Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫПУСКНЫХ КЛАССОВ

Работа №168971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения тревожности старшеклассников 8
1.1. Понятие тревожности в отечественной и зарубежной
психологии 8
1.2. Психологические аспекты подготовки старшеклассников к сдаче
итогового школьного экзамена в форме ЕГЭ 14
1.3. Содержание, задачи и организационно-методические аспекты
подготовки учащихся к ЕГЭ 28
Вывод по первой главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования по выявлению и снижению уровня тревожности у старшеклассников при подготовке к сдаче ЕГЭ 37
2.1.Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента 37
2.2. Формирующий этап эксперимента. Работа по преодолению
тревожности у старшеклассников при подготовке к ЕГЭ 45
2.3. Проведение и анализ контрольного этапа эксперимента 51
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список использованнойлитератературы и источников 60
Приложение А 66
Приложение Б 70
Приложение В 75


Актуальность исследования. Возможные трудности при сдаче ЕГЭ, в основном, связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Единый государственный экзамен значительно отличается от привычной формы проверки знаний, такая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).
Государственный экзамен - это, прежде всего, серьезная стрессовая ситуация для обучающихся, оказывающая отрицательное воздействие на психику ребенка. Зачастую, эту ситуацию усугубляют сами педагоги. В этой связи интересно мнение доктора филологических наук, доцента, заведующего кафедрой современной журналистики и общественного мнения Павла Федоровича Потапова: «Не у всех учащихся стойкий характер. Известно, что в сельской местности их привозят в пункты проведения ЕГЭ за десятки километров. Они испытывают не только усталость, но, как и многие другие участники тестирования, сильный стресс. А теперь представьте себе такую ситуацию: у ребенка повышенная тревожность, рассеян при выполнении монотонных действий или он не привык к тестам и к процедурным моментам и поэтому сдал ЕГЭ плохо. Что ему делать? Так возникает конфликт интересов детей и министерства. По нашим наблюдениям, выпускники реагируют на традиционные устные и письменные экзамены гораздо спокойнее».
В настоящее время, когда все больше выпускников, их родителей, педагогов решают задачи подготовки к ЕГЭ, начинает, как показывает опыт, формироваться специфический феномен - «мифология ЕГЭ». Под мифологией в данном случае понимается иррациональные, неосознаваемые, эмоционально нагруженные убеждения и установки, отражающие отношение к этому экзамену. Конечно, проявляться они будут по-разному: дети говорят о том, что «ЕГЭ сдать невозможно», педагоги - о нереалистичных требованиях и некорректно сформулированных заданиях, родители - о том, что «где-то в других регионах все куплено и дети получают только пятерки». Как правило, подобные высказывания сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в заключение нашего исследования можно сделать следующие выводы.
Изучив теоретические аспекты проблемы тревожности, можно сделать вывод, что тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся I в склонности I человека I к частым и I интенсивным переживаниям состояния I тревоги, а I также I в низком пороге I его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
Девушки и юноши переживают стрессовую ситуацию вовремя сдачи Единого государственного экзамена. Ребята перестают адекватно оценивать ситуацию, проявлять хладнокровность и I выдержку. Это I может плохо повлиять на I самочувствие, на I мозговую деятельность и I на I оценку результатов, так как высокий уровень тревожности затмевает рассудок. В связи с этим необходимо проводить регулярно коррекционную работу поснижению страха и тревожность, особенно у старшеклассников перед экзаменами в форме ЕГЭ.
В практической части нашего исследования мы описали организацию, проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента. В ходе которого было выявлено, что в 11А и в 11Б классах нет учащихся с нормальным уровнем тревожности.
Далее был организован и проведен формирующий этап эксперимента, участие в котором приняла экспериментальная группа (11А класс). На данном этапе нами были подобраны тренинговые упражнения покоррекции тревожности у старшеклассников.
Контрольный этап эксперимента был проведен с экспериментальной и контрольной группой. По результатам исследования можно сделать вывод, что В после В проведения В формирующего В этапа В эксперимента В у экспериментальной группы (11А класс) уровень тревожности у большинства учащихся на среднем уровне, небольшое количество учащихся имеют несколько повышенный уровень тревожности.
У контрольной группы (11Б класс), с которыми занятия не
проводились, уровень тревожности значительно повысился.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Психологическое сопровождение выпускников в период
предэкзаменационной тревожности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
• Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей участников группы при выборе содержания занятий и организации внутригруппового взаимодействия (соответствие выбранных упражнений возрастным особенностям учащихся 11 класса).
• Использование упражнений на снятие внутреннего напряжения, отреагирование эмоций, снятие стресса, поиск решения проблемы путем ее трансформирования(Приложение А).
• Создание доверительной обстановки в процессе групповой работы за счет соблюдения принципов эмпатии, принятия, взаимоуважения партнерского общения, взаимного доверия, безоценочности.
• Направленность рефлексии на переоценку своих возможностей, повышение личностной эффективности, расширение репертуара действий в тревожных ситуациях.



1. Андреева И.Д. Подготовка к ЕГЭ / ОКО.2008.№ 1.С. 43-48.
2. Анохин П.К. Эмоции / Психология эмоций. М.: Педагогика, 2011.
3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2015. С.44 - 49.
4. Беспалько В. Педагогический анализ ЕГЭ / Педагогическая диагностика. 2008. № 6. С. 8-37, 37-50.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и
современное состояние проблемы. М.: Наука, 2005. 288 с.
6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 2009.
7. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии, 2010.
8. Валентьев А. ЕГЭ и успешность учеников в социуме / Народное образование. 2008. № 6. С. 206-209.
9. Валентьев А.В.,Броневщук С.П. Профильное обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал «Эйдос». 2003.
10. Вальдман А.В., Козловская М.М., Медведев О.С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса. М.: Медицина, 2010. 359 с.
11. Васильев В.Н. «Здоровье и стресс». М.: Наука, 2010. 156 с.
12. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. М.: Педагогика, 2010
13. Все о ЕГЭ. Тематический выпуск //Вестник образования. 2002. №2. Пилотный выпуск.
14. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983, с. 68-85.
15. Габдреева Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань, 2009. 378 с...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