ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «СУДЬБА» 6
1.1. Изучение концепта в русском языкознании 6
1.2. Концепт «судьба» в русском языке 21
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КОНЦЕПТА «СУДЬБА» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 35
2.1. Отрицательная коннотация концепта «судьба» 35
2.2. Концепт «судьба - доля удел» 40
2.3. Концепт «судьба - дорога» 43
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Библиография 48
Судьба выступает важнейшей категорией сознания, с помощью которой строится картина мира, это концепт высшего уровня, относящийся к мировоззренческим универсалиям. По мнению Н.Д. Арутюновой, концепт «судьбы» присутствует не только во всех мифологических, религиозных, философских и этнических системах, он составляет ядро национального и индивидуального сознания. Это понятие принадлежит к числу активно действующих начал жизни, так называемой «практической философии человека», которую отличает от собственно философии «постоянное взаимодействие с реальными механизмами жизни».
Актуальность исследования определяется: отсутствием комплексного исследования концепта «судьба», включением изучаемого концепта в широкий контекст когнитивных, системно-структурных и исследований, выбором новых аспектов анализа объекта, применением системы разнообразных методов, позволяющих дать статическое и динамическое описание данного концепта.
Объект исследования: концепт в русском языке.
Предмет исследования: концепт «судьба» в русском языке на материалах Национального корпуса русского языка.
Цель исследования - изучить особенности функционирования концепта «судьба» в текстах Национального корпуса русского языка.
Задачи исследования:
- определить уровень изученности понятия концепт в научно-методической литературе;
- выяснить специфику концепта судьба в русском языке;
- выполнить лексико-семантическую классификацию концепта судьба
используя примеры из Национального корпуса русского языка;2
- представить разноаспектную классификацию концепта судьба.
Теоретическую базу исследования составили работы по лингвистике и семантике художественного текста (Г. О. Винокура, Р. О. Якобсона, В. П. Григорьева, М. П. Гаспарова, О. Г. Ревзиной, Ю. В. Казарина, Л. П. Якубинского, М. Н. Эпштейна и др.)
Материалом для настоящего исследования послужила картотека концепта судьба, извлеченных методом сплошной выборки из текстов Национального корпуса русского языка.
Методы исследования:
- метод сплошной выборки;
- метод системного научного описания, предполагающий приемы разноаспектной систематизации концепта судьба;
- методы наблюдения, сопоставления и теоретической интерпретации результатов анализа нового языкового материала.
Новизна исследования:
1. Представлено комплексное описание концепта «судьба» на материале текстов Национального корпуса русского языка с учетом структурных и семантических подходов;
2. Определено место концепта судьба в русском языке.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов анализа темы в изучении сложной категории лексики «концепт» школьниками и студентами, в спецкурсах.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части и заключения, библиографического списка, приложений, а также списка использованных источников.
Во введении указана актуальность темы, определены цель и задачи работы, объект и предмет исследования, указаны практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе освещаются теоретические и методологические основы решения проблемы.
Во второй главе изложены результаты анализа фактического материала и дана оценка состояния объекта исследования.
В заключении подведен итог всей работы.
Резюмируя вышеуказанное, мы пришли к следующим выводам:
Термин «концепт» пришёл в лингвистику из логики, где он воспринимается как синоним термина «понятие».
В соответствии с определением логиков концепт в языке должен воплощаться в отдельном слове.
Концепт как понятие-представление в своём выражении с языковых позиций не может быть ограничен исключительно лексическим или лексико-фразеологическим уровнем. Его реализация многопланова. Тонкости концептуального смысла проявляются и в языковых единицах, и в пространстве речи.
Таким образом, под концептом мы будем понимать совокупность знаний, связанных с данным концептом, и ассоциаций (как индивидуальных, так и культурно закреплённых), связывающих его с другими феноменами.
Концепт - это смысловое значение имени или слова; то, как мы мыслим данное слово. Концепт имеет сложную структуру.
В структуру концепта входят три составляющих: ценностная, понятийная и образная. В понятийной составляющей можно выделить три слоя: актуальный основной признак, дополнительный или несколько дополнительных признаков и внутренняя форма.
Понимание судьбы как высшей силы нашло отражение во всех толковых словарях русского языка.
