Введение 4
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы влияния уровня развития памяти на учебную деятельность школьников в психологии
1.1 Общее понятие о памяти в психологической литературе, ее видах и
формах 7
1.2 Развитие памяти в школьном возрасте 13
1.3 Развитие памяти у школьников в процессе учебной деятельности 16
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния уровня развития памяти
на учебную деятельность школьников при решении математических задач
2.1 Исследование зрительной и слуховой памяти школьников 25
2.2 Исследование непосредственной и опосредствованной памяти
школьников 30
2.3 Исследование кратковременной и долговременной памяти
школьников 35
2.4 Исследование уровня развития памяти при помощи теста test_gp 43
2.5 Исследование уровня развития памяти на основе воспроизведения
решения математических уравнений 44
2.6 Анализ результатов исследования и выявление взаимосвязи уровня
развития памяти и учебной деятельности школьников при решении
математических задач 44
2.7 Упражнения для тренировки памяти 45
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1 54
Приложение 2 56
Приложение 3 58
Приложение 4 59
Все живые существа обладают памятью, но самого высокого уровня развития она достигла у человека. Мы используем ее как должное и очень редко удивляемся своей способности приобретать знания и воспроизводить их. Память связывает прошлое с настоящим. Осознавать свое «Я», действовать в окружающем мире, быть тем, кем он является, человеку позволяет именно память.
Три функции памяти: запоминание, сохранение и
воспроизведение информации - жизненно важны для человека, его становления и развития как личности, для жизни в обществе. Эти функции не только взаимодействуют, между ними существует взаимная обусловленность. Ведь сохранить можно только то, что запомнил, а воспроизвести - то, что сохранил.
Память лежит в основе способностей, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Не имея памяти человек был бы существом мгновения. Для настоящего и будущего наше прошлое было бы мертво. Настоящее протекало бы безвозвратно и исчезало в прошлом.
Память можно рассматривать как не только как один из важных познавательных процессов, но также можно сказать, что она является базой познания. Информация, получаемая при непосредственном отражении действительности (с помощью ощущения и восприятия), хранится в нашей памяти и является материалом для мышления и воображения, то есть опосредованного отображения реальности. Поэтому, становится понятно, что никакое познание невозможно без памяти, а, следовательно, в обучении одним из определяющих факторов успешности учащегося будет уровень развития его памяти.
В нынешнем обществе многократно возрос поток информации, предлагаемой школьнику для исследования и запоминания. Наравне с традиционной формой обучения появляются новейшие модели развивающего обучения, где главная роль отводится теоретическим познаниям и целостному личностному росту учащихся. Кроме того осуществляется реализация индивидуального подхода, которая не может обойтись без учета особенностей памяти учащихся и возможности оптимального ее использования. Между тем память человека - сложный психологический феномен, и хотя ученые занимаются проблемой памяти на протяжении долгого времени, так и нет однозначных решений целого ряда проблем:
- в какой форме сохраняются знания об окружающем мире;
- каким образом мы получаем доступ к этим знаниям;
- почему не всегда удается добраться до имеющихся знаний;
- как мы включаем новую информацию в систему уже имеющихся знаний...
Память - важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это
запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти.
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема мнемической деятельности. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Усвоение знаний человеком об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребёнка предъявляет школьное обучение. Именно поэтому в младшем школьном возрасте проблема развития памяти становится одной из приоритетных.
Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Развитие памяти ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью памяти в психическом развитии и обучении. С помощью памяти и механизмов запоминания ребенок овладевает наиболее совершенными способами познания, усваивает новые знания, у него развиваются другие высшие психические функции. В различных классификациях среди ведущих в развитии видов памяти выделяется опосредованная память. Именно опосредованная память играет очень важную роль в адаптации ребенка к условиям школьного обучения, способствует усвоению знаково-символических систем.
Научным ориентиром для исследовательского поиска по проблеме развития памяти у школьников являются работы психологов А.А. Смирнова, Л.Н. Житниковой, А.П. Нечаевой, В.Н. Могилёвой, Н.В. Выгоренко, И.В.Дубровиной и др. В их исследованиях доказывается, в начальной школе важно формировать приёмы произвольного смыслового запоминания применительно не только к словесному, но и наглядному учебному материалу. Целенаправленное развитие памяти обучающихся помогает решить ряд проблем этого возраста, в том числе - успешности учебной деятельности.
Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у средних школьников, выяснили, что память в этот период не имеет ярко выраженный познавательный характер. Память является важным компонентом эффективного обучения в среднем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
1. Аткинсон Р., Шифрин Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления // М.: ЧеРо, 2005.
2. Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения // М.: Прогресс, 2006.
3. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка // М.: Роспедагенства, 2006.
4. Багданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка // М.: Просвещение, 2005.
5. Выгоренко, Н.В. Память, её значение в жизни человека// Начальное образование. - 2003. - №1
6. Выготский, Л.С. Культурное развитие специальных функций: память// М.: ЧеРо, 2005.
7. Выгодский Л.С. Психология развития ребенка // М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.
8. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям // М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС,
2008.
9. Гальперин П.Я. Введение в психологию // М.: Книжный дом «Университет», 2007.
10. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика // Минск: АСТ, 2008.
11. Гарибян К.А. Школа памяти // М.: Просвещение, 2006
12. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних пед. учебных заведений // М.: Академия, 2011.
13. Джеймс У. Память. Психология памяти: Хрестоматия // М.:
ЧеРо, 2008.
14. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать: книга для учителя. дополн. и переработ.// М.: Просвещение, 2010.
15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: хрестоматия / / М.: ЧеРо, 2009...49