Возможности формирования эмоционального интеллекта как социальной компетенции на уроках обществознания в школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ 9
1.1. Сущность понятия и основные теории эмоционального
интеллекта 9
1.2. Структура эмоционального
интеллекта 13
1.3. Связь эмоционального интеллекта с адаптацией (эмоциональный интеллект
как фактор успешной
адаптации) 18
1.4. Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики) 20
ГЛАВА II.. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Способы развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе на уроках
обществознания» 27
2.2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта
учащихся 29
2.3. Результаты
исследования 34
ГЛАВА III. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 37
3.1 Программа развития эмоционального интеллекта у
подростков 37
3.2 Рекомендации родителям по развитию эмоционального интеллекта
подростков 41
3.3 Рекомендации педагогам по развитию эмоционального интеллекта
подростков 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПОДХОДЫ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ 9
1.1. Сущность понятия и основные теории эмоционального
интеллекта 9
1.2. Структура эмоционального
интеллекта 13
1.3. Связь эмоционального интеллекта с адаптацией (эмоциональный интеллект
как фактор успешной
адаптации) 18
1.4. Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики) 20
ГЛАВА II.. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Способы развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе на уроках
обществознания» 27
2.2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта
учащихся 29
2.3. Результаты
исследования 34
ГЛАВА III. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, НА УРОКАХ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 37
3.1 Программа развития эмоционального интеллекта у
подростков 37
3.2 Рекомендации родителям по развитию эмоционального интеллекта
подростков 41
3.3 Рекомендации педагогам по развитию эмоционального интеллекта
подростков 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Актуальность темы. Жизнь современного подростка, выполняющего множество социальных ролей, характеризуется постоянным взаимодействием с большим количеством окружающих людей, с которыми нужно находить общий язык, разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать, понимать эмоциональное состояние собеседника, друга, близкого человека.
Специфику развития личности подростка в настоящее время определяют новые социально-психологические стрессогенные факторы. В современном мире быстро развиваются информационные технологии. В социальных сетях подростки стали легко и быстро общаться, дружить и знакомиться. Стиль отдыха навязывает телевидение, к тому же, становится небезопасной основой разрушения взглядов подростков о самих себе и своих границах. Дети не успевают осилить огромный поток получаемой информации из различных источников. Подросток на сегодняшний день в какой-то мере имеет интернет-зависимость, которая замедляет развитие личности, ослабевают эмоции, что приводит к эмоциональному оскуднению.
Одним из действенных средств развития эмоционального интеллекта, как социальной компетенции, выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей. Наш опыт показывает, что наиболее ценным в данном отношении является коллективная деятельность детей. Она создает наиболее сложные и многогранные ситуации для развития эмоционального интеллекта, как социальной компетентности детей, развивает способность к творческой работе в коллективе, в частности на уроках обществознания.
В свою очередь, развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования.
Помимо этого, ученые Тайлакер Й. Б., Визингер У. определили, что около 80% успеха в личной жизни и социальной сфере определяет именно уровень эмоционального интеллекта, и только 20% - абсолютно всем известный уровень IQ - показатель интеллекта, определяющий уровень умственных способностей личности. В середине 90-х годов XX века исследование ученых перевернуло взгляды на развитие способностей человека и на природу личностного успеха. Как оказалось, залогом будущей успешности подростка в жизни не является усовершенствование его кругозора и логического мышления. Намного важнее, чтобы у подростка сформировался эмоциональный интеллект, а именно:
• умение осуществлять контроль над своими эмоциями, чтобы они не «переливались через край»;..
Специфику развития личности подростка в настоящее время определяют новые социально-психологические стрессогенные факторы. В современном мире быстро развиваются информационные технологии. В социальных сетях подростки стали легко и быстро общаться, дружить и знакомиться. Стиль отдыха навязывает телевидение, к тому же, становится небезопасной основой разрушения взглядов подростков о самих себе и своих границах. Дети не успевают осилить огромный поток получаемой информации из различных источников. Подросток на сегодняшний день в какой-то мере имеет интернет-зависимость, которая замедляет развитие личности, ослабевают эмоции, что приводит к эмоциональному оскуднению.
Одним из действенных средств развития эмоционального интеллекта, как социальной компетенции, выступает как спонтанно возникающая, так и специально организованная совместная деятельность детей. Наш опыт показывает, что наиболее ценным в данном отношении является коллективная деятельность детей. Она создает наиболее сложные и многогранные ситуации для развития эмоционального интеллекта, как социальной компетентности детей, развивает способность к творческой работе в коллективе, в частности на уроках обществознания.
В свою очередь, развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования.
Помимо этого, ученые Тайлакер Й. Б., Визингер У. определили, что около 80% успеха в личной жизни и социальной сфере определяет именно уровень эмоционального интеллекта, и только 20% - абсолютно всем известный уровень IQ - показатель интеллекта, определяющий уровень умственных способностей личности. В середине 90-х годов XX века исследование ученых перевернуло взгляды на развитие способностей человека и на природу личностного успеха. Как оказалось, залогом будущей успешности подростка в жизни не является усовершенствование его кругозора и логического мышления. Намного важнее, чтобы у подростка сформировался эмоциональный интеллект, а именно:
• умение осуществлять контроль над своими эмоциями, чтобы они не «переливались через край»;..
