Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся (на примере элективного курса «Физика вокруг нас»)

Работа №169030

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 9
Глава 1. Проблемы развития познавательных универсальных учебных действий учащихся в условиях перехода к федеральному образовательному стандарту основного общего образования 14
1.1 Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в
современной школе 14
1.2 Учебно - исследовательская деятельность как средство развития
познавательных универсальных действий учащихся 32
Выводы по первой главе 39
Глава 2 Дидактические условия формирования и развития
познавательных универсальных учебных действий учащихся в рамках
элективного курса 40
2.1 Методика формирования и развития познавательных универсальных
учебных действия учащихся 40
2.2 Педагогический эксперимент по проверке эффективности методики формирования познавательных универсальных учебных действий
учащихся на занятиях элективного курса «Физика вокруг нас» 53
Выводы по второй главе 61
Заключение 62
Библиографический список 64
Приложения 67


Происходящий в настоящее время переход к федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования ставит перед учителями школ ряд актуальных задач, которые необходимо решать как можно более оперативно. Одной из таких задач является организация непрерывного системного взаимосвязанного формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках всех изучаемых предметов. Для дальнейшей успешности функционирования УУД имеет очень важное значение формирование их на пропедевтическом этапе изучения дисциплин при наличии такой возможности. Большую роль в формировании универсальных учебных действий имеет специально организуемая на занятиях учебно-исследовательская деятельность. Предметы естественнонаучного цикла в этом смысле несут в себе значительный потенциал, обусловленный специфичностью рассматриваемых в рамках этих предметов проблем.
Пропедевтика естественнонаучных знаний начинается ещё в начальной школе. Однако в учебниках по предметам естественного цикла основной школы мало учитываются знания, полученные учениками на этом этапе.
Несогласованность программ курсов естественнонаучного цикла, неправильная последовательность их изучения, во-первых, нарушает преемственность естественнонаучного образования, а во-вторых, приводит к зачастую неоправданному дублированию некоторых вопросов. Всё это вызывает существенную перегрузку учащихся, усиливающуюся тем, что биологические и географические явления ученики понять просто не в состоянии. В результате достаточно рано наблюдается падение интереса к предметам естественнонаучного цикла, что в свою очередь не способствует активному развитию познавательных УУД.
Другой существенный недостаток современной системы естественнонаучного образования - отсутствие взаимодействия между предметами естественного цикла: жизнь и развитие живых организмов, процессов их жизнедеятельности рассматриваются без учёта физикохимических факторов в среде их обитания и процессов, происходящих внутри самих организмов. Это мешает формированию у учащихся единой естественнонаучной картины мира, раскрытию общности методов исследования, применяемых в естественных науках.
Несмотря на то, что на данный момент представлено достаточно большое количество работ, посвященных общим вопросам организации исследовательской деятельности учащихся, практически не представлены частно-методические разработки по различным предметам, в том числе и по физике, позволяющие вовлечь в учебно-исследовательскую деятельность всех учащихся согласно требованиям ФГОС.
Таким образом, можно выделить следующие противоречия:
• между необходимостью развития универсальных учебных действий учащихся, в том числе и познавательных и низким уровнем мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла;
• попытками широкого применения в образовательном процессе школы исследовательской деятельности учащихся и недостаточным теоретическим обоснованием принципов ее оптимальной организации
Противоречия определили проблему исследования, которая состоит в разработке элективного курса, направленного на раннее формирование естественнонаучных понятий и развитие познавательных УУД на основе организации учебно-исследовательской деятельности.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Практическая ценность проведенного исследования заключается в разработке и внедрении в практику обучения физике разработанного элективного курса «Физика вокруг нас» МАОУ «Школа № 17» г.Ачинска Красноярского края, а также в положительном влиянии данных программ на уровень мотивации к обучению и на уровень формирования познавательного интереса. Подтверждена эффективность предложенного элективного курса «Физика вокруг нас» с точки зрения их успешности и последующего внедрения в практику работы учителя физики.
Результаты исследования могут быть использованы для наиболее эффективной организации учебного процесса обучения по физике в условиях перехода на ФГОС, что приводит к полноценному развитию и формированию познавательных универсальных учебных действий.
Выполненное исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. Предложенные в настоящем исследовании элективный курс «Физика вокруг нас» обеспечивает повышение уровня успеваемости учащихся в дальнейшем на занятиях предмета «Физика». Экспериментально доказана эффективность использования предложенной методики формирования познавательных УУД. Таким образом, поставленная цель исследования достигнута. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале исследования.
Проведенное дидактическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Исследовательская деятельность может быть организована как компонент традиционного учебного процесса, так и для различных видов внеурочной деятельности. Вместе с тем, несмотря на эффективность исследовательского метода в процессе обучения, для того чтобы его внедрение происходило с наибольшей отдачей, необходимо уделять внимание качеству и целесообразности его применения.
2. Включение в образовательный процесс элективного курса «Физика вокруг нас» положительно сказывается на личном росте учащихся: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность добиться успеха и избавиться от комплекса неполноценности, усиливается мотивация учения, что говорит о реализации потенциала исследовательской деятельности путем проявления ее рефлексивной, познавательной, побудительной и мировоззренческой функций.
Проведенное исследование позволяет наиболее успешно организовать исследовательскую деятельность в учебном процессе, а также разработать учебно-методическое сопровождение, направленное на организацию данного процесса.



1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. —М.: Просвещение, 2011.—49с.
2. Божович, Л.И.Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся[текст]/ Л.И. Божович, А.К. Маркова. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. — 408с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [текст]/Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с
4. Гальперин, П.Я. Современное состояние поэтапного формирования умственных действий [текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина // Вестник МГУ.- 1979. - № 4.- С. 78-90. - (Серия «Психология»).
5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального исследования [текст] / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
6. Кедров, Б.И. О теории научного открытия [текст] / Б.И. Кедров.—М.: Московский рабочий, 1973. — 254 с.
7. Малафеев Р.И. Проблемное изучение физики в средней школе. Из опыта работы[текст]: пособие для учителей / Р.И. Малафеев. - М.: Просвещение, 1980. - 127 с.
8. Обухов А.С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 2. - С. 17.
9. Орлов, Ю.Н. Восхождение к индивидуальности [текст]: книга для учителя/ Ю.Н. Орлов. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
10. Проказова, О.Г. Организация исследовательской деятельности
учащихся в школе[текст]: автореф : дис. к. пед. наук : 13.00.01 / О.Г.
Проказова.— Астрахань, 2010.— 158 с.
1. Родичев, Н.Ф.Исследовательская деятельность как основа формирования мировоззренческих убеждений[текст]/ Н.Ф. Родичев, Е.Ф. Тяглова.— М.: Просвещение, 2006. —146 с.
2. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. - 2007. - № 3. - С. 14-24.
3. Семке, А.И. Нестандартные задачи по физике для классов естественнонаучного профиля [текст]/ А.И. Семке. — Ярославль: Академия развития, 2007. — 320 с.
4. Сергеев, Н.К.Особенности организации и содержания научноисследовательской деятельности[текст]: автореф. дис. к.пед. наук. 13.00.01 / Н.К. Сергеев — Астрахань, 2010. — 158 с.
5. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях,
иллюстрациях [текст]: учебное пособие / В.И. Смирнов.— М.:
Педагогическое общество России, 1999. — 236 с.
... всего 23 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