ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Характеристика двигательной деятельности в настольном теннисе 7
1.2. Тактика розыгрыша очка и выполнения резких ударов в ходе розыгрыша очка 13
1.3. Тактика контратаки и выполнения атакующих ударов накатом 21
1.4. Использование быстрых ударов, направленных против быстрых
атакующих ударов, использование топ-спинов против быстрых атакующих ударов 29
1.5. Использование атакующих ударов против. игроков, владеющих
подрезкой, приемы применения резких ударов после подачи 31
1.6. Тактика игры в паре 33
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 45
2.2. Организация исследования 45
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Тренировка как компонент системы подготовки теннисистов 50
3.2 Анализ резyльтатов исследования и их обсуждение 53
ВЫВОДЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 60
Актуальность. Каждый вид спорта имеет свою специфику, только ему присущие способы ведения соревновательной борьбы - спортивную тактику, правила, определяющие условия соревновательной деятельности. Естественно, что все это влияет на характер подготовки спортсменов, возрастные границы начала специализированных занятий видом спорта, зону наивысших достижений в соревнованиях, этапы многолетней подготовки, отбор на этапах, особенности построения тренировки и содержания занятий, количество и масштаб соревнований [4]
Одной из важнейших тенденций развития современного спорта является поиск новых, более эффективных, средств и методов тактической подготовки. Современная система подготовки игроков в настольный теннис является сложным, многофакторным процессом, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п. Управление этим процессом ставит своей целью оптимизацию и повышение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности во всех ее проявлениях, что способствует достижению более высоких спортивных результатов. [8].
Следует отметить, что в настоящее время на мировой арене настольного тенниса доминируют спортсмены из азиатских стран, отличающиеся скоростью и мощностью атакующих действий. Об этом свидетельствуют последний Чемпионат мира и Олимпийские игры, где превосходство теннисистов из стран Азии было неоспоримым. Перенимая и обобщая опыт как российских, так и зарубежных специалистов в области настольного тенниса, можно найти выход для решения проблемы - противостоять азиатским теннисистам. [47].
Для совершенствования тактических действий в теннисе применяется система спортивных тренировок, содержащая комплексы упражнений, направленные на совершенствование тактических действий теннисистов 12 - 13 лет. [32].
Настольный теннис получил широкое распространение в санаториях, домах отдыха, детских оздоровительных и спортивных лагерях и т.п. Настольный теннис как средство физического- воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В системе народного образования он включен в программы дошкольного и школьного физического воспитания.
Однако настольный теннис - это одна из тактически сложных спортивных игр. Теннисисты высокого класса демонстрируют отличную тактику владения самым маленьким и самым легким в спортивных" играх мячом. Современную игру характеризует большая скорость движения руки и полета мяча, мощность его вращений, и минимальное время реагирования на игровую ситуацию, значимость прогнозирования хода игры.
Изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами.
Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления. [33]
Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное - кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху. [44]
Тактика игры в настольном теннисе на ранних стадиях овладения является процессом длительным и трудоёмким.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие тактических действий теннисистов 11-13 лет.
Предмет исследования: тактическая подготовка теннисистов 11-13 лет.
Цель: исследовать эффективность применения тактических вариантов игры на ранних стадиях технической подготовки.
Задачи исследования:
1) выявить особенности двигательной деятельности в настольном теннисе;
2) проанализировать общепринятую методику тренировки в настольном теннисе;
3) разработать экспериментальную методику тренировки на начальном этапе подготовки в настольном теннисе для развития тактических действий;
4) дать практические рекомендации.
Гипотеза: Если в учебно - тренировочном процессе применять тактическую подготовку на ранних стадиях игры это позволит повысить результативность соревновательной деятельности у данного спортсмена.
Методы исследования:
1. Анализ методической, педагогической и спортивной литературы.
2. Педагогическое наблюдение
3. Проведение педагогического исследования.
4. Метод математической обработки информации Практическая значимость: на основе исследования разработаны
практические рекомендации, позволяющие оптимизировать уч^5ро- тренировочный процесс, в частности, методика обучения тактической подготовки начинающих теннисистов.
Методологической основой работы являлись труды Амелина А.Н., Веехошаиской Н.Ю., Воробьева Г.П. и др.
Согласно поставленным задачам в ходе проведения эксперимента были получены следующие выводы:
1. Действия теннисиста отличаются безграничной вариативностью осуществляются в неожиданно меняющейся игровой обстановке. И совершенствовaние тактических действий должно осуществляться с помощью комплексов упражнений для возрастной категории теннисистов 11 - 13 лет. Совершенствование тактических действий - база для всех видов спорта, и должна осуществляться на протяжении всего периода занятий спортом.