Во время проведения исследования нами была изучена соответствующая литература различных авторов, посвященная проблеме эмоционального интеллекта. Были приведены мнения различных авторов.
Изучая теоретические аспекты работы, можно сказать, что в кризисный период происходят изменения в абсолютно разных областях самосознания. Значимые перемены понимаются мотивационной сферы. Мотивы содержащие и образующие первостепенный план формируются стремлением к мировосприятию, с целями на дальнейшую жизнь. Структура мотивационного механизма проявляется как не типичный образ, а проявляются «на Основании конкретно установленной задачи и осознанного принятия потребностей»
Эмпирическая часть исследования обеспечена комплексом психодиагностических методик и методов математической статистики. В исследовании участвовали подростки в возрасте 13-14 лет, всего 43 человека. Для проверки гипотезы работы, было проведено несколько этапов исследования. На первом этапе анализировалась литература по проблеме изучения специфики эмоционального интеллекта личности. На втором этапе был осуществлен подбор методического инструментария, а также было дано обоснование психодиагностических методик исследования. На третьем этапе выполнена качественная и количественная обработка данных. Далее нами была разработана серия занятий. В конечном счете после которой можно сделать вывод о том что уроки обществознания и их тематика, позволяют формировать эмоциональный интеллект у школьников. То есть гипотеза подтверждена.
Эмоциональная сфера подростков характеризуется следующим:
1. разнообразие, сложность, различие чувств и эмоций, обогащение переживаний;
2. высокий уровень осознания собственных чувств и чувств прочих людей;
3. осознание собственного эмоционального потенциала, его неограниченности;
4. развитие эмоционального сочувствия;
5. расширение круга объектов и субъектов, которые вызывают эмоциональную реакцию;
6. развитие высших чувств: альтруистических, эстетических, нравственных и др.; Итак, исследование показало, что подростковый период - это весьма сложный, многоплановый и долгий процесс. До настоящего момента отсутствует однозначное понимание всех его особенностей, не прекращаются дискуссии между психологами. Результаты исследования можно использовать при разработке новых образовательных программ, учебных курсов и спецкурсов, которые представлены в виде лекций.
Изучая теоретические аспекты работы, можно сказать, что в кризисный период происходят изменения в абсолютно разных областях самосознания. Значимые перемены понимаются мотивационной сферы. Мотивы содержащие и образующие первостепенный план формируются стремлением к мировосприятию, с целями на дальнейшую жизнь. Структура мотивационного механизма проявляется как не типичный образ, а проявляются «на Основании конкретно установленной задачи и осознанного принятия потребностей»
Эмпирическая часть исследования обеспечена комплексом психодиагностических методик и методов математической статистики. В исследовании участвовали подростки в возрасте 13-14 лет, всего 43 человека. Для проверки гипотезы работы, было проведено несколько этапов исследования. На первом этапе анализировалась литература по проблеме изучения специфики эмоционального интеллекта личности. На втором этапе был осуществлен подбор методического инструментария, а также было дано обоснование психодиагностических методик исследования. На третьем этапе выполнена качественная и количественная обработка данных. Далее нами была разработана серия занятий. В конечном счете после которой можно сделать вывод о том что уроки обществознания и их тематика, позволяют формировать эмоциональный интеллект у школьников. То есть гипотеза подтверждена.
Эмоциональная сфера подростков характеризуется следующим:
1. разнообразие, сложность, различие чувств и эмоций, обогащение переживаний;
2. высокий уровень осознания собственных чувств и чувств прочих людей;
3. осознание собственного эмоционального потенциала, его неограниченности;
4. развитие эмоционального сочувствия;
5. расширение круга объектов и субъектов, которые вызывают эмоциональную реакцию;
6. развитие высших чувств: альтруистических, эстетических, нравственных и др.; Итак, исследование показало, что подростковый период - это весьма сложный, многоплановый и долгий процесс. До настоящего момента отсутствует однозначное понимание всех его особенностей, не прекращаются дискуссии между психологами. Результаты исследования можно использовать при разработке новых образовательных программ, учебных курсов и спецкурсов, которые представлены в виде лекций.
Подобные работы
- Педагогические условия развития творческого потенциала старшеклассников па уроках обществознания
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ МИФА О ВЕЛИКОМ ГРЕШНИКЕ В ПОЭМАХ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ «ЧАРОДЕЙ», «ЦАРЬ-ДЕВИЦА», «ЕГОРУШКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОГО ЗВЕНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - Портфолио по обществознанию в 6 классе как современное средство оценивания результатов обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Формирование восприятия и понимания искусства авангарда ХХ века в 5-м классе художественной школы на занятиях по дисциплине «История искусств»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Развитие критического мышления у школьников через настольную игру
по истории Великой Отечественной войны
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (Проектирование образовательных программ, Российский Новый Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025





