Введение 3
Глава I. Развитие навыков здорового образа жизни у подростков как социально-педагогическая проблема 7
1.1. Здоровый образ жизни: содержание и характеристика понятия 7
1.2. Особенности развития навыков здорового образа жизни у
подростков 15
1.3. Анализ условий развития навыков здорового образа жизни у
подростков 24
Выводы по первой главе 35
Глава II. Экспериментальная работа по развитию навыков здорового образа жизни у подростков в условиях социально-реабилитационного центра 37
2.1. Исследование навыков здорового образа жизни у подростков в
условиях социально-реабилитационного центра 37
2.2. Программа развития навыков здорового образа жизни у
подростков в условиях социально-реабилитационного центра 44
2.3. Эффективность реализации программы развития навыков здорового образа жизни у подростков в условиях социально-
реабилитационного центра 52
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Библиографический список 61
Приложения 65
В современном мире особенно актуальна проблема ведения здорового образа жизни. Здоровье - это важнейший фактор, позволяющий человеку полноценно жить и трудиться. Еще в древности здоровье понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. К сожалению, значимость ценности здоровья осознается ближе к зрелому возрасту; дети, подростки и молодежь чаще всего не ставят его в ранг первостепенных ценностей. Это легко объясняется тем, что в молодом возрасте у людей редко возникают серьезные проблемы со здоровьем, а последствия от ведения неправильного образа жизни кажутся далекими и несущественными.
Актуальность исследования обусловлена и социальными факторами общественного развития, главным из которых является изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию [4]. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у школьников, зависит будущее страны. Одним из направлений в личностной ориентации является формирование навыков ведения здорового образа жизни детей и подростков, как составной части развитой личности [37].
Проблема формирование навыков здорового образа жизни имеет глобальное значение, поскольку жизнедеятельность человека в современном обществе немыслима без приобретения указанных навыков [9]. Культура ведения здорового образа жизни определяет ее качество и результаты, выступает необходимым условием организации продуктивного творческого труда и самосовершенствования человека.
В этой связи большое значение приобретает исследование проблемы развития навыков ведения здорового образа жизни воспитанников социально-реабилитационных центров, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей сирот и детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей. Так, как следствием недостаточного развития навыка ЗОЖ, в настоящее время наблюдается ухудшение 3
физического и психического здоровья детей и подростков. Растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями становятся неуверенность, беспомощность. Факторами риска для здоровья являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, наличие вредных привычек, психическое перенапряжение. Из-за истощения душевных и физических сил у подростков повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется и в семье, и в школе. Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать повышение агрессивности и жестокости.
Степень изученности проблемы: вопросами ценностных ориентаций и здорового образа жизни занимались многие авторы, среди которых В.П. Тугарин, М.С. Каган, Л.М. Архангельского, Ю.Д. Гранина, С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Н.А. Сирота, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Г.С. Никифоров, И.Г. Зайнышев, А.М. Цуткин, Д.Д. Степанов, Ю.П. Лисицын, А.В. Мартыненко. Особенности школьного и подросткового возраста рассматривали А.А. Реан, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др...
В ходе теоретического анализа нами было рассмотрено понятие здоровый образ жизни и его составляющее, и выявлено, что его можно определить как характеристику личности, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здоровьесозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек.
В свою очередь навык здорового образа жизни - координационная структура, которая представляет собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи и включает в себя умственные, двигательные и перцептивные навыки.
Отличительные особенности подросткового возраста как формирование идентичности, самооценки, развитие Я-концепции,
формирование мировоззрения, самосознания, ценностных ориентаций говорят о том, что именно в данный период жизни лучше всего начинать формирование, развитие навыков ведения здорового образа жизни и прививать ценности, связанные со здоровьем.
Для определения условий развития навыков ЗОЖ, нами были рассмотрены основные подходы и проанализированы методы,
способствующие развитию навыков здорового образа жизни. Опираясь на данную информацию, ведущим подходом мы выделили «формирование здорового образа жизни», в свою очередь методами выступили активные методы обучения (лекция, семинар, беседа) и методы активного социально - психологического обучения (тренинг, игра, дискуссия).
Диагностика сформированности навыков здорового образа жизни подростков основывалась на изучение степени важности здоровья для подростка и изучение уровней сформированности навыков ЗОЖ по четырем выделенными нами критериям: ценностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Тем самым мы выяснили, что уровни сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого отношения к здоровью, здоровому образу жизни, а так же важность для них ценности здоровья и проявление в поведении навыков ведения здорового образа жизни у большинства детей сформированы на высоком уровне, но все же присутствуют те дети, у которых когнитивный, эмоциональный, ценностный и поведенческие компоненты навыков ЗОЖ сформированы на низком уровне то есть нуждаются в развитии. Кроме того в связи с дальнейшим развитием индивидуально - психологических особенностей участников исследования, можно предположить, что количество детей, нуждающихся в развитии навыков здорового образа жизни, возрастет.
В связи с этим нами была разработана и реализована программа развития навыков здорового образа жизни подростков «Здоровый образ жизни - дорога в будущее!». Целью программы было развитие навыков ведения здорового образа жизни у подростков. Развивающие мероприятия проводились нами с воспитанниками социально - реабилитационного центра, с подростками, находящиеся в трудной жизненной ситуации и с подростками, оставшимися без попечения родителей.
Программа развития навыков здорового образа жизни основывалась на следующих формах работы: лекция, семинар, тренинг, социальная реклама, просмотр видеороликов, спортивные мероприятия, викторина, конкурс плакатов. И включала в себя вовлечение в мероприятия студентов
волонтеров, которые принимали активное участие в мероприятиях и во взаимодействие с подростками.
По окончании всех мероприятий нами была проведена повторная диагностика и на основании этого - анализ эффективности реализации программы развития. Повторная диагностика была также проведена по выделенным ранее критериям (ценностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Увидев положительную динамику в развитии когнитивной сферы воспитанников, а также положительные сдвиги ценностной и поведенческой, мы смогли сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась, а цель исследования достигнута.
1. Аникин С.С. Психолого-педагогическая профилактика наркотизма: учебно-методические рекомендации / С.Аникин. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 56 с.
2. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №1. - С 50 - 56с.
3. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой
наркомании: Наглядно-методическое пособие для педагогов и
родителей. / С.Б.Белогуров и др. - М.: Центр Планетариум, 2007. - 96 с.
4. Берг А.И. Современные проблемы образования и воспитания // Вопр. Философии.- № 12.- С. 56-59
5. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. / С.В.Березин и др. - Самара, 2003. - 64 с.
6. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн / Под ред. В.П. Зинченко. - 2-е изд. - М.: МПСИ, 2004. - 688 с.
7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 206 с.
8. Вайнер Э.Н. Валеология: учеьник для вузов. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 416 с.
9. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни / Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропоганде.-М.: Мысль, 1990. - 288с
10. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни.- М.: Советский спорт, 1996. - 592с.
11. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа». - 2005. - №3. - 23-28 с.
12. Дмитриенко Н.М. О всеобщности законов диалектики.- Брянск, 1967. - С 17.
13. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.
14. Дурандина А.И., Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Факторы, влияющие на формирование гашишной наркомании в пубертатном и подростково¬юношеском возрасте. / А.И. Дурандина.// Вопросы наркологии. 2002. №1.
15. Емельянов, Ю.Н. Активные методы социального обучения [Текст] / Ю. Н. Емельянов. - Л., 1985...40