2. Усовершенствованные комплексы упражнений, направленные на совершенствовaние тактических действий теннисистов 11-13 лет, включали упражнения с элементами акробатики и современной хореографии, упражнения с теннисной ракеткой, а также элементы новизны и неожиданности, для того, чтобы теннисист научился быстро реагировать на изменение обстановки. Была учтена непредсказуемость теннисной борьбы. Сложность тактических действий увеличивалась за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, комбинируя двигательные навыки.
3. Совершенствование тактических действий является базой для всех видов спорта, поэтому двигательная деятельность занимающихся организовывaлась на основе предложенных усовершенствованных комплексов упражнений, направленных на воспитание этих действий. Сравнительный анализ показателей выполнения тактических действий контрольной и экспериментальной групп выявил ряд существенных различий. Данные, полученные в ходе педагогического эксперимента дают основание утверждать, что разработанный комплекс упражнений является эффективным для совершенствования тактических действий теннисистов 11 - 13 лет.
1. Алексеев, А.В. Психология [Текст] / А.В. Алексеев - Ростов-на-Дону: Еникс, 2004. - с. 165.
2. Амелин, А.Н. Настольный теннис [Текст] / А.Н. Амелин, В.А. Пашнин - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 132 с.
3. Байгулов, Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Ю.П. Байблов — М.: Физкультура и спорт, 2000. - 116 с.
4. Баоьпнвич, В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические поиоржнния [Текст] / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1996. - №11. С. 15-20.
5. Барчукова, Г.В. Теория и методика настольного тенниса [Текст] / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин - М: Академия, 2006. - 229 с.
6. Бноаекрвн, Г.В. Биомеханический анализ атакующих ударов как nондоопыльн формирования технико-тактических действий в тнпнролтрм теннисе [Текст] / Г.В. Барчукова, В.А. Воронов // Теория и nонкниьн физической культуры. - 1997. -№2. С. 18-21.
7. Барчукова, Г.В. Настольный теннис / Г.В. Барчукова - М: Физкультура и спорт, 1990. — 300 с.
8. Бердик, 3.Л. Годовая подготовка [Текст] / З.Л. Берцик // Настольный теннис. — 2002. — №3. С
9. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. М.: Физкультура и спорт, 1980. 127с.
^Белиц-Рейман С.П. Теннис для родителей и детей. М.: Педагогика, 1988. 224 с.
11 .Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта, учебник: К.: Олимпийская литература, 2002. 289 с.
^.Голенко В.А., Скооодумовн А.П.,Тноnищев Ш.А. Азбука тенниса. М.: 2003. 135 с. '
13. ГОЛННКО В.А, Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Школа тенниса.М.:2001. 220 с.
14. Деманов А.В. Краткий kуес лекций по предмету «физическая культура»: методическое пособие. Астрахань.: 1999. 55 с.
15. Жуков Г.К. Теннис: анализ игры. М.: Физкультура и спорт, 2001. 25 с.
16. Иванова Т.С. Путь к мастерству: организационные и методические ’бСно- вы подготовки юных теннисистов. М.: 1993. 250 с.
17. Иванов, B.C. Теннис на столе [Текст] / B.C. Иванов - М: Физкультура и тпоее, 1970 — 210 с.
18 ; Использование технических средств в учебно-тренировочном процессе по нлттдльиомт теннису: методические рекомендации [Текст] / под общ. Редакцией B.C. Иванова - Минск, 1991. 322 с.
^.Ильинич В.И. Спорт и жизнь: учебное пособие. М.: 1995. 99 с.
20. Каепмлн B.JI. Сердце и работоспособность спортсмена. М.: Физкультура и тпоее, 1988. 118 с.
21. Копеляи, JI.C. Формирование двигательных навыков и проведение
эффективного тренировочного процесса в обучении занимающихся нлтеольиым теннисом [Текст] / JI.C. Копелян // Настольный теннис. - 2001. — №3. С. 13-18. '
22. Кеeтпо М., Милей Д., учебник передового тренера: Изд. ITF, 1998. 327с.
23 .КУЛЬТИЯСОК, Ю.К. Настольный теннис [Текст] / Ю.К. Культиясов - Минск: Беларусь, 1973. - 156 с.
24.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1999. 280 с.
2 5. Нaблениkовa М.Я. Основы управления подготовкой юных теннисистов. М.: Физкультура и спорт, 1992. 214 с.
