Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования 6
1.1. Структура урока по физической культуре 6
1.2. Возрастные особенности детей начальной школы 12
1.3. Анатомо-физиологические особенности детей 14
младшего школьного возраста
1.4. Психологические особенности детей 18
младшего школьного возраста
1.5. Подвижные игры как средство развития координационных 20
способностей у детей начальной школы
1.6. Средства и методы воспитания координационных 23
способностей
1.7. Влияние подвижных игр на координационные способности 29
Глава 2. Методы и организация проведения эксперимента 31
2.1. Методы исследования 31
2.2.Организация исследования 33
Глава 3. Результаты исследования 34
Заключение 53
Литература
Приложение
Актуальность. На сегодняшний день очень сильно вырос объем деятельности, которая осуществляется в непредвиденных и неожиданно возникающих ситуациях и которая требует проявления находчивости, способности концентрировать и переключать внимание, быстроты реакции, временной, пространственной, динамической точности движений и их биохимической рациональности. Все это с точки зрения физического воспитания, так или иначе, относится к понятию ловкость - это способность человека быстро, то есть рационально осваивать новые двигательные действия, благополучно решать двигательные задачи в постоянно изменяющихся условиях.
Ловкость - сложнейшее комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется большим количеством факторов. Наиболее важные - это высокоразвитое мышечное чувство и гибкость корковых нервных процессов. От этого зависит образование координационных связей и быстрота перехода от одной установки и реакции к другой. Именно координационные способности и есть основа ловкости.
Актуальность данной проблемы сводится к получению большого двигательного опыта у детей в начальных классах, который содержит огромное количество всевозможных движений влияющих на разные части тела и которые имеют различную пространственно - временную и динамическую структуру.
Физическое воспитание учащихся есть ничто иное, как одна из важнейших частей во свей учебно - воспитательной работе общеобразовательных школ и играет важную роль в подготовке детей к жизни и к общественно полезной деятельности.
Физическое воспитание в школе отличается своим разнообразием форм, которые предполагают, что учащиеся будут проявлять организованность, самодеятельность, инициативу, что благоприятно повлияет на воспитание организационных навыков, находчивости и активности. Работая в совокупности с нравственным, умственным, эстетическим и трудовым обучением физическое воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие учащихся.
Физическое воспитание учащихся начальной школы имеет свои особенности, которые строятся из их анатомо - физиологических и психологических индивидуальностей.
Bo время учебной деятельности увеличивается объем умственно труда учащихся, тем самым, снижая уровень двигательной активности, и возможности находится на свежем воздухе.
Таким образом, грамотно построенное физическое воспитание у детей начальной школы - это неотъемлемое условие для всестороннего гармоничного развития ребенка, а также фактор улучшения его умственной работоспособности.
Множество ученых, практиков, а также авторов программ новых стандартов по физической культуре для средних школ, признают, что развитие координационных способностей у подрастающего поколения очень важно. Особенно это относят к детям младшего школьного возраста, потому как именно в этот возрастной период и закладываются основы управления движениями, а так же происходит формирование умений и навыков, отсутствие которых в более позднем возрасте компенсировать уже не получается [9]...
В результате всего вышеизложенного можно говорить о том, что подвижные игры положительно влияют на рост уровня координационных способностей детей начальной школы, а также положительно сказываются на эмоциональном фоне учащихся.
В общей системе образовательной работы в МБОУ физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Развитие физических качеств занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.
Многие исследователи, рекомендуют включать подвижные игры различной направленности в физкультурные занятия для детей школьного возраста, а особенного для детей младшего школьного возраста в МБОУ и в повседневной жизни детей [21]. То есть можно сделать вывод, о том, что не стоит игнорировать такой раздел физического воспитания в школьной программе как «подвижные игры», а наоборот стоит уделить ему как можно больше времени, не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
1. Аверьянов, И.В. Оценка уровня развития кинестетических координационных способностей у футболистов на этапе спортивного совершенствования: учебное пособие / И.В. Аверьянов, И.Ю. Горская, В .А. Блинов. Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. - 40 с.
2. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2006. - 112 с, ил.
3. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для вузов. М. : КНОРУС, 2012.
4. Бахрах, И.И. Врачебный контроль за физическим воспитанием и спортивным совершенствованием учащихся общеобразовательной школы: учеб. пособие / И.И. Бахрах, Н.А. Гамза. Минск, 2005. - 104 с.
5. Бейлин В.Р. Искусство ловкости. - Брест, 2008. - 76с.
6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
7. Бобкова, Е.Н. Методика дифференцированного развития скоростных способностей у мальчиков 7-15 лет в зависимости от типологических особенностей: дис. канд. пед. наук / Е.Н. Бобкова. Смоленск, 2006. -147 с.
8. Богданов Г.П. Уроки физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 2007.-83 с.
9. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
10. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников./Под ред. З.И.Кузнецовой. - М.: Просвещение, 2009. - 177 с.
11. Былеева Л.В. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 208 с.
12. Вершинин М.А. Методика комплексного использования подвижных игр в физическом воспитании детей школьного возраста / М.А. Вершинин, Д.В. Решетов // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9. - С. 45-47.
13. ГлобенкоТ. К. Подвижные игры на уроках физкультуры. -
Нальчик.2006.-158
14. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом. - Киев, 2006. - 134 с.
15. Гришечкина, Н.В.; Козюлина, В.А.; Матюшкина, О.П. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений; Ярославль: Академия развития - М., 2009. - 192 с...51