокам физической культуры, а именно, оно улучшилось, в то время, как у девушек контрольной группы отношение к физической культуре осталось примерно на том же уровне.
3. Нами была разработана методика подготовки обучающихся старшего школьного возраста к самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности на уроках физической культуры посредством использования фитнес-технологий. Экспериментально доказано, что что наиболее эффективно воспитание физических качеств будет происходить при комбинировании стандартных уроков с предложенной нами методикой разработанных комплексов и упражнений. После применения нашей методики мы выявили статистически достоверные приросты результатов тестов у экспериментальной группы девушек 10 классов по отношению к контрольной.
1. Авербух М., Двигайся больше, живи дольше / Авербух Марк. - М.: Гранд-Фаир, 2015. - 269 с.
2. Баранов А.Ю., Фитнес глубокой заморозки / А.Ю. Баранов // Медицина и спорт. - 2016. - N 3-4. - С. 67-68.
3. Беспутчик В.Г., Аэробика на суше и в воде / Беспутчик В.Г., Бейлин В.Р., Тараскина С.В. // Физическая культура в школе. - М.: Школа - Пресс, 2009. - С. 24-27.
4. Бишаева А.А., Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева.-М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 304 с.
5. Бордовских Ю., Фитнес с удовольствием / Юлия Бордовских. - М.: Эксмо, 2013. - 159 с.
6. Борилкевич В. Аэрофитнес / В. Борилкевич // Будь здоров! - 2012. - N 10. - 76-78.
7. Борилкевич В.Е. Об идентификации понятия "фитнесс" // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - 45-46 с.
8. Борилкевич В.Е. Организационные и методические принципы системы "Аэрофитнесс" / В.Е. Борилкевич // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 8. - 24 с.
9. Борисова В.В., Панфилов О.П., Шестакова Т.А. Фитнес-технологии - новый раздел в школьном физическом воспитании // Физическая культура в школе. - 2013. - №4. - 39-44 с.
10. Виноградова Е.Е. Сравнительная характеристика фитнес-программ / Е.Е. Виноградова // Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов. - 2016. - N 6. - 10 с.
11. Глахан Л.М. Две стороны одной монеты: Фитнесс. Тренинг / Л.М. Глахан // Сила и красота. - 2019. - N 10. - 76-81 с.
12. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.
13. Горцев Г. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг / Геннадий Горцев. - М.: ВЕЧЕ, 2001. - 319 с.
14. Гудселл Э. Фитнес: Шаг за шагом к хорошему самочувствию и отличной физической форме / Энн Гудселл. - М.: Мир книги, 2012. - 157 с.
15. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики. Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2014. - 124 с.
... всего 50 источников