Введение 3
Глава 1 оретические основы развития творческого
технического мышления учащихся в рамках школьного образовательного курса «Технология»
1.1. Основные значимые понятия и научные категории исследования. 7
1.2. Особенности и условия развития творческого технического мышления детей школьного возраста. 16
1.3. Роль образовательного курса «Технология» в
формировании творческого технического мышления учащихся 21
Глава 2 Проектирование модели образовательной среды школы для успешного развития творческого технического мышления школьников
2.1. Анализ существующих типовых программ школьных курсов технологии и программ передовых школ, ориентированных на развитие технического
творчества школьников 28
2.2. Необходимые педагогические условия для создания перспективной образовательной среды, способствующей развитию технического мышления школьников 34
2.3.
Заключение Модельная разработка перспективной
образовательной среды для развития творческого технического мышления с использованием ТРИЗ- элементов. 44
45
Литература 47
Живя в мире техники и технологий, каждый человек ежедневно взаимодействует с техническими объектами, выполняет технические и технологические операции, решает технические задачи различной сложности: от бытовых до высокотехнологичных. Техника требует
грамотного отношения к себе, осмысленных действий, обоснованных достаточно развитым техническим мышлением, развитым настолько, чтобы соответствовать высочайшему уровню развития техники. Мы видим, что техника развивается невероятно стремительно, а многие люди уже сегодня не имеют достаточного уровня технической грамотности, позволяющей пользоваться современными техническими достижениями, понять и осознать достижения техники, ее потенциал. Возникает парадоксальная ситуация, при которой «чрезмерно богатый мир вещей ведет к оскудеванию мира предметной деятельности, к формированию особого типа «кнопочной психологии» [16]
Более того, снижается количество людей, которые способны не только быть пользователями имеющейся техники, но и творчески работать, используя ее потенциал, а тем более творить и создавать что-либо новое в науке и технике.
«Наша страна и все мировое сообщество развиваются в соответствии с постиндустриальной концепцией, результатом реализации которой должна стать глобальная экономика, поэтому все начинания в политике, экономике, образовании рассматриваются с этой точки зрения. Следует отметить, что постиндустриальный мир характеризуется избытком товаров, производственных ресурсов и дефицитом идей. Поэтому возникает острая необходимость формировать у будущих активных граждан постиндустриального общества креативное, инновационное мышление и тратить на это колоссальные ресурсы» [17]
Таким образом, актуализируется общая научная категория «инновационное мышление».
«Инновационный тип мышления характеризуется не только созданием оригинальной идеи, но и способностью превратить ее в социально- промышленную технологию, позволяющую получать прибыль. Причем это производство должно быть конкурентоспособным на рынке товаров и услуг и должно соответствовать не только современным техническим, но и технологическим требованиям» [17]
Переход от индустриального этапа научно-технического прогресса с его «экстенсивной», технократической идеологией, в постиндустриальный, технологический этап повлек за собой упразднение системы политехнического образования на всех ступенях обучения, что подтверждают в своей статье «Развитие инженерного мышления учащихся в процессе обучения» Зуев П. В., доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания физики, технологии и мультимедийной дидактики и Кощеева Е. С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и математического моделирования института физики, технологии и экономики Уральского государственного педагогического университета...
Актуализированная в работе проблематика раскрыта в исследовании с разных аналитических, значимых научных, исследовательских идей. Представлена широкая палитра научных представлений, теорий о творческом мышлении, его развитии, из разных научных источников, работ разных авторов.
Выявлены значимые условия и факторы влияющие на формирование и развитие творческого технического мышления. По-особому высвечена категория творческого технического мышления.
Рассмотрены и определены возможности развития творческого технического мышления в рамках образовательного курса «Технология».
Обозначен перечень характеристик, представляющих важность, для создания модели перспективной образовательной среды для развития творческого технического мышления.
Так, создание перспективной образовательной среды для развития творческого технического мышления в рамках образовательного курса «Технология» видимые реальные возможности на основе следующих положений:
- корректировка программы по технологии в начальной школе (1-4 класс) с учетом опыта И.П. Волкова и ТРИЗ-педагогики (А. Гина и др.)
- корректировка программы по технологии в основной школе (5-9 класс) с учетом внедрения элементов ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики( А. Гина; и др.)
- изучение технологии в старшей школе (10-11 класс) по программам В.Д. Симоненко с использованием авторского учебно-методического комплекса с элементами ТРИЗ-педагогики (А. Гина и др.)
- корректировка школьных программ естественно-научного цикла для тематической, прикладной интергации с программами технологии;
- включение школьников в активную деятельность через систему
творческих проектов с выделением обязательного приоритетного
направления - технического творчества.
- внесение в план учебно-воспитательной работы курса и технологии мероприятий, повышающих интерес школьников к технике и предметам естественно-научного цикла.
- предоставление условий для организации творческих объединений технического направления на базе школы или на базе' учреждений дополнительного образования;
- предоставление условий для организации творческой мастерской, работающей по типу клуба, оснащенного методическими разработками и необходимыми материалами для творчества;
- организация творческих пространств, игротек для школьников младшей и основной школы, оснащенных развивающими играми из серии типа («Ступеньки творчества» Б.П. Никитина, ЛЕГО-конструкторы, и т.п.);
- методическое и материально-техническое обеспечение для
реализации программы школьного курса «Технология» и творческой мастерской;
- подготовка и переподготовка учителей технологии и начальных классов по внедрению ТРИЗ-педагогики и техническому творчеству от школы.
- создание позитивного психологического и социального климата в детско-взрослом коллективе школы для реализации нововведений.
1. Альшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества//Вопросы психологии. 1956, № 6. с. 37-49.
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск: Скандинавия. 2004. 208 с.
3. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2006.
4. Ананьев Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера // Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: Наука, 1956.
5. Бабаева Ю. Д. Особенности эмоционального развития одаренных детей
// Одаренность: рабочая концепция. Материалы I Международной
конференции / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков. Самара; Москва: РПО, 2000. С. 57-67.
6. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 367 с.
7. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной, и Т.Д. Марцинков-ской.- М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 435 с.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.М.,2002.178 с.
9. БСЭ, изд. 2-е, т, 42, с. 54.
10. Бронников Н.Л., Матяш Н.В., Симоненко_ В.Д. Методика обучения учащихся 6 класса технологии /Под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2002. - 140 с.
11. Вестник Брянского государственного университета. №1 (2009): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Методология и методики исследований. Психология. Частные методики. Хроники и информация. - Брянск: РИО БГУ, 2009. - 161с.
12. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Про звещение, 1988. - 183 с.
13. Воспитание технологической культуры школьников: Книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 192 с.
14. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с
15. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1./ Под ред. П.Р.Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 230 с...49