Введение 3
Глава 1. Основные направления развития туризма в Республике Тыва..6
1.1 Постановление о концепции развития туризма
в Республике Тыва до 2020 года 6
1.2 Классификация видов туризма и их характеристика 14
1.3 Перспективы и проблемы развития туризма в Туве 23
Глава 2. Содержание основных видов туризма и история их
возникновения и развития 28
2.1 Лечебно-оздоровительный и рекреационный туризм 28
2.2 Особенности экологического и этнического туризма 35
2.3 Спортивный туризм 36
2.4. Факторы влияющие на формирование новых видов туризма в Туве 40
2.5. История становления детско-юношеского туризма в Туве 43
Выводы 64
Список литературы 66
Актуальность исследования. Тува - прекрасный горный край, расположенный в самом центре азиатского материка, одна из самых привлекательных точек земного шара, манящая своей первозданной, нетронутой природой, самобытной культурой. Главной особенностью республики является то, что на сравнительно небольшой площади расположены практически все природные зоны земного шара. Поражает резкий контраст зон на сравнительно небольшой территории: раскаленный песок пустыни и белоснежные шапки гор, ковыльные степи и дремучая тайга, тундра и альпийские луга. Нельзя не восхищаться девственной красотой природы Тувы. Более 60 процентов территории представляют собой охотничьи угодья. Здесь имеются соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга, норка, заяц, лось, архар (аргали). В водоемах водятся ценнейшие породы рыб: таймень, ленок, хариус, сиг, пелядь, стерлядь и другие. В Республике Тыва имеется 2 заповедника (общая площадь 657 082,4 тыс. га), природный парк "Тайга" (23,2 тыс. га), 15 государственных природных заказников (общая площадь 705 329 тыс. га) и 15 памятников природы (общая площадь 30 680,4 тыс. га).
Республика Тыва обладает значительными туристскими ресурсами, включающими природно-рекреационный и историко-культурный аспекты. Туристов привлекают красота и экологическая чистота природы, большое количество уникальных памятников истории и культуры, выгодное географическое положение в центре Азии. Период перестройки и экономические реформы внесли существенные изменения в туристскую отрасль. Переход к рыночной экономике дал развитию туризма бесспорное преимущество. В то же время, отсутствие развитой государственной инфраструктуры и недостаточное правовое обеспечение определило становление туристского рынка 80-х и 90-х годов прошлого века, с одной стороны, как развивающегося бурными темпами, реально создающего новые рабочие места, оперативно реагирующего на спрос населения в туристских услугах. С другой стороны, туризм захлестнуло стихийное и полукриминальное, «теневое» предпринимательство.
К сожалению, за годы экономических реформ разрушительному удару подверглась система социального туризма, в том числе и детско-юношеского.
На государственном уровне резко сократилось финансирование детских путешествий всех видов - экскурсионно-туристских, спортивных, оздоровительных и т.д. Закрывались и перепрофилировались учреждения дополнительного образования - Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма, кружки и секции юных краеведов, юных натуралистов, юных экологов и т.д. Резко подорожали экипировка и снаряжение для спортивно-туристских походов. Практически прекратилось издание методической литературы по туризму, картографических материалов и описаний популярных маршрутов.Тем не менее, специалисты считают, что в перспективе детско-юношеский туризм может и должен стать одним из приоритетных направлений развития туризма в России. Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.
Еще более важен туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Объектом данной работы является туризм и туристский потенциал Республики Тыва.
Предмет исследования - исторические аспекты и перспективы развития туризма и туристского потенциала Республики Тыва как географического Центра Азии.
Цель исследования - проанализировать состояние и перспективы развития туризма, используя уникальный туристский потенциал Республики Тыва.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития туризма в Республике Тыва;
2. изучить историю и перспективность развития Республики Тыва как туристского центра, используя природно-географический и культурно-исторический потенциал региона.