Итак, в концепте «судьба» соединены две ключевые идеи русской культуры: идея непредсказуемости будущего и неконтролируемости происходящих с человеком событий. Эти идеи сменяют друг друга, когда мы говорим: решается судьба, но пока она еще не решена, человек может изменить свою судьбу, а если уже решена и не случилось желанного, то покориться ей, сказав: значит не судьба.
Кроме судьбы, в русском языковом сознании присутствуют также сходные сущности - доля, рок, участь, удел, дорога.
1. Абрамов В.П. Синтагматические отношения единиц семантического поля в русском языке. Семантика и уровень ее реализации: Сборник науч. тр-. Краснодар: КГУ, 1994. С.156 .
2. Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Н. Абрамов. Печатное издание М.: Русские словари, 1999. С.230.
3. Айзенберг М.Н. Свет мигает, нефть полосует. М., 1974.
4. Апресян В.Ю. Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. - 1993. - №3. - С. 34-36.
5. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Лексическая семантика. - М.:Школа «Языки русской культуры», 1995. Т. 1. - С. 767.
6. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Избранные труды в 2 т. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - Т. 2. - С. 348-388.
7. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: Антология / Под ред. В.Н. Нерознака. М.: Academia, 1997. С. 267-280.
8. Арутюнова Н.Д. От редактора // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке - М . , 1995, С.6
9. Арутюнова Н.Д. Коммуникативная функция и значение слова //НДВШ «Филологические науки». - 1973. - № 3. - С. 42-54.
10. Арутюнова Н.Д. Синтаксис //Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С.449-451.
11. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988. С. 341.
12. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 896.
13. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. - М.: Учпедгиз, 1957. - С. 295.
14. Бабушкин А.П. Концептуальные типы значений // Контрастивные исследования лексики и фразеологии русского языка. Воронеж, 1996.
15. Блаженный В. Как пошла моя мать ковылять по судьбе. - М., 1991.
16. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М.: Языки русской культуры, 1999. - С.654.
17. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - С. 272.
18. Вольф Е.М. Эмоциональные состояния и их представления в языке // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов. - М., 1989.
19. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994.
20. Гроссман В. Жизнь и судьба. Ч. 1. - М., 1960.
21. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание: в 4 т. / В. И. Даль. М.: ООО «Издательство «Астрель», 2001. С.355
22. Кавелин К.Д. Предисловие к «Собранию сочинении». М.: 1859. С.233.
23. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 2-е. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - С. 264.
24. Кожевников, В. Щит и меч. Книга первая. М.: Худ. лит., 1968.
25. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. - М., 1971. С.301
26. Короленко В.Г. В голодный год.. М., 1907.
27. Коростелёва В. Покорный внук и непокорный поэт // Труд-7. - 2004. - 15 окт.
28. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт., 1998
29. Кузьмина Н.А. Концепты художественного мышления (к постановке вопроса) // Проблемы деривации. Семантика и поэтика. Пермь, 1991.
30. Лариса Максименко. Полуторагодовалая девочка дважды выпала из окна на 5 этаже // Комсомольская правда. - 2012. - 29 мая.
31. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка. М. - 1993. С. 46
32. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М., 1996.
33. Мамин-Сибиряк Д.Н. Отрезанный ломоть. М., 1899.
34. Мамин-Сибиряк Д.Н. Черты из жизни Пепко. М., 1894.
35. Мартынов Л.Н. Семь пар. М., 1971.
36. Метелица К. Гусиные ягоды // Столица. 1997.- 26 авг.
37. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] / Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. - Москва, 2003. - Режим доступа:
http://www.ruscorpora. ru.
38. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1987.
39. Пятигорский А. Вспомнишь странного человека. М., 1997.
40. Русская идея: национальное и общероссийское // Жизнь национальностей. 2002. - 05 июня.
41. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001. С.345-489
42. Тазетдинова Р.Р. Языковой концепт как базовый термин
лингвокультурологии. - Уфа, 2001. С.180.
43. Франк С.Л. Крушение кумиров. М., 1923.
44. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // Научно-техническая информация. - 1992. - №3. - С. 3-29.
45. Фрумкина Р.М. Лингвистика в зеркале других наук. // Научно¬техническая информация. Сер. 2. М., 1997. С. 1-3.
46. Чернейко, Л.О. Порождение и восприятие межличностных оценок // Филологические науки. - № 6. - 1996. - С. 60-199.
47. Шаховский В.И. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингво-экология). - Волгоград: Перемена,
1998. С. 148.