Введение 3
Глава 1. Выразительно-изобразительные средства русского языка 6
1.1. Лексические средства выразительности 6
1.2. Изобразительные средства синтаксиса 14
1.3. Прецедентные тексты 18
Глава 2. Средства выразительности в текстах группы «Пикник» 21
2.1. История создания рок-группы «Пикник» 21
2.2. Выразительные лексические средства 24
2.2.1. Тропы в текстах группы «Пикник» 24
2.2.2. Синонимы, антонимы, фразеологизмы в текстах группы «Пикник» 27
2.3. Синтаксические фигуры в текстах группы «Пикник» 29
2.4. Прецедентные явления в текстах группы «Пикник» 30
Глава 3. Изучение выразительно-изобразительных средств в школе 35
Заключение 49
Список использованных источников 53
Приложение
В выпускной квалификационной работе рассматриваются выразительно-изобразительные средства языка в текстах песен группы «Пикник».
Актуальность исследования. Язык песенных текстов отличается насыщенностью, фонетическими, лексическими и синтаксическими средствами и приемами, придающими ему особый, неповторимый характер, благодаря которым он становится наиболее ярким, выразительным, запоминающимся. Что привлекает внимание слушателей и зрителей, а в последние годы и исследователей.
Выразительно-изобразительные средства являются одним из основных способов художественного мировосприятия. Применение выразительно-изобразительных средств языка предполагает высокий уровень мастерства автора, его творческий подход к процессу создания текста является своего рода отражением индивидуально-авторского отношения к действительности.
Выбор творчества группы «Пикник», одной из популярных российских рок- групп, обусловлен, прежде всего, особенностями языка текстов, которые отличаются выразительностью и эмоциональностью. Творчество группы привлекает широкую публику разных возрастных групп.
Изучение выразительно-изобразительных средств в текстах песен группы «Пикник» актуально как в качестве анализа выразительности самих текстов, так и в плане использования современных текстов в качестве дополнительного материала в школьном курсе русского языка.
Теоретическая база исследования - работы Л. В. Рыжковой-Гришиной, И.Б. Голуб. Т.В. Матвеевой, Г.Г. Слышкина.
Объект исследования - поэтическая речь.
Предмет исследования - выразительно-изобразительные средства в текстах песен группы «Пикник».
Цель исследования - выявление наиболее употребляемых выразительно-изобразительных средства языка в текстах песен группы «Пикник».
Задачи исследования:
1) изучить теоретические источники по проблеме исследования;
2) собрать материал для анализа;
3) описать выразительно-изобразительные средства в текстах песен группы «Пикник»;
4) выявить прецедентные явления, которые послужили источниками образов и тем для текстов песен группы «Пикник»;
5) разработать материалы для элективного курса по русскому языку в средней школе...
Основное коммуникативное средство общения для любого человека - это речь. Главная функция речи заключается в трансформации образа, который возникает в результате подсознательной работы, в сознание слушающего. Чтобы точно воспроизвести образ, необходимо обратиться к выразительной речи. Только благодаря ей воспроизводимая информация проходит через субъективную оценку человека и становится частью его внутреннего мира.
Выразительно-изобразительные средства языка представляют собой приемы и способы, позволяющие автору того или иного текста создать наиболее яркую и образную картину [Рыжкова -Гришина 2015: 52].
Тексты песен рок-групп - мало исследованная область русской словесной культуры. Это произошло потому, что рок-тексты занимают промежуточное положение между поэзией и словесным сопровождением музыки.
Теоретической базой исследования послужили работы Л. В. Рыжковой - Гришиной, И.Б. Голуб. Т.В. Матвеевой, Г.Г. Слышкиной.
В выпускной квалификационной работе рассматривается такой литературно-художественный аспект поэзии рок-группы «Пикник», как выразительно-изобразительные средства. В первой главе работы мы рассмотрели выразительно-изобразительные средства, раскрыли такие понятия, как: «лексические средства выразительности», «изобразительные средства синтаксиса» и «прецедентные тексты», перечислили наиболее известные тропы и синтаксические фигуры.
Во второй главе отражена история создания рок-группы «Пикник», проанализированы выразительно-изобразительные средства и прецедентные явления в текстах песен группы.
В третьей главе в рамках элективного курса представлена методическая разработка по русскому языку в 10-11 классах для обогащения словарного запаса обучающихся средствами художественной выразительности.
В ходе написания работы была достигнута поставленная цель: выявить на примере текстов группы «Пикник» наиболее часто употребляемые выразительно-изобразительные средства.
Для достижения поставленных целей был решен ряд задач: был изучен теоретический материал по проблеме исследования; были отобраны 100 текстов песен рок-группы и выделены в них используемые выразительно¬изобразительные средства: 748 тропов, 127 синтаксических фигур. Кроме того, были выявлены прецедентные явления, которые послужили источниками образов и тем для текстов песен группы «Пикник».
Основная часть текстов песен была построена на использовании метафоры«Лабиринтами улиц» («За пижоном пижон», 2012). В ходе анализа было установлено, что этот троп употреблялся наиболее часто, количество метафор составило 250. Безусловно, в текстах использованы разные виды метафор, но самой частотной является индивидуально-авторская метафора, содержащая высокую степень художественной информативности. так как выводит слово (и предмет) из
автоматизма(«птицу сомнений»(«Твоё сердце должно быть моим» 2015г.).
Необходимо отметить, что помимо метафор, в анализируемых текстах присутствуют и другие выразительно-изобразительные средства языка: 225 эпитетов, 85 сравнений, 98 антонимов и 50 синонимов, 30 фразеологизмов, 47 антитез, 40 риторических вопросов, 35 анафор и 10 эпифор.
В меньшей степени в текстах песен были выявлены такие средства языка, как олицетворение «А пока его крик режет тень-тишину» («Серебра!!!», 2015)и риторические обращения «Зачем ты живешь, существо» («Существо», 2008). И совсем не употребляются перифраза, метонимия, аллегория, оксюморон, градация и архаизмы...
1. Антонова С.В. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №
1,2,3. - М.: Вентана Граф, 2007.
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. Изд. 2-е, исправ. - СПб.: Паритет, 2012.
3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - 6-е изд., перераб. и доп. - М., Логас, 2002. - 528с.
4. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв Ю.А. Русское слово
(факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка») - 5-е
изд.,испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 143с.
5. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. - М.: Наука, 1977. - 312с.
6. Виноградов В.В. Русский язык. - М., «Высшая школа», 1986. - 639с.
7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. - 448с.
8. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. 43-е изд. - М.: Просвещение, 2003.- 288с.
9. Григорьян А.Т. Язык мой - друг мой. - М., Просвещение, 1988.- 207с.
10. Гудков Д.Б., Красных В. В., Захаренко И.В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний //Вестник Московского университета. — 1997. — № 4. — С. 106— 110.
10. Егорова Н.В. ЕГЭ. Русский язык. Подготовка к части С.- М.:
Экзамен, 2011.
11. Иванова Л.Ю., Сковородников А.П., Ширяева Е.Н. Словарь и современная концепция культуры речи // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840с.
12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность, Изд. 7-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264с.
13. Клюев Е.В. Риторика Инвенция. Диспозиция. Элокуция: Учебное пособие для вузов. - М.: "Издательство ПРИОР", 2001. - 272с.
14. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Русский язык и литература». - М.: Просвещение, 1976. - 239 с.
15. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р, Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 464 с...37