Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения изобразительно-выразительным средствам языка 6
1.1 Понятие «изобразительно-выразительные средства языка» языка в
психолого-педагогической литературе 6
1.2 Представления младшего школьника о выразительных средствах языка:
возрастные особенности 13
1.3 Основные способы овладения выразительными средствами языка в
начальной школе 17
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Исследование актуального уровня сформированности умения у младших школьников определять и отличать изобразительно-выразительные
средства языка 30
2.1 Диагностическая программа исследования 30
2.2 Результаты исследования 35
2.3 Комплекс заданий 39
Выводы по главе 2 48
Заключение 50
Список использованных источников 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на формирование общих представлений о становлении и развитии национального языка, способах овладения им, приемах ретрансляции языка в устной и письменной речи. В соответствии с нормативным документом формируются следующие предметные результаты образовательной деятельности в области русского языка и литературы: формирование основ читательской компетентности; понимание роли языка как основного средства общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека [ФГОС, 2010:31].
Исследователи склонны полагать, что формирование культуры владения изобразительно-выразительными средствами языка у младшего школьника помогает определять основную мысль воспринимаемого текста, выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена и рядом иных образовательных задач, в соответствии с которыми предполагается применение в речевой деятельности лексических норм современного литературного языка и речевого этикета.
О значимости образно-выразительных средств языка писали Ф.И. Буслаев [Буслаев, 2019], В.Я. Стоюнин [Стоюнин, 1864], К.Д. Ушинский [Ушинский, 2012]. В современной лингвистической науке выработаны различные подходы, необходимые для формирования методики обучения младших школьников пониманию эстетических возможностей слова, а также использованию обучающимися образных средств языка в собственной речи. В методической науке второй половины XX столетия освещены вопросы, принципиально значимые для методики работы над образными средствами языка: комплексный подход к определению концептуальных понятий (в области лексики), работа над формированием лексических и лексико-стилистических умений; развитие речи обучающихся в процессе изучения выразительных средств языка; обучение методам и приемам применения изобразительно-выразительных средств языка использованию обучающимися в собственных высказываниях.
Комплексным изучением методик, посвященных проблеме освоения и овладения изобразительно-выразительными средствами языка в начальной школе, занимались М.Т. Баранов [Баранов, 2011], Л.А. Введенская [Введенская, 2004], М.Р. Львов [Львов, 2011], Т.А. Ладыженская [Ладыженская, 2010]...
Рассмотрев теоретические аспекты формирования умения у младших школьников определять и отличать изобразительно-выразительные средства языка, а также проведя экспериментальное исследование, мы установили, что формирование умения у младших школьников определять и отличать изобразительно-выразительные средства языка будет полноценным, если систематически и целенаправленно производить работу со средствами выразительности, которая направлена на повышение уровня сформированности умения у младших школьников определять и отличать изобразительно-выразительные средства языка.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы рассмотрели следующие понятия: «выразительные средства языка», «тропы», «литота», «метафора», «сравнение», «гипербола», «олицетворение», «эпитет». Мы рассмотрели основные особенности формирования умения определять и отличать изобразительно-выразительные средства языка, подобрали критерии формирования этого умения: умение давать
определение; умение находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте и определять их среди других; умение использовать при составлении текста богатство изобразительно-выразительных средств языка, определили уровень сформированности, а также провели диагностические задания , направленные на выявление уровня сформированности умения у младших школьников определять и отличать изобразительно-выразительные средства языка.
После анализа полученных результатов, мы выявили, что умение у младших школьников находится на среднем уровне. Для того, чтобы повысить уровень, мы разработали комплекс заданий, который состоит из трех блок, каждый из которых направлен на решение своей проблемы. Комплекс заданий составлен так, что младший школьник сможет овладеть всеми необходимыми умениями для работы со средствами выразительности.
Разработка памятки помогает систематизировать знания по теме, четко и ясно излагать содержание, соблюдать последовательность в высказывании. С помощью памятки осуществляется усвоение информации об изобразительно-выразительных средствах, их отличительных способностей.
Задание на разгадывание кроссворда позволяет актуализировать знания, выявить пробелы, способствует в игровой форме развитию процесса усвоения новых знаний. При помощи кроссворда можно развивать эрудицию, расширять словарный запас, тренировать память, внимание.
Выполнение теста младшими школьниками позволяет выстроить логическую цепочку, синтезировать и анализировать знания о средствах выразительности, повторить все изученные ранее средства для успешного выполнения упражнения.
Задание, направленное на установление соответствия между понятиями, позволяет развить умение отсеивать ненужную информацию, оставлять только нужную. При помощи такого упражнения у обучающихся сформируется умение находить средства изобразительности и отличать друг от друга.
Работа с понятиями способствует усвоению изучаемых изобразительно-выразительных средств, их анализу и выделению одного понятия среди других. У обучающихся сформируется умение находить в большом количестве информации нужную.
Написание сочинения-миниатюры направлено на развитие речи обучающихся, использование многообразия изобразительно-выразительных средств...
1. Аксенова Е. М. Градация/ Е. М. Аксенова // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. Москва: Просвещение,1985. С. 60
2. Аптина А.А.Совершенствование выразительности речи младших школьников на уроках русского языка. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11850/2/10Aptina.pdf
3. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. Док. дисс. / М.Т. Баранов. М., 2011;
4. Борев Ю. Б. Эпифора / Ю. Б. Борев // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. Москва: Просвещение,1985. С. 287.
5. Буслаев Ф.Н. Преподавание отечественного языка. М.: Юрайт, 2019. 266 с.
6. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 384 с.
7. Виноградова И.Н. специфика работы над изобразительно-выразительными средствами языка лирических стихотворений на уроках литературного чтения в начальной общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https: //topuch.ru/liricheskih- stihotvorenij-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-n/index.html#pages
8. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. 2004. № 3. с. 39 - 44.
9. Гербстман А.И Повтор / А. И. Гербстман // Краткий словарь литературоведческих терминов / сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. Москва: Просвещение,1985. С. 89.
10. Жигалина Е. В. Изучение изобразительно-выразительных средств на уроках литературного чтения в начальной школе / Е. В. Жигалина, Л. И. Черемисинова. Саратов: Саратовский источник, 2018.С. 92-95.
11. Жигалина Е. В. Литературоведческая пропедевтика на уроках литературного чтения в процессе изучения творчества Л. Н. Толстого // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. науч. трудов по материалам VIII Международ. научно-практической конф. 30 ноября 2015 г. Белгород: ИП Ткачева Е. П., 2015. № 8. Ч. V. С. 30-35.
12. Зунделович Я. О. Анафора / Я. О. Зунделович // Словарь литературоведческих терминов / под. ред. Н. Л. Бродский, А. Лаврецкий, Э. Лунин, В. Львов-Рогачевский. Москва: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. С. 50.
13. Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т.А. Казарева // Начальная школа, 2007. №. 6. С. 76-79.
14. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В. 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. 223 с.
15. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В. 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. 223 с...39