Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ 6
1.1. Развитие речи младших школьников: сущность, характеристика и
направления 6
1.2. Возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников при
усвоении речи 10
1.3. Словосочетание как средство работы над развитием речи младших
школьников 13
1.4. Методы диагностики речи у младших школьников при работе над
словосочетанием 20
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ 28
2.1. Диагностирование речи младших школьников при работе над
словосочетанием 28
2.2. Анализ результатов диагностирования актуального уровня развития речи
младших школьников при работе над словосочетанием 32
2.3 Разработка комплекса упражнений, направленных на развитие речи младших школьников с помощью словосочетаний 35
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список использованных источников 45
Приложения 49
Актуальность определяет Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.
Умение формулировать собственные мысли и высказывания, излагать их понятно и лаконично, вычленять информацию из предложенных словосочетаний различного типа в образовательных стандартах нового поколения отнесено к метапредметным умениям, носящим универсальный характер и являющийся залогом успешности не только обучения, но и всей жизни в современном информационном обществе.
Именно эти общеучебные универсальные действия и формируются посредством работы над словосочетанием у младшего школьника.
Проблема развития речи младших школьников при работе над словосочетанием рассматривается в многочисленных исследованиях, выполненных в рамках психолого-педагогического подхода (В. Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская, М.Г. Качурин, и др.). [3]
Введение в программу начальной школы понятия «текст», реализация коммуникативно-речевой направленности в учебниках русского языка (Т.Г. Рамзаева), а также разработка программы углублённого обучения русскому языку создали предпосылки для осуществления функционально-семантического подхода к изучению конкретных языковых единиц в младших классах.
Выбор словосочетания в качестве исследуемой языковой единицы обусловлен, во-первых, тем, что программой для четырёхлетней начальной школы (Т.Г. Рамзаева) предусмотрено изучение данной темы. Во-вторых, сложностью понятия «словосочетание», структурно совпадающего с отдельными явлениями языка (членами предложения, частями речи). В-третьих, наличием большого количества ошибок, связанных с выделением словосочетаний в предложении, что в конечном итоге ведёт к различным нарушениям в процессе коммуникации. В-четвёртых, необходимостью изучения методических аспектов словосочетания, основанных на современном коммуникативно-речевом подходе, в связи с новыми разработками в лингвистике и методике.
Как показывают специальные исследования (Т.А. Ладыженская, Г.А. Фомичева и др.), учащиеся активно пользуются в своей речи словосочетаниями. Как правило, на каждую грамматическую основу приходится в среднем по 3-4 распространителя, второстепенных члена. Наиболее распространёнными в работах учеников являются словосочетания со значением предмета и его признака, действия и его признака, признака и другого признака, с помощью которых делается попытка достичь точности речи.
Но, как показывает практика, речь детей не всегда отличается богатством словаря, разнообразием употребляемых синтаксических конструкций, в сочинениях и изложениях встречается много речевых ошибок, ошибок в построении текста на основе использования языковых моделей.
Цель исследования: выявить актуальный уровень развития речи у младших школьников и разработать программу, направленную на развитие речи с помощью словосочетания...
Нами было организовано исследование на выявление развития речи у младших школьников с помощью словосочетания. При изучении проблемы умения развивать речь младших школьников с помощью словосочетания нами была проведена статистическая обработка результатов проведенного исследования. Она представлена в виде таблиц и диаграмм, которые наглядно отражают динамику актуального уровня сформированности развития речи младших школьников с помощью словосочетания. На основе полученных данных мы объяснили результаты исследования и убедились, что гипотеза верна, а именно то, что у обучающихся 4 класса развитие речи словосочетанием на среднем уровне сформированности. После анализа полученных результатов и выявления проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники в различных ситуациях, мы определили и описали условия, которые позволят в будущем улучшить ситуацию по данному направлению. Для достижения цели и проведения исследования на теоретическом уровне была проанализирована специальная литература на предмет выявления причин именно такой динамики способов изменения выявленных проблем в ходе решения коммуникативной задачи младшими школьниками. Заключительным шагом нашей работы стала разработка необходимых заданий для реализации программы. Упражнения подобраны таким образом, чтобы поэтапно и полноценно решить выявленные проблемы, развить речь младших школьников и совершенствовать ее впоследствии.
Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что при работе над словосочетанием дети осознают не только правила построения словосочетаний, но и повышают уровень орфографической грамотности, в частности написаний, основанных на установлении связей слов, совершенствуют умения в области морфологического и синтаксического анализа.
Детям младшего школьного возраста доступна работа по восприятию словосочетания в его текстовых функциях, которая является подготовительным этапом к более глубокому анализу текстов в среднем и старшем звене школы.
1. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник [Книга]. Москва : Флинта, МПСИ, 2009.
2. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. - М.: Флинта, Наука, 2016. - 176 с.
3. Валгина Н. С., Розенталь Д.Э., Фомина М. И. Современный русский язык/ Под ред. Н. С. Валгиной: Учебник для вузов.- Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528с.
4. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. - М., 1913. - Т. 1. - 583с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
6. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР за 40 лет [Книга]. Москва: АПН РСФСР, 1969.
7. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 2005. - 45 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
9. Ембулаева Т.Е. Работа с учебными лингвистическими текстами [Журнал]. - [б.м.] : Русский язык в школе, 1990 г. №3.-С 3-8.
10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М: АПН, 1958 г. - 370 с.
11. Ивченков П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений. // Русский язык в школе. - 1990. - № 5.- С. 26 -29.
12. Ипполитова Н.А. Совершенствование механизма речи школьников на уроках русского языка [Книга]. - Москва: Н.А. Ипполитова // Русский язык в школе., 1995.
13. Ковалева, Г.С. Как дети читают и понимают текст / Г.С.Ковалева // Народное образование. 2006. - № 5. - С.71-76.
14. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2016. 39 с.
15. Методика развития речи на уроках русского языка. // Под ред. Ладыженской Т.А. -М.: Просвещение, 1991. 239с...44