3. проанализировать перспективы развития инфраструктуры и индустрии туризма в Республике Тыва.
Гипотеза исследования состоит в том, что изучение истории и перспективы развития туристского потенциала Республики Тыва и его комплексное описание будет способствовать целостному восприятию туристско-рекреационного и социально-экономического потенциала республики. Разработка нового тура на базе имеющегося туристско-рекреационного потенциала будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования для дальнейшей разработки теории и методологии внутреннего и въездного туризма и перспективы развития туристского потенциала на данной территории.
Методологической основой исследования являются труды тувинских ученых Прокопенко В.И., Ооржак Х.Д-Н., Самбу И.У., Аг-оол Е.М., Дажы Ч.А. а также отечественных ученых теоретиков и практиков по теории и методике физического воспитания, спортивно-оздоровительного туризма Вяткина Л.А., Сидорчука Е.В., Немытова Д.Н., Константинова Ю.С., Федотова Ю.Н., Александровой А.Ю., Усыскина Г.С. и др.
1. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, перед российским государством и обществом сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Новые экономические отношения, возникшие в настоящее время в нашей стране, обострили проблемы в детско-юношеском туризме, требуют изменений в подходах и механизмах организации деятельности по развитию массового детского туризма. Если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась только система образования, то сейчас ситуация коренным образом изменилась. В качестве субъектов, развивающих детский туризм, появились и коммерческие фирмы и общественные объединения. Поэтому возникает необходимость изучения и обобщения опыта развития детского туризма не только с точки зрения дополнительной образовательной деятельности, но и с позиций экономической эффективности этого направления.
2. Индустрия туризма отличается от других сфер экономики тем, что доходы от туристского бизнеса носят не одномоментный характер, а увеличиваются по мере укрепления доверительного отношения потребителей туристских услуг к производителям этих услуг. Поэтому следует ожидать, что вовлечение подростков и молодых людей в занятия туризмом с раннего возраста, показ молодым людям лучших образцов туристского продукта в момент высокой эмоциональной восприимчивости, свойственной юному возрасту, приведет и к увеличению их потребности в туристских поездках и путешествиях в более зрелом возрасте. Кроме того, развитие детского туризма должно привести и к увеличению числа молодых людей, решивших сделать туризм своей основной профессией, т.е. решить проблему подготовки туристских кадров, которая сегодня также стоит достаточно остро. Безусловно, финансовые вложения в детско-юношеский туризм являются инвестициями долгосрочными, не сулящими быстрой прибыли, но это инвестиции в достойное будущее нашей страны и кроме обычной финансовой отдачи можно рассчитать экономическую выгоду и от другого важного и ценного результата - духовного и физического оздоровление нации.
Сегодняшняя Россия уже может себе это позволить, тем более, что исторический опыт развития именно детско-юношеского туризма в дореволюционной России и Советском Союзе является уникальным и достойным изучения и совершенствования.
3. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни.
Кроме того. детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
1. Аг-оол Е.М. Методическое пособие для учителей физкультуры по разделам программы (10-11 классы) на основе использования национальных игр
2. Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. - Минск: Полымя, 1987. - С. 78-98.
3. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование. - Минск, 1977. - 96 с.
4. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М., 1983. - 152 с.
5. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристская топография. - М., 1985. - 37 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
8. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. - Смоленск, 1973. - 118 с.
9. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. - М., 1982. - 37 с.
10. Борбай-оол М.В. Спортивное ориентирование в Республике Тыва - прошлое, настоящее, будущее: Респуб. науч.-практ. конф. - Кызыл, 1999. - С. 5-17.
11. Борбай-оол М.В. Детско-юношеский туризм на стыке двух веков: Респуб. науч.- практ. конф. - Кызыл, 1999. - С. 4-10.
12. Бреггинс Анни. Ориентирование по тропам. - М.: Библиотека инвалидного спорта, 1997. - 76 с.
13. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учебное пособие. - Волгоград, 1983. - 108 с.
14. Васильев Н.Д., Рожнов А.Е. Характеристика соревновательной деятельности в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 4. - 47 с.
15. Васильев Н.Д., Столов И.И. Взаимосвязь физической и технической подготовки в спортивном ориентировании // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 11. - С. 9-12.
16. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - С. 130-182.
17. Геллер Е.М. Роль игры в формировании личности юного спортсмена, гражданина социального общества и идейно-политическое воспитание физкультурников и спортсменов. - М.,1979. - 39 с.
18. Ганьшин В.Н. Простейшие измерения на местности. - М., 1973. - 27 с.
19. Гелецкий В.М., Богащенко Ю.А. Развитие устойчивости внимания средствами спортивного ориентирования // Массовая физическая культура и профессия: Тез. док. регион. науч.-практ. конф. - Омск, 1990. - 27 с.
20. Гепецкий Н.Н., Якубович В.Б. Бег с картой. - Кишинев, 1972. - С. 64¬81.
21. Гогунов Е Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособ. для студентов выс. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 117-128.
22. Голицына И.И., Полякова В.П. Двигательная активность и физическое развитие школьников // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. док. регион. науч.- практ. конф. - Омск, 1996. - 54 с.
23. Голубев В.С. Техническая и тактическая подготовка юных ориентировщиков // Физическая культура в школе. -1969. - № 7. - С. 36-37.
24. Дажы Ч.А., Ооржак Х.Д.-Н. «Основы спортивного ориентирования» учебно-методическое пособие Кызыл -2002
25. Дажы Ч.А. «Организация многодневных походов и массовых туристических соревнований школьников» учебно-методическое пособие Кызыл-2006
26. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт,1973.- 143 с.
27. Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 120 с.
28. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности // Теория и практика физической культуры. -1971. - № 12.-26 с.
29. Иванов А.В., Ширинян А.А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 93 - С. 25-27.
30. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. -М.:Физкультура и спорт, 1985. - 159 с.
31. Иванов Е.И. Судейство соревнований по спортивному ориентированию. - М., 1978. - 4 с.
32. Изоп Э. Игровой метод при обучении ориентированию на местности: Рабочая тетрадь новичка. - Таллинн: ТПИ, 1978. - 34 с.
33. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987. - С. 54¬62.
34. Ингстрем А. В лесу и на опушке. - Физкультура и спорт, 1979. - 53 с.
35. Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. - Тарту: Изд-во ТГУ, 1979. - 34 с.
36. Костылев В.В. Размышления о процессе ориентирования. - М., 1994. - 29 с.
37. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. - М.:Физкультура и спорт, 1984. - 102 с.
38. Матвеев А.П., Алексеев Н.И., Афанасьев В.З. и др. Примерная учебная программа по физической культуре. Основная школа. - М., 1997. - С.9-16.
39. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 240 с.
40. Методические рекомендации по составлению спортивных карт. - М.,1974. - С. 34-35.
41. Моисеенков А.Л., Ганюшкин Л.Д. Специальная тренировка внимания спортсменов-ориентировщиков // Теория и практика физич. культуры. - 1974. № 4. - С. 14-16.
42. Новиков А.Л. Контрольно-обучающее устройство по спортивному ориентированию // Физическая культура в школе. 1985. - №11. - С. 61¬64.
43. Огородников Б.И. Туризм и спортивное ориентирование в комплексе ГТО. - М., 1983. - 112 с.
44. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов- ориентировщиков. - М., 1978. - 138 с.
45. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М., 1980. - 72 с.
46. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. - М., 1978. - 16 с.
47. Столов И.И., Киселев В.М. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании: Метод. рекомендации. - М.: ВНИИФК, 1988. - 33 с.
48. Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М., 1988. - С.35-37.
49. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование . - М.: Просвещение, 1990. - 147с.
50. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - Н., 2008.