Введение 3
Глава І. Теоретико-методологические основы блокирования в волейболе
1.1 Двигательно-координационные способности и основы их воспитания
1.2 Роль и значение блокирования в организации защитных действий волейбольных команд
1.3 Совершенствование группового блокирования
1.3 Средства и методы совершенствования тактики блокирования
Глава 2 Задачи и методы организации исследования 38
Глава 3. Результаты исследования 40
3.1 Исследование уровня подготовленности волейболистов ТувГУ 40
3.2 Экспериментальный комплекс упражнений для совершенствования блокирующих действий 43
3.3 Результаты эксперимента 46
Выводы 48
Библиографический список 49
Актуальность: Блокирование (в том числе групповое) - чуть ли не самый сложный элемент волейбола, так как требуется выверенное до миллисекунд взаимодействие с учетом действий как связующего, так и нападающего соперника. Даже без мяча правильное освоение техники блокирования требует вдумчивого подхода. Самое главное - выбор места и момента времени прыжка. Не менее важен и корректный сброс рук.
В настоящее время волейбол полностью ориентирован на скоростную, острокомбинационную игру над сеткой. В связи с этим все больше возрастают роль и значение такого важного элемента как блокирование.
Современный блок успешно конкурирует с традиционными приемами нападения. Блокирование приобрело характер подвижной системы обороны над сеткой, «подвижный блок», «ловящий блок» прочно вошли в терминологию волейбола.
Как известно основным является групповое блокирование (применение в игре более 70%). В актив блокирующих статистика относит свыше 80% всех очков, разыгрываемых над сеткой.
Совершенствование координационных способностей блокирования в волейболе, состоит в повышении качества и успешности блока в учебно¬тренировочном процессе и соревновательной деятельности, он направлен на овладение технического элемента на высоком уровне мастерства, вооружает игрока дополнительным грозным оружием-контратакой, способной не только перегрождать («накрыть») путь полету мяча над сеткой после атакующих действий соперника, но и активно влиять на выигрыш очка или право на подачу [4].
В качестве основных особенностей координационных способностей в постановке блока выделяют основные признаки: своевременность выполнения движения (выбор места прыжка блокирующего игрока по действиям нападающего игрока); рациональность движений и действий (выполняй так, как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.
Эти особенности имеют качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений.
Мастерство блокирующего в данном случае будет заключаться в умении предугадать направление нападающего удара и в зависимости от этого действовать на блоке, с учетом индивидуальных способностей нападающего, своих возможностей и возможностей защитников задней своей команды [3].
Блокирующему игроку более низкого роста следует прыгать несколько раньше, более высокорослые игроки - позже. В каждом отдельном случае такие поправки следует вносить независимо от условий игры и индивидуальных особенностей нападающих игроков.
К числу основных координационных способностей в блокирования относятся: способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.); способность к ориентированию в пространстве; способность к равновесию; способность к пристраиванию движений; способность к соединению (комбинированию) движений; способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации по действиям соперника.
Основой эффективной и результативной постановки блокирования являются координационные способности игрока. Совершенствование подготовки блокирующих игроков двигательно-координационных способностей должна обеспечивать в первую очередь высокий уровень скоростной и прыжковой выносливости, а также способствовать выполнению технико-тактических приемов блокирования и само страхующих действий блокирующего. От координационных способностей зависят быстрота, точность и своевременность выполнения блокирования. С этой целью собираются специальные упражнения для комплексного решения задач технической и тактической подготовки. Такие упражнения включают элементы перемещений, ориентировки, имитации техники блокирования [2].
Совершенствование двигательно-координационных способностей в системе организации блокирования играет основополагающую роль при •остановке технического элемента как «блок». Команда, не владеющая надежным блоком, не может достигнуть больших успехов в современном волейболе.
Предметом исследования является учебно-тренировочный процесс волейболистов.
Объект исследования структура, средства и методы двигательно-координационных способностей блокирования в волейболе.
Целью нашей работы явилось улучшение эффективности блокирования в групповой и соревновательной деятельности волейболистов.
Гипотеза: предполагается, что выявленные средства и методы, а также структура особенностей технических действий в блокировании окажет эффективное действие в совершенствовании двигательно-координационных способностей волейболистов при постановке блока (индивидуальное и групповое блокирование).
Практическая значимость: заключается в разработке и внедрении практических рекомендаций по методике совершенствования двигательно- координационных способностей блокирования в студенческих командах с учетом их индивидуальных возможностей, уровня подготовленности и условий проведения занятий.
1. По данным специальной литературы! было определено, что факторами влияющими на эффективность блокирования являются антропометрические данные волейболистов, физические качества, такие как двигательно-координационные, высота прыжка, быстрота перемещений, быстрота реакции и техника выполнения приеми.
2. Применение подобранного нами экспериментального комплекса упражнений, которые направленны на улучшение качеств, необходимых для эффективного блокирования позволило улучшить эффективность блокирования на 62,1%. Следовательно, предложенный нами комплекс упражнений явился эффективным, о чем свидетельствуют полученные и ходе эксперимента результаты.