Введение 3
Глава 1. Выразительно-изобразительные средства языка 6
1.1. Понятия «выразительность» и «изобразительность» текста 6
1.2. Особенности языка художественной литературы 8
1.3. Тропы в современном русском языке 13
1.4. Стилистические фигуры в современном русском языке 24
1.5. Выводы по первой главе 25
Глава 2. Выразительные средства в поэтической речи Игнатия Рождественского 27
2.1. Творческая биография И. Д. Рождественского 27
2.2. Изучение творчества И.Д Рождественского литературоведами и
лингвистами 35
2.3. Тропы в поэтической речи И. Д. Рождественского 37
2.4. Стилистические фигуры в поэтической речи И. Д. Рождественского 40
2.5. Выводы по второй главе 44
Глава 3. Изучение творчества И. Д. Рождественского в школе 46
3.1. Поэзия И. Д. Рождественского в школьном курсе литературы 46
3.2. Урок русского языка в 10 классе по выразительным средствам языка.. .48
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения 60-67
Актуальность исследования. В современной лингвистике приоритетная роль принадлежит функциональному аспекту изучения языка в связи с возросшим интересом исследователей к воздействующей — прагматически значимой — эффективной коммуникации. При функциональном аспекте изучения языка особое внимание принадлежит изобразительно-выразительным средствам — одному из богатейших средств экспрессивности. Среди изобразительно-выразительных средств повышенная прагматическая значимость, бесспорно, отдается тропам, так как они отличаются большой образностью. Особое внимание в этой связи должно быть обращено на их совместное употребление, благодаря которому усиливается прагматика речи в целом.
Игнатий Дмитриевич Рождественский — русский советский поэт, певец Сибири. «Богатая образность, настоящее поэтическое ощущение мира, которое есть у Рождественского, - писал известный советский поэт Владимир Луговской, - радуют и волнуют» [Рождественский 2011: 11]. «Он не рассказывал о Сибири, он пел Сибирь в стихах и прозе», - говорил о нём писатель Г еоргий Кублицкий [Рождественский 2011: 11].
Лирика Игнатия Рождественского требует пристального, может быть, многократного прочтения, потому что поэт обращается к вечным вопросам, он избегает готовых выводов и решений. Поэтика высоких чувств, великих дел под стать самой Сибири читается в его стихах, воспевающих Енисей, красоту родного, сурового и могучего края. Метельные зимы, мечтательные белые ночи, и, конечно, люди особенного склада - все это нашло отражение в поэзии этого талантливого и самобытного поэта .
Актуальность работы обусловлена также тем, что сейчас встала реальная необходимость обучения воздействующей речи. Это обучение не может обойтись без знакомства с художественными средствами, использование которых делает речь выразительной, а значит, и наиболее эффективной. На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка - метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом. Поэтому углубленное изучение средств является неотъемлемой частью учебного процесса. Кроме того, школьное изучение русского языка и литературы тесно связано с умением находить в тексте образные средства, некоторые задания ЕГЭ и ОГЭ проверяют знания и умения, связанные с выразительностью текста...
Имя сибирского поэта И. Д. Рождественского хорошо известно всем любителям русской словесности. Его тонкая лирика, прославляющая любовь к родному краю, дорогим людям никого не оставляет равнодушным. Такой эффект во многом обусловлен мастерским использованием выразительно¬изобразительных средств языка.
Тропам и стилистическим фигурам языка принадлежит экспрессивная функция, обусловленная воздействием различной интенсивности на читателя, усилением потенциала речи. А также изобразительная (способность речи создавать конкретное представление) и выразительная (способность речи удерживать внимание читателя на всем её протяжении за счет использования в ней изобразительно-выразительных средств, которые создают представление, образ).
Образная функция отвечает за создание живого, конкретного образа о предметах, явлениях, действиях. Эмоциональная функция передает различные эмоции, настроения, чувства, эмоциональную оценку или состояние лирического героя. Все выразительно-изобразительные средства языка воздействуют на читателя, создают настрой торжественности, негодования, презрения, взволнованности, восхищения, преклонения, приподнятости, эмоционального напряжения, ироничности и др.
Выразительность речи отвечает за изобразительность, поэтому от выразительности зависит способность речи удерживать внимание, что и достигается путем использования тропеических средств языка, которые создают наглядное представление, образ. Таким образом, выразительность, яркость, необычность лирических образов Игнатия Дмитриевича Рождественского достигается использованием тропеических средств и фигур речи, которые в зависимости от использования тропов с определенной целью, получают разную функциональную направленность, реализуют разные стилистические задачи.
Творчество Игнатия Дмитриевича Рождественского может помочь современному учителю в проведении уроков как литературы, так и русского языка. В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку стихи поэта о нашем родном крае, его людях, об особенной сибирской природе, ее могучей красоте, о Енисее и его притоках, безусловно, будут хорошей базой для отработки умений и навыков работы с выразительно-изобразительными средствами языка.
1. Агеев С. В. Метафора как фактор прагматики речевого общения: дисс. кандидат филологических наук. Санкт-Петербург, 2002.
2. Арутюнова Н. Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 296.
3. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры. М.: 1990.
4. Астафьев В. П. Подводя итоги. Проза войны. Том 2. Иркутск: Литера, 1993 г.
5. Береговская Э. М. К вопросу о тропофигурах // Риторика в свете
современной лингвистики. Тезисы докладов. Третьей межвузовской
конференции (14-15 мая 2003 года). — Смоленск: СГПУ, 2003. -С. 17-18.
6. Береговская Э. М. Структурное обновление фигур образности в
художественном тексте // Актуальные проблемы романистики. Смоленск, 1998. С. 42-50.
7. Брандес М. П., Провоторов В. И. Предпереводческий анализ текста (для институтов и факультетов иностранных языков): Учеб. пособие. - 3-е изд. стереотип. М.: НВИ ТЕЗАУРУС, 2001. - 224 с.
8. Будагов Р. А. Метафора и сравнение в контексте художественного целого // Русская речь. - 1973. - №1. - С.26 - 31.
9. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы / В.В. Виноградов. М.: Русский язык, 1980.
10. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука, 1980. - 237 с.
11. Вомперский В. В. К характеристике стиля М.Ю.Лермонтова:
стилистические функции сравнения // Русский язык в школе. -1964. - №5. - С.25-32.
12. Голуб И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. — 11-е изд. М.: Айрис-пресс, 2010. — 448 с.
13. Гулак А. Т. Взаимодействие изобразительно-выразительных средств в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Русский язык в школе. — 1998. -№
4. - С. 65-69.
14. Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М.: МГУ, 1961. С. 23.
15. Иконников С. Н. Изучение темы "Сравнительный оборот" на факультативных занятиях // Русский язык в школе. - 1959. - №1. - С.59-66...34