Введение 3
Глава 1. Теоретические основы влияния родительского отношения на особенности проявления неконструктивного поведения детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Неконструктивное поведение как психолого-педагогическая
проблема 6
1.2. Условия и факторы, влияющие на появление неконструктивного
поведения детей дошкольного возраста 15
1.3. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 23
1.4. Особенности детско-родительских отношений детей
дошкольного возраста 36
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния родительского отношения на особенности проявления неконструктивного поведения детей старшего
дошкольного возраста 49
2.1. Организация и методики исследования 49
2.2. Анализ результатов исследования 50
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей. Неконструктивное
поведение 61
Выводы по второй главе 68
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложение 75
В настоящее время по причине кризисного состояния общества нарушается устойчивость семьи, усугубляются негативные явления внутри нее: происходят ухудшение эмоционального самочувствия ее членов,
обострение взаимоотношений между ними, нарушение прав детей. Отмечается достаточно стойкая тенденция к увеличению числа так называемых дисфункциональных семей, которые поражены смещением моральных ценностей и ориентаций. В данной семье ребенок не ощущает уюта и безопасности. Здесь происходит деформация его личности - он становится, в основном, «трудным».
Большинство взрослых не могут обучить детей жить в социуме, так как они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов весьма распространены скандалы, разводы.
Именно семья играет существенную роль в развитии формирования общения детей. Также немаловажным является стиль семейного воспитания, который определяется родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Специфика восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними определяют овладение детьми основных правил и норм поведения, формируют их взгляд касательно отношения к миру и самому себе.
В семье дети получают первые навыки взаимодействия, изучают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех остальных воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Лишь в семье воспитываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны.
Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме.
Состояние исследования проблемы: в последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме воспитания ребенка в семье. Психологи обнаружили, что семейное воспитание оказывает сильное влияние на проявление неконструктивного поведения. Проблемой родительских отношений занимались западные и отечественные ученые такие как: Р. Бернс, С. Куперсмит, М. Розенберг, Л.Д. Стотт, Д. Буолби, З.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др. Неконструктивное поведение освещено в трудах таких авторов как М.Э. Вайнер, В.Г. Маралов, Л.П. Фролова, А.Г. Самохвалова и др.
Изучение родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна...
В ходе теоретического исследования было выявлено, что специфичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном возрасте выступают: импульсивное поведение, которое обусловлено, в основном, нейродинамическими особенностями ребенка, демонстративное, конформное, протестное, агрессивное, симптоматическое и недисциплинированное поведение.
Основными условиями возникновения неконструктивного поведения у детей дошкольного возраста являются специфика нейродинамических свойств ребенка, а также неадекватная реакция на трудности жизни или неудовлетворяющий стиль взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности, это проблемные формы межличностных отношений: агрессивность,
обидчивость, застенчивость демонстративность. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения.
Детско-родительские отношения определяются как психологическая связь ребенка со стилем семейного воспитания, которая выражается в переживаниях, реакциях, действиях, культурных моделях поведения. Существенное значение отводится принимающим в жизни детей прямое участие и имеющим с ними каждодневный контакт - родителям. Самым оптимальным средством выступают хорошие отношения родителей с детьми, осознание родителями внутреннего мира собственного ребенка, его проблем и переживаний.
Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на неконструктивное поведение способствовало раскрытие того, что многие родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Они разделяют точку зрения ребенка, стараются не навязать ему свою волю. Родители высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных...
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. Вузов [Текст]/ Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы
исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии [Текст] / Ю.Е. Алешина, Л.Я Гозман,., Е.М. Дубовская, М.: МГУ, 2007. - 120 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов,
А.И. Шипилов: Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ,2009.-190с.
4. Бэндлер, Р Семейная терапия [Текст] / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, В Сатир. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 160 с.
5. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации [Текст] / А.А Бодалев, В.В. Столин М.: Педагогика, 2006. - 180 с.
6. Боуэн, М.О процессах дифференциации своего «Я» в родительской семье. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика [Текст] / М.О. Боуэн, - М.: Когито- Центр, 2005. - 130 с.
7. Бойко, В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект)] [Текст] / В.В. Бойко - М.: Мысль, 2008. - 178 с.
8. Брутман, В.И. Семейные факторы девиантного материнства [Текст] / В.И. Брутман, А.Я. Варга, В.Ю. Сидорова, Н.Ю. Хамитова // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 3.С. 15-18.
9. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст] / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 158 с.
10. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
11. Горячев, А.П. Проблемы семейных отношений [Текст] /
A. П. Горячев. - М.: Феникс ,2005. - 128с.
12. Гришин, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришин. СПб.: Питер, 2008. - 544 с
13. Голод, С.И Стабильность семьи: социологический и
демографический аспекты [Текст] / С.И. Голод- М.: 2006. - 132 с.
14. Голод, С. Стабильность семьи: социологический и
демографический аспекты [Текст] / С. Голод. - М.:2006.-325 с.
15. Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин- СПб.: Питер, 2011. - 176с...47