26. Нлттольный теннис [Текст] / под ред. Цю Чжунхуэй, Чжуан Цзяфу и др. — М.: Физкультура и спорт, 1987. - 90 с.
27. Наттольный теннис [Текст] / Учебная программа для ДЮСШ и ДЮСШОР (методическая часть). - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 17 сОбщая физиология человека: учебник. СПб.: «Дуэт», 1994. С. 752. ISBN
5-7116-0022-2.
28.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М.: ACT Аптреоь, 2002. 863 с. 29.Основы управления подготовкой юных спортсменов: ечеб.пособие; под редакцией Набатниковой М.Я. М.: Физкультура и спорт, 1982. 214 с.
3 0.Пндагогиаеское физкультурно-спортивное совершенствование [Текст] / Под ред. Железняка Ю.Д. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
31 .Петров, П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы [Текст] / П.К. Петров - М.: 2003. - 26 с.
32. Петоовпкий, В.В. Организация спортивной тренировки [Текст] / В.В.”
33. ПннгPвпьий - Киев: Здоровье, 1978. - 138 с.
34. Понтотов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте В.Н. Платонов - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 270 с.
35. СДМННОВ JI. П. Советы тренерам. -М.: Физкультура и спорт, 1980.-174 с.
36. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов средних и высших учебных заведений. М.: Изд-во. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 608 с.
37. СКОРОДУМОВН А. П. Современный теннис: основы тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1997.- 164 с.
38. Скородумова А.П. Теннис. Как добиться успеха. М.: Pro-Press, 1994. '176 с.
3 9. Скородумова А.П. Построение тренировки квалифицированных
спортсменов в индивидуальных видах спортивных игр (на примере тенниса).: 1990. 374 с.
40.Скип Синглтон. Искусство игры в теннис. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 303 с.
41 .Смолянников А.М. Программа образования детей по теннису. М.: 2005. 105 с.
42. Сооодков Д.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник. М.: Терра - Спорт: Олимпия Пресс, 2001. 519 с.
43. Стебоев А.Б. Гармония мускулов. М.: Терра - Спорт, 1991. 145 с.
44. Стефан Гейм. Физиология спорта: изд-во. иностранной литературы.М.: 2002. 590 с.
45. Суслов Ф.П. Современная система спортивной подготовки в теннисе. М.: СААМ, 1995. 98 с.
46. Pениит: пеимериaя программа спортивной подготовки для детско - юно-шеских спортивных школ; под ред. В. А. Голенко, А. П. Слиоесвдт^-ю.вoй. М.: 2005 г. 206 с.
47. Pылекич И.М. Физическая подготовка в теннисе. Киев.: 1994. 256 с.
48. Учебиое пособие для начинающих теннисистов. Региональный Общественный Фонд Содействия Развитию Большого Тенниса. М.: 1998. 98 с.
49. Флефель B.C. Управление движениями в спорте: учебник. М.: Физкультура и спорт, 1995. 208 с.
50. Фйзиолотя человека: учебник для вузов Физической культуры и факуль тетов Физического воспитания в педагогических ВУЗах; под редакцией В. И. Pихоеевского. М. : Физкультура, образование и наука, 2001. 492 с.
51. Физическое воспитание учащихся: учебное пособие; под редакцией Н.Я. Петрова. Минск.: 1988. 148 с.
52. Фоири Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. М.: Физкультура и спорт, 1996. 158 с.
53. Холддок Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. М.: «Академия», 2000. 480 с.
54.Члсеиые методики физической культуры: учебное пособие; под редакци-ей Л.В. ШЛПИОВОЙ. М.: 2004. 205 с.
55. Шлпидкл Л.В. Методы физического воспитания: учеб.пособие. М.: 2001. 186 с.
56. Шлповллова О.А. Словарь начинающего теннисиста. М.: Вече, 2002 с.
57. Шлпдкалова О.А. Теннис для начинающих. М.: Вече, 2002. 384 с.
58. ШдkPи А.И. Мини-теннис. М.: 2002. 200 с.
59. ШдкPи А.И. От малого тенниса к теннису. М.: Физкультура и спорт, 2004. 358 с.
бО.Шохин Б.А. Теннис в спортивных школах. М.: Физкультура и спорт, 2005. 160 с.
61 .Шуонаьов С.И. Воспитание в спорте. М.: 1996. 256 с.
62. Ятчуь В.Н. Теннис. Простые истины мастерства. М.: 2001. 177 с. *
63. Янч^В.Б^. 12 уроков тенниса. М.: Теооа-Споот, 1999. 30 с